Человек в мире культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2012 в 14:30, контрольная работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение человека в мире культуры.
Исходя из поставленной, цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть роль культуры в социализации индивида;
2. Охарактеризовать личность как ценность и ценностный мир личности;
3. Рассмотреть модели культурного человека и их эволюцию.

Содержание работы

Введение 3
1. Роль культуры в социализации индивида. Инкультурация и ее проблемы 4
2. Личность как ценность и ценностный мир личности. Культура индивида как самосознание и самообразование 5
3. Модели культурного человека и их эволюция 6
Заключение 7
Список литературы 8

Файлы: 1 файл

Контрольная. Экология. Человек в мире культуры..doc

— 77.00 Кб (Скачать файл)

     Общество - это система отношений и способов объективного воздействия на человека не заполняется социальными требованиями.

     Формы социальной регуляции принимаются  как определенные правила, необходимые для существования в обществе. Но для того чтобы соответствовать социальным требованиям, необходимы культурные предпосылки, которые зависят от степени развития культурного мира человека.

     Во  взаимодействии общества и культуры возможна также следующая ситуация: общество может быть менее динамичным и открытым, чем культура. Тогда общество может отторгать ценности, предлагаемые культурой. Возможна и обратная ситуация, когда общественные изменения могут опережать культурное развитие. Но наиболее оптимально сбалансированное изменение общества и культуры. 

 

3. Модели культурного  человека и их  эволюция

 

     Важной  проблемой, возникающей во взаимоотношениях человека и культуры, является то, что  современный человек не ощущает  себя творцом культуры, не видит  своей роли в процессах культуротворчества. Культура не возникает сама по себе, ее создает человек. Конечно, процессы, производимые группой людей заметнее, но и группа - ничто без деятельности конкретного человека.

     Современный человек реализует себя прежде всего  во внешних сферах, развивает свою «оболочку» и под культуротворчеством подразумевает нечто глобальное, чего он не прозревает в своей собственной реальной жизни. Студент, поступающий в университет, и не подозревает о том, что уже одним этим действием он делает важный шаг, включающий его во всеобщие процессы создания культуры. Он делает шаг в направлении саморазвития, совершенствования своего духа, что является первой ступенью на пути превращения единичного, конкретного человека в творца культуры. Конечно, этот шаг мал и незаметен, и впереди лежит долгий путь, но вести человека по этому пути будет стремление к саморазвитию и самосовершенству. И из маленького человечка он превратиться в истинного творца культуры, которых так не хватает нашей современности [6, с. 210].

     Человек - это единственное существо, предопределенное к непрестанному новаторству. Он уникальный творец культуры, придающий  ей смысл через регулярную смену  символов, и несомненно, что для  человека как такового культура первичнее  природы, а история первичнее биологии. Томас Манн в романе «Доктор Фаустус» сказал по этому поводу: «Это можно назвать эстетически эффектным парадоксом культуры: поворачивая вспять естественную эволюцию, сложное, духовное уже не развивается из элементарного, а берет на себя роль изначального, из которого и силится родиться первозданная простота».

     Культуротворчество  восстанавливает и развивает  человеческий дух, который отрицается современной цивилизацией. Поэтому  культуротворчество происходит в постоянной борьбе с цивилизационными процессами, стремящимися приручить человека, сделать его слепой игрушкой в руках тех сил, чья сущность не связана с целями, задачами и смыслами человеческой жизни.

     Как нам видится именно на этой грани  лежит разграничение культуры и  культурности. Приобщаясь к культуре, человек становится человеком. Некультурных людей не бывает. Но в языке за выражением «культурный человек» закрепилось иное содержание. И понятие «культурный» связано не с культурой, а с культурностью. Под культурностью мы понимаем соблюдение человеком некоего свода правил, норм, социальных установлений, определяющих поведение человека в обществе. Это добровольное признание тех границ, которые установлены обществом для своих членов и самим человеком для себя как члена социума. Сюда равноправно входит понятие этикета. Можно сказать, что культурность - это защитная стена, которую создала цивилизация для того, чтобы построить безопасное для личности общество. Все, что в человеке и обществе ведет к душевному успокоению, к внутренней безопасности, к всеобъемлющему комфорту есть культурность. И это не только защита «для», но и защита «от» - человеческой природы, инстинктов, всех иррациональных форм проявления человеческой сущности [3, с. 89].

     Таким образом, когда мы используем выражение  «культурный человек», мы вносим прежде всего оценочный аспект и выявляем меру культурности человека, его соответствия существующим в обществе идеалам и стандартам.

     В разные эпохи существовали различные  модели «культурного человека»: человек мусический (Античность), человек-богослов (Средневековье), человек универсальный (Возрождение), человек-специалист (Новое время), человек-носитель планетарного мышления (формируется в современную эпоху).

     Современный человек находится в дезинтегрированной системе координат, существует между культурой и цивилизацией, поэтому черты «культурного человека» конца ХХ века отражают эту двойственность: толерантность (терпимость), профессионализм, способность к духовному саморазвитию и самосовершенствованию. Американский культуролог Дж. Пассмор считает главным признаком культурного человека - способность понимать и оценивать интеллектуальное и художественное достояние разных культур. 

 

Заключение

 

     Каждому человеку предстоит жить в обществе, и поэтому социальная интегрированность  является чрезвычайно важным фактором его жизни. Любому из нас необходимо определенное умение приспособляться к обществу, иначе индивид обречен на устойчивую неспособность ладить с окружающими, изоляцию, мизантропию и одиночество. Индивидуальное развитие каждого человека начинается с его постепенного вхождения, включения в окружающий мир. С самого раннего детства человек усваивает принятые манеры поведения и образцы мышления до тех пор, пока большинство из них не становятся привычными. Это вхождение в мир происходит путем усвоения индивидом необходимого количества знаний, норм, ценностей, образцов и навыков поведения, позволяющего ему существовать в качестве полноправного члена общества. Основная причина этого процесса состоит в том, что общественное поведение человека не запрограммировано природой, и поэтому всякий раз он вынужден заново обучаться тому, как понимать окружающий мир и реагировать на него.

     Подводя итоги изложения темы, следует  отметить, что процесс социализации личности протекает в основном под  влиянием группового опыта. При этом личность формирует свой «Я» - образ на основании восприятия того, как о ней думают, как ее оценивают другие. Для того чтобы такое восприятие было успешным, личность принимает на себя роли других и глазами этих других смотрит на свое поведение и свой внутренний мир. Формируя свой «Я» - образ, личность социализируется. Однако не существует ни одного одинакового процесса социализации и ни одной одинаковой личности, так как индивидуальный опыт каждой из них уникален и неповторим.

 

Список  литературы

 
      
  1. Волкова Д. Культурология: учебное пособие. - Ростов н / Д: Феникс, 2008. – 315 с.
  2. Культурология. Основы курса и фрагменты первоисточников: уч / К.В.Пашков. - Ростов н / Д: Феникс, 2008. – 600 с.
  3. Пашинина Е.И. Социология за 24 часа. - Ростов н / Д: Феникс, 2009. – 286 с.
  4. Лукьянов В.Г. Социология: Уч.пос. - СПб.: ИВЭСЭП, 2004. – 416 с.
  5. Каменская Е.Н. Социология: Конспект лекций. – Рн / Д: Феникс, 2008. – 214 с.
  6. Кравченко А., Анурин В. Социология: Уч. - СПб.: Питер, 2007. - 432с. - (Уч.для вузов).

Информация о работе Человек в мире культуры