Древний Элам

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2013 в 13:40, контрольная работа

Описание работы

Современное общество довольно хорошо знакомо с историей Шумера и Вавилонии, знает о хеттах и ассирийцах, о мидянах и персах. Элам же остается окутанным неизвестностью, и это несмотря на то, что среди народов древнего Ближнего Востока эламиты имели более чем двухтысячелетнюю историю и очень своеобразную культуру. Правда, история Элама, нынешнего юго-запада Ирана, раскрывается перед исследователем с большим трудом.

Файлы: 1 файл

Древний Элам.doc

— 280.00 Кб (Скачать файл)

Введение

Современное общество довольно хорошо знакомо с историей Шумера и Вавилонии, знает о хеттах и  ассирийцах, о мидянах и персах. Элам же остается окутанным неизвестностью, и это несмотря на то, что среди  народов древнего Ближнего Востока  эламиты имели более чем двухтысячелетнюю историю и очень своеобразную культуру. Правда, история Элама, нынешнего юго-запада Ирана, раскрывается перед исследователем с большим трудом.

Эламский  язык; он относится к самым сложным, до сих пор не поддающимся дешифровке языкам, известным науке.

Элам тесно связан с  историей Месопотамии.  Шумеры называли Элам “Ним”, аккадцы —  “Эпамту”).

Государственное же устройство вообще больше нигде не встречается  кроме Элама, она исключительно. Престолонаследие, кровосмешение, фатриархат, это всё характеризует Древний Элам, как наиболее загадочное и трудноисследуемое государство древности.

 

1. Периодизация истории  Древнего Элама

э Историю Элама можно условно разделить на три периода, охватывающих более двух тысячелетий. Период до первого известен как протоэламский:

Протоэламский период: 3200 до н. э. — 2700 до н. э., протекавший локально в Сузах.

Старый эламский период: 2700 до н. э. — 1600 до н. э., ранний период, проходивший до прихода к власти в Сузах династии Эпарти.

Ближний эламский период: 1500 до н. э. — 1100 до н. э., период до вавилонского вторжения в Сузы.

Неоэламский период: 1100 до н. э. — 539 до н. э., период характерного иранского и сирийского влияния. В 549 году до н. э. Элам завоевывают персы, однако они настолько адаптируют культуру порабощенной страны, что Иосиф Флавий даже называл эламитов предками персов.

Эламом в древности  называлась низменная, а в средней  и верхней части — горная долина рек Каруна и Керхе, вливавшихся в высохшую теперь лагуну Персидского залива восточнее р. Тигр, а также окрестные горные районы — по крайней мере нынешние иранские области Хузистан и Фарс, может быть и более отдаленные (на Восток). В самих эламских текстах страна называется Hatamti, встречается и Hal-tamti — форма, возможно, более архаичная (ср. элам. hal 'страна').

В III тысячелетии до н. э. из шумеро-аккадских источников известен целый ряд эламских городов-государств: Шушен (Сузы), Аншан (Анчан), Симашки, Б/Парахсе (позже Мархаши), Адамдун (по-видимому, шумерская форма термина Hatamti) и многие другие.

Во II тысячелетии до н. э. важнейшими составными частями Элама были Шушен (Шушун) и Анчан; эламские цари неизменно указывают эти два города в своей титулатуре. Шушен — это Сузы греческих авторов, хорошо исследованное городище между Каруном и Керхе, поселение, восходящее к IV тысячелетию до н. э.; Анчан — это городище Тепе-Мальян недалеко от совр. Шираза в Фарсе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Населения  и занятия жителей Древнего  Элама

Сузы были узлом пересечения важных торговых путей. Направляясь на запад, можно было на пароме пересечь р. Керхе, а затем в течение трех караванных дней пути дойти до Тигра у сегодняшней Амары в Ираке, а через неделю — достичь Вавилонии.

Шумеры писали слово elam со знаком NIM, что на их языке означает «наверху». Отсюда следует, что для жителей Двуречья настоящий Элам был расположен «наверху», не в самой Сузиане, а в горах, окружавших ее. Сами эламиты  писали название своей страны клинописными слогами hal-ta-am-ti, что, возможно, должно выражать hal-tampt, причем hal означает «страна», a tampt — «(милостивый) господин».  Эламиты, таким образом, -воспринимали свою родину как «страну господа», как «страну бога».

Решающим для истории  и культуры Элама было сочетание равнинного и горного ландшафтов — Шушуна и Аншана. В этом было его преимущество перед соседней равнинной Месопотамией. Развитие культуры последней зависело от богатств эламского горного края. Отсюда

шумеры и вавилоняне получали благодаря торговле или  военным походам строительный материал, разные руды (медь, платину, олово, серебро), строительный камень (базальт, мрамор, диорит, алебастр, аррагонит, обсидиан), полудрагоценные камни (карнеол, гематит, лазурит) и не в последнюю очередь — лошадей.

 Население Элама   не было однородным. Когда около 500 г. до н. э. персидский царь Дарий приказал украсить дворец в Сузах керамическими плитами с изображением его телохранителей, художник различил совершенно четко представителей трех рас. Одних он изобразил белокожими, вероятно имея в виду персов, другие выделялись коричневой кожей, а кожа третьей группы была темной, почти черной.

Почти чернокожие телохранители  были, очевидно, эламитами равнин.

По всей вероятности, такой тип населения древней Сузианы получился в результате смешения темнокожих аборигенов неизвестной расы с семитами, иммигрировавшими неоднократно (с XXV в. до н. э.) большими группами из Месопотамии во времена владычества Аккада.

Воины с коричневой кожей могли принадлежать к горным эламитам, имеющим большое сходство с нынешними лурами, проживающими на севере Сузианы, и с файли-лурами, обитающими на востоке и юго-востоке Бахтиарии. Луры в подавляющем большинстве черноволосы, с коричневым оттенком кожи. Они представляют собой крепкую, приспособленную к жизни в горах породу, несколько отличающуюся более высоким ростом, чем жители долин. Но и они обнаруживают шримесь чужой крови, так что их нельзя причислить к «чистым эламитам». Однако примеси в них ощущается меньше, чем у эламитов равнин, причем смешение произошло у них не с семитами, а с индоевропейскими народностями, преимущественно с персами.

Это смешение с персами привело в конечном счете к тому, что эламиты-луры разговаривают со времен средневековья на одном из иранских диалектов. Еще в 1000 г. н. э. арабские географы встречали в некоторых местах Хузестана совершенно непонятное наречие. «Хузи» был, очевидно, последним остатком эламского языка. Наименование «хузийский» восходит, кстати, еще к древнеперсидскому периоду: Дарий Великий (522— 486) уже не знал названия Элам, а лишь Худжа. В древнеперсидской версии ахеменидских надписей название «Элам» отсутствует. Древнеперсидским обозначением страны Элам, входящей в состав государства Ахеменидов, является Uja/Uvja (Уджа/Увджа). К этому названию возводят среднеперсидский Ху-жастан и новоперсидский Хузестан. Хузийцы принадлежали, вероятно, к эламским племенам, известным грекам Александра Македонского как уксии, которые причиняли им немало неприятностей. Горные уксии населяли землю между Бехбеханом и Фахлианом и контролировали, таким образом, дорогу Сузы — Персеполь.

О будничной  жизни эламитов в древние времена свидетельствуют хотя и не полно, но тем не менее весьма наглядно пиктографические изображения на печатях, относящихся к III тысячелетию до н. э. Эламские резчики раскрывают перед нами окружавший их мир, показывая людей своей страны во время самых разнообразных занятий.

Ландшафт  Сузианы изображен на печатях  в виде извивающихся водотоков, в которых плавают рыбы. Высоко в горах среди сосен, кедров и хвойных деревьев резвятся буйволы, горные козы и козлы. Разные животные обитают в степи или в кустарнике; они то мирно пасутся, то спасаются бегством от льва. А вот появляется эламский охотник (рис. 1 и 2). Вся его одежда состоит из набедренной повязки, а часто он обходится без нее. Его вооружение состоит из лука и стрел, копья или топора.


 

 

                                                                         

Рисунок 1

Рисунок 2

 

На одной  из печаток мы видим, как совершенно обнаженные рыбаки достают из воды черепах гигантских размеров (рис. 3), на другой — зламит вытаскивает на берег свою лодку с красиво загнутым носом (рис. 4). Хозяин лодки, вышедший уже на сушу, держит в руках прекрасный улов -два больших усача; за ним следует его подручный, неся на голове блюдо, наполненное доверху рыбешкой.


 

 

Рисунок 3

 

                                                                                                       Рисунок 4                                                                                              

 

Невдалеке от города пасется крупный рогатый  скот, возле коров стоят подойники (рис. 5). Пастухи загоняют коз в специально построенный глиняный хлев. Рядом с входом расположены огромные башни, а это означает, что хлев принадлежал, очевидно, дворцу или храму (рис. 6) .


Рисунок 5

                                                                                         Рисунок 6

 

 На полях большими  группами работают мужчины, они готовятся к севу, обрабатывая землю трехзубчатыми мотыгами. Эта печатка (рис. 7) относится, возможно, еще к IV тысячелетию до н. э.

 

Рисунок 7

 

В Сузиане  той эпохи имели широкое распространение  каменные мотыги, серпы из твердо обожженной глины, а также кремневые лезвия для серпов. Мотыга и серп были, таким образом, с древнейших времен главными орудиями труда эламского земледельца. Около 3000 г. до н. э. на изображениях печатей появляется плуг (рис. 8). В сельском хозяйстве заняты и женщины: на них широкие рубахи; они трудятся на финиковых плантациях (рис. 9).

 

                                         

Рисунок 8                                                                            Рисунок 9

В городе жизнь бьет ключом. В гончарной мастерской изготавливают керамические сосуды. В то время как один ремесленник занят полировкой ручек кувшина, другие выравнивают пластины, складывая их вплотную друг над другом. В мастерских также можно встретить женщин. Они сидят на низеньких деревянных подставках или на земле и заняты преимущественно обработкой шерсти (рис. 10).

Рис. 10



Наибольшее  оживление возле зернохранилищ. Печати воспроизводят зернохранилища в виде постройки из кирпича-сырца с длинным рядом куполов. Фасад расчленен нишами, над которыми под горизонтальной крышей расположены узкие люки для проветривания хранилищ. Работники возятся с мешками или кувшинами. Они носят свои тяжести на голове или плече, поднимаясь к отверстиям в куполах на лестницах-стремянках или пристроенных сбоку лестничных маршах (рис. 11). Цоколь изолировал хранилища от земли. Однако были и зернохранилища, наполовину размещенные в земле. Об этом свидетельствует найденный в Сузах математический текст. Рядом с хранилищами сидят на корточках писцы и записывают на глиняных табличках сданное количество зерна (рис. 12). На корточках сидят и смотрители винного погреба, разливая вино по сосудам и закупоривая их (рис. 13).


 

 

 

 

 

 

Рисунок 11                                      Рисунок 12

 


 

 

 

 

 

Рисунок 13

 

 

 

3. Письменность и  язык эламитов

Когда около 3000 г. до н. э. шумеры с целью улучшения ведения хозяйственных отчетов создали пиктографию, этому новшеству ненадолго суждено было оставаться тайной для соседнего Элама. Ибо некоторое время спустя — из Суз, что соответствует в Месопотамии пласту «Урук III», т. е. приблизительно около 2900 г. до н. э.,— появляются первые таблички, написанные эламской пиктографией. При большом различии в деталях все же не вызывает сомнения, что в основе эламской пиктографии лежит шумерская письменность того периода. Торговые отношения способствовали быстрому распространению этой письменности; она появляется почти одновременно и на далеком северо-востоке, у Кашана (между Тегераном и Исфаханом).

Так называемая протоэламская письменность представляла собой первоначально, а затем и в течение длительного периода, как и в Шумере, чисто словесное пиктографическое письмо. На табличках можно различить животных, кувшины, вазы и другие предметы. До сих пор не удалось прочитать эти таблички, так как многие пиктограммы все еще не поддаются точному определению.

Документы, написанные этим письмом, посвящены исключительно хозяйственным вопросам — инвентарным опискам, записям о новых поступлениях, записям об отпуске товаров.

По всей вероятности, протоэламское письмо насчитывало не больше 150 основных логографических знаков. Правда, их можно было самым различным образом комбинировать между собой, и поэтому таблички производят впечатление, что при их написании использовалось гораздо большее количество знаков

. Из этой письменности, относящейся к чисто логографической, после 2900 г. до н. э. родилось путем ее упрощения слоговое письмо, в котором попадались лишь единичные логограммы.

Подобным  же образом письмо развивалось и в Шумере. Очевидно, писцовые школы обеих стран взаимно влияли друг на друга. В Эламе, так же как и в Шумере, возникло линейное письмо. Пользуясь этим письмом, можно было сделать не только хозяйственные записки, но и выразить события личного, религиозного, политического, исторического характера, происходящие в  стране.

Вероятно, развитие эламского линейного письма было завершено к середине III тысячелетия. До нас оно дошло лишь в виде пяти документов на глиняных черепках и 11 надписях на камне, датированных XXIII в. до н. э.

На этой своей  завершающей стадии эламское линейное письмо насчитывало, вероятно, около 80 знаков. Из них на камне засвидетельствовано до сих пор 44. В основном писали сверху вниз, однако встречается и обратный порядок. Строки начинаются то с левого угла, то с правого. Иногда внутри одного столбца ось расположения знаков меняется на 180°, что означает абзац..

Информация о работе Древний Элам