Досуг в структуре молодёжной культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2013 в 16:05, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является раскрытие особенностей досуга в структуре молодёжной культуры.
Задачи курсовой работы таковы:
1) выявить социально‒психологические характеристики молодёжи;
2) определить особенности молодёжной культуры;
3)раскрыть понятие досуга в структуре культурно-досуговой деятельности;
4) провести анализ деятельности учреждений культуры г. Минска по организации досуга молодёжи.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………... 3
Глава I Теоретические основы молодежной культуры
Социально-психологическая характеристика молодёжи………………...5
1.2Особенности молодёжной культуры……………………………………...10
Глава II Особенности организации досуга молодежи
2.1 Досуг в структуре культурно-досуговой деятельности…………………13
2.2 Анализ деятельности учреждений культуры г. Минска по организации досуга молодёжи………………………………………………………………22
Заключение…………………………………………………………………….27
Список использованных источников………………………………………...29

Файлы: 1 файл

Досуг в структуре молодёжной культур1.docx

— 67.42 Кб (Скачать файл)

Современное научное определение  культуры значительно шире. Под культурой  понимаются убеждения, ценности и выразительные  средства, которые являются общими для какой-то группы людей и служат для упорядочения опыта и регулирования поведения членов этой группы[7, с.204].

Если мы говорим о молодёжной культуре, то молодежную культуру как  культуру определенной возрастной группы характеризует эмоционально-нравственное самоутверждение молодежи наряду с поисками развлекательного содержания, под воздействием групповых стереотипов отношений, установок и интересов [10, с.98].

Молодежная культура является одним из следствий процесса социализации вообще и культурной в особенности. Ее социально-психологические истоки находятся в стремлении молодого человека и молодежи в целом к самосознанию, самоутверждению, самовыражению и самореализации.

В целом для молодежи характерно эмоционально-нравственное восприятие мира. В ее поведении преобладают движения, действия и динамика. В равной мере для нее характерно резкое противопоставление добра и зла, категоричность и максимализм, нетерпимость ко лжи, несправедливости, лицемерию, неискренности, равнодушию и т.д. Именно в этой области молодежь чаше всего расходится с культурой старших поколений.

Здесь ей труднее всего находить взаимопонимание и взаимное доверие. Поэтому нередко наилучшей средой для нее оказываются сообщества сверстников, которые могут быть как официальными, так и неформальными. Последним отдается явное предпочтение, поскольку в них меньше иерархии, каких-либо правил и ограничений.

В них молодежь в наибольшей степени  чувствует себя как дома. Здесь  ей легче всего найти взаимопонимание. Они позволяют с интересом  провести досуг, обсудить личные проблемы, весело развлечься. Через эти сообщества молодежь добивается эмоционально-нравственного  самоутверждения. Они оказываются  главным местом создания молодежной культуры, выступающей основной формой самовыражения и самореализации.

В узком смысле молодежная культура – это культура, созданная самой молодежью. В этом отношении она похожа на народную культуру. По своему уровню она также нередко бывает не слишком высокой, однако это компенсируется неподдельной искренностью и честностью, откровенностью и подкупающей наивностью. Как и народная, молодежная культура в той или иной мере противопоставляет себя официальной, массовой культуре и отчасти ‒ высокой.

Вместе с тем молодежная культура выходит за рамки того, что создается  самой молодежью, и включает в  себя культуру, специально созданную  для молодежи, включая массовую. Значительная часть культурной индустрии  ориентирована на удовлетворение запросов и вкусов молодежи. В особенности  это касается моды, производства одежды, обуви, украшений, косметики, а также  непосредственно досуга и развлечений[3].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II

2.1 Досуг в структуре культурно-досуговой деятельности

По словам профессора А. Соколова, время человека, занятого работой или учебой, можно четко разделить на рабочее, время обязательных занятий и внерабочее. Внерабочее, в свою очередь, подразделяется на четыре части.

1. Вспомогательное рабочее  время, диктуемое производственной  занятостью: затраты на дорогу, выполнение  домашних заданий и т. п.

2. Бытовое время – домашний труд и удовлетворение бытовых потребностей: покупки в магазинах, приготовление пищи, уборка помещений, уход за детьми.

3. Физиологическое время,  требующееся на естественно-физиологическую  деятельность: сон, еда, движение, отдых.

4. Свободное время – часть общего бюджета времени, свободная от выполнения профессиональных, гражданских, семейных, физиологических функций и иных непреложных дел, в которой личность выбирает вариант действий с учетом своих склонностей, материальных возможностей, физического состояния и уровня культуры [12, с.103].

Слово «досуг» в русском  языке употреблялось уже в  XV в. Древне-славянское слово «досуг» происходит от глагола «досягать», «досягнуть». Буквально оно означает возможность что-то совершить. «Досужесть» есть достижение чего-то, на что требуется определенный труд и время. Следовательно, досуг осмыслялся как время, когда можно чего-то достичь [6, с. 112].

В русском языке в толковом словаре С. Ожегова понятие досуг означает просто свободное время [8].

В «Советском энциклопедическом  словаре» даётся такое определение  досуга: досуг – часть нерабочего времени, которая остаётся у человека после исполнения непреложных непроизводственных обязанностей[8].

Автор Г. Аванесова определяет досуг как время, которое свободно от необходимого труда в сфере общественного производства, а также от воспроизводства человеком своих жизненных функций в рамках домашнего хозяйства и социальных отношений[1, с.7].

Исследователь А. Жарков пишет, что досуг – это часть свободного времени, используемая для общения, потребления ценностей духовной культуры, развлечений и других видов нерегламентированной деятельности, обеспечивающих отдых[5, с.70].

В свою очередь, А. Соколов под понятием досуг понимает часть свободного времени, используемое для товарищеского общения, потребления ценностей духовной культуры, прогулок, развлечений и других форм нерегламентированной деятельности, обеспечивающей отдых и дальнейшее развитие личности[12, с.100].

Мы остановимся на точке  зрения Соколова, которую посчитали  наиболее подходящей.

Основные принципы досуга: досуг имеет ярко выраженные физиологические, психологические и социальные аспекты, основан на добровольности при выборе рода занятий и степени активности, предполагает не регламентированную, а свободную творческую деятельность, формирует и развивает личность, способствует самовыражению, самоутверждению и саморазвитию личности через свободно выбранные действия, стимулирует творческую инициативу, досуг есть сфера удовлетворения потребностей личности, досуг способствует формированию ценностных ориентаций, формирует позитивную «Я - концепцию», обеспечивает удовлетворение, веселое настроение и персональное удовольствие, способствует самовоспитанию личности[6, с.96].

Досуг связывается со свободным временем. Можно сказать, что досуг – это самодеятельная активность в свободное время. Именно активность, а не безделье. Древнеславянское слово «досуг» происходит от глагола «досягать», то есть достигнуть чего-то, на что требуются усилия. Досуг –всегда свободное время, но свободное время не всегда есть досуг. Свободное время может быть потрачено на сверхурочную работу, дополнительные обязанности и другое. Поэтому очень важно чтобы досуг удовлетворял духовные потребности человека. Философ А. Шопенгауэр сказал: «Досуг без духовных занятий – гибель для человека».

Проблема досуга была актуальна  далеко не всегда, это является приобретением  культуры Нового времени. Существовало чередование работы и отдыха. В  хорошую, тёплую погоду работали от зари до зари, отдых сокращался до минимума. Зимой много времени отводилось отдыху, досугу, проводившемуся в соответствии с обычаями. Чаще всего это были какие-либо утилитарные занятия. Здесь будет уместна поговорка «Не учи безделью, а учи рукоделью».

Итак, проблема досуга не существовала для крестьян, для ремесленников-горожан, не волновала она и аристократов. Поэтому о ценности досуга не задумывался  никто. Исключением были философы Древней  Греции, которые рассматривали досуг  как жизненный идеал, как высшее удовольствие . Одним из них был Аристотель .

В современное время ритуалы  и обычаи утратили свое регламентирующее значение, хотя современный празднично-обрядовый  календарь нынче значительно  богаче и разнообразнее. Законом  установлены 8-часовой рабочий день, 40-часовая рабочая неделя, оплачиваемые отпуска, что гарантирует значительный запас свободного времени у населения. Отсюда актуальность рациональной организации  досуговой активности.

Согласно мнению А. Соколов, досуговое поведение включает в себя  в основном следующие два вида занятий:

1. Пассивный отдых, не  связанный с достижением каких-либо  других целей, кроме восстановления  физических сил и душевного  равновесия; это времяпрепровождение  обычно заполняется поверхностным  общением с окружающими, просмотром  газет, видеозаписей или телевизионных  программ, расслабленным «лежанием  на диване» и т. п.

2. Пассивные развлечения,  свойственные людям «массовой  культуры», образующим массовые  аудитории кинозрителей, спортивных  болельщиков, читателей детективов, фантастики, модных бестселлеров  и пр.; другая разновидность пассивных  развлечений – салонные игры: карты, домино, лото, компьютерные игры и т. п. В отличие от пассивного отдыха, пассивные развлечения не только восстанавливают душевные и физические силы, но и оказывают благоприятное эмоциональное воздействие на людей, удовлетворяя их эстетические, иногда этические и другие духовные потребности[12, с.103].

Культурно-досуговая деятельность, одна из важных составляющих функционирования социума, обладает большой силой  смыслового и эмоционального воздействия  на личность. Большое разнообразие ее форм, средств и методов позволяет  довести до людей идеи духовного  богатства общества. Содержание культурно-досуговой  деятельности обусловлено потребностями  общества в совершенствовании общественных отношений, необходимого развития разносторонних способностей людей продуктивным проведением  их досуга.

Исследователь И. Сморгович определяет культурно-досуговую деятельность как деятельность по удовлетворению социокультурных потребностей человека в сфере свободного времени [11].

Автор Г. Аванесова характеризует культурно-досуговую деятельность «как специфическую активность людей во время досуга. Формы активности выбирает сам человек, исходя из своих предпочтений, возможностей и уровня культурного развития» [1, с.55].

Культурно-досуговая деятельность является неотъемлемой частью учебного процесса. Стабильность и целостность системы досуговой деятельности в учебно-творческом и воспитательном процессах в вузах культуры и искусства определяются наличием взаимодействия всех ее элементов: идей, ценностей и формы, в которой заключено содержание средств, то есть его носителей.

Отсюда необходимы поиски новых современных технологий культурно-досуговой деятельности среди людей различных сословий и разных возрастных категорий: детей, подростков, молодежи, взрослых и пенсионеров.

Культурно-досуговая деятельность каждой малой группы или общности в лице любительского объединения, мини кружка, инициативной группы, межсемейной компании активно способствует созданию условий, в которых личность может проявить свободу выбора и волю в утверждении своей системы ценностей. В новой социально-культурной ситуации существенно расширяется диапазон творческой активности широких слоев населения. Наряду с возрождением народного художественного творчества новые импульсы получают общественное движение и различные виды социально-политической деятельности.

Для того чтобы деятельность учреждения культуры была содержательной, интересной, эмоционально насыщенной, специалистам следует максимально овладеть методикой культурно-досуговой деятельности, то есть совокупностью методов, способов, приемов и действий целенаправленного достижения поставленной цели. Методика культурно-досуговой деятельности опирается на методологию, законы психологии и педагогики, имеет свои внутренние закономерности функционирования как специфический вид деятельности. Методика представляет собой центральный блок в культурно-досуговой деятельности, который осуществляет прием, переработку информации и преобразует ее в художественно-образный, символико-аллегорический способ эмоционального воздействия. Другими словами, методика культурно-досуговой деятельности – это творческий, перцептивно-коммуникативный процесс, где перцепция – восприятие, а коммуникация – общение.

Предметом культурно-досуговой деятельности является изучение различных содержательных механизмов общественного сознания, существующего как целостное  отражение общественной жизни, ее материальных и духовных аспектов. Культурно-досуговая деятельность есть способ индивидуального самоутверждения личности, осмысления своего бытия в прошлом, настоящем и будущем.

Изменения в теоретическом осмыслении культурно-досуговой деятельности зависят от познания ее объективных  закономерностей как процесса освоения мира, от осмысления характеристик  развития, как всей отрасли, так и  ее отдельных сфер, от научного использования  результатов познания тех перемен, которые отмечаются в процессе реализации новой концепции человека и нового понимания жизни общества.

Только с учетом психологии личности и психологии групп, коллективов  и массы людей можно говорить о содержательности культурно-досуговой  деятельности, аргументированном использовании  форм и методов подачи материала.

Ставя цель развитие личности, учитывая добровольность и личную инициативу в культурно-досуговой деятельности, уровень подготовки и форму деятельности людей, специалисты учреждений культуры создают программы, предлагают соответствующую  предметную деятельность.

Поскольку у каждой личности свои мотивы приобщения к культурно-досуговой  деятельности, возникает необходимость  изучения общих принципов этого  процесса. Но в условиях свободного выбора форм проведения досуга, добровольности нельзя не учитывать общих психологических особенностей личности, проявляющихся и в познавательном, и в творческом, и коммерческом видах деятельности.

Информация о работе Досуг в структуре молодёжной культуры