Буряты. Описание этноса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 09:16, доклад

Описание работы

Буряты, народ в России, коренное население Бурятии, Усть-Ордынского Бурятского автономного округа Иркутской области, Агинского Бурятского автономного округа Читинской области. Численность в России 421 тыс. человек, из них в Бурятии 249,5 тыс. человек. Говорят на бурятском языке монгольской группы алтайской семьи. Распространены также русский, монгольский языки. Несмотря на христианизацию, западные буряты оставались шаманистами, верующие буряты в Забайкалье — буддисты.

Файлы: 1 файл

Буряты.docx

— 25.29 Кб (Скачать файл)

Буряты. Описание этноса.

Буряты, народ в России, коренное население Бурятии, Усть-Ордынского Бурятского автономного округа Иркутской области, Агинского Бурятского автономного округа Читинской области. Численность в России 421 тыс. человек, из них в Бурятии 249,5 тыс. человек. Говорят на бурятском языке монгольской группы алтайской семьи. Распространены также русский, монгольский языки. Несмотря на христианизацию, западные буряты оставались шаманистами, верующие буряты в Забайкалье — буддисты.

Отдельные протобурятские племена сложились в неолите и в эпоху бронзы. Начиная с III века до нашей эры население Забайкалья и Предбайкалья последовательно входило в состав центральноазиатских государств — хунну, сяньби, жужаней и других тюрков. Основными племенами, жившими здесь, были курыканы и байырку-байегу. Новый этап в его истории начинается со времени образования империи киданей (ляо) в X веке. С этого периода происходит распространение монгольских племён в Прибайкалье и его монголизация. В XI—XIII веках создания единого Монгольского государства. Бурятия была включена в коренной удел государства, а всё население вовлечено в общемонгольскую политическую, хозяйственную и культурную жизнь.

Этноним "буряты" (бурийат) впервые упоминается в монгольском сочинении "Сокровенное сказание" (1240). В начале XVII века основная часть населения Бурятии (забайкальская) представляла собой компонент монгольского суперэтноса, а другую часть (предбайкальскую) по отношению к последнему составляли этнические группы. В середине XVII века Бурятия была присоединена к России, в связи с чем территории по обе стороны Байкала отделились от Монголии. В условиях российской государственности начался процесс консолидации различных групп и племён. В итоге к концу XIX века образовалась новая общность — бурятский этнос. Буряты входили в Иркутскую губернию, в составе которой была выделена Забайкальская область (1851). Буряты подразделялись на оседлых и кочевых, управлялись степными думами и инородческими управами. После Октябрьской революции образованы Бурят-Монгольская автономная область в составе Дальневосточной республики (1921) и Бурят-Монгольская автономная область в составе РСФСР (1922) в 1992 был преобразован в Республику Бурятия.

Преобладающей отраслью традиционного хозяйства  бурят было скотоводство. Позже под  влиянием русских крестьян буряты всё  больше стали заниматься пашенным земледелием. В Забайкалье типично монгольское  кочевое хозяйство, пастбищное с  зимними тебенёвками (выпасами на подножном корму). Разводили рогатый скот, лошадей, овец, коз и верблюдов. В Западной Бурятии скотоводство было полуоседлого типа. Вспомогательное значение имели охота и рыболовство. Охота была распространена преимущественно в горно-таёжных районах, рыболовство на побережье Байкала, на острове Ольхон, некоторых реках и озёрах.

Традиции  земледелия у бурят уходят в раннее средневековье. В XVII веке сеяли ячмень, просо и гречиху. После вхождения  Бурятии в состав России произошёл  постепенный переход к оседлости  и к земледелию, особенно в Западной Бурятии. Во второй половине XIX — начале XX вв. пашенное земледелие сочеталось со скотоводством. По мере развития товарно-денежных отношений буряты заводили усовершенствованные  сельскохозяйственные орудия: плуги, бороны, сеялки, молотилки, осваивали новые  формы и методы сельскохозяйственного  производства. Из ремёсел были развиты  кузнечное, обработка кож и шкур, выделка войлока, изготовление сбруи, одежды и обуви, столярное и плотницкое дело. Буряты занимались выплавкой  железа, добычей слюды и соли. С переходом к рыночным отношениям у бурят появились свои предприниматели, купцы, ростовщики, получили развитие лесной, извозный, мукомольный и другие промыслы, отдельные группы уходили на золотые прииски, угольные шахты.

В советский  период буряты полностью перешли  к оседлости. Вплоть до 1960-х годов  большинство бурят оставалось в  аграрном секторе, постепенно вовлекаясь в многоотраслевую промышленность. Возникли новые города и рабочие  посёлки, изменились соотношение городского и сельского населения, социально-профессиональная структура населения. Вместе с тем  из-за ведомственного подхода в размещении и развитии производительных сил, экстенсивного  индустриально-экономического развития Восточно-Сибирского региона республики и автономные округа превратились в  сырьевой придаток. Ухудшилась среда  обитания, разрушились традиционные формы хозяйства и расселения бурят.

Социальная  организация бурят монгольского периода — традиционная центральноазиатская. В предбайкалье, находившемся в даннической зависимости от монгольских правителей, больше сохранялись черты родо-племенных отношений. Подразделявшиеся на племена и роды, предбайкальские буряты возглавлялись князьками разных уровней. Забайкальские группы бурят непосредственно находились в системе Монгольского государства. После отторжения от монгольского суперэтноса буряты Забайкалья и Предбайкалья жили отдельными племенами и территориально-родовыми группами. В начале XX века. низшей административной единицей являлся улус, управляемый старшиною. Объединение нескольких улусов составляло родовое управление во главе с шуленгой. Группа родов образовывала ведомство. Малочисленные ведомства управлялись специальными управами, а крупные — степными думами под главенством тайшей.

С конца XIX века постепенно была введена система  волостного правления. Буряты постепенно вовлекались в систему социально-экономической  жизни российского общества. Наряду с наиболее распространённой малой  семьёй существовала большая (неразделённая) семья. Большая семья образовывала нередко селение хуторского типа в составе улуса. В семейно-брачной  системе важную роль играли экзогамия  и калым.

Часть забайкальских бурят несла воинскую повинность — охрану государственных  границ. В 1851 в составе 4 полков они  были переведены в сословие Забайкальского казачьего войска. Буряты-казаки по роду занятий и образу жизни оставались скотоводами.

По  мере колонизации края русскими, роста  городов и сёл, развития промышленных предприятий и хлебопашества  усиливался процесс сокращения кочевания  и переход к оседлости. Буряты начали селиться более компактно, образуя  нередко, особенно в западных ведомствах, значительные по размеру поселения. В степных ведомствах Забайкалья перекочёвки совершались от 4 до 12 раз в год, жилищем служила  войлочная юрта. Срубных домов  русского типа было мало. В Юго-Западном Забайкалье кочевали 2—4 раза, наиболее распространёнными видами жилища были деревянные и войлочные юрты.

Постепенно  они почти полностью перешли  к оседлости, под влиянием русских  строили срубные дома, амбары, надворные  постройки, сараи, хлевы, окружали усадьбу изгородью. Деревянные юрты приобрели подсобное значение, а войлочные вовсе вышли из употребления. Непременным атрибутом бурятского двора являлась коновязь (сэргэ) в виде столба высотой до 1,7—1,9 м, с резным орнаментом на верхней части. Коновязь была предметом почитания, символизировала благополучие и социальный статус хозяина.

Традиционная  посуда и утварь делались из кожи, дерева, металла, войлока. По мере усиления контактов  с русским населением у бурят  всё более распространялись фабрично-заводские  изделия, предметы оседлого быта. Наряду с кожей и шерстью для изготовления одежды всё чаще употреблялись хлопчатобумажные ткани и сукна. Появились пиджаки, пальто, юбки, кофты, платки, шляпы, сапоги, валенки и т. п. Вместе с тем традиционные формы одежды и обуви продолжали сохраняться: меховые шубы и шапки, халаты из ткани, унты, женские верхние безрукавки и т. п. Одежда, особенно женская, украшалась разноцветным материалом, серебром и золотом. В набор украшений входили различного рода серьги, браслеты, кольца, кораллы и монеты, цепочки и подвески. У мужчин украшениями служили серебряные пояса, ножи, трубки, огнива, у богачей и нойонов — также ордена, медали, специальные кафтаны и кортики, свидетельствующие о высоком социальном положении.

Мясо  и различные молочные продукты были основными в питании бурят. Из молока приготовляли варенец, твёрдые  и мягкие сыры, сушёный творог, пенки, пахту. Из кобыльего молока приготовляли кумыс, а из коровьего — молочную водку. Лучшим мясом считалась конина, а затем баранина, ели также мясо диких коз, сохатого, зайцев и белок, иногда питались медвежатиной, боровой и дикой водоплавающей дичью. На зиму заготовляли конину. Для жителей прибрежья Байкала рыба по важности не уступала мясу. Буряты широко употребляли в пищу ягоды, растения и коренья, заготовляли их на зиму. В местах развития хлебопашества в употребление вошли хлебные и мучные изделия, картофель и огородные культуры.

В народном искусстве бурят большое место  занимают резьба по кости, дереву и  камню, литьё, чеканка по металлу, ювелирное  дело, вышивка, вязание из шерсти, изготовление аппликаций на коже, войлоке и тканях.

Основные  жанры фольклора — мифы, легенды, предания, героический эпос, сказки, песни, загадки, пословицы и поговорки. Широко распространёнными у бурят (особенно у западных) были эпические сказания — улигэры.

Широко  бытовало музыкально-поэтическое творчество, связанное с улигэрами, которые исполнялись в сопровождении двухструнного смычкового инструмента (хуре). Наиболее популярным видом танцевального искусства является танец — хоровод ёхор. Существовали танцы-игры "Ягша", "Айсухай" и др. Разнообразны народные инструменты — струнные, духовые и ударные: бубен, хур, хучир, чанза, лимба, бичхур, сур и т. д. Особый раздел составляет музыкально-драматическое искусство культового назначения — шаманские и буддийские ритуальные действа, мистерии.

Наиболее  значительными праздниками были тайлаганы, включавшие молебен и жертвоприношения духам-покровителям, общую трапезу, различные игры-состязания (борьба, стрельба из лука, конные скачки). У большинства бурят существовали три обязательных тайлагана — весенний, летний и осенний. С утверждением буддизма получили распространение праздники — хуралы, устраивавшиеся при дацанах. Наиболее популярные из них — Майдари и Цам, приходились на летние месяцы. В зимнее время праздновался Белый месяц (Цагаан сар), который считался началом Нового года. У западных бурят получили распространение христианские праздники. В настоящее время из традиционных праздников самыми популярными являются Цагаалган (Новый год) и Сурхарбан, устраиваемый в масштабах селений, районов, округов и республики. Возрождаются в полной мере тайлаганы. Со второй половины 1980-х гг. началось возрождение шаманизма.

Ко  времени прихода русских в  Забайкалье уже имелись буддийские кумирни (дуганы) и служители культа (ламы). В 1741 буддизм (в форме ламаизма тибетской школы Гелугпа) признан одной из официальных религий в России. Тогда же был построен первый бурятский стационарный монастырь — Тамчинский (Гусиноозёрский) дацан. С утверждением буддизма в крае связано распространение письменности и грамоты, развитие науки, литературы, искусства, зодчества, ремёсел и народных промыслов. Он стал важным фактором формирования образа жизни, национальной психологии и нравственности. вторая половина XIX — начало XX вв. — период бурного расцвета бурятского буддизма. В дацанах работали богословские школы; здесь занимались книгопечатанием, различными видами прикладного искусства; развивались богословие, наука, переводческо-издательское дело, художественная литература. В 1914 в Бурятии насчитывалось 48 дацанов с 16 тыс. лам. Дацаны и постройки при них — важнейшие общественные сооружения у бурят. Общий их облик — пирамидальный, воспроизводящий форму священной горы Сумер (Меру). Буддийские ступы и часовни, сооружавшиеся из брёвен, камней и досок, размещались на вершинах или склонах гор, холмов. Бурятское буддийское духовенство активно участвовало в национально-освободительном движении. К концу 1930-х гг. Бурятская буддийская церковь перестала существовать, все дацаны были закрыты и разграблены. Лишь в 1946 были заново открыты 2 дацана: Иволгинский и Агинский. Подлинное возрождение буддизма в Бурятии началось со второй половины 80-х гг. Восстановлены более двух десятков старых дацанов, ведётся подготовка лам в Буддийских академиях Монголии и Бурятии, восстановлен институт молодых послушников при монастырях. Буддизм стал одним из факторов национальной консолидации и духовного возрождения бурят.

Распространение христианства у бурят началось вместе с появлением первых русских землепроходцев. Христианизация бурят усилилась во второй половине XIX века. В начале XX века в Бурятии функционировали 41 миссионерский стан, десятки миссионерских школ. Наибольших успехов христианство добилось у западных бурят.

Т. М. Михайлов

Народы и религии мира. Энциклопедия. М., 2000, с. 114-117. 


Информация о работе Буряты. Описание этноса