Быт и нравы Древней Руси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2013 в 20:24, реферат

Описание работы

О том, как жили древние славяне, где они расселялись и чем занимались, рассказывается в «Повести временных лет», что в переводе с древнерусского языка означает «Повесть о прошедших временах». Эта летопись (запись по годам, от лета до лета) была составлена во втором десятилетии XII века в Киеве. Возможным ее автором был ученый монах по имени Нестор. Есть объяснение происхождения слова «славяне» - это славные люди, гордые как собственными добрыми делами и поступками, так и славой своих доблестных предков.

Содержание работы

1. Введение
2. Быт народа
3. Нравы и обычаи славян
4. Заключение
5. Литература

Файлы: 1 файл

Реферат Тема_ «Быт и нравы Древней Руси».doc

— 80.50 Кб (Скачать файл)


МОУ «Нахвальская СОШ»

 

 

 

 

Реферат

 

 

Тема: «Быт и нравы Древней Руси»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнили:

Лейком Валентина

Клочкова Ольга 10 класс


 

 

 

 

 

 

 

 

 

2011г

ПЛАН

 

    1. Введение

 

О том, как жили древние  славяне, где они расселялись  и чем занимались, рассказывается в «Повести временных лет», что  в переводе с древнерусского языка  означает «Повесть о прошедших временах». Эта летопись (запись по годам, от лета до лета) была составлена во втором десятилетии XII века в Киеве. Возможным ее автором был ученый монах по имени Нестор. Есть объяснение происхождения слова «славяне» - это славные люди, гордые как собственными добрыми делами и поступками, так и славой своих доблестных предков.

Культура славянского народа является частью его истории.   Слово "культура" происходит от слова "культ" – вера, обычаи и традиции предков. В понятие культуры входит все, что создано умом, талантом, рукоделием народа, все, что выражает его духовную сущность, взгляд на мир, природу, человеческое бытие, на человеческие отношения.

Культура Руси складывается в те же века, что и становление  русской государственности. Киевская Русь – одно из самых больших государств средневековой Европы - сложилась в IX в. в результате длительного внутреннего развития восточнославянских племен. Столицей древнерусского государства стал г. Киев. Это произошло потому что он был древнейшим центром восточнославянской культуры, с глубокими историческими традициями и связями. Расположенный на пограничье леса и степи с мягким ровным климатом, черноземной почвой, дремучими лесами, прекрасными пастбищами и залежами железной руды, многоводными реками - основными средствами передвижения тех времен. Киев был ядром восточнославянского мира.

На развитие русской  культуры влияло и то, что Русь складывалась как равнинное государство, открытое всем как внутриплеменным отечественным, так и иноплеменным международным влияниям. И шло это из глубины веков. В общей культуре Руси отразились как традиции полян, древлян, северян, радимичей, кривичей, новгородских словен, других восточно-славянских племен, так и влияние соседних народов, с которыми Русь обменивалась производственными навыками, торговала, воевала, мирилась - с угро-финскими племенами, балтами, иранскими племенами, другими народами и государствами.

В пору уже своего государственного становления, Русь испытывала сильное влияние соседней Византии, которая для своего времени была одним из наиболее культурных государств мира. Таким образом, культура Руси складывалась с самого начала как интегрированная и синтетическая т.е. находящаяся под влиянием различных культурных направлений, стилей, традиций.

Одновременно Русь не просто слепо  копировала чужие влияния и безоглядно заимствовала их, но применяла к своим культурным традициям, к своему дошедшему из глубины веков народному опыту, пониманию окружающего мира, своему представлению о прекрасном и добром.

 

  1. Быт народа

 

 

Культура народа неразрывно связана с его бытом, повседневной жизнью, как и быт народа, определяемый уровнем развития хозяйства страны, тесно связан с культурными процессами. Народ Древней Руси жил как в больших для своего времени городах, насчитывающих десятки тысяч человек, так и в селах в несколько десятков дворов и деревнях, особенно на северо-востоке страны, в которых группировалось по два-три двора.

Во дворцах, богатых боярских хоромах  шла своя жизнь - здесь располагались дружинники, слуги, толпилась бесчисленная челядь. Отсюда шло управление княжествами, родами, селами, здесь судили и рядили, сюда свозились дани и подати. На сенях, в просторных гридницах нередко проходили пиры, где рекой текло заморское вино и свой родной мед, слуги разносили огромные блюда с мясом и дичью. Женщины сидели за столом на равных с мужчинами. 

По улицам города сновала  пестрая разноязыкая толпа. Проходили  здесь бояре и дружинники в  дорогих шелковых одеждах, в украшенных мехом и золотом плащах,  в  красивых кожаных сапогах. Пряжки их плащей были сделаны из золота и серебра. Появлялись и купцы в добротных льняных рубахах и шерстяных кафтанах, сновали и люди победнее, в холщовых домотканых рубахах и портах. Богатые женщины украшали себя золотыми и серебряными цепями ожерельями из бисера, который очень любили на Руси, серьгами, другими ювелирными изделиями из золота и серебра отделанными эмалью, чернью. Были украшения и попроще, подешевле, сделанные из недорогих камешков, простого металла - меди, бронзы. Их с удовольствием носили небогатые люди. Известно, что женщины уже тогда носили традиционную русскую одежду - сарафаны; голову накрывали платками, умели мастерски делать себе прическу: заплетали косы, укладывали их на голове, а чтобы они держались – закрепляли на висках с помощью специальных красивых колец, которые так и называются – височные.

В Киевской Руси северная изба - высокая, часто двухэтажная, окна небольшие, но их много – пять или  шесть – и все к солнцу тянутся, высоко от земли поднялись. Под бок к избе прижались сени, сарай, кладовые – всё под одной крышей. Трудно придумать жилище более удобное для сурового климата Севера с долгими студёными зимами. Наличники, крыльцо, скаты кровель северных русских изб украшает строгий, но изящный геометрический орнамент. Любимый мотив резьбы – солнечная розетка, древний символ жизни счастья, благополучия.

Внутри крестьянские избы были убраны строго, но нарядно. В  избе в переднем углу под иконами – большой стол для всей семьи, вдоль стен широкие встроенные лавки с резной опушкой, над ними полки для посуды. Северный шкафчик-поставец нарядно украшен росписью – здесь птица Сирин и кони, цветы и картинки с аллегорическими изображениями времён года. Праздничный стол накрывали красным сукном, ставили на него резную и расписную посуду, ковши, резные светцы для лучины.

Ковши были самых разнообразных  форм и размеров, в них наливали мед или квас. В некоторые ковши умещалось по несколько вёдер. Ковшики для питья имели ладьевидную форму. Ручки ковшей делались в виде головы коня или утки. Ковши щедро украшались резьбой или росписью. Вокруг большого ковша, возвышавшегося в центре стола, они были похожи на утят вокруг наседки. Ковши, имеющие форму утки, так и назывались ковши-утицы. Братины – точёные сосуды для напитков в виде шара – тоже расписывались, давались к ним и надписи, например такого содержания: "Господа, гостите, пьяными не напивайтесь, вечера не дожидайтесь!" Из дерева вырезали и красивые солонки в виде коней и птиц,  миски,  ложки. Из дерева делали всё – и мебель, и корзину, и ступу, и сани, и колыбель для ребёнка. Часто эти бытовые предметы из дерева расписывали. Мастер думал не только о том, чтобы эти вещи были удобны, хорошо служили своему назначению, но заботился об их красоте, о том, чтобы они радовали людей, превращая работу, даже самую тяжёлую, в праздник.

Особенно почитались у крестьянина прялки. Прядение и ткачество было одним из основных занятий русских женщин. Нужно было наткать ткани, чтобы одеть  большую семью, украсить дом полотенцами, скатертями. Не случайно,   прялка была традиционным подарком у крестьян, они с любовью хранились и передавались по наследству. По старому обычаю парень, посватавшись к девушке, дарил ей прялку собственной работы. Чем прялка наряднее, чем искуснее вырезана и расписана, тем больше чести жениху. Долгими зимними вечерами собирались девушки на посиделки, приносили прялки, работали да хвастались жениховыми подарками.

 Горожане имели  иные жилища. Почти не встречались  полуземлянки. Часто это были двухэтажные дома, состоящие из нескольких комнат. Значительно отличались жилые помещения князей, бояр, дружинников и священнослужителей. Под усадьбы отводились и большие площади земли, строились хозяйственные постройки, срубы для слуг, ремесленников. Боярские и княжеские хоромы представляли собой дворцы. Были и каменные княжеские дворцы. Дома украшались коврами, дорогими греческими тканями. Во дворцах, богатых боярских хоромах шла своя жизнь — здесь располагались дружинники, слуги.

Одевались разные слои общества по-разному. Крестьяне и ремесленники - мужчины и женщины - носили рубахи (у женщин они были длиннее) из домотканого полотна. Мужчины кроме рубахи надевали штаны, а женщины - юбки. Верхней одеждой и у мужчин, и у женщин была свитка. Носили также разные плащи. Они застегивались на одном плече золотыми застежками. Народ победнее, зимой носили  шубы - кожухи. Зимние шубы знатных людей шились из дорогих мехов. Одежда знати по форме походила на крестьянскую, но качество было иным: из дорогих тканей шилась одежда, плащи часто были из дорогих восточных материй, парчовые, вышивались золотом.   Девушки и молодые женщины предпочитали красные и алые платья. Они опоясывали их лентами немного выше талии. В торжественных случаях женскую голову украшал кокошник. Его делали из твердого материала, обтягивали дорогой тканью и украшали жемчугом. Обувь у горожан, крестьян и знати тоже отличалась. Крестьянские лапти дожили до 20 века, горожане чаще носили сапоги или поршни (туфли), князья носили сапоги, часто украшенные инкрустацией.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Нравы и обычаи славян

 

Издревле славяне были известны своей честью и верностью слову. Не выполнить обещание считалось столь же позорным, что и нарушить клятву. Если человек переставал быть хозяином слова, его ожидало всеобщее презрение.

Наиболее распространенными  на Руси были так называемые большие  семьи, где хозяином в доме и повелителем  был старший из  мужчин – глава семейства.  В таких семьях совместно жили и вели общее хозяйство, не отделившиеся от него сыновья со своими женами и детьми. Все вместе обрабатывали землю. Глава семьи распоряжался имуществом и судьбой каждого из его членов. Это касалось даже браков детей, которых могли женить или выдать замуж против воли. Последнее слово всегда оставалось за главой семьи: жена и дети не смели его ослушаться. Родственники стояли друг за друга горой. Если кто-то убивал или ранил человека родной им крови, либо причинял ему какой-то вред, обидчику обязательно жестоко мстили. С ним должны были поступить так же, как он поступил с членом их рода: за смерть полагалась смерть, за увечье- увечье, за выбитый зуб следовало лишить зуба того, кто это сделал.

Развлечением знати были охота и пиры, на которых решались многие государственные дела. Всенародно и пышно праздновались победы в походах, где рекой текло заморское вино и свой родной мед, слуги разносили огромные блюда с мясом и дичью. На эти пиры съезжались посадники и старейшины со всех городов и бесчисленное множество народа. Князь с боярами и дружиной пировал "на сенях" (на высокой галерее дворца), а на дворе ставились столы для народа. Столы для знати были уставлены богатой посудой. Летописец Нестор сообщает, что из-за посуды у князя и дружинников даже возникали разногласия: последние требовали вместо деревянных ложек серебряные. Более простыми были общинные пиры (братчины). На пирах обязательно выступали гусляры. Гусляры услаждали слух именитых гостей, пели им «славу», большие чаши, рога с вином ходили по кругу. Одновременно происходила раздача пищи, мелких денег от имени хозяина неимущим.

Любимыми забавами богатых  людей были соколиная, ястребиная, псовая охота. Для простого люда устраивались скачки, турниры, различные игрища. Неотъемлемой частью древнерусского быта, особенно на Севере, впрочем, как и в поздние времена, являлась баня.

В богатых и знатных  семьях до года дети находились на руках кормилицы, до пяти лет - на попечении нянек. Холопка-кормилица и ее сын были самыми близкими слугами в доме. Сын кормилицы воспитывался вместе с юным хозяином и иногда оставался на всю жизнь самым близким ему человеком. Мальчиков в знатных семьях нередко начинали учить грамоте с пяти лет и воспитывали сообразно будущей службе. Согласно обычаю, воспитанием княжича руководил его дядя – брат матери.

В княжеско-боярской среде  в три года мальчика уже сажали на коня, затем отдавали его на попечение и выучку пестуну (от «пестовать» — воспитывать). В 12 лет молодых князей вместе с видными боярами-советниками отправляли на управление волостями и городами. С XI в. в богатых семьях стали учить грамоте мальчиков и девочек. Сестра Владимира Мономаха Янка, основательница женского монастыря в Киеве, создала в нем школу для обучения девочек.

На берегах Днепра шумел веселый киевский торг, где, кажется, продавались изделия и продукты не только со всей Руси, но и со всего тогдашнего света, включая Индию и Багдад.

Своя жизнь, полная трудов, тревог, текла в скромных, русских  селах и деревнях, в рубленых избах, в полуземлянках с печками-каменками  в углу. Там люди упорно боролись за существование, распахивали новые  земли, разводили скот, бортничали, охотились, оборонялись от «лихих» людей, а на юге — от кочевников, вновь и вновь отстраивали сожженные врагами жилища. Причем, нередко пахари выходили в поле вооруженные рогатинами, дубинами, луком и стрелами, чтобы отбиться от половецкого дозора. После тяжелой трудовой недели отводили душу: устраивали шумные игрища, с удовольствием пели и плясали, состязались в силе и ловкости. Долгими зимними вечерами при свете лучин женщины пряли. Мужчины пили хмельные напитки, мед, вспоминали минувшие дни, слагали и пели песни, слушали сказителей и сказительниц былин.

Изготовление обуви  в крестьянской семье традиционно было мужским делом, а одежду всегда делали женщины. Они обрабатывали лён, этот чудесный северный шёлк, пряли из него тонкие мягкие нитки. Долгой и трудной была обработка льна, но под сильными и ловкими руками крестьянок лён превращался и в белоснежные ткани и в суровые холсты, и в прекрасные кружева. Эти же руки шили одежду, красили нитки, вышивали праздничные наряды. Чем трудолюбивее была женщина, тем тоньше и белее были рубашки у всей семьи, тем замысловатее и красивее были на них узоры.

Обучение всем женским  работам начиналось с раннего детства. Маленькие девочки с шести-семи лет уже помогали взрослым в поле сушить лён, а зимой пробовали прясть из него нити. Для этого им давали специально сделанные детские веретёна и прялки. Подрастала девочка и с двенадцати-тринадцати лет ( а то и раньше) начинала сама готовить себе приданое. Она пряла нитки и сама ткала холст, который хранили к свадьбе. Затем она шила себе и будущему мужу рубашки и необходимое бельё, вышивала эти вещи, вкладывая в работу всё своё умение, всю душу. Самыми серьёзными вещами для девушки считались свадебные рубашки для будущего жениха и для себя. Мужскую рубашку украшали вышивкой по всему низу, делали неширокую вышивку по вороту, а иногда и на груди. Долгие месяцы девушка готовила эту рубашку. По её работе люди судили, какая из неё будет жена и хозяйка, какая работница.

Информация о работе Быт и нравы Древней Руси