Древнерусская живопись

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2012 в 12:21, реферат

Описание работы

Почти тысячелетие насчитывает история древнерусского искусства. Оно зародилось в IX - X вв., когда возникло первое феодальное государство восточных славян - Киевская Русь; последним его этапом был XVII в.- период кризиса средневековой художественной культуры в России и сложения новых художественных принципов. Формируясь и развиваясь в тесном взаимодействии со многими культурами близлежащих, а порой и весьма отдаленных стран, древнерусское искусство, представляющее целостное и ярко самобытное явление, заняло свое особое место в истории мирового искусства. По своему значению оно стоит в одном ряду с Византией и крупнейшими очагами средневековой культуры Западной Европы и Востока. Существенные особенности древнерусского искусства в значительной степени определялись жизненностью патриотических идей.

Файлы: 1 файл

контрольная по культурологии.doc

— 86.50 Кб (Скачать файл)

Многочисленны были иконы, воспроизводящие Нерукотворный  Образ. Древнейшая из сохранившихся - "Спас Нерукотворный", созданный  в Новгороде  в XII веке и принадлежащий сейчас Третьяковской галерее.

Очень важным  и  распространенным типом изображения Спаса в  древнерусском   искусстве   был   тип,  получивший   название   "Спас  Вседержитель". Понятие "Вседержитель" выражает основное представление христианского вероучения об Иисусе  Христе.  "Спас  Вседержитель"  -  это  поясное  изображение Иисуса Христа в левой руке с Евангелием - знаком принесенного им в мир учения -  и  с  правой рукой,  деснице,  поднятой в жесте обращенного к этому миру благословения. Но не только эти важные смысловые атрибуты объединяют изображения Спаса Вседержителя.  Создавшие их художники стремились с особой полнотой наделить образ Иисуса Христа божественной силой и величием.

До нас дошло выполненное  мозаикой изображение Спаса Вседержителя  в куполе одного из древнейших храмов - собора Святой Софии в Киеве (1043-1046 гг.).

 Многочисленны были  и иконописные изображения Спаса  Вседержителя. И среди них, пожалуй,  самое знаменитое - икона, написанная  в начале XV века величайшим русским  художником Андреем Рублевым.  Ее называют сейчас по месту находки в городе Звенигороде "Звенигородским Спасом".

С теми же атрибутами Владыки  мира, что и Спас Вседержитель, с  Евангелием  в  левой  руке  и  поднятой  в  благословении  десницей  -  изображался Иисус  Христос  и  в  распространенных  композициях "Спас  на  престоле".  На его царственную власть указывало здесь само восседание на престоле (троне).  В этих изображениях  особо ясно выступало то,  что Владыка мира является и его судией,  так как "воссев на престол",  Спаситель будет творить свой последний суд над людьми и миром.

Крупнейшую роль в  развитии новгородского искусства XIV века сыграло творчество Феофана Грека, замечательного художника, в 70-х,годах XIV века приехавшего в Новгород из Византии.

Достоверной работой Феофана в Новгороде является роспись церкви Спаса Преображения на Ильине улице (1378). Сохранились фрески в куполе: Христос Пантократор в центре, ниже — фигуры архангелов с широко раскрытыми крыльями и шестикрылые серафимы, а в барабане между окнами — восемь фигур праотцев в рост. Кроме того, обнаружены остатки «Евхаристии» и святительского чина в апсиде, фрагмент фигуры Богоматери из «Благовещения» на южном алтарном столбе, сильно разрушенные фрески евангельских сцен на сводах и стенах храма, а также многочисленные фигуры и полуфигуры святых. Раскрытие этих фресок, осуществленное в результате реставрационных работ 1912—1970 годов, стало крупнейшим событием культурной жизни. Лучше всего сохранились росписи в северо  -западной камере на хорах, где находятся ветхозаветная «Троица», фигура Макария Египетского, ряд медальонов с полуфигурными святыми, пять фигур столпников.

     Лица святых написаны размашисто, свободно белые блики легко и уверенно брошены поверх темного красно-коричневого тона. Складки одежды ломаются резкими углами. Характеристика образов достигает предельного  лаконизма. Таков, например, Макарий Египетский — древний старец с длинными белыми волосами и бородой, тонким носом и впалыми 1 щеками. Высоко поднятые брови сведены к переносице. Рядом с образами старцев, убеленных сединами, — молодые святые, суровые и энергичные, с жесткими волосами, подстриженными в кружок. Внутренняя сила образов Феофана, их страстная напряженность и огромная духовная энергия, неповторимое разнообразие индивидуальных характеристик, нарушающих условности иконографических подлинников, - все это явилось не только выражением живописного темперамента мастера, но и результатом пребывания в Новгороде.

С владимиро-суздальской  замлей и ее художественными  традициями связывают несколько первоклассных икон: «Дмитрий Солунский» из города Дмитрова, «Богоматерь Оранта – Великая Панагия» из Спасо-Преабраженского монастыря в Ярославле, «Спас Вседержитель» поясной, «Явление архангела Михаила Иисусу Навину, «Архангел Михаил, лоратный» из Ярославля, «Борис и Глеб», «Владимирская Богоматерь».

Образы Богоматери по своему смыслу и значению, по тому месту, какое 

Они занимают в сознании и в духовной жизни людей, стоят  рядом с  образами Спаса.

 Предание гласило,  что первые иконы Богоматери были созданы еще при ее жизни,  что их написал один из апостолов, автор Евангелия Лука. К произведениям художника евангелиста причислялась и икона "Богоматерь Владимирская",  которая считалась покровительницей России, находящаяся сейчас в коллекции Третьяковской галереи. Существует летописное известие, что эта икона была привезена в начале XII века в Киев из Царьграда (так называли на Руси столицу Византии Константинополь).  Имя "Владимирская" она получила на Руси:  ее забрал с собой из Киева, отправляясь в северо-восточные земли,  князь Андрей Боголюбский.  И здесь,  в  городе Владимире икона обрела свою славу.  В центре иконы располагается поясное изображение Богоматери с  младенцем  на  руках,  который нежно прижимается к ее щеке.

Изображение Марии и младенца в позах взаимного  ласкания  - по-русски  обозначалось  как "Умиление".  Прижимая к себе правой рукой младенца Сына, мягко склонившись к нему головой, левую руку простирает к нему Мария в  жесте  моления:  пронзенная  своей  материнской скорбью за него, она к нему же несет свою печаль, свое извечное заступничество за людей.  Способным разрешить материнскую печаль, ответить на ее молитву изображен здесь младенец Сын: в  его лике,  в его обращенном к матери взгляде таинственно слились детская мягкость и глубокая, неизречимая мудрость.

Почитание "Богоматери Владимирской" привело  не только к тому,  что на Руси существовало много списков с  нее, много ее повторений. Очевидно, во многом благодаря любви к этой древней иконе, особенно в северо-восточных русских землях, широкое распространение получил сам тип "Умиление", к которому она принадлежала.

"Умилением"  является прославленная "Богоматерь  Донская" - икона, согласно легенде,  получившая свое имя в связи  с тем, что Дмитрий Донской  брал ее с собой на Дон, в битву на Куликовом поле, где одержана великая победа над татарами.    Кроме изображений типа "Умиление",  многочисленными и любимыми  были изображения Богоматери с младенцем на руках,  которые назывались "Одигитрия",  что означает "Путеводительница". В композициях "Одигитрия",  Богоматерь изображена в фронтальной, торжественной позе. Лишь правая рука Девы Марии невысоко и спокойно поднята в жесте моления,  обращенном к сыну.  Иногда "Богоматерь Одигитрию",  называют "Богоматерь Смоленская".  Дело в том,  что согласно летописному приданию, древнейший из привезенных на Русь списков "Одигитрии" находился в Смоленске.

Существует  еще  несколько различных по композиции изображений Богородицы.  К ним  относятся:  "Богоматерь  Казанская",  "Богоматерь Тихвинская", "Богоматерь Оранта (молящаяся)", "Богоматерь Знамение".

Кроме рассмотренных нами икон, существует еще несколько  сюжетных групп:  иконы с изображением различных  праздников, например, Рождества, Сретения, Успения и многих других; иконы  с изображениями различных святых, например, Георгия Победоносца, апостолов Петра и Павла,  Козьмы и Демьяна и многих других.  Все эти иконы пишутся по определенным канонам, т.е. правилам, определяющим сюжет и композицию изображения.

Идеи, вдохновлявшие и волновавшие русских людей в годы освобождения от монголо-татарского ига, в годы, когда успешно преодолевалась феодальная раздробленность и шла  упорная борьба за создание единого общерусского государства, нашли наиболее полное воплощение в творчестве гениального русского художника Андрея Рублева (родился, вероятно, в 60-х годах — ХIV  века, умер в 1427/30; первое Летописное известие о деятельности Рублева Относится к 1405 году имя Рублева стало символом русской средневековой культура. Икона «Троица» — пик этой культуры, ее совершеннейшее и высшее достижение. Написанная Рублевым «в память и похвалу» основателю Троицкого монастыря преподобному Сергию Радонежскому в 1411 году (для деревянной церкви) или в 20-х годах (для каменного собора), она была поставлена в нем справа от царских врат близ гробницы Сергия. «Внешняя» тема иконы— посещение тремя ангелами Авраама и Сарры; однако повествовательная сторона события в иконе Рублева опущена. Представлены только три ангела. Фигуры их, разные по силуэту, вместе как бы образуют круг. В очертаниях голов, плеч и рук, в изгибах крыльев, в наклоне тонкого деревца на фоне, в силуэте горки справа повторяются плавные смягченные линии, создавая впечатление гармонической слаженности и единства. Ощущение гармонии исходит и от колорита иконы.

Золотистые, темного тона крылья, легко подчеркнутые снизу светло-голубым, мягко выделялись на золотом фоне (теперь почти полностью утраченном). Такие же мягкие сочетания с золотом фона составляли и зеленовато-желтая гора, и зеленовато-оливковая крона дерева, и бледно-зеленый «позем» (земля). Более интенсивно звучат чудесный «голубец» и зеленый цвет в одеждах. Просветленная и ясная красочная гамма сгруппирована вокруг густо-голубых и темно-вишневых одежд среднего ангела. Религиозная тема иконы—догмат о единстве трех ипостасей божества: бога-отца, бога-сына и духа святого, что было особенно актуально в период еретических движений. Однако в иконе Рублева есть особый содержательный пласт, образный смысл, безмерно актуальный для духовной жизни Руси конца XIV—начала XV века. Икона звучит как символическое воплощение доброго согласия, гармонического слияния человеческих душ вопреки земной обреченности. Нравственные принципы, воплощенные в иконе, отражали высокие идеалы возрождавшегося народа, единого перед лицом насильников и губителей. Этот духовный смысл сделал «Троицу» прекраснейшим произведением национальной живописи и наиболее светлым и полным выражением русской духовности.

Свойство  московской иконы — это лиризм эмоционального строя, сосредоточенность на внутреннем состоянии образа, а не на магической силе его мгновенного воздействия, как в новгородской живописи. Иконопись рублевской эпохи настраивает на вдумчивую созерцательность, ее мир—идеально-спокойный и гармоничный, нравственный идеал—этически совершенный человек, неторопливый, тихий, склонный к вдумчивому анализу и исполненный тихой доброты и милосердия.

XV век  в истории древнерусского искусственно по праву, называется золотым веком иконописи. Своеобразные черты московской школы живописи первой половины XV столетия станут основой ее дальнейшего развития вплоть до начала XV» века.

В течение  долгих веков  древнерусская живопись несла людям, необычайно ярко и полно воплощая их в  образы,  духовные  истины христианства.  Именно  в  глубоком раскрытии этих истин обретала живопись византийского мира,  в том числе и живопись Древней Руси,  созданные ею фрески,  мозаики,  миниатюры, иконы, необычайную, невиданную, неповторимую красоту.

Заключение

     Мы познакомились  с образами древнерусской живописи, с лежащими в их основе сюжетами. Эти сюжеты, почерпнутые из христианского слова, в основной своей части знакомы всем христианским народам. Но благодаря особому отношению к христианскому  слову,  к задачам, опирающейся на него живописи,  эти сюжеты стали на Руси основой самобытного,  уникального в мировой культуре  явления  -  древнерусской иконописи.

Духовная и художественная значимость русской иконописи общепризнанна, и слава её давно перешагнула  границы нашей страны.

Было бы неверно сводить значение иконы лишь к функции историко – напоминательной. Ещё более ценилась средневековым человеком её способность указывать на высший духовный смысл бытия - иконные образы в своей космологической устремлённости как бы вбирали в себя все иерархические уровни человеческой истории и провозглашали притом непреложный во все времена закон любви человека к человеку - как всеобщий закон человеческого существования.

Можно сказать, что активно  провозглашаемое понятие о светлых  духовных началах человечества является основным внутренним смыслом древнерусской иконы на всём протяжении её существования. Думается, что в первую очередь именно поэтому столь, казалось бы, удалённое от нас по времени искусство иконописи и ныне не оставляет равнодушным современного зрителя не только в России, но и далеко за её пределами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА

  1. Муратов П.П. Древнерусская живопись. История открытия и исследования. - М.: Айрис-Пресс, Лагуна-Арт, 2005.
  2. Алпатов  М.В.  Древнерусская   иконопись.  -   М.,  Изобразительное искусство, 1978.

     3.  Барская Н.А. Сюжеты  и  образы  древнерусской  иконописи.  -  М.,                     Просвещение, 1993..

     4.   Любимов Л.Д.  Искусство древней Руси.  -  М.,  Просвещение, 1974.

 

 




Информация о работе Древнерусская живопись