Человек в мире культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2012 в 15:29, контрольная работа

Описание работы

Слово “культура” происходит от латинского слова cultura, что означает культивировать, или возделывать почву. В средние века это слово стало обозначать прогрессивный метод возделывания зерновых, таким образом, возник термин agriculture или искусство земледелия. Но в XVIII и XIX вв. его стали употреблять и по отношению к людям, следовательно, если человек отличался изяществом манер и начитанностью, его считали “культурным

Содержание работы

1. Введение……………......................................( 3-4 стр.)
2. Роль культуры в социализации индивида. Инкультурация и ее проблемы……………...(5-9стр.)
3. Личность как ценность и ценностный мир личности …………………………..................(10-14стр.)
4. Человеческая телесность и культура……….(14-17стр.)
5. Список используемой литературы………….(18 стр.)

Файлы: 1 файл

Культурология.docx

— 36.72 Кб (Скачать файл)

Одним из главных процессов  в становлении  личности является процесс самосознания. Это осознание  человеком самого себя, своих взаимоотношений  с другими людьми, мотивов поведения  своих действий и поступков, своих  личностных качеств. Самосознание тесно  связано с самооценкой, с анализом результатов своей деятельности, с учетом оценки себя окружающими. Самосознание помогает каждому заниматься самосовершенствованием, самообразованием и самовоспитанием. Наиболее типичные недостатки в самосознании человека — субъективизм, предвзятость, снисходительность, недостаточная  самокритичность. Самосознание — не только рациональный, но и эмоциональный  процесс.

Самосознание  можно понимать как рефлективную способность социокультурного субъекта (сообщества, или индивида) делать себя, свое сознание, свои воспроизводственные  функции собственным предметом. Иначе говоря, по мере того, как человек  осознает свою отделенность от внешнего мира, по мере того, как его внимание фокусируется на его собственных индивидуальных и социальных качествах, они становятся предметом целенаправленного воздействия и преобразования. Человек и общественные отношения становятся самоцелью и, следовательно, создаются специализированные способы ее достижения. Возникает различие между временем,  потребным для производства необходимых средств существования, и временем, свободным от производственных забот, время, которое можно использовать для  занятия самим собой, для того чтобы делать себя человеком.

Самовоспитание также  является важным моментом в жизни  личности. Человек  рождается  без  знаний  и  умений,  но  через   воспитание   и образование  получает  все  это  в  соответствии  с  возрастом.  На   каждом возрастном  этапе  развитие  получает  свою  степень  сформированности,   не исчерпывая  себя.  Так поэтапно  формируются идеалы,   мотивы  поступков, отношения и другие свойства человека. Но ведь сам человек активен уже с рождения.  Его роль  в воспитании, образовании огромная, если не решающая. Дело в том,  что человек рождается со  способностью  к развитию.  Он   не   сосуд,   куда   «сливается»   опыт человечества. Он сам способен этот  опыт  приобретать.  Человек сам создал внешние факторы своего развития.

Важная  сторона самовоспитания - самообразование. Неправильно было бы понимать его только как простое  продолжение образования, познания внешнего мира. В процессе самообразования  человек познает себя, развивает  свои интеллектуальные способности, волю, самодисциплину, самообладание, образует себя в соответствии с идеальным образом Человека.

 

3.Человеческая  телесность и культура.

 

Всякий  человек есть человек  определенной культуры.  Но значит ли это, что он — культурный человек? Об этом размышляли давно. И построили  даже своеобразные “модели” культурного  человека. Они были различными в  разные времена, но многое их и объединяло.

Первой в истории моделью  культурного  человека считается  античная, или платоновская модель. Существовала она примерно в одно время с древнекитайской, конфуцианской  моделью (Платон и Конфуций, как известно,  — это античный и древнекитайский  мудрецы примерно V—IV вв. до н. э.). Согласно  этому, столь древнему, представлению, культурным следует считать, прежде всего, — образованного человека. Второе: культурный человек внутренне организован, собран. Древние вообще очень ценили  умение владеть собой. Они говорили:  владеющий собой выше завоевателя города. Только человек, способный к самообладанию, владеющий собой может стать правителем, считали они. Третья важная черта культурного  человека, по мнению древних: нравственность. Культурный человек не может быть безнравственным. Таково  исторически первое представление о культурном человеке.

Исторически  вторая модель культурного человека соответствовала  эпохе формирования европейской  культуры. Ее культурный феномен —  человек эпохи Возрождения (XIV—XVI вв.). Это гуманистическая  модель. Она предполагала резкое расширение сфер интересов человека, выход его  на политическую арену. Человек не только стремится к знанию, но занимается общественной деятельностью. Знание делает его свободным от религиозной  или иной зависимости.

Новое время (XVII в.) характеризуется  и новой (третьей)  моделью культурного  человека. К обязательному требованию образованности добавляется весьма существенное: специализация  в какой-то области знаний. Эта тенденция  реально отражала процесс разделения труда, и модель человека этого периода  получила название Homo faber (современный человек).

Наконец, наше время тоже явилось важной вехой  на пути построения моделей культурного  человека и  сформировало четвертую модель. Оно  выдвинуло свое требование: культурный человек - тот, кто способен не только к проявлению  национальных чувств, но и   владеющий планетарным  мышлением.

Человек не может замыкаться на своей частной  жизни, быть представителем только одной  культуры. Он не может  предпочитать, ставить выше других какую-то из религий, наций, партий. Человек не должен забывать, что, прежде всего, он — человек планеты, всей Земли, он должен знать и уважать иные культуры. Чтобы быть культурным, недостаточно только специального знания, но нужно комплексное знание: экологии, политики, психологии, этики. Нужно умение подойти к проблеме со всех сторон, разных точек зрения; нужно знание языков, на которых говорят другие люди планеты.

  Мы  говорим об одной  очень актуальной и важной  вещи. В наше время необычайно  возросла ответственность людей   за судьбу планеты. В руках  современного человека оказались  мощные технические силы, воздействующие  на экологический комплекс, представляющие  опасность для самой жизни  на Земле. Поэтому немаловажно,  в чьих руках эти силы.

Таким образом, мы получили своеобразную схему  исторических моделей  культурного  человека. Она включает в себя четыре  ступени формирования представлений о культурном человеке.

Первая – античная, платоновская модель. Согласно этой модели, культурный – значит образованный, склонный к  рациональному знанию, человек. Эта  модель дополнялась моделью, сформировавшейся на Востоке, в Китае, - конфуцианской. Согласно ей, культурный человек –  это человек, следующий нравственным правилам и, прежде всего, - «не делай  другому того, чего не желаешь себе».  

Вторая – модель человека эпохи Возрождения.  Она вошла  в историю культуры как гуманистическая  модель культурного человека. В это  время оказалась особенно востребованной широкая и всесторонняя развитость, эрудированность, противостояние религиозной  косности и догматизму, культурный универсализм.

Третья – модель человека Нового времени, когда ценился профессионализм, мастерство человека. Эта модель человека-мастера.

Четвертая – модель человека современного (ХХ – ХХ1 в.в.),  когда на первое место вышли такие черты человека как способность к культурному плюрализму и толерантности, т.е. к терпимости по отношению к иной культуре и ее традициям,  способность к взаимодействию в конфликтной ситуации и т.п.

Когда мы используем выражение "культурный человек", мы вносим, прежде всего, оценочный аспект и  выявляем меру культурности человека, его соответствия существующим в  обществе идеалам и стандартам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

1. Витаньи И.Н. Общество. Культура. Социология/И.Н. Витаньи - М., 1984.

5.Выготский, Л. С. Психология  развития ребенка. - М.: Эксмо, 2005.

3. Гуревич П. С. Человек   и культура.  учебник Москва Изд. "Дрофа" 1998г.

4. Ионин Л.Г. Социология  культуры: путь в новое тысячелетие:  Учеб. пособие для студентов вузов. - 3-е изд - М.: Логос, 2000.

5. Кирамова К.И.  Культурология в вопросах и ответах. Учебное пособие - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004..

6. Кульневич А.В. «Педагогика личности стратегия и тактика», Москва. 1995.

 

Дополнительная  литература

  1. Балла О. Обнаженное тело в культурных пространствах // Знание-сила. 2004. № 3.
  2. Бердяев Н.А. О рабстве и свободе человека // Бердяев Н.А. Царство духа и царство кесаря. – М., 1995.
  3. Мосс.М. Техника тела// Христоматия по культурологи. М.,2006.
  4. Тульчинский Г.Л. Постчеловеческая персонология. СПб., 2002. Гл. 3.1; 3.3, 4.2.

 


Информация о работе Человек в мире культуры