Древнегреческая архитектура архаического и классического периодов (ордерная система, Афинский акрополь)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 19:40, реферат

Описание работы

Можно считать неоспоримо доказанным, что классовое общество и государство, а вместе с ним и цивилизация зарождались на греческой почве дважды с большим разрывом во времени: сначала в первой половине II тыс. до н.э. и вторично в первой половине I тыс. до н.
Архитектура Древней Греции тесно связана с философией, ибо в ее основе и в основе древнегреческого искусства лежали представления о силе и красоте человека, находившегося в тесном единстве и гармоническом равновесии с окружающей природной и социальной средой, а поскольку в античной Греции получила большое развитие общественная жизнь, то архитектура и искусство носили ярко выраженный социальный характер.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………3
Этапы развития Древнегреческой архитектуры………………….4
Архитектура архаического периода………………………………5
Архитектура классического периода……………………………..7
Ордерная система………………………………………………….12
Афинский акрополь………………………………………………..18
Заключение………………………………………………………………..21
Список литературы………………………………………………………..22
Приложения………………………………………………………………..23

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 500.86 Кб (Скачать файл)

 

  1. Ордерная система 

Архитектурный ордер (лат. ordo — строй, порядок) — тип архитектурной композиции, использующий определенные элементы и подчиняющийся определенной архитектурно-стилевой обработке. Является воплощением стоечно-балочной системы, тектонически состоящей из вертикальных (колонны, пилястры) и горизонтальных (антаблемент) элементов. Появился в Древней Греции. Название ордер происходит от латинского «ordo» — строй, порядок, впервые было употреблено теоретиком архитектуры второй половины I века до н. э. Витрувием, автором трактата «Десять книг об архитектуре».

Различают пять классических ордеров: дорический, ионический и коринфский возникли в Древней Греции, тосканский и композитный — в Древнем Риме. Коринфский в Древней Греции почти не применялся и стал распространен в Древнем Риме.

Основная конструкция  — каменные блоки, из которых выкладывались  стены. Колонны, антаблемент (лежащее  на опоре-колонне перекрытие) обрабатывались различными профилями, приобретали  декоративные детали, обогащались скульптурой. Греки доводили обработку архитектурных  сооружений и всех без исключения деталей декора до высочайшей степени  совершенства и отточенности. Эти сооружения можно назвать гигантскими произведениями ювелирного искусства, в которых для мастера не было ничего второстепенного.

Древнегреческая архитектура  развивалась двумя стилистическими  потоками, в двух ордерах (дорическом и ионическом), которые сложились в VII в. до н. э. Под ордером в архитектуре понимается определенная система сочетания и взаимодействия несущих (поддерживающих) и несомых (перекрывающих) элементов. В античной архитектуре это отдельно стоящие опоры-колонны и лежащее на них перекрытие — антаблемент.

Главные структурные элементы двух ордеров один и те же. Основанием для них служит обработанная по всему  периметру ступенями площадка —  стилобат. На ней, по всему внешнему контуру храма, устанавливались  колонны, состоящие из трех частей; базы, ствола и капители.

Дорический стиль наиболее простой, лаконичней по своей форме. Главные отличительные особенности  этого ордера — строгость и  простота. Ионический стиль сложнее  и насчитывает больше деталей. Главные  черты ионического стиля —  легкость пропорций, большая дифференцированность форм, изящество и относительная декоративность. Помимо двух основных стилей древнегреческая архитектура разработала еще третий — коринфский. Коринфский стиль еще легче ионического и должен рассматриваться как вторичное образование, возникшее на почве ионической архитектуры.

Дорический ордер

Дорический ордер, воплотивший  художественные идеалы суровых и  воинственных дорийских племен, получил особенно широкое распространение в архаической Греции. Его составные части:  колонна, состоящая из ствола, имеющего вертикальные желобки (каннелюры), и капители; антаблемент, включающий архитрав, фриз и карниз (рис. 4).

База в дорическом ордере отсутствует, колонна ставилась  непосредственно на стилобат. Ствол ее делался кверху тоньше и имел легкую выпуклость—энтазис, что вместе с каннелюрами создавало впечатление напряженности конструкции, стройности колонны. Капитель, передающая вес антаблемента на колонны, также в художественной форме выражает идею борьбы с тяжестью и состоит из абаки — квадратной плиты, и эхина — сплюснутой круглой подушки.

В частях антаблемента сохранена  Конструктивная логика деревянного  прототипа дорического ордера.

В эпоху развитой архаики  для строительства храмов применялся известняк, легко поддающийся отделке. Вырабатываются основные приемы каменной кладки, транспортировки и подъема  блоков. Подогнанные друг к другу  блоки укладывали насухо, скрепляли  железными штырями и скобами  с заливкой пазов свинцом. Принцип  сборности требовал высокой точности обработки деталей, продуманной  последовательности работ, внедрения  в строительство стандартизации, системы пропорционирования и модулирования сооружений.

Большинство блоков доставлялось из каменоломен в готовом виде. Некоторые из них, например барабаны колонн, обрабатывали уже после сборки. После завершения кладки внешние поверхности тщательно отделывали. Стены храмовых целл и фронтоны штукатурили для грунтовки поверхности под окраску. Древние греки любили украшать свои храмы яркой росписью, накладными металлическими деталями, монументальной скульптурой, рельефом. Фронтоны украшались сложными композициями на мифологические сюжеты. Колонны оставались неокрашенными.

Для перевозки блоков, особенно крупных архитравных балок, применялась окантовка их деревянными брусьями, образующими форму колеса. При монтаже для подъема блоков в них прорубались петлеобразные пазы, в которые закладывались веревки подъемного механизма, использовались клинья-анкеры и другие приспособления.

Дорический ордер архаики  отличается грузными формами, тяжеловесными пропорциями, сильно акцентированным сужением колонн под капителью, сочными, пластичными изгибами широкого эхина, наивным реализмом скульптур, несколько условных и статичных. Ведущим архитектурным типом в это время был периптер.

Древнейшие из сохранившихся  дорических сооружений греков — храмы  на о. Сицилия (ансамбль в Селинунте, середина VI в. до н. э.) и в Посейдонии на юго-западном берегу Италии (храмы в Пестуме, середина VI в. до н. э.) — земледельческих колониях греков.

Ионический ордер

В эпоху расцвета средиземноморских  колоний греков, основанных ионийскими племенами, вытесненными дорянами с Балкан, начинается, а точнее, продолжается формирование ионического ордера. В его формах соединились архитектурные традиции греческих переселенцев и народов, издавна населявших эти районы.

Колонна ионического ордера опирается на базу, ствол имеет  каннелюры, разделенные тонкими ребрами. Капитель с завитками восходит своими формами к древнейшим растительным мотивам завершений колонн в архитектуре Эгейского мира.

Трехчастный, аналогично дорическому, антаблемент зрелого ионического ордера вначале не имел фриза, как и его деревянный предшественник. Введенный впоследствии фриз стал поясом, несущим декоративные и скульптурные украшения (рис. 5).

Гигантский диптер, храм Артемиды в Эфесе (IV в. до н.э.) — одно из самых древних сооружений ионического ордера — перестроен в эпоху эллинизма (рис. 34). Его ордер еще не имел фриза, зато нижние барабаны колонн были отделаны скульптурным рельефом. Храм поставили на болотистом участке, считая, что мягкая почва послужит амортизатором при землетрясениях. Но, чтобы здание не погрузилось в трясину, под его основанием был вырыт глубокий котлован, который наполнили смесью шерсти и древесного угля. Храм Артемиды причислялся к семи чудесам света.

В эпоху архаики складываются градостроительные принципы греческого поселения, его общественного и религиозного центров в виде агоры и акрополя. Было завершено в основных чертах формирование греческого храма, отработаны конструкции и методы каменного строительства, создана ордерная система. Заимствовавший структуру деревянной конструкции, каменный ордер утвердился как самостоятельная с конструктивной и художественной точек зрения тектоническая система.

В наиболее четко выраженном виде ордерная система выступает  в храмах. Древнегреческие храмы  отличались небольшими размерами по сравнению с древнеегипетскими и были соразмерны человеку. Богослужения происходили вне стен храма, который считался домом богов. В плане храмы представляли прямоугольник, окруженный по периметру колоннами, с двускатной крышей. Вход был украшен треугольным фронтоном. В центре храма помещалась статуя того божества, которому был посвящен храм. Композиция греческих храмов различна. Ордерные стилистические элементы используются в каждом из типов сооружений особо.

Самым простым и самым  ранним типом храма был дистиль, или «храм в антах». Состоит он из святилища — целлы, прямоугольного в плане, передний фасад которого представляет собой лоджию с центральным проемом. По сторонам лоджия ограничена боковыми стенами, которые и называются антами. Между антами по переднему фронтону ставились две колонны (поэтому храм назывался «дистилем», т. е. «двуколонный»).

Второй, также относительно простой тип храма — простиль. Он сходен с актовым, различие лишь в том, что простиль имеет на фасаде не две, а четыре колонны.

Третий тип — амфипростиль. Это как бы двойной простиль — портики с четырьмя колоннами находятся и на переднем, и на заднем фасадах здания.

Четвертым типом храмов является периптер. Это наиболее часто встречающийся  тип храмов. Он окружен колоннами  со всех сторон, по периметру. Обычно на переднем и заднем фасадах по шесть  колонн, а количество боковых определялось формулой 2π + 1, где π — количество колонн на переднем фасаде. Иногда на боковых фасадах размещался не один, а два ряда колонн. Такой тип храма называется диптер. Существовал в Гредии еще один вид храма — круглый периптер, где святилище — целла — имело цилиндрическую форму и по всему периметру храм был окружен кольцом колонн.

Греки применяли в своих  сооружениях, в том числе и  в храмах, балочные перекрытия. Расстояния между опорами были невелики и  не превышали 10 м. Ордерная система  греков представляет собой стоечно-балочную конструкцию. Ордера применялись не только при проектировании наружных портиков, но и во внутренних объемах  зданий, в интерьерах.

Исключительное значение для последующего развития мировой  архитектуры имеют принципы архитектурно-планировочных решений Греции, выраженные наиболее полно в ансамблях.

 

  1. Афинский акрополь (рис. 7)

Он расположен на высокой  природной скале Пиргос, удлиненной формы с плоской вершиной, имеющей длину 300 м и ширину в средней части около 150 м. Храмами акрополя утверждалась идея военно-политической и культурной гегемонии Афин. Использованием в храмах дорического и ионического ордеров демонстрировалось единство греческих полисов. Процессии, устраивавшиеся раз в четыре года на акрополе, определяли композиционное построение ансамбля с постановкой храмов, учитывающей наилучший ракурс восприятия с установленной трассы движения процессии. В основу ансамбля заложены два последовательно проводимых принципа, которым следовала древнегреческая архитектура: гармоническое равновесие масс и восприятие архитектуры в процессе постепенной, «динамической» ее развертки. Греческие зодчие уделяли исключительное внимание природным условиям и стремились всегда обдуманно и с наибольшим художественным результатом вводить свои сооружения в окружающий пейзаж.

Ансамбль открывается Пропилеями — большим портиком с пятью проходами (421 г. до н. э.). Фасады Пропилеи решены в дорическом ордере, центральный проход окружают ионические колонны.

К входной группе акрополя относятся также т. н. Пинакотека (место экспозиции живописных произведений) и небольшой ионический амфипростиль Нике Аптерос — храм «Бескрылой победы», организованные в асимметричную, но уравновешенную композицию. За Пропилеями была поставлена величественная статуя Афины-Воительницы, выполненная Фидием. Центральное сооружение акрополя — Парфенон (храм Афины) построен архитекторами Иктином и Калликратом в 432 г. до н. э. (рис. 8).

Законченность и совершенство пропорций Парфенона, простота и выразительность его форм, органичное слияние конструктивных и художественных начал представляют творческий итог и вершину классической древнегреческой архитектуры. Самое крупное здание акрополя, дорический периптер Парфенона, имеет композицию, совместившую в себе дорические и ионические традиции. Его целла разделялась глухой стеной на помещение святилища с хризоэлефантинной (из слоновой кости и золота) статуей Афины, окруженной двухъярусной галереей дорического ордера, и сокровищницей, где хранилась казна Морского союза греческих городов, во главе которого стояли Афины. Колонны сокровищницы были, по-видимому, ионическими. Скульптурный фриз длиной 160 м, опоясывающий стену целлы снаружи, также свидетельствует о наличии ионических мотивов в архитектуре Парфенона. Созданию впечатления гармонии и величавой красоты способствует активное применение скульптуры и снаружи, и внутри храма. Именно поэтому Парфенон является одним из ярчайших образцов в мировой архитектуре подлинного и глубокого синтеза искусств. Идейная значимость Парфенона в качестве главного храма Греции и как воплощение политической победы демократии над родовой аристократией подчеркивалась и тематикой скульптурных композиций его фронтонов. На западном была изображена сцена спора Афины—богини, особенно почитавшейся демосом, с Посейдоном—богом морей и «потрясателем земли», покровителем родовой знати, за владычество над Аттикой (областью, принадлежавшей Афинам); на восточном—миф о рождении Афины из головы самого Зевса.

Ионический храм Эрехтейон был построен в том месте акрополя, где, по преданию, и произошел спор Афины и Посейдона; он посвящен этим богам. Его строители должны были учитывать рельеф участка, северозападная часть которого почти на 3 м ниже основного уровня. Храм асимметричен, что встречается очень редко в практике культового древнегреческого строительства; в его южном портике вместо колонн на высокий парапет поставлены фигуры кариатид (рис. 9). Несмотря на сложность пространственного решения, все части храма гармонично уравновешены и представляют законченный ансамбль. Лишенный героического пафоса, присущего рядом стоящему Парфенону, Эрехтейон иллюстрирует другую сторону достижений греческой архитектуры: утонченность и изящество композиции, глубокую человечность масштаба, великолепное сочетание целого и деталей.

 

Заключение.

В период Архаики возникают, в первую очередь, письменность (на основе финикийской), потом философия: математики, натурфилософия, затем необычайное богатство лирической поэзии и др. Греки, умело используя достижения прежних культур Вавилона, Египта, создают свое собственное искусство, оказавшее огромное влияние на все последующие этапы европейской культуры.

Информация о работе Древнегреческая архитектура архаического и классического периодов (ордерная система, Афинский акрополь)