Досуг, как сфера свободной реализации социально-культурной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2013 в 22:42, контрольная работа

Описание работы

Цель исследования – рассмотреть досуг как сферу свободной реализации социально-культурной деятельности.
Задачи исследования:
1. Изучить сущность понятия «досуг» и дать ему характеристику.
2. Функции, принципы и особенности досуга
3. Выделить досуговые предпочтения различных типов молодых людей.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….3
Глава 1. Сущность понятия «досуг» и его характеристика………………. 5
Глава 2. Функции, принципы и особенности досуга………………….…..6
Глава 3. Досуговые предпочтения различных типов молодых людей……9
Глава 4. Деятельность учреждений социально-культурной сферы по организации досуга населения……………………………………………...11
Заключение…………………………………………………………………..15
Список использованных источников………………………………………16

Файлы: 1 файл

культурология.doc

— 79.00 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение……………………………………………………………………….3

Глава 1. Сущность понятия «досуг» и его характеристика………………. 5

Глава 2. Функции, принципы  и особенности досуга………………….…..6

Глава 3. Досуговые  предпочтения различных типов молодых  людей……9

Глава 4. Деятельность учреждений социально-культурной сферы по организации досуга населения……………………………………………...11

Заключение…………………………………………………………………..15

Список использованных источников………………………………………16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Свободное время  является одним из важных средств формирования личности молодого человека. Оно непосредственно влияет и на его производственно-трудовую сферу деятельности, ибо в условиях свободного времени наиболее благоприятно происходят рекреационно-восстановительные процессы, снимающие интенсивные физические и психические нагрузки. Использование свободного времени молодежью является своеобразным индикатором ее культуры, круга духовных потребностей и интересов конкретной личности молодого человека или социальной группы.

В соответствии с этим увеличивается важность теоретических и практических проблем, связанных с разработкой определённых средств и конкретных путей реализации культурно – развивающего потенциала досуга и свободного времени.

 Непрерывно  развивается культура человеческого  общества. Благодаря этому появляются различные виды досуговой деятельности. Их качество, в свою очередь, определяет уровень культуры. Поэтому проблема организации досуга (сохранения культуры) остается важной во все времена.

В настоящее  время социокультурная ситуация характеризуется целым рядом негативных процессов, наметившихся в сфере духовной жизни – утратой духовно- нравственных ориентиров, отчуждение от культуры и искусства детей, молодежи и взрослых, существенным сокращением финансовой обеспеченности учреждений культуры, в том числе и деятельность современных культурно - досуговых центров.

 Именно поэтому  очень важной на сегодняшний  день является необходимость  в нашем государстве изучения  и разработки наиболее эффективных  программ организации досуга.

 Цель исследования – рассмотреть досуг как сферу свободной реализации социально-культурной деятельности.

 Задачи исследования:

1. Изучить сущность понятия «досуг» и дать ему характеристику.

 2. Функции, принципы и особенности досуга

3. Выделить досуговые предпочтения различных типов молодых людей.

4. Охарактеризовать деятельность учреждений социально-культурной сферы по организации досуга населения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Сущность понятия «досуг» и его характеристика

 

Досуг – деятельность в свободное время вне сферы общественного и бытового труда, благодаря которой индивид восстанавливает свою способность к труду и развивает в себе в основном те умения и способности, которые невозможно усовершенствовать в сфере трудовой деятельности. Раз досуг – деятельность, то это означает, что он не пустое время провождение, не простое бездельничанье и вместе с тем не по принципу: «что хочу, то и делаю». Это деятельность, осуществляемая в русле определенных интересов и целей, которые ставит перед собой человек. Усвоение культурных ценностей, познание нового, любительский труд, творчество, физкультура и спорт, туризм, путешествия – вот чем и еще многим другим может быть занят он в свободное время. Все эти занятия укажут на достигнутый уровень культуры молодежного досуга.

Досуг воспринимается как: 1) Сфера образования и воспитания личностной и социальной культуры, формирования личностных и гражданских качеств. 2) Условие расширения культурного кругозора и обмена духовными ценностями. 3) Возможность знакомства с культурно-историческими ценностями и наследием культуры каждого народа.

Основу составляет многофункциональное использование  культурного комплекса, как средства рекреации и отдыха людей.

Досуг способствует выходу из стрессов и мелких беспокойств, и, наконец, досуг признается значительным орудием в предупреждении умственной отсталости и реабилитации умственно больных детей. Особая ценность досуга заключается в том, что он может помочь ребенку, подростку, юноше реализовать то лучшее, что в нем есть.

Реальный досуг  никогда не находится в разрыве как с самой личностью, так и с обществом. Наоборот, это состояние деятельности, создание свободы из необходимых повседневных дел, время для отдыха, самоактуализации, развлечения.

Мнимый досуг-это, прежде всего насилие, любо над собой, либо над обществом, и как результат разрушение себя и общества. Мнимый досуг обусловлен неумением проводить свое время, это бесцельное времяпрепровождение, приводящее к асоциальным поступкам.

Таким образом, можно констатировать, что сущностью  детско-юношеского досуга является творческое поведение (взаимодействие с окружающей средой) детей, подростков и юношества в свободной для выбора рода занятий и степени активности пространственно-временной среде, детерминированный внутренне(потребностями, мотивами, установками, выбором форм и способов поведения) и внешне (факторами, порождающими поведение).

 

Глава 2. Функции, принципы и особенности досуга

 

Характерологические особенности досуга являются основополагающими  для определения его функций. Особо следует выделить воспитательные и просветительные функции досуга. На первый взгляд может показаться, что они значимы в основном для детей и юношества. Действительно, в период социализации и индивидуального развития личности досуг приобретает огромное воспитательное значение. У взрослых подобные процессы исследователи называют не воспитанием, а вторичной социализацией, что по существу тоже связано с индивидуальным развитием. Досуг располагает широкими возможностями осуществлять эту вторичную социализацию взрослых и пожилых людей с наибольшим эффектом.

Кроме того, досуговая  активность позволяет личности осознать противоположные векторы своего существования.  С одной стороны, досуговые занятия создают возможность межличностного взаимодействия со многими незнакомыми людьми (во время праздников, массовых зрелищ, путешествий и т.п.) и тем самым рождают ощущение единения, всеобщей связанности людей друг с другом. С другой стороны, человек на досуге нередко стремится остаться один, ощутить умиротворяющий эффект уединения, задуматься над теми сторонами своего бытия.

В целом досуговая  активность способна выполнять функции  оздоровления психики, развития внутреннего  мира, расширения индивидуальной жизненной  среды. Таким образом, досуг интегрирует  множество разрозненных аспектов жизни  человека в единое целое, формируя у него представления о полноте своего существования.

Всякая деятельность строится на общих закономерностях ее развития. Досуг детей, подростков и юношества развивается по своим законам, принципам, теоретически обоснованным и апробированным на практике.

К ним относятся:

1. Принцип всеобщности  и доступности- то есть возможность  приобщения, вовлеченности всех  без исключения детей, подростков  и юношества в сферу деятельности  досуговых учреждений с целью  удовлетворения творческих потенций подрастающего поколения, их досуговых запросов и интересов.

2. Принцип самодеятельности  – реализуется на всех уровнях  детского досуга: от любительского  объединения до массового праздника.  Самодеятельность, как сущностное  свойство личности, обеспечивает высокий уровень достижений в любой индивидуальной и коллективной деятельности. Принцип самодеятельности зиждется на творческой активности, увлеченности и инициативе детей.

3. Принцип индивидуального  подхода – предполагает учет  индивидуальных запросов, интересов, склонностей, способностей, возможностей, психофизиологических особенностей и социальной среды обитания детей, подростков и юношества при обеспечении их досуга. Дифференцированный подход обеспечивает комфортное состояние каждого участника досуговой акции.

4. Принцип систематичности  и целенаправленности – предполагает  осуществление этой деятельности  на основе планомерного и последовательного  сочетания непрерывности и взаимозависимости  в работе всех социальных институтов, призванных обеспечивать досуг детей, подростков и юношества. Важно направлять детей, подростков и юношество на дела общественно значимые, поскольку богатство творческих сил индивида зависит от всестороннего и полного проявления этих сил в жизни общества. Это процесс ограниченного превращения человека в общественное существо, в активную и творческую личность, живущую полной жизнью в согласии с самим собой и обществом.

5. Принцип преемственности  – в первую очередь предполагает  культурное взаимодействие и  взаимовлияние поколений. Необходимо активизировать деятельность родителей, всех взрослых на передачу детям социального знания и опыта на проведение разумного досуга, его философии. Принцип преемственности означает также поддержание норм и традиций при перемещении детей из одной возрастной общности в другую, из одного социально-воспитательного учреждения в другое.

6. Принцип занимательности  – заключается в создании непринужденного  эмоционального общения посредством  выстраивания всего досуга на  основе игры и театрализации,  ибо сухость, блеклость, отсутствие эмоциональной привлекательности способны обречь на неудачу любые формы и методы работы. Детский досуг должен быть красочно оформлен и дополнен самой разнообразной атрибутикой. Все это превращает досуг детей, подростков и юношества в праздник.

Реализация  принципов организации детского досуга на практике по своим масштабам  воздействия на личность выходит  далеко за рамки досугового времяпрепровождения, это крупномасштабная социальная акция, цель которой – разностороннее развитие личности ребенка, подростка, юноши (девушки).

 

Глава 3. Досуговые предпочтения различных  типов молодых людей

 

Итак, досуг дает возможность  современному молодому человеку развивать  многие стороны своей личности, даже собственный талант. Для этого  необходимо, чтобы к досугу он подходил с позиций своей жизненной задачи, своего призвания – всесторонне развивать собственные способности, сознательно формировать себя.

Все эти разновидности  общения присутствуют в повседневной жизни молодого человека как в  чистом виде, так и в форме взаимопроникновений.

Первый тип  условно назван нами “СЕМЬЯНИН”. Для  молодых людей этого типа характерен достаточно узкий и традиционный круг общения, ориентация в основном на устойчивые контакты с родственниками, соседями и знакомыми, в отдельных  случаях — с коллегами по работе (учебе), а также простые и “домашние” формы досуга (чтение, телевидение, радио, газеты, работа по дому и просто отдых). Среди нынешней молодежи этот тип не является широко распространенным и насчитывает порядка 12% респондентов.

Второй тип, распространенность которого несопоставимо  шире (около 30% молодежи) — “ОБЩИТЕЛЬНЫЙ”, который, в отличие от более замкнутого “семьянина”, ориентируется прежде всего на контакты с широким кругом друзей. Представители этого типа используют более продвинутые формы досуга — компьютер, музыка, хобби. Обязательные и регулярные встречи с друзьями становятся здесь едва ли не доминирующей формой социальной жизни.

Третий тип (примерно 25% респондентов) подразумевает наличие  в жизни молодых людей регулярных социальных контактов вне устоявшегося семейно-дружеского круга и может быть назван “РАЗВЛЕКАЮЩИМСЯ”. Его представители не только пассивно общаются с друзьями, но и совместно посещают кино, театры, концерты, кафе, бары и молодежные клубы. Развлекательно-потребительский аспект общения и досуга становится для них очень значимым. Среди “развлекающихся” наиболее высока доля поклонников современной музыки.

Четвертый тип  молодёжи можно определить как “СОЦИАЛЬНО-АКТИВНЫЙ”. Он объединяет около 25% молодых людей, сконцентрированных скорее на развивающих формах общения и досуга (посещение спортклубов, музеев, выставок, занятия в кружках, объединениях по интересам, дополнительные занятия с целью самообразования и т.д.), чем на простом отдыхе и встречах с друзьями, а отношение к свободному времени здесь становится более избирательным. Подобный образ жизни невозможен без социально-рекреационных затрат (материального, физического и интеллектуального плана), что придает ему активность и организованность, тем самым дисциплинируя его последователей. “Социально-активный” тип — один из наиболее богатых с точки зрения социального участия, и это сближает его со стилем жизни молодежи, принятым на Западе (речь идет о представителях среднего класса).

Пятый тип —  “ОДУХОТВОРЁННЫЙ” — живет как бы в стороне от социума, ограничиваясь устоявшимися семейно-родственными связями. Именно здесь проявляет себя тенденция изоляции от собственно молодежной среды с неизбежным обеднением досуга, а сама эта среда заменяется кругом духовных или мировоззренческих единомышленников, наставников и т.п. Представители этого типа, как правило, регулярно посещают церковь, другие религиозные собрания или принимают активное участие в работе каких-либо политических объединений. Однако отметим, что религиозное или политическое участие молодежи 90-х крайне незначительно. “Одухотворённые” насчитывают в общей сложности менее 5% респондентов.

Шестой тип  — “ГАРМОНИЧНЫЙ” — означает полноценность социальных связей и  охватывает около 4% молодёжи. Наряду с  “социально-активным” типом, он предполагает разносторонний образ жизни, который максимально задействует все формы социального общения и досуга, характерные для представителей других вышеупомянутых типов.

Информация о работе Досуг, как сфера свободной реализации социально-культурной деятельности