Духовная культура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 12:16, контрольная работа

Описание работы

Культура — область духовной деятельности человека, объективируемая в материальных действиях, знаках и символах; ее сущность выявляется в противопоставлении с природой (как совокупностью естественных условий существования человека) и цивилизацией (уровнем материального развития того или иного общества).
Первичная сфера духовной деятельности человека — мифология, которая включала в себя знания из различных областей, проявления художественного освоения мира, моральные регулятивы, религиозные и мировоззренческие представления. В теологической традиции актуализируется связь культуры и культа, религия выступает как основа культуры.

Содержание работы

Введение
1. Понятие духовной культуры. Критерии духовности
2. Право и наука в системе духовной культуры
3. Религия в системе духовной культуры
4. Заключение
5. Список литературы

Файлы: 1 файл

к р культорология.docx

— 28.23 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ИЖЕВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ  СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ АКАДЕМИ

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

КУЛЬТуРОЛОГИЯ

 

 

Проверил: Поносов Ф.Н.

Выполнил: Ижболдин П.А.

Курс: 2 ЭАСХ

Шифр: 11078

 

 

 

 

 

 

 

Ижевск 2012

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема: ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА

 

Содержание

 Введение 

1.  Понятие духовной культуры. Критерии духовности

2.   Право и наука в системе духовной культуры

3.  Религия в системе духовной культуры

4.   Заключение

5.   Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение 

 Культура — область духовной  деятельности человека, объективируемая  в материальных действиях, знаках  и символах; ее сущность выявляется  в противопоставлении с природой (как совокупностью естественных  условий существования человека) и цивилизацией (уровнем материального  развития того или иного общества).

 Первичная сфера духовной  деятельности человека — мифология,  которая включала в себя знания  из различных областей, проявления  художественного освоения мира, моральные регулятивы, религиозные и мировоззренческие представления.

 В теологической традиции  актуализируется связь культуры  и культа, религия выступает как  основа культуры. Наука рассматривает  религию как один из элементов  культуры, специфическую духовную  деятельность, направленную на сверхъестественные  объекты. В различные эпохи  религия охватывала различные  области культуры.

 Религия выполняет культуротворческую роль, она задаст спектр универсальных культурных понятий, определяет смысл жизни, высшие ценности и нормы человеческого существования, оформляет структуру духовного сообщества. Религия способствует утверждению личности, формированию личностного сознания; выходу его за пределы узкоземного существования, Религия также осуществляет трансляцию культуры, передачу ее от одного поколения к другому.

1. Понятие духовной культуры. Критерии  духовности 

 Понятие духовной культуры:

 ·  содержит в себе все области духовного производства (искусство, философию, науку и пр.),

 ·  показывает социально-политические процессы, происходящие в обществе (речь идет о властных структурах управления, правовых и моральных нормах, стилях лидерства и пр.).

 Древние греки сформировали  классическую триаду духовной  культуры человечества: истину —  добро — красоту. Соответственно  были выделены и три важнейших  ценностных абсолюта человеческой  духовности:

 · теоретизм, с ориентацией на истину и созданием особого сущностного бытия, противоположного обычным явлениям жизни;

 ·  этим, подчиняющий нравственному содержанию жизни все иные человеческие устремления;

 ·  эстетизм, достигающий максимальной полноты жизни с опорой на эмоционально-чувственное переживание.

 Обозначенные выше стороны  духовной культуры нашли свое  воплощение в различных сферах  деятельности людей: в науке,  философии, политике, искусстве,  праве и т. д. Они во многом  и сегодня определяют уровень  интеллектуального, нравственного,  политического, эстетического, правового  развития общества. Духовная культура  предполагает деятельность, направленную  на духовное развитие человека  и общества, а также представляет  итоги этой деятельности.

 Духовная культура – это совокупность нематериальных элементов культуры: нормы поведения, нравственность, ценности, ритуалы, символы, знания, мифы, идеи, обычаи, традиции, язык.

 Духовная культура возникает  из потребности осмысления и  образно-чувственного освоения действительности. В реальной жизни реализуется  в ряде специализированных форм: морали, искусстве, религии, философии,  науке. 

 Все эти формы человеческой  жизни взаимосвязаны и влияют  друг на друга. В морали фиксируется  представление о добре и зле,  чести, совести, справедливости  и т.д. Эти представления, нормы  регулируют поведение людей в  обществе.

 Искусство включает в себя  эстетические ценности (прекрасное, возвышенное, безобразное) и способы  их создания и потребления. 

 Религия обслуживает запросы  духа, человек обращает свой взор  к Богу. Наука демонстрирует успехи  познающего ума человека. Философия  удовлетворяет потребности человеческого  духа к единству на рациональной (разумной) основе.

 Духовная культура пронизывает  все сферы социальной жизни.  Человек усваивает ее через  язык, воспитание, общение. Оценки, ценности, способы восприятия природы, времени, идеалы закладываются в сознание человека традицией и воспитанием в процессе жизни.

 Понятие «духовная культура»  имеет сложную и запутанную  историю. В начале 19 века духовная  культура рассматривалась как  церковно-религиозное понятие. В  начале ХХ века понимание духовной  культуры становится гораздо  шире, включая не только религию,  но и нравственность, политику, искусство. 

 В советский период понятие  «духовная культура» трактовалась  авторами поверхностно. Материальное  производство порождает материальную  культуру – она первична, а  духовное производство порождает  духовную культуру (идеи, чувство,  теории) – она вторична. Истоки  творчества, идей находились в  производственной, трудовой деятельности.

 В ХХI в. «духовная культура» понимается по-разному:

. как нечто священное (религиозное);

 · как нечто положительное, которое не требует пояснения;

. как мистически-эзотерическое.

 В настоящее время, по-прежнему, понятие «духовная культура»  достаточно четко не определено  и не разработано. 

 Актуальность проблемы формирования  духовности личности в современной  ситуации обусловлена целым рядом  причин. Назовем наиболее значимые  из них. Сегодня многие недуги  социальной жизни: преступность, аморализм, проституция, алкоголизм, наркомания и прочие - объясняются прежде всего состоянием бездуховности в современном обществе, состоянием, вызывающем серьезную тревогу и прогрессирующим из года в год. Поиск путей преодоления этих социальных пороков выдвигает проблему духовности в центр гуманитарного знания. Актуальность ее обусловлена также причинами экономического характера: по мере осуществления социальных, экономических, политических реформ в обществе, стремительно меняются условия и характер человеческого труда, его мотивация; и эта складывающаяся на наших глазах экономическая ситуация предъявляет новые требования к совершенствованию личности, к ее развитию, к таким личностным качествам, как нравственность, ответственность, чувство долга, которые в конечном счете являются показателями духовной зрелости человека.

 Истинная духовность есть "триединство  истины, добра и красоты"[1] и  основными критериями такой духовности  являются:

 · интенциональность, то есть "направленность вовне, на что-то или кого-то, на дело или человека, на идею или на личность"[2]. Человек нуждается в цели, возвышающей его над индивидуальным бытием; так он преодолевает изолированность и ограниченность своего существования, и эта способность ставить перед собой идеальные цели является показателем духовно развитой личности;

 · рефлексия над основными жизненными ценностями, составляющими смысл бытия личности и выступающими ориентирами в ситуации экзистенциального выбора. Именно способность к рефлексии, с точки зрения Тейяра де Шардена, является главной причиной превосходства человека над животным. У человека духовного эта способность приобретает характер проявления "вкуса к рефлексии", к познанию специфики индивидуального бытия. Одним из условий формирования способности к рефлексии является затворничество, изгнанничество, добровольное или вынужденное одиночество. "Изгнания и заключения, всегда столь страшные и роковые для человека, не так уже страшны и смертельны для духа. Он любит добровольное затворничество, одиночество келий и уход от мирской суеты, но столь же успешно пользуется вынужденным одиночеством ссыльного, заключенного... Без выбора себя, поворота вовнутрь, в свое одиночество, разговор человека с духом не начинается"[3]. Все величайшие представители Духа - Иисус, Сократ - были изгнанники. И это изгнание есть кара, постигающая того, кто вступил в мир Духа, трагическая кара за смелость быть не таким, "как все";

 · свобода, понимаемая как самоопределение, то есть способность действовать в соответствии со своим целями и ценностями, а не под гнетом внешних обстоятельств, как "обретение внутренней силы, сопротивляемость власти мира и власти общества над человеком"[4], "экзистенциальная несвязанность, свобода, отрешенность его - или его центра существования - от принуждения, от давления, от зависимости от органического[5]

. творчество, понимаемое не только как деятельность, порождающая что-то новое, ранее не существовавшее, но и как самотворение - творчество, направленное на поиск самого себя, на реализацию своего смысла жизни;

 ·развитая совесть, которая согласует "вечный, всеобщий моральный закон с конкретной ситуацией конкретного индивида"[6], ибо сознанию открыто сущее; совести - то, что должно существовать; это то, перед чем человек несет ответственность за реализацию своего смысла жизни;

. ответственность личности за осуществление своего смысла жизни и реализацию ценностей, а также за все, что происходит в мире.

 Таковы основные критерии  духовности личности в осмыслении  русских и зарубежных философов:  Н.А.Бердяева, В.Франкла, Э.Фромма, Т. де Шардена, М.Шелера и других.

2. Право и наука в системе  духовной культуры 

 Наука и право являются  частью культуры, поэтому любая  научная картина отражает взаимное  влияние всех элементов культуры  в ту или иную эпоху. В  системе культуры человечества, состоящей из материальной, социальной  и духовной культуры, наука включена  в систему духовной культуры  человечества. Ниже приводятся определения  системы культуры и ее элементов. 

 Культура – это система  средств человеческой деятельности, благодаря которой программируется,  реализуется и стимулируется  активность индивида, групп, человечества  и их взаимодействий с природой  и между собой. 

 Материальная культура –  это система вещественно-энергетических  средств бытия человека и общества. Сюда включены такие элементы, как орудия труда, активная  и пассивная техника, физическая  Культура, благосостояние людей. 

 Социальная культура – это  система правил поведения людей  в различных видах общения  и специализированных сферах  общественной деятельности. Система  включает в себя такие элементы, как этикет и разновидности  нормативной деятельности (правовой, религиозной, экономической и  другой).

 Духовная культура – это  система знаний, состояний эмоционально-волевой  сферы психики и мышления индивидов,  а также непосредственных форм  их выражений, знаков. Универсальным  знаком является язык. В систему духовной культуры входят такие элементы, как мораль, право, религия, мировоззрение, идеология, искусство, наука.

 Наука – это система сознания  и деятельности людей, направленная  на достижение объективно истинных  знаний и систематизацию доступной  человеку и обществу информации. Науку можно подразделить на  несколько основных видов наук: гуманитарные, антропологические, технические,  обществознание и естествознание.

 Гуманитарные науки – это  системы знаний, предметом которых  выступают ценности общества. К  ним относятся: общественные идеалы, цели, нормы и правила мышления, общения, поведения, основанные  на определенном понимании полезности  для индивида, группы или человечества  каких-либо предметных действий.

 Антропологические науки –  это совокупность наук о человеке, единстве и различии его природных  и общественных свойств. Они  включают в себя такие науки,  как физическая антропология, философская  антропология, педагогика, культурная  антропология, медицина (300 специальностей), криминология и т.д. 

 Технические науки – это  система знаний и деятельности  по практическому использованию  законов природы в интересах  человека в технологии. Они изучают  законы и специфику создания  и функционирования сложных технических  устройств, используемых индивидами  и человечеством в различных  сферах жизнедеятельности. 

 Обществознание – это система  наук об обществе как части  бытия, постоянно воссоздающегося  в деятельности людей. Оно изучает  специфику макро- и микрообъединений общности людей (социология, демография, этнография, история и др.).

 Анализ приведенных определений  показывает, насколько сложны и  многообразны связи между элементами  культуры как по горизонтали, так и по вертикали. Известно также определение культуры как особого, жизненно важного явления общества – его подсистемы. Культура представляет собой систему норм, ценностей, принципов, убеждений и стремлений членов общества – это нормативная система общества. Ее особенности определяют характерные черты естественно-научной картины мира в ту или иную эпоху.

 Цельность христианского мировоззрения  в условиях многообразия культурных  связей обусловлена его абсолютными  ориентирами. 

 В основе христианского мировоззрения  лежит знание о разумном устройстве  окружающего мира Творцом и  его познаваемости в тех рамках, которые необходимы для обеспечения  полной физической, эмоциональной  и духовной жизни человека, являющегося  особым Божьим творением. Христианское  мировоззрение связано с представлением  о необходимости познания, его  возможности и ценности знания, поскольку, изучая творение, мы  познаем Творца.

Информация о работе Духовная культура