Быт и нравы русских женщин в XVI- XVII веках

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 20:15, реферат

Описание работы

Несмотря на то, что уже в X в. (со времен Ольги) Русь узнала и, можно сказать, признала деятельность женщины-правительницы, в отечественной истории не было подобных примеров вплоть до XVIII в.. На протяжении многих веков русская женщина практически всегда находилась в тени мужчины. Возможно, именно по этой причине сегодня нам приходится говорить о скудности источников, которые помогли бы составить ясную картину жизни, быта и нравов женщины на Руси.
Если обратиться к восточнославянской мифологии, то уже там можно обнаружить некоторые противоречия, касающиеся женщины и отношения к ней. Так с Мокошью – единственным женским божеством в языческом пантеоне было связано не только благополучие девичьих судеб, но и плодородность земли и хороший урожай. «Мать – сыра земля» - постоянный эпитет высшего женского начала. C другой стороны, малочисленные женские образы связаны с мокрым, темным, плохим, то есть они соотнесены с проявлением негативных качеств (например русалки, завлекавшие своим пением прохожих, которые могли упасть в воду и утонуть).

Содержание работы

I. ВВЕДЕНИЕ……………………………………………… 3 стр.
II. БЫТ ЗАМУЖНЕЙ ЖЕНЩИНЫ…………………….... 4 стр.
Положение в семье………………………………… 4 стр.
Праздники………………………………………….. 6 стр.
Одежда…………………………………………….... 7 стр.
III. РУССКИЕ ЦАРИЦЫ………………………………...... 9 стр.
Царские свадьбы…………………………………... 9 стр.
Жены Ивана Грозного…………………………... 10 стр.
Двор царицы……………………………………... 12 стр.
IV.ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………….. 13 стр.
Список используемой литературы………………………. 14 стр.

Файлы: 1 файл

русские женщины.doc

— 94.00 Кб (Скачать файл)

Министерство сельского хозяйства  РФ

Федеральное Государственное Образовательное

Учреждение Высшего  Профессионального Образования

Пермская Государственная  Сельскохозяйственная Академия

Им. Академика Д. Н. Прянишникова

        

 

 

 

 

 

 

Кафедра философия

 

 

 

 

 

Реферат

На тему: «БЫТ И НРАВЫ РУССКИХ ЖЕНЩИН

В XVI- XVII ВЕКАХ»

по дисциплине «культурология»

 

 

 

 

                                                  

 

 

 

                                                                                   Выполнила:

                                                                             студентка группы Эб-15

                                                                                   Паздникова Е.Г.

                                                                       Проверил: доцент

                                                                        Калашников В. П.

 

 

 

 

 

Пермь - 2012 г.

 

СОДЕРЖАНИЕ:

 

     I. ВВЕДЕНИЕ……………………………………………… 3 стр.

     II. БЫТ ЗАМУЖНЕЙ ЖЕНЩИНЫ…………………….... 4 стр.

    1. Положение в семье………………………………… 4 стр.
    2. Праздники………………………………………….. 6 стр.
    3. Одежда…………………………………………….... 7 стр.

    III. РУССКИЕ ЦАРИЦЫ………………………………...... 9 стр.

    1. Царские свадьбы…………………………………... 9 стр.
    2. Жены Ивана Грозного…………………………... 10 стр.
    3. Двор царицы……………………………………... 12 стр.

     IV.ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………….. 13 стр.

    Список используемой литературы………………………. 14 стр.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I. ВВЕДЕНИЕ

     Несмотря  на то, что уже в X в. (со времен Ольги) Русь узнала и, можно сказать, признала деятельность женщины-правительницы, в отечественной истории не было подобных примеров вплоть до XVIII в.. На протяжении многих веков русская женщина практически всегда находилась в тени мужчины. Возможно, именно по этой причине сегодня нам приходится говорить о скудности источников, которые помогли бы составить ясную картину жизни, быта и нравов женщины на Руси.

     Если обратиться  к восточнославянской мифологии,  то уже там можно обнаружить  некоторые противоречия, касающиеся  женщины и отношения к ней.  Так с Мокошью – единственным  женским божеством в языческом пантеоне было связано не только благополучие девичьих судеб, но и плодородность земли и хороший урожай. «Мать – сыра земля» - постоянный эпитет высшего женского начала. C другой стороны, малочисленные женские образы связаны с мокрым, темным, плохим, то есть они соотнесены с проявлением негативных качеств (например русалки, завлекавшие своим пением прохожих, которые могли упасть в воду и утонуть). 

     В отечественной  и зарубежной историографии бытует  точка зрения, что в «истории  русской женщины» эпохи средневековья имеется существенный рубеж – XVI в., после которого наступает «регрессивный период» в социальном статусе русской женщины. Его возникновению предшествует, по мнению Н. Колльман, появление «теремной системы». Она считает, что затворничество было следствием «укрепления царской автократии и боярской элиты», так как позволяло им «осуществлять контроль за политическими связями крупных родов и семей» (ограничивать круг знакомств, выдавать замуж в соответствии с задачами династических и политических связей и т.п.).

     У большинства  же наших современников нормы  поведения, семейных устоев, морали  в XVI-XVII вв. ассоциируется с таким понятием, как «Домострой».

     «Домострой»  - это домоводство, собрание полезных  советов, поучений в духе христианской морали. Что касается семейных отношений, то «Домострой» предписывает главе семьи наказывать детей и жену в случае непослушания: жену не рекомендовалось бить палкой, кулаком «ни по уху ни по виденью, чтобы она не оглохла и не ослепла, а только за великое и страшное ослушание… соимя рубашку плеткою вежливенько побить…». Причем «побить не перед людьми, наедине поучити».

     Так как  же и чем жили русские женщины  в период затворничества и  господства правил «Домостроя»? 

 

 

II. БЫТ ЗАМУЖНЕЙ ЖЕНЩИНЫ

    1. Положение в семье.

     Дочерей  отцы держали в строгости.  До замужества мужчина должен  был быть неизвестен девицам.  Матери или няньки (в богатых  семьях) обучали девочек шитью  и различным домашним занятиям. Чем знатнее был род, тем  больше строгости присутствовало в воспитании.

     Если в  крестьянском быту женщина и  находилась под гнетом тяжелых  работ, если на нее, как на  рабочую лошадь и взваливали  все, что было потруднее, то  по крайней мере не держали  взаперти.

     В семьях  же знатных девицы, погребенные в своих теремах, не смея показываться на свет, без надежды кого-нибудь полюбить, они день и ночь и всегда в молитве пребывали и лица свои умывали слезами.

      Выдавая  замуж девушку, не спрашивали  о ее желании. Она сама не  знала, за кого идет, не видела своего жениха до замужества. Сделавшись женою, она не смела никуда выйти из дома без позволения мужа, даже если шла в церковь, и тогда обязана была спрашиваться.

     По законам  приличия считалось предосудительным  вести разговор с женщиной  на улице. В Москве, замечает один путешественник, никто не унизится, чтоб преклонить колено перед женщиною.

     Женщине  не предоставлялось права свободного  знакомства по сердцу и нраву,  а если дозволялось некоторого  рода обращение с теми, с кем  мужу угодно было позволить, но и тогда ее связывали наставления и замечания: что говорить, о чем умолчать, что спросить, чего не слышать.

     Встречалось,  что муж приставлял к жене  «шпионов» из служанок и холопов,  а те, желая угодить хозяину,  нередко перетолковывали ему  все в другую сторону. Очень часто бывало, что муж по наговору любимого холопа бил свою жену из одного только подозрения. Специально для таких случаев у мужа висела плеть, исключительно для жены и называлась дураком. За ничтожную вину глава семейства таскал жену за волосы, раздевал донага и сек дураком до крови – это называлось учить жену. Иногда вместо плети использовались розги, и жену секли, как маленького ребенка.

     Привыкшие  к рабству, которое им суждено  было влачить от пеленок и  до могилы, русские женщины понятия не имели о возможности иметь другие права и верили, что они в самом деле рождены для того, чтоб мужья их били, и сами побои были признаком любви.

     Иностранцы  рассказывали следующий любопытный  анекдот, переходящий из уст  в уста в различных вариациях. Какой-то итальянец женился на русской и жил с нею несколько лет мирно и согласно, никогда не бивши ее и не бранивши. Однажды она говорит ему: «За что ты меня не любишь?» «Я люблю тебя», - сказал муж и поцеловал ее.  «Ты ничем не доказал мне этого», - сказала жена.  «Чем же тебе доказать?» - спрашивал он. Жена отвечала: «Ты меня ни разу не бил». «Я этого не знал, - говорил муж, но если побои нужны, чтоб доказать тебе мою любовь, то за этим дело не станет». Скоро после того он побил ее плетью и в самом деле заметил, что после того жена стала к нему любезнее и услужливее. Он поколотил ее и в другой раз, что она после того несколько времени пролежала в постели, но однако не роптала и не жаловалась. Наконец, в третий раз он поколотил ее дубиною так сильно, что она после того через несколько дней умерла. Ее родные подали на мужа жалобу; но судьи, узнавшие все обстоятельства дела, сказали, что она сама виновата в своей смерти; муж не знал, что у русских побои значат любовь, и хотел доказать, что любит сильнее, чем все русские; он не только из любви бил жену, но и до смерти убил.

     Женщины  говорили: «Кто кого любит, тот  того лупит, коли муж не бьет, значит, не любит», «Не верь коню  в поле, а жене на воле». Последняя  пословица показывает, что неволя  считалась принадлежностью женского существа.

     В домашнем  быту женщина не обладала какой-либо  властью, даже в ведении хозяйства.  Она не смела ни послать  в подарок чего-нибудь другим, ни принять от другого, не  смела даже сама без дозволения  мужа съесть или выпить.

     Редко дозволялось  матери иметь влияние на детей  своих, начиная с того, что знатной  женщине считалось неприличным  кормить грудью детей, которых  поэтому отдавали кормилицам. Впоследствии  мать имела над детьми надзора  менее, чем няньки и дьяки, которые воспитывали господских детей под властью отца семейства.

     Положение  жены всегда было хуже, если  у нее не было детей, но  оно делалось в высшей степени  ужасно, когда муж, наскучив ею, заводил себе на стороне любовницу.  Тут не было конца придиркам, потасовкам, побоям; нередко в таком случае муж заколачивал жену до смерти и оставался без наказания, потому что жена умирала медленно, и нельзя было сказать, что он ее убил, а бить ее, хоть по десять раз на день, не считалось дурным делом. Случалось, что муж, таким образом вынуждал жену вступить в монастырь. Несчастная, чтобы избежать побоев, решалась на добровольное заключение, тем более, что в монастыре у нее было больше свободы, чем у мужа. Если жена упрямилась, муж мог нанять двух-трех лжесвидетелей, которые обвиняли ее в прелюбодеянии и тогда жену насильно запирали в монастырь.

     Иногда  жена, бойкая от природы, возражала  мужу на побои бранью, часто  неприличного содержания. Были примеры,  когда жены отравляли своих  мужей. Правда, за это их ждало  суровое наказание: преступниц закапывали живыми в землю, оставляя снаружи голову, и держали в таком положении до смерти, им не давали  есть и пить, и сторожа стояли при них, не допуская, чтобы кто-нибудь покормил женщину. Прохожим разрешалось бросать деньги, но эти деньги употреблялись на гроб для осужденной или на свечи для умилостивления Божьего гнева к ее грешной душе. Смертную казнь могли заменить на вечное заточение. Н.Костомаров приводит описание одного случая, когда двух женщин за отравление своих мужей держали трое суток по шею в земле, но так как они просились в монастырь, то их откопали и отдали в монастырь, приказав держать их порознь в уединении и в кандалах.

     Некоторые  жены мстили за себя доносами. Дело в том, что голос женщины  (как и голос всякого, в том числе и холопа) принимали, когда речь шла о злоумышлении на особу царского дома или о краже царской казны.

     Иностранцы  рассказывают замечательное событие:  жена одного боярина по злобе  к мужу, который ее бил, доносила, что он умеет лечить подагру, которою царь тогда страдал; и хотя боярин уверял и клялся, что не знает этого вовсе, его истязали и обещали смертную казнь, если он не сыщет лекарства для государя. Тот в отчаянии нарвал каких попало трав и сделал из них царю ванну; случайно царю после того стало легче, и лекаря еще раз высекли за то, что он, зная не хотел говорить. Жена взяла свое.

     Из всего  вышесказанного мы можем сделать  некоторые выводы. Во-первых, девушку  с детства готовили к тому, что из-под власти отца она  перейдет под власть мужа. Во-вторых, в любых отношениях женщина считалась существом ниже мужчины. В-третьих, она практически не обладала ни гражданскими, ни экономическими правами.

 

     2. Праздники

     В XVI-XVII вв. порывы всякой веселости у высших сословий были подчинены правилам церковного порядка. И во время  праздников,  самыми почитаемыми из которых считались Рождество и Пасха, девушкам и женщинам позволялись некоторые «вольности».

      В крестьянском  быту, помимо церковных,  существовали  и празднества, связанные с определенными сельскохозяйственными периодами.

     Летом в  праздники девицы и женщины  водили хороводы и собирались, как правило для этого близ  селений. Русские пляски были  однообразны: они состояли в  том, что девицы, стоя на одном месте, притопывали, вертелись, расходились и сходились, хлопали в ладоши, выворачивали спину, подпирались руками в бока, махали вокруг головы расшитым платком, двигали в разные стороны головою, подмигивали бровями. Все эти движения делались под звуки какого-нибудь одного инструмента.

     В высшем  обществе пляска вообще считалась  неприличной. По церковным воззрениям, пляска, особенно женская, почиталась  душегубительным грехом. «О, злое  проклятое плясание (говорит один  моралист) о, лукавые жены многовертимое  плясание! Пляшущи то жена прелюбодейца диавола, супруга адова, невеста сатанинина; ви бо любящи плясани бесчестие Иоану Предтече творят – со Иродьею неугасимый огнь и неусыпаяй червь осудить!» Даже смотреть на пляски считалось предосудительным: «Не зрите плясания и иные бесовских всяких игр злых прелестных да не прельщены будете, зряще и слушающе игор всяких бесовских; таковыя сут нарекутся сатанины любовницы».

     Любимым  препровождением праздничного времени  женского пола во всех классах  был качели и доски. Качели  сооружали следующим образом: к веревке прикреплялась доска, на нее садились, другие веревками качали. Женщины простого звания, посадские и крестьянки, качались на улицах, знатные – во дворах и садах. Качанье на досках происходило так: на бревно или доску две женщины становились по краям, подпрыгивая, подкачивали одна другую. Встречалось, что девушки и женщины качались на колесе.

Информация о работе Быт и нравы русских женщин в XVI- XVII веках