Борьба русского народа с европейским натиском и монголо-татарами как источник складывания культуры единого государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2014 в 11:03, реферат

Описание работы

Мне особенно интересно вернуться к истокам становления централизованного государства и понять, как отразился на культуре русского народа переход от разрозненных княжеств в централизованному государству в XIV-XVI веке. В частности, меня интересуют литература, зодчество и иконопись этого периода, а для начала хотелось бы рассмотреть такие источники складывания культуры единого государства и русского национального самосознания, как борьба русского народа с европейским натиском и монголо-татарами за независимость .

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
БОРЬБА РУССКОГО НАРОДА С ЕВРОПЕЙСКИМ НАТИСКОМ И МОНГОЛО-ТАТАРАМИ КАК ИСТОЧНИК СКЛАДЫВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ЕДИНОГО ГОСУДАРСТВА
ЛИТЕРАТУРА XIV-XVI века
ЗОДЧЕСТВО XIV-XVI века
ИКОНОПИСЬ XIV-XVI века
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА

Файлы: 1 файл

культура 14-16 века.doc

— 91.00 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

  1. ВВЕДЕНИЕ
  2. БОРЬБА РУССКОГО НАРОДА С ЕВРОПЕЙСКИМ НАТИСКОМ И МОНГОЛО-ТАТАРАМИ КАК ИСТОЧНИК СКЛАДЫВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ЕДИНОГО ГОСУДАРСТВА
  3. ЛИТЕРАТУРА XIV-XVI века
  4. ЗОДЧЕСТВО XIV-XVI века
  5. ИКОНОПИСЬ XIV-XVI века
  6. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  7. ЛИТЕРАТУРА

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  ВВЕДЕНИЕ

 В культуре русского народа на протяжении многих веков находят свое отражение мотивы героизма и патриотизма нации . Исходя из терминологии, героизм можно определить как совершение подвига. Таких подвигов русская история знает немало. Благодаря литературным памятникам, архитектурным шедеврам, которые составляют культурное наследие нации, мы имеем представление о  героической судьбе русского народа.

Мне особенно интересно вернуться к истокам становления централизованного государства и понять, как отразился на культуре русского народа переход от разрозненных княжеств в централизованному государству в XIV-XVI веке. В частности, меня интересуют литература, зодчество и иконопись этого периода, а для начала хотелось бы рассмотреть такие источники складывания культуры единого государства и русского национального самосознания, как борьба русского народа с европейским натиском и монголо-татарами за независимость .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

БОРЬБА РУССКОГО НАРОДА С ЕВРОПЕЙСКИМ НАТИСКОМ И МОНГОЛО-ТАТАРАМИ КАК ИСТОЧНИК СКЛАДЫВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ЕДИНОГО ГОСУДАРСТВА

Появление немцев в восточной части Прибалтики сначала было представлено купцами и христианскими миссионерами. Вслед за ними появились и рыцари-крестоносцы, стремящиеся уже не крестом, а мечом покорить новые земли. В Прибалтике они создали военно-религиозную организацию - орден рыцарей Меча (Меченосцев). Русские князья Полоцкого княжества, в сферу влияния которых входила Восточная Прибалтика, не обратили серьезного внимания на первый этап германской колонизации. Они обеспокоились лишь тогда, когда пришельцы поставили там каменные замки и крепости, но германским рыцарям уже удалось встать твердой ногой в Приб-ке.

Благодаря вооружению и военной тактике, сравнительно небольшие отряды немецких рыцарей смогли добиваться значительных успехов в битвах с прибалтийскими племенами. В тот же период шведы утвердились в Финляндии. Теперь агрессоры стремились отрезать славян от моря и добиться полного контроля над торговыми путями, идущими через Балтику. Орден Меченосцев объединился с Тевтонским орденом в единый Ливонский орден.  Было выбрано удачное время для наступления - Северо-Восточная Русь была ослаблена нашествием Батыя. Противники Руси- Ливонский орден и король Швеции вступили в сговор против Руси. Широко известное Невское побоище шведы завязали чтобы захватить устье Невы, а в случае успеха идти на Новгород. Александр выступил в поход лишь со своей дружиной, усиленной новгородскими добровольцами. Перед выступлением князь обратился к воинам и сказал, что хоть их и немного, но они должны победить, поскольку «не в силе Бог, а в правде».

Стоит отметить, что Невская битва глубоко отразилась на культуре русского народа. Согласно народной легенде, перед битвой видели, как по реке плыли в ладье святые мученики Борис и Глеб на помощь «сроднику своему» Александру. Гибель многих шведов, согласно той же легенде, русские приписали помощи ангельского воинства. Глубоко религиозный народ нашел силы для сражения в своей вере. Так православная церковь оказалась сильнее католической.

Победа на берегах Невы принесла молодому двадцатилетнему князю Александру Ярославичу громкую славу и почетное прозвище Невский. Она сыграла огромную роль в подъеме морального духа русских. Ведь это был их первый крупный успех после нашествия Батыя. Битвой на Неве началась многовековая борьба России за сохранение выхода к Балтийскому морю, столь важного для будущего страны. О высоком значении этого сражения в сознании русского народа свидетельствует и тот факт, что многие высшие фамилии российской знати выводили своих предков именно от героев Невской битвы.

Союзники побежденных шведов выступили против русского князя в другом, не менее известном сражении - Ледовом побоище. Александр со своими полками (15 тыс. чел.) достиг восточного берега Чудского озера и встал против войск Ливонского ордена (12--14 тыс. чел.), преградив им прямую дорогу на Новгород. Ударной силой в войске Ордена были немецкие рыцари-крестоносцы. Они использовали традиционное для них построение «клином» - глубокой колонной, позволявшей закованной в латы рыцарской кавалерии таранить и сокрушать противника.

По словам летописи, «и быть сеча жестокая.…и казалось, что двинулось замерзшее озеро, и не было видно льда, ибо покрылось оно кровью». Пало 400 одних только немецких крестоносцев. Ещё больше полегло бывших с ними пехотинцев, набранных из числа покоренных народов (эстов, ливов). Рыцари потерпели полное поражение и бежали на запад. Русская конница преследовала их 7 верст до противоположного берега. Ледовое побоище решило исход войны, остановив продвижение крестоносцев на восток. Ливонский орден был вынужден заключить мир и отказаться от захваченных новгородско-псковских территорий.

Эта битва стала для русских вечным символом справедливого торжества над агрессией со стороны Запада. Летопись сохранила молитву Александра Невского перед сражением: «Боже великий и крепкий, основавший землю и положивший пределы народам и повелевший им жить, не приступая в чужую часть! Рассуди меня, Господи, с обидящими меня, побори борющихся со мною». Александр Невский  был причислен Русской Церковью к лику святых. Интересно, что спустя семь столетий текст этой молитвы князя, обращаясь к восточным славянам митрополит Тихон 22 июня 1941г. в день вторжения немецко-фашистских войск в русскую землю.

Отражение агрессии на северо-западных рубежах Руси продолжалось и в дальнейшем. Потребовалось еще не одно столетие, чтобы окончательно уладить территориальные споры. Ведя войну, рыцари ставили целью не только администрирование, но и духовное подчинение побежденных народов. Крестоносцы стремились обратить их в католическую веру. Поэтому эта побета имеет большое значение в формировании русской культуры.

Другим важным обстоятельством были отношения Руси с Ордой. Александр Невский оценил немецкую опасность как наиболее острую, так как она грозила уничтожением не только государственности, но и православия. Поэтому в период его правления и проводилась политика сотрудничества с Ордой. Сил вести одновременно борьбу с Ордой и немцами не хватило бы. Александр укреплял дипломатическое сотрудничество с Ордой, обеспечивая тылы, и концентрируя силы для отражения агрессии с Запада. Чтобы уберечь русские земли от набегов монголов, Александр Невский стремился любой ценой сохранить мирные отношения с Ордой. Русская церковь пережила Батыево нашествие сравнительно легко, без особых потерь. Более того, установление ига привело к укреплению позиций церкви. Золотоордынские ханы стремились использовать авторитет церкви и силу религии для усиления своего господства в завоеванных землях. Они освободили русскую церковь от уплаты ордынского "выхода" и выполнения других повинностей. Татарское нашествие изображалось церковью как "божья кара" за грехи русских людей. Иноземные нашествия, бесконечные усобицы русских князей, имели неизбежным следствием - снижение нравственного уровня среди всех слоев населения, особенно высших. Разложение проникло и в церковную среду, куда устремились многие знатные люди, привлекаемые привилегиями церкви в условиях татарского господства. Корыстолюбие, вероломство, пресмыкательство и страх перед татарами, пьянство и прочие грехи распространялись среди мирян и служителей церкви. Таяло сознание единства, общности русских людей. В такой обстановке большую роль играли подвижники - монахи, стремившиеся претворить в жизнь евангельские заветы любви к ближнему, трудолюбие, бескорыстия, честности и духовности. Среди таких подвижников в XIV в. особенно выделяется Сергий Радонежский. Он был одним из реформаторов монастырской жизни, введя в своем монастыре суровый общежительный устав: в монастыре не было места имущественному неравенству, безделью, пьянству, нарушениям правил церковной службы. Сергий был и религиозным политиком, духовником Дмитрия Донского, выполнял важные поручения митрополита Алексия. Дмитрию удалось создать небывалую до того рать, которая насчитывала 100 —150 тыс. человек. В этом деле существенную помощь князю оказывало духовенство, прежде всего — Сергий Радонежский, который по словам Ключевского примером своей жизни «поднял упавший дух родного народа, пробудил в нем доверие к себе, к своим силам, вдохнул веру в свое будущее»

Про визит государя московского в Сергиев монастырь повествует «Сказание о Мамаевом побоище». Великий князь Дмитрий Иванович незадолго до отбытия войск в поход против Мамая ездил с Серпуховским князем Владимиром Андреевичем на поклон к Сергию Радонежскому. Правитель желал получить от игумена лесной обители благословение перед трудным и опасным делом. Сергий упросил князя отстоять Литургию, а затем — разделить трапезу. Князь, в замешательстве, просил Сергия отпустить его, «ибо пришли к нему вестники, что уже приближаются поганые татары». Но тот задержал Дмитрия Ивановича, сказав: «Это твое промедление двойным для тебя послушанием обернется. Ибо не сейчас еще, господин мой, смертный венец носить тебе, но через несколько лет, а для многих других теперь уж венцы плетутся». Князь не посмел ослушаться, откушал монастырского хлеба. Тогда Сергий «…окропил его священной водою и все христолюбивое его войско и осенил великого князя крестом Христовым — знамением на челе». Потом он сказал Дмитрию Ивановичу: «Пойди, господин, на поганых половцев, призывая Бога, и Господь Бог будет тебе помощником и заступником». И добавил тихо: «Победишь, господин, супостатов своих, как подобает тебе, государь наш». Исход сражения решила Куликовская битва, которая произошла в день праздника Рождества Богородицы 8 сентября 1380 г. на правом берегу Дона при впадении в него реки Непрядвы. Битва шла несколько часов. Татары дрогнули и побежали. Летописцы называли Куликовское сражение «Мамаевым побоищем», а Дмитрию народ дал почетное прозвище «Донской», с которым он и вошел в историю.

Сам факт победы показывает, что наряду с процессами распада появилось новое поколение - героическое, жертвенное, патриотическое. Иными словами, появились люди, ставящие идеал (или далекий прогноз) выше своих личных интересов. Пусть их в ХШ в. были единицы - в XIV в. их дети и внуки составили уже весомую часть «великороссийского» общества. Затем, как известно, Москва перехватила инициативу объединения Русской земли, потому что именно там скопились страстные, энергичные, неукротимые люди. На Русь стекались и татары, не желавшие под угрозой казни принимать ислам, и литовцы, не принимающие католицизм, и крещеные половцы, и меряне, и мурома, и мордва. Так возникло единое и многонациональное государство.

Для того, чтобы это скопище людей живущих, в основном, дружно и в согласии стало единым этносом, не хватало одной детали - общей исторической судьбы, которая воплощается в коллективном подвиге, требующем сверхнапряжения. Именно эту роль в складывании культуры единого государства и русского национального самосознания сыграла борьба против захватчиков европейского и монголо-татарского происхождения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА XIV-XVI века

Русская литература уже с древнейшего периода отличалась высоким патриотизмом, интересом к темам общественного и государственного строительства, неизменно развивающейся связью с народным творчеством. Она поставила в центр своих исканий человека, она ему служит, ему сочувствует, его изображает, в нем отражает национальные черты, в нем ищет идеалы. Литература проникнута особым лиризмом. Этот лиризм проникает в летописание, в исторические повести, в ораторские произведения. Характерно при этом, что лиризм имеет в древней русской литературе преимущественно гражданские формы. Автор скорбит и тоскует не по поводу своих личных несчастий, он думает о своей родине, к ней по преимуществу обращает всю полноту своих личных чувств. Это лирика не личностного характера, хотя личность автора в ней и выражается призывами к спасению родины, к преодолению неурядиц в общественной жизни страны, острым выражением горя по поводу поражений или междоусобий князей.

Важнейшим памятником на Руси является летопись - это исторический жанр древнерусской литературы, представляющий собой погодовую, более или менее подробную запись исторических событий. Летописцы, как правило, грамотные, литературно одаренные монахи, знавшие переводную литературу, легенды, былины, описывали события и факты, связанные главным образом с жизнью князей, делами монастырей. Используя русские архивы, народные сказания и иностранную литературу, летописцы создавали широкую и интересную картину исторического развития Русского государства.

Эпоха феодальной раздробленности сказалась в том, что появились областные литературные силы, в каждом новом княжеском центре велись свои летописи, уделявшие главное внимание местным событиям, но не перестававшие интересоваться и общерусскими делами. Литература росла вширь. Появились летописи в Новгороде, Владимире, Полоцке, Галиче, Смоленске, Новгороде-Северском, Пскове, Переяславле и других городах.

Постепенно, ближе к XVI веку ведущее место в составлении летописей переходит к Москве. В самой столице, её монастырях, Троице – Сергиевой обители в это и более позднее время переписывается большое число рукописей духовного и светского содержания. Предметами переписи были Евангелия, летописи, жития святых, слова, поучения.  
В московских летописных сводах конца проводятся идеи единства Руси, киевского и владимирского наследия, ведущей роли Москвы в объединении русских земель и борьбе с Ордой. Изложение мировой истории, с включением и русской, даётся в «Русском хронографе».  
Летописи начинают изложение с «Повести временных лет». Тем самым они подчёркивают преемственную связь с древнерусской книжностью, продолжают её традиции. В подавляющем большинстве летописей, помимо отражения своих, местных забот и интересов, звучат общерусские мотивы, используются записи из других, «не своих» летописных центров. 

Информация о работе Борьба русского народа с европейским натиском и монголо-татарами как источник складывания культуры единого государства