Данилевский: Россия и Европа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2012 в 16:26, контрольная работа

Описание работы

Целью контрольной работы является изучение и анализ культурно-исторических типов по труду Н.Я. Данилевского «Россия и Европа».
Данную цель можно реализовать посредством решения следующих задач:
1. На основе труда Н.Я.Данилевского рассмотреть законы движения культурно-исторических типов;
2. Проанализировать славянский культурно-исторический тип;

Файлы: 1 файл

Контрольная по культурологии.doc

— 90.00 Кб (Скачать файл)

“Итак, принадлежит ли Россия к Европе? Я уже ответил на этот вопрос. Как угодно, пожалуй – принадлежит, пожалуй – не принадлежит, пожалуй – принадлежит отчасти и притом насколько кому желательно. В сущности же, в рассматриваемом теперь смысле, и Европы то никакой нет , а есть западный полуостров Азии, в начале менее резко от нее отличающийся, чем другие азиатские полуострова, а к оконечности постепенно все более и более дробящийся и расчленяющийся».12

Славянский  культурно-исторический тип 

Прежде всего  Данилевский утверждает, что Россия не входит в мир романо-германской цивилизации. У России своя история  и своя культура. Она является представителем иного мира — мира славянского. Славянство есть термин одного Порядка с эллинизмом13

или европеизмом14, но в отличие от них оно еще не достигло зрелости. Однако славянский культурно-исторический тип уже прошел тысячелетнюю подготовительную стадию. В нем образовался сильный государственный центр — великое Русское царство. В отличие от дряхлеющей Европы, славянство только еще входит в период расцвета своих творческих сил. Оно может и должно создать могучую и самобытную цивилизацию, став преемником уходящей с исторической сцены европейской цивилизации.     

. Славянский культурно-исторический тип выступает у Данилевского как высший тип цивилизации по сравнению со всеми до сих пор существовавшими в истории человечества, соединяющий в себе все лучшее, что было в них, а историческая миссия России начинает выглядеть похожей на то, что говорят европоцентристы о Европе.[3]      

Россия  не является частью Европы “ни по происхождению, ни по усыновлению». Основой, почвой, на которой может вырасти самобытная славянская цивилизация, может стать  Всеславянский союз - новая политическая система государств во главе с  Россией, служащая противовесом Европе во всей ее целостности. То есть Европе как таковой, а не конкретным европейским  государствам или союзам европейских  государств.      

Для западного славянства значение этого  союза еще важнее, чем для России. Если Россия не станет представителем славянства, то она лишиться исторической цели своего существования. Но только цели. При этом она еще долго  будет оставаться заметной политической силой, «хотя и лишенною внутреннего  смысла и содержания». Но для других славянских народов вопрос стоит  не о смысле их существования, а просто о существовании.      

Надо  преодолеть свойственную славянам обязанность  жертвовать своими интересами общечеловеческим целям - целям, которых просто не существует.

Тем более что при смешивании понятия «общечеловеческого» и  «европейского», эта жертва идет на пользу все той же Европе. Но необходима не только независимость славян, но и политическое могущество. Политическая сила Славянского союза ни в коей мере не угрожает порабощением всему  миру; наоборот, Славянский союз – единственная преграда на пути Европы к мировому господству. «Всеславянский союз имел бы своим результатом не всемирное  владычество, а равный и справедливый раздел власти и влияния между  теми народами или группами народов, которые в настоящем периоде  всемирной истории могут считаться  активными ее деятелями: Европою, Славянством и Америкою, которые сами находятся в различных возрастах развития»15.[4]      

Каким же способом можно ослабить стремление Европы ко всемирному владычеству? Главным препятствием на пути этого стремления была внутренняя борьба европейских государств между собой. Следовательно, равновесие политических сил Европы вредно для России, а отсутствие этого равновесия – выгодно. При нарушении равновесия и тот, кто его нарушил, и потерпевший от этого нарушения будут заинтересованы в дружбе с Россией. Если Европа стабильна, то ее внимание переносится на внешние дела, и ее враждебность к России «высказывается во все просторе». Но все предлоги для нарушения политического равновесия Европы постепенно исчезают, а само политическое равновесие укрепляется. То есть это препятствие все больше сходит на нет.     

Естественно, Россия не может прервать своих отношений  с Европой. Но эти отношения не должны быть «родственными». Во внешней  политике Данилевский отходит от каких бы то ни было «моральных» принципов. Бентамовский принцип утилитарности – принцип полезности как основы и цели деятельности – должен быть главным принципом международной политики. Никогда интересы какой-либо страны, политического союза или той же Европы не должны ставиться выше интересов России. Да, самопожертвование – высший нравственный закон, но единственное основание для самопожертвования – бессмертие. Душа человека бессмертна, следовательно, люди могут руководствоваться в отношениях между собой принципами нравственности. Но государство, народ – явления временные. В политике должно действовать правило: око за око, зуб за зуб; относиться к другим надо так, как они относятся к тебе: «весьма возможно, полезно и даже необходимо смотреть... всегда и постоянно с нашей особой, русской точки зрения… какое отношение может иметь то или другое событие, направление умов, та или другая деятельность влиятельных личностей к нашим особенным, русско-славянским целям…?»16.      

Не  существует понятия «общечеловеческой  цивилизации». Развитие человечества происходит посредством самобытных культурно-исторических типов, и не об одном типе нельзя сказать, что  он представляет собой общечеловеческую цивилизацию. Задача истории – проявление в различное время различными культурными типами свойственным им мировоззрения, целей, стремлений. Славянство – тоже самобытный культурно-исторический тип, тип своеобразный, имеющий задатки  для того, что бы стать первым четырехосновным культурно-историческим типом. Лишь альтернативный западному путь развития этого типа приведет к самореализации славянских народов.[3] 

Заключение

Анализируя работу Данилевского «Россия и Европа» я сделала  вывод, что важнейшее место в теоретических построениях  Данилевского занимает проблема будущего России.           

Таким образом, для России, историческая миссия, по Н.Я.Данилевскому, состоит в том, чтобы играть ключевую роль в формировании и развитии славянского культурно-исторического  типа.     

Завершает свои размышления о будущем славянского  культурно-исторического типа Н.Я.Данилевский  следующим образом: “Главный поток  всемирной истории начинается двумя  источниками на берегах древнего Нила. Один, небесный, божественный, через Иерусалим и Царьград, достигает в невозмущенной чистоте до Киева и Москвы; — другой, земной, человеческий, в свою очередь, делящийся на два главных русла культуры и политики — течет мимо Афин, Александрии, Рима, — в страны Европы... На Русской земле пробивается новый ключ справедливо обеспечивающего народные массы общественно-экономического устройства. На обширных равнинах Славянства должны слиться все эти потоки в один обширный водоем...”17.      

Идеи  Данилевского во многом спорны :  в  оценке культурных контактов, отрицании существования единой мировой культуры, перспективы развития России и призывы  к панславизму18. Но, я считаю, что сама концепция  культурно-исторических типов, была очень плодотворной для  культурологии, она привела к появлению целой плеяды исследователей, работавших в этом направлении как в России (К.Н. Леонтьев), так и на Западе (О. Шпенглер, А. Тойнби).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература:

 

  1. Авдеева Л.Р. Русские мыслители: А.П. Григорьев, Н.Я. Данилевский, Н.Н. Страхов. Философская культурология второй половины XIX в. - М.: Изд-во МГУ, 1992. - 195 с.
  2. Бажов С.И. Философия истории Н.Я.Данилевского. -  М.: 1997. - 216 с.
  3. Балуев Б.П. Споры о судьбах России. - Тверь: Булат, 2001. - 415 с.

 

  1. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. - М., 2011

 

  1. Н.Я. Данилевский. «Россия и Европа. Взгляд на культурные и политические отношения славянского мира к германо-романскому», Москва, 1991 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Интеграция – объединение в целое каких-либо частей. [Словарь русского языка. Т.1.А-Й.]

2 Данилевский Н.Я. Россия и Европа. – М.: 2011. с.110.

3 Данилевский Н.Я. Россия и Европа. - М., 2011. С. 109

4 Данилевский Н.Я. Россия и Европа. - М., 2011. С.113

5 Данилевский Н. Я. Россия и Европа. – М.,2011. С.113

6Данилевский Н. Я. Россия и Европа. – М.,2011. С.114

7 Семиты – группа близких по языкам народов юго-западной Азии и  северной Африки. [С.И.Ожегов. толковый словарь русского языка]

8 Ретроспектива – обращение в прошлое, взгляд назад. [Толковый словарь Т.Ф.Ефремовой. – М.:Русский язык, 2000]

9 Данилевский Н.Я. Россия и Европа. – М., 2011. С.64

10 Данилевский Н. Я. Россия и Европа. – М.: 2011. С.92

11 Данилевский Н. Я. Россия и Европа. – М.: 2011. С.92

12 Данилевский Н. Я. Россия и Европа. – М.: 2011. С.74

13 Эллинизм – эллинская культура [Толковый словарь Т.Ф.Ефремовой. –М.:Русский язык,2000]

14 Европеизм - совокупность черт, свойств и качеств, присущих западноевропейской жизни, культуре и т.п. [Толковый словарь Т.Ф.Ефремовой. –М.:Русский язык,2000]

15 Данилевский Н. Я. Россия и Европа. – М.: 2011. С. 509 – 510.

16 Данилевский Н. Я. Россия и Европа. – М.: 2011. С. 529

17 Данилевский Н. Я. Россия и Европа. – М.: 2011. С.611-612

18 Панславизм - идейно-политическое течение 19 - нач. 20 в., отражавшее стремление к государственному объединению славян. [Толковый словарь русского языка С.И.Ожегова]


Информация о работе Данилевский: Россия и Европа