Цивилизация Древнего Египта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2013 в 17:03, реферат

Описание работы

Цивилизация Древнего Египта насчитывает более 3000 лет. В конце IV тысячелетия до н.э. в Юго-Восточной Африке, в низовьях реки Нил, сформировалось раннерабовладельческое государство Египет, которое стало одним с самых великих центров мировой культуры.
Египет всегда управлялся абсолютным монархом. Царь, или фараон, считался живым богом, который после своей иллюзорной смерти должен присоединиться к другим божествам. Он носил титул Сына Солнца и воплощал власть религиозную, политическую и военную во всем Египте.

Файлы: 1 файл

Цивилизация Древнего Египта.docx

— 41.37 Кб (Скачать файл)

Цивилизация Древнего Египта насчитывает более 3000 лет. В конце IV тысячелетия до н.э. в Юго-Восточной Африке, в низовьях реки Нил, сформировалось раннерабовладельческое государство Египет, которое стало одним с самых великих центров мировой культуры.

Египет всегда управлялся абсолютным монархом. Царь, или фараон, считался живым богом, который после своей иллюзорной смерти должен присоединиться к другим божествам. Он носил титул Сына Солнца и воплощал власть религиозную, политическую и военную во всем Египте. Его  помощником был первый министр (визирь), возглавлявший исполнительную власть. "Фараон" - это на самом деле греческое искажение египетского  слова, обозначавшего царский дворец. Этим словом стали обозначать персону  царя лишь со времени Нового царства  после 1580 года до н.э.

Египтяне делились на классы. Наиболее почитаемыми были жрецы, которым  была доверена служба в храмах. Богатые  и влиятельные, они были освобождены  от налогов и содержались на средства храмов. Остальные классы - это знать, облеченная политической и религиозной  властью в провинциях; писцы - чиновники  царской администрации, и, наконец, большая часть народа, состоявшая из ремесленников и крестьян.

 

Разговорный и литературный язык древних  египтян      менялся на протяжении почти 4-тысячелетней истории народа и прошел пять последовательных стадий своего развития. В научной литературе различают: язык Древнего царства — язык древнеегипетский; среднеегипетский — классический язык, называемый так потому, что именно на нем написаны лучшие литературные произведения, считавшиеся впоследствии образцами для подражания; новоегипетский язык (XVI—VIII вв. до н. э); демотический язык (VIII в. до н. э.— V в. н. э.); коптский язык (III—VII вв. н. э.). Несмотря на наличие преемственности между этими языками, каждый из них был особым языком с отличной друг от друга грамматической и лексической структурой. Соотношение между ними было приблизительно таким, например, как между древнеславянским, древнерусским и русским языками. Во всяком случае египтянин Нового царства с трудом мог понимать речь своего предка, живущего во времена Среднего царства, не говоря о более древних эпохах. Египетский язык был разговорным живым языком коренного населения долины Нила и за ее пределы практически не выходил даже при создании великой Египетской империи в эпоху Нового царства. Египетский язык стал мертвым (т. е. на нем не разговаривали) уже в III в. н. э., когда на смену ему пришел коптский язык. С VII в. н. э. коптский стал вытесняться языком завоевателей — арабов и постепенно стал забываться. В настоящее время в Арабской Республике Египет проживают около 4,5 млн. коптов (египтян-христиан), которые говорят на арабском языке, но богослужение проводят на коптском, последнем реликте древнеегипетского языка.

 

В Древнем Египте использовали три  системы письма: иероглифическую, иератическую и демотическую. Иероглифическая система, изобретенная за 3000 лет до н.э., представляет собой самую раннюю форму древнеегипетской письменности. Ее элементами являются картинки, или пиктограммы, а использовалась она для религиозных текстов. Иератическое письмо - это упрощенная, скорописная форма иероглифического, употреблявшаяся при составлении юредических и деловых документов. Демотическое письмо, еще один вид скорописи, возникло примерно в 600г. до н.э. Его использовали в каждодневной жизни для самых разных целей, тогда как иероглифическая и иератическая системы в то время применялись лишь для религиозных текстов.

Искусство и культура Древнего Египта были наиболее передовыми и наиболее совершенными среди искусств различных  народов Древнего Востока. Египетский народ первым в мире создал монументальную каменную архитектуру, скульптурный портрет, прекрасные изделия художественного  ремесла. Египетское искусство было новым и большим шагом вперед после первобытного искусства. Среди  многих его достижений главным было изображение человека с несравненно  большей степенью реалистической конкретности, чем это было в искусстве предшествующего  исторического этапа. Египетское искусство  впервые стало изображать человека в сопоставлении и в связи  с другими людьми. Оно изобрело приемы наглядного рассказа, строго продуманного построения действия. Наконец, египетское искусство открыло и утвердило  интерес к индивидуальности человека, не раз на протяжении своей долгой истории создавая образы, полные глубокой значительности

 

Искусство Древнего Египта обычно делят  на три основных периода:

 — искусство Древнего Царства

 — искусство Среднего Царства

 — искусство Нового Царства

 Основу стиля древнеегипетского  искусства составила оригинальная  архитектура подчеркнуто геометрических  форм, геометризация и канонизация  простейших приемов изображения  на плоскости.

 

Яркой особенностью искусства Древнего Египта явилась преданность традциям предков и соблюдению неких канонов. На протяжении всей последующей истории Древнего Египта памятники искусства в своем подавляющем большинстве имели также религиозно-культовое назначение, создатели этих памятников были обязаны следовать установившимся канонам. Поэтому в искусстве рабовладельческого Египта сохранялся и ряд условностей, восходящих нередко еще к искусству доклассовому и закрепленных затем в образцах ставших каноническими. Примерамм этого являются изображения предметов и животных, невидимых зрителю, но которые могут присутствовать в данной сцене (например, рыбы и крокодилы под водой); озбражение предмета с помощью схематического перечисления его частей (листва деревьев в виде множества условно расположенных листьев или оперение птиц в виде отдельных перьев); сочетание в одной и той же сцене изображений предметов, сделанных в разных ракурсах (например птица изображалась в профиль, а хвост сверху; у фигуры человека - голова в профиль, глаз в фас, плечи и руки в фас а ноги в профиль). Необходимость следовать канонам вызвала создание письменных руководств для художников. Известно о существовании «Предписаний для стенной живописи и канона пропорций», а также наличии подобных руководств и для скульпторов. Соблюдение канонов обусловило и технические особенности работы египетских мастеров, рано применявших сетку для точного перенесения на стену нужного образца. Однако позднее соблюдение канонов сыграло консервативную, тормозящую роль, мешая развитию реалистических тенденций.

 

Архитектурный облик Древнего Египта представлен пирамидами6. Нигде в мире не строили столь грандиозных усыпальниц для правителей, обожествленных при жизни и после смерти. Величие пирамид высоко ценили египтяне. Высеченные на камнях имена их создателей сохранились для потомков. Одним из семи чудес света в античном мире считали пирамиды. Человеческие фигуры7, воплощенные в египетских скульптурах, предстают пред нами в неподвижных величавых позах. Это стоящие или сидящие люди с выдвинутой вперед левой ногой, с прижатыми к торсу или сложенными на груди руками. Рельеф создавался в соответствии с ясным религиозным смыслом заупокойного культа. Египтяне верили, что душа в любой момент должна вселиться обратно в тело или в его аналог. Поэтому в рельефе изображали не то, что видели, а то, что считали наиболее выразительным и привлекательным. К тому же старались, чтобы были очерчены все части фигуры: и лицо, и боковые элементы тела. Например, лицо изображалось в профиль, верхняя часть туловища — в фас, грудь при этом — в профиль, как и ноги.

 

Первым памятником, показывающим сложившиеся  новые формы искусства, является шиферная плита фараона Нармера 8(высотой 64 см), сделанная в память победы южного Египта над северным и объединения долины Нила в единое государство. Рельефы на двух сторонах плиты представляют пять сцен, из которых четыре рассказывают о победе царя Юга над северянами. Царь в короне южного Египта убивает северянина, внизу — убегающие северяне, на другой стороне наверху — торжество по случаю победы: царь в короне побежденного Севера идет с приближенными смотреть на обезглавленные трупы врагов, а внизу — царь в образе быка, разрушающего вражескую крепость и топчущего врага; средняя часть этой стороны занята символической культовой сценой неясного содержания. Памятник отличается новыми чертами. Каждая сцена является законченным целым и в то же время частью общего замысла памятника. Сцены расположены поясами, одна над другой — так, как в дальнейшем будут решаться все стенные росписи и рельефы.

В костюме Древнего Египта

наиболее распространенный вид  одежды — драпирующийся. Позже накладной, но никогда не распашной. Все драпировки обычно формировались со спинки наперед  и располагались спереди четкими, ритмичными формами, в то время как  спинка оставалась облегающей. Соответственно не было удлинения одежды сзади.

 

В Древнем царстве основной одеждой  мужчин 9была набедренная повязка различной длины и различным образом драпированная. Называлась она схенти. На талии схенти поддерживалась поясом — тонким ремешком или лентой со спущенными концами, роскошно декорированной, завязанной спереди в центре талии. Вместе с набедренной повязкой, а иногда и без нее, египтяне носили узкий треугольный передник различной длины и ширины. Наиболее распространенная форма передника — расширенная книзу или овальная

Одежда женщин состояла из куска  материи, обертывавшего фигуру от щиколоток  до груди и поддерживаемого одной  или двумя бретелями (рис. 3). Эта  одежда называлась калазирис и по форме была одинаковой и для царицы, и для рабыни.

 

Сословное различие в одежде выражалось лишь в качестве ткани.

Средство передвижения в Египте корабли11

Река Нил была подобна широкой  артерии, протянувшейся через всю  страну. Прокладка сухопутных дорог  лишь повредила бы плодородные земельные  угодья в долине Нила, да эти дороги все равно были бы смыты ежегодным  разливом великой реки. Так что  путешествия в Древнем Египте совершались главным образом  по воде.

 

Столярное ремесло в Древнем  Египте

 

В грандиозном строительстве начиная  с Древнего царства довольно широко использовали дерево. Пирамиды и храмы не могли быть построены без транспортных средств - судов, барж, саней и полозьев, различных подъемных сооружений - простых рычагов, лесов-подмостков, распорок, а также огромного количества орудий - строительных мотыг, колотушек, молотов, которые изготовляли из дерева. На судах и баржах перевозили скот, зерно, фрукты и овощи. Расширение внешних сношений Египта потребовало строительства морских парусных кораблей. Большое количество дерева расходовали на орудия труда земледельцев (сохи, мотыги, простые рычаги, коромысла, и различные приспособления, которые употребляли в сельском хозяйстве, - упряжки, клетки для птиц и мелких животных и т. п. Из дерева строили часовни, беседки, делали потолки, полы, колонны жилых помещений, двери, мебель, лари, саркофаги, статуи и мелкие поделки.

 

Изображения столярных мастерских на рельефах в гробницах Тии и Мерерука (Древнее царство) показывают, как столяры распиливают стволы медными пилами на доски. Тонкие и неширокие медные пилы длиной от 25 до 42 см с наклонно расположенными зубьями и деревянными рукоятками были известны в Египте с III тысячелетия до н. э. благодаря чему египтяне с древнейших времен умели изготовлять доски и тонкую фанеру. Распиливаемый ствол привязывали верхней частью к столбу, вбитому в землю.

 

Согласно распространенному мнению, в распил доски вставляли клин, на верхнем конце которого закреплен  камень-противовес. Клин служил якобы  для расширения распила по мере продвижения  пилы, поскольку египтянам был  еще неизвестен ее развод (поочередное  отгибание зубьев в обе стороны), необходимый для предотвращения зажимания пилы распиливаемыми частями  ствола. Но существует мнение что клин служил здесь для натяжения веревок и закрепления доски в неподвижном положении.

Столяры строгали доски медным теслом, которое заменяло древним египтянам  рубанок. Тесло было привязано к  рукоятке кожаным ремнем или веревкой. Долотом-стамеской выдалбливали паз  на доске или колоде, по рукоятке долота били колотушкой. Пазы выдалбливали для шипов, посредством которых  соединяли отдельные части деревянных изделий. Крышку ящика просверливали  трубчатым сверлом - предком нашего коловорота. Мастер держал одной рукой  сверло за головку, другой приводил его  в движение, вращая рукоятку. Тиски  и верстак были неизвестны древним египтянам. Деревянную раму кровати шлифовали маленькими камнями. Долотом "долбили дверь", теслом ее строгали.

 

Столяры Древнего царства уже умели  изготовлять тонкую фанеру, о чем  свидетельствует деревянный ящик в  алебастровом саркофаге III династии - он составлен из шести слоев фанеры разных пород дерева (каждый толщиной около 5 мм), скрепленных деревянными  гвоздиками. Дворцовая мебель, обнаруженная археологами в потайной гробнице царицы IV династии Хетепхерес (кровать, подголовник, два кресла, стул, носилки портшез и балдахин), позволила определить и другие способы крепления деревянных частей, известные столярам Древнего царства: связывание кожаными ремнями, которые протягивали через небольшие, просверленные в дереве отверстия, соединения в шип, в лапу и ласточкиным хвостом. Ножки кресел, вырезанные в форме анатомически точно воспроизведенных лап льва (переданы даже кровеносные сосуды), а также под локотники кресла, украшенные плавно изогнутыми лотосами, показывают совершенное мастерство столяров и резчиков Древнего царства.

 

 

 

Украшения и символика в одежде египтян13-14

Украшения, головные уборы, прически, обувь, элементы символики в костюме

 

Основное декоративное значение в  костюме египтян имели украшения, заключающие в себе элементы символики. В период Древнего царства египтяне носили на шее всевозможные амулеты, магические подвески, которые постепенно становились украшениями.

 

 Дорогие, затканные золотом  и драгоценными камнями, цветными  стеклянными бусами круглые шейные  украшения символизировали солнечный  диск (см. рис. 4). В образе солнечного диска почитался в Египте бог Атон, единый создатель мира и всего живого. Широко были распространены ручные и ножные браслеты, подвески, кольца, бусы, золотые диадемы и пояса. Древнейшими видами головных уборов фараона были двойная корона атев, украшенная коршуном и змеей— уреем— символом власти, и клафт— большой плат из полосатой (синей с золотом) ткани, сложенной треугольником (рис. 6).

 

коршуна или шапочку с цветком лотоса.

 

.

 

И мужчины, и женщины Древнего Египта носили парики из растительного волокна  или овечьей шерсти. Знать надевала длинные парики с мелкими косичками или трубчатыми локонами. 15

 

 Рабы и крестьяне носили маленькие парики или шапочки из льняной ткани. Бороды мужчины брили, но часто носили искусственные из овечьей шерсти, покрывая их лаком и переплетая металлическими нитями. Знаком могущества фараона была золотая борода в форме куба или треугольника. Бороду крепили завязками на ушах подобно дужкам современных очков.

 

 На сохранившихся фресках  египтяне изображены в основном  без обуви. Сандалии из пальмовых  листьев, папируса, а затем и  из кожи носили лишь фараон  и его приближенные. Сандалии  были простой формы, без бортиков  и задников, с загнутой кверху  подошвой и двумя-тремя тонкими  ремешками. На подошвах изображались  различные бытовые и военные  сцены.

Информация о работе Цивилизация Древнего Египта