Дивали. Индийский фестиваль огней

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2013 в 19:22, доклад

Описание работы

Дивали – праздник, который отмечает конец одного времени года – сезона дождей, и начало другого – зимы. Из пяти главных индийских празднеств Дивали имеет особенную важность. Так же известный как «Праздник огней», Дивали символизирует путь от невежества к знанию, победу света над тьмой, истины над ложью и добра над злом. Второе название этого праздника – Дипа-вали, что переводится как «ряд огней».

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………………….1
1. Духовная символика Дивали…………………………………………………….…2
2. Пять дней Дивали: общий ход праздника……………………………………3
2.1 Первый день Дивали: Дхантерас……………………………………………..…3
2.2 Второй день Дивали: Чхоти Дивали…………………………………………..4
2.3 Третий день Дивали: Лакшми – пуджа……………………………………….6
2.4 Четвертый день Дивали: Падва и Говардхан пуджа…………………..7
2.5 Пятый день Дивали: Бхаж Дудж, Бхайя Дудж…………………………..…8
3. Локальные традиции празднования Дивали в разных штатах Индии………………………………………………………………………………………………9
4. Дивали за пределами Индии………………………………………………………...10
5. Современное состояние праздника……………………………………………...11
6. Заключение…………………………………………………………………………………..12
Список источников…………………………………………………………………………..13

Файлы: 1 файл

Дивали.doc

— 109.50 Кб (Скачать файл)

Лакшми Пуджа  состоит из пудж пяти божествам: Ганеше поклоняются в начале любого благого  дела как Вигнахарте; Богине Лакшми поклоняются в Ее трех формах –  Махалакшми (Богиня процветания и благополучия), Махасарасвати (Богиня мудрости и просвещения) и Махакали (Богиня власти и силы); и также почитается Кувера (казначей богов).

Этот день символизирует  окончательное преодоление темноты, несет в себе установки на богатство  и процветание, семейное благополучие.  Поклонение Лакшми в трех ее формах можно понимать как поклонение женственности во всех ее аспектах, совершаемое в благодарность за урожай.

Очень важным является соблюдение чистоты  - чистоты дома, тела, помыслов. Дарение подарков и поздравление всех  родственников и друзей.

Веселье, радостная  музыка, танцы, фейерверки и огни  призваны разогнать остатки темноты  и зарядить свежими, новыми и светлыми силами весь следующий год.

 

2.4 Четвертый день Дивали – Падва и Говардхан Пуджа

Падва

Следующий день после Амавасьи – это Картик Шудх Падва, - именно в этот день царь Бали отправился с Патала локи править Бхулокой по благословению Господа Вишну. С тих пор этот день известен как Бали Падьями.

На Севере в этот день также отмечают Говардхан Пуджу. Говардхан – это холм во Врадже, недалеко от Матхуры, и в четвертый день Дивали жители Пенджаба, Харьана, Уттар Прадеша и Бихара сооружают холм из коровьего навоза, украшают его цветами и затем поклоняются ему. Это церемония празднования знаменитого чуда, когда Кришна поднял холм Говардхан. Согласно Вишну Пуране, жители Гокулы по обыкновению устраивали праздник в честь бога Индры и поклонялись ему после окончания каждого сезона дождя, но однажды Кришна остановил их и отговорил предлагать свои молитвы богу Индре, а вместо этого поклоняться холму Говардхану. Бог Индра был ужасно зол за такую дерзость и послал страшный дождь, угрожавший затопить Гокулу.

Люди были напуганы, веря, что ливень является результатом их пренебрежения Индрой. Но Кришна убедил их, что им ничего не грозит, и никто не причинит им вреда. Он поднял холм Говардхан мизинцем левой руки, и под холмом укрылись все жители Гокулы вместе со своими коровами. После этого случая Индра признал превосходство Кришны.

Этот день также отмечается как Аннакут, что означает гора из еды или сладкая гора. Набожные люди бодрствуют в течение всей ночи и готовят 56 или 108 разных видов блюд в качестве бхоги, для предложения ее Кришне. В храмах, особенно в Матхуре и Навадвипе, божествам устраивают особое омовение в молоке, наряжают их в яркие пышные одежды с украшениями из ослепительно сияющих бриллиантов, жемчуга, рубинов и других драгоценных камней. После молитв и традиционного ритуала поклонения бесчисленное множество восхитительных сладостей торжественно укладывают в форме горы перед алтарем, предлагают божествам, и затем преданные съедают эту гору Прасада.

Сладкая гора –  обряд, который должен программировать материальное благополучие и изобилие на весь следующий год. Благоприятной считается щедрая раздача подарков и сладостей, угощение своих и чужих.

 

2.5 Пятый день Дивали – Бхадж Дудж, Бхайя Дудж.

На пятый день Дипавали или Дивали празднуется Бхайя Дудж, хорошо известный как Бхаи Дудж. Слово Дудж говорит о том, что это второй день после новолуния. В этот день Ямарадж пришел в дом своей сестры, которая нанесла на его лоб благоприятный знак для его благоденствия. Соответственно, в этот день сестры выполняют пуджу для защиты и благополучия своих братьев. В знак любви братья взамен дарят подарки.

По другой версии, после убийства Наракасуры, Господь Кришна пришел к своей сестре Субхадре, которая, согласно традиции, пригласила его в дом, предложив ему светильник и поставив ему на лоб тилак для защиты и в знак любви и заботы. Без Бхайя Дуджа фестиваль Дивали считается неполным.

Дивали – это и общий, и очень личный, затрагивающий каждого, близкий людям праздник, когда прощаются враги, когда семьи и друзья встречаются, радуются и укрепляют теплые отношения и близость. Отражая эту сущность праздника, Бхаи Дудж имеет особое важное значение в продолжении или поддержании любви между братьями и сестрами, когда обмениваются угощениями и подарками, ходят друг к другу в гости и раскрывают сердца.

Будучи фестивалем света и красоты, Бхаи Дудж является хорошим поводом для творческого самовыражения посредством искусного украшения домов, выступления на сцене, состязаний в красноречии, пения, музыкальных и танцевальных программ, приготовления подарков и восхитительных сладостей и раскрывает новые таланты в молодых людях. В результате люди из всех слоев общества, самого разного происхождения, с разными обычаями собираются вместе, чтобы праздновать Бхаи Дудж.

Этот день можно назвать  днем примирения, эквивалентным в  чем-то прощеному воскресенью у  христиан.

 

 

3. ЛОКАЛЬНЫЕ ТРАДИЦИИ ПРАЗДНОВАНИЯ ДИВАЛИ В РАЗНЫХ ШТАТАХ ИНДИИ

 

Кумаон: В день Дивали готовятся блюда из риса и сладости. Ночью проводятся пуджи ( богослужения), посвященные богине Лакшми. Изображение Лакшми выполняется из священного сандалового дерева.

 

Раджастхан: В  Раджастхане тоже почитается Лакшми.

Существует традиция угощать праздничной ритуальной едой котов: поверье гласит,что если кот съест все,что ему предложат,то год будет благоприятным.

 

Гуджарат: Дивали называют Бадхавсар. Готовят блюда из риса. Покупка соли в эти дни считается благоприятной.

 

Бихар: В штате  Бихар в эти дни почитают богиню Кали. Обрядовой считается пища, приготовленная из кокосового ореха.

В Чхота-Нагпуре люди ходят вокруг села с корзиной риса, благодаря землю за урожай.

 

Майсур:

Существует традиция собирать вместе детей и рассказывать им священные истории и легенды  Дивали.

Ритуальное омовение считается очень важной частью празднования.

 

Андхра: В Хайдарабаде  есть традиция купать буйволов в день Дивали; это должно приносить успех и благополучие в новом году.

Есть также  традиция делать украшения из бумаги и украшать ими улицы.

 

Махараштра: Больше всех остальных богов в эти дни почитается Йама, бог смерти и предков. Особое почтение оказывается старикам, все родственники собираются вместе.

 

Бенгалия: Празднество  Дивали известно как Маханиша в Бенгалии. Предполагается, что великая богиня Кали появилась на свет в этот день, сопровождаемая 64'000 йогинов.

 

 

4. ДИВАЛИ ЗА ПРЕДЕЛАМИ ИНДИИ

 

Шри-Ланка: Как и в Индии, Дивали празднуется здесь во всем великолепии. Оформления и украшения делаются в большом масштабе, улицы и дома украшаются огнями и гирляндами, которые не гаснут ночи напролет. Продаются блюда, сделанные из тростникового сахара.

 

Япония: Японцы полагают, что празднество Дипавали приносит счастье, прогресс, процветание  и долголетие в жизни. Дивали празднуется здесь в сентябре, когда люди выходят в сады и вешают фонари и украшения из бумаги на деревья. Музыка слышна всю ночь. Соблюдается традиция надевания новой одежды.

Считается благоприятным  убирать и украшать дом заранее,за несколько дней перед праздником, чтобы непосредственно во время  него уже не выметать и не выбрасывать ничего из дома.

 

Маврикий: В этой стране считается, что Дивали - это праздник, который праздновался задолго до коронации Правителя Рамы. В этот день зажигаются глиняные лампы, установленные в ряды. Как и в Индии почитают Лакшми. Используются похожие блюда.

 

Таиланд: Дивали празднуется под названием Лам-Крийонгха  в октябре-ноябре. Светильники диу делают из бананового дерева, кроме свечей в них помещают монеты и пускают плыть по реке. Зажженные лампы, плывущие по поверхности реки, представляют собой изумительну картину. Люди посылают поздравления и пожелания друг другу, обмениваются сладостями и подарками.

 

Непал: Дивали, известный  в Непале как Тихар, празднуется  в течение пяти дней с большим  великолепием. В первый день готовят  рис и почитают Лакшми. Следующий день известен как "день лебедя" - транспортного средства Бхаиравы. В этот день готовят восхитительные блюда. Третий день - день света как в Индии. Везде зажигаются глиняные лампы. Это символизирует победу Света над Темнотой (невежеством). Это - празднование праведности, добродетели и справедливости, победа Рамы в Шри-Ланке и его возвращению в Айодхйу. Почитатся Богиня богатства Лакшми. Широко используются освещение и фейерверки.

Четвертый день посвящен почитанию Йамы - Повелителя смерти. Непальцы обращаются к Йаме и молятся о долгой жизни.

Пятый заключительный день соблюдается также, как Бхайа-Дуджа (Бхатри-Двитийа) в Индии.

 

Мъянма (Мйанма) - экс-Бирма: Празднество Дивали соблюдается  здесь также как в Индии. Люди почитают Богов. Вся ночь освещена яркими огнями, отовсюду доносится музыка, исполняются традиционные танцы, готовятся праздничные блюда. Так же , как и в Индии, здесь принято покупать и дарить друг другу новую одежду и ткани, обмениваться поздравлениями и подарками.

 

 

 

5. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРАЗДНИКА

За много тысяч лет  Дивали, как это ни странно, практически не изменил ни своего значения, ни традиций. Он справляется в Индии так же, как и в глубокой древности.

Меняются средства выразительности: материалы декораций, фейерверки,  техническое оснащение праздника. Однако суть его и ритуалы остаются теми же, несмотря на особенности современной жизни индусов. В небольших городах и деревнях  жизнь людей очень тесно связана с природными циклами, поэтому  они  крепко держатся за традицию. В крупных мегаполисах, где условия жизни более автономны, и к тому же не всегда позволяют в точности воспроизводить  ритуальную сторону праздника, появляются различные  инновации, однако все они, как правило, оказываются  лишь новыми вариациями на тему традиций.

 

 

 

 

 

 

6. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В заключение можно сказать, что по своей символике и значению Дивали  довольно тесно переплетается с более известными нам европейскими праздниками, посвященными сбору урожая, закрытию сезона и первому преодолению темноты, таким как кельтский Самайн – ночь предков, или День Святого Михаила, отмечающий победу света над тьмой.  Все эти праздники проходят примерно в одно время – осенью, что увеличивает их сходство.

На праздники урожая у всех народов принято благодарить  землю: мы видим эту обрядность и в Индии, где деревню обходят по кругу с корзинами риса и восхваляют женские божества.

Победа света над  тьмой всегда очень важна и  символична, и важную знаковость несут  обряды, связанные с огнем свечей или лампад, горящих всю ночь напролет.

Считается, что в первую ночь Дивали души умерших посещают свои дома.

 Однако немаловажное  отличие  состоит в том, что  если для европейских народов  начало зимы действительно является  НАЧАЛОМ темного времени года, то для индусов это скорее  его реальное ОКОНЧАНИЕ, так как в сезон дождей солнце может почти не показываться, зато после него прибавляется с каждым днем.

Отсюда обряды,больше напоминающие празднование Рождества : множество огней, программирование благополучного нового года, богатое  пиршество, начало новых дел и избавление от всего старого. Нам сложно представить,чтобы русскому человеку взбрело в голову избавляться от «ненужных» и старых вещей перед началом зимы: они еще пригодятся, да и пировать перед зимой – рано.

Существуют традиции ритуальной игры в кости на Дивали, так как результаты этих игр являются предсказательными и могут приоткрыть человеку,  счастье или несчастье ожидает его в новом году (что напоминает святочные гадания).

Аналогично с русскими праздниками окончания зимы, проводятся обряды направленные на улучшение плодородия скота. 

В целом можно сказать, что все ритуалы праздника  логичны и знакомы нам, несмотря на свой непривычный порядок, продиктованный особенностями природы и климатических  сезонов в Индии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6. СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

 

1.“Индийские праздники. Общее и локальное в календарной обрядности”.

Ред.: Игорь Котин, С. Маретина

Изд. Петербургское  востоковедение

 

2.Величкин С.В. “Праздники и обряды Индии”

 

3.Снесарев А.Е.  Этнографическая Индия

 

    4.  http://www.atmaville.org/node/249

 

       5.http://www.calend.ru/holidays/0/0/866/

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ.

Введение………………………………………………………………………………………….1

1. Духовная символика Дивали…………………………………………………….…2

2. Пять дней Дивали: общий ход праздника……………………………………3

2.1 Первый день Дивали: Дхантерас……………………………………………..…3

2.2 Второй день Дивали: Чхоти Дивали…………………………………………..4

2.3 Третий день Дивали: Лакшми – пуджа……………………………………….6

2.4 Четвертый день Дивали: Падва и Говардхан пуджа…………………..7

2.5 Пятый день Дивали: Бхаж Дудж, Бхайя Дудж…………………………..…8

3. Локальные  традиции празднования Дивали  в разных штатах Индии………………………………………………………………………………………………9

4. Дивали за  пределами Индии………………………………………………………...10

5. Современное состояние праздника……………………………………………...11

6. Заключение…………………………………………………………………………………..12

Список источников…………………………………………………………………………..13




Информация о работе Дивали. Индийский фестиваль огней