Библиотечно-инновационная деятельность библиотек

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2015 в 20:47, практическая работа

Описание работы

Цель: Изучить рынок новшеств, инновационного потенциала библиотечного дела с целью выявления адресов передового опыта.

Файлы: 1 файл

практическая работа 2.doc

— 68.50 Кб (Скачать файл)

 


 


Практическая работа

 

«Изучить рынок новшеств, инновационного потенциала библиотечного дела с целью выявления адресов передового опыта».

 

 Библиотечно-информационная сфера никогда не была изолирована от контекста общественного развития, а потому постоянно реагирует и учитывает в своей деятельности, произошедшие и происходящие изменения в государстве и обществе.

         Трендом  сегодняшнего дня стало то, что  во всех сферах общественной  практики инновации считаются  наиболее эффективным средством  глобального развития, и признается, что темпы этого развития требуют внедрения таких систем управления, которые бы позволили успешно осваивать эти инновации. Таким механизмом сегодня служит рынок новшеств.

         Новшество – оформленный результат исследований, разработок, экспериментов в какой-либо сфере деятельности по повышению ее эффективности.

         Рынок новшеств можно определить как систему экономических форм и механизмов, связанных с образованием и функционированием инновационных коммуникаций.

Так, Е. Н. Гусева – зав. сектором инновационного развития библ.-информационной сферы НИО библиотековедения РГБ, в своей статье «Инновации в библиотеках страны: подходы, проблемы, проекты», проанализировав публикации в профильных журналах выявила несколько тенденций:

1. В профессиональной периодике представлено огромное количество материалов, свидетелствующих о каких либо изменениях в деятельности библиотек, хотя и не всегда определяемые авторами как инновации.

2. модернизация и компьютеризация библиотек заявляется как приоритетное или как инновационное направление деятельности.

3. большинство инновационных  форм имеет вид неких проектов, большинство социокультурных форм – мероприятий, акций.

4. проектные формы деятельности  библиотек в большинстве своем имеют две цели:

- получение финансовой поддержки для собственного дальнейшего развития, модернизации библиотеки.

- стремление попасть в необходимую целевую программу для участия в социально значимых мероприятиях.

     

 

Пример нескольких проектов библиотек, которые библиотеки сами обозначили как инновационные или несущие в себе элемент новизны и оригинальности (они сгруппированы в тематические блоки):

 

1.Деятельность библиотек  по возврату интереса к чтению:

  • фестиваль летнего чтения «Книжная радуга! (Белгородская государственная детская библиотека им. А. А. Лиханова);
  • праздник книги «Забайкальская осень — 2007»;
  • чествование лучших читателей года (Владимирская, Ростовская,Ульяновская, Томская областные библиотеки, национальная библиотека Чувашской Республики и др.);
  • фестиваль «Писатели — детям» (Липецкая область);
  • «Читающий троллейбус» в Челябинске и т. п;

2.Повышение правовой  культуры и правовой грамотности  населения:

  • публичные центры правовой информации (ПЦПИ) (большинство центральных региональных библиотек, ряд национальных библиотек республик);
  • помощь предпринимателям и местному бизнес-сообществу в получении деловой и правовой информации (деловой информационный центр на базе клуба «Предприниматель» при ЦРБ Фурмановского района Ивановской области, патентно-лицензионный центр в Тульской областной библиотеке, центр помощи предпринимателям  Тверской областной библиотеки);
  • формирование и повышение уровня экологической культуры и образования (Волгоградская, Сахалинская, Смоленская, Тверская областные библиотеки, Приморская краевая библиотека, национальные библиотеки Удмуртии, Калмыкии, Российская государственная юношеская библиотека (РГЮБ) и др.).

 

3. деятельность по социальной адаптации проблемных и социально незащищенных групп населения:

  • социальная адаптация молодежи (создание соответствующего центра в библиотеке Комсомольского городского поселения Ивановской области);

 

  • адаптация детей-инвалидов, помощь детям из неблагополучных семей, лицам, пребывающим в исправительно-трудовых учреждениях (программа «Забота» в Ивановской областной библиотеке для детей и юношества, Иркутская, Орловская, Московская, Пензенская, Красноярская, Томская, Читинская областные библиотеки, Хабаровская краевая библиотека, ряд национальных библиотек республик и др.);

 

  • предоставление необходимой для поиска работы информации безработным, студентам и пенсионерам (Томская муниципальная информационная библиотечная система, библиотеки Москвы)

 

4. концентрация функций в соответствии с темпами развития информационно-коммуникационных технологий: 

 

  • позиционирование библиотеками себя как комплексных центров широкого профиля: информационных, «общественного доступа», интеллектуальных, просвещенческих, коммуникационных;

 

  • формирование узкоспециализированных центров (Центр потребительской информации и просвещения в Смоленской ОУНБ, Центр информации по качеству в Белгородской ГУНБ);

 

  • создание специализированных подразделений по обслуживанию с помощью электронных ресурсов (Интернет-классы, медиацентры, виртуальные читальные залы);

 

5. Создание сайта для оптимизации доступа населения к информационно-культурному потенциалу библиотеки, региона, страны (федеральные библиотеки, некоторые областные библиотеки: Воронежская, Сахалинская, Мурманская, Калужская, Томская, Тульская, Краснодарская краевая, Чукотская окружная и др.):

 

  • предоставление услуг виртуальной справочной службы и виртуальной службы «Спроси специалиста» (РГБ, Белгородская государственная универсальная научная библиотека, Национальная библиотека Республики Карелия).

 

6. формирование электронных  ресурсов и доступ к внешним электронным ресурсам, в том числе:

 

  • создание сводных электронных каталогов (Мурманская областная детско-юношеская библиотек, библиотеки Томской области);

 

  • создание корпоративных ЭК и сетей («КОРБИС. Тверь и партнеры», объединяющие информационные ресурсы областных  и городских библиотек г. Тверь, Калуга, Тула, Брянск, Орел (всего 26 библиотек));

 

  • формирование библиографических и фактографических баз данных (оцифровка краеведческих периодических изданий в Сахалинской области, электронная библиотека «Память Томска», Томской ОУНБ, библиотеки Мурманской области);

 

  • формирование фондов на CD и DVD-носителях;

 

  • подключение к Интернету (Чувашская республика – 82% публичных библиотек; Магаданская область — более 30%)

 

  • предоставление доступа к полнотекстовым сетевым электронным документам (например, Ивановская областная  библиотека);

 

  • электронная доставка документов (ЭДД) (Томская, Мурманская, Тульская, Тверская областные библиотеки)

 

Таким образом, в подавляющем большинстве библиотеки считают инновационной свою социально-культурную деятельность.

 

В одной из библиотек Москвы открывается 3D кинотеатр

 Светлана Шилова (Российская газета)

       Сегодня в одной из библиотек Москвы открывается первый кинотеатр для показа фильмов в трехмерном формате. Его открытие приурочено к Фестивалю информационных технологий (ФИТ), который проходит на крупнейших библиотечных площадках города.

       В департаменте культуры столицы, первый 3D кинотеатр открывается на базе Центральной библиотечной системы "Солнцево", которая выиграла грант департамента размером в 500 тысяч рублей, направленный на поддержку инновационных проектов в библиотеках. На базе центра в течение двух лет работает студия 3D графики, где детей обучают создавать 3D модели зданий, проектов и даже созданию мультфильмов. Сейчас на грант департамента закуплено 24 пары очков, выделено отдельное помещение, оборудован зрительный зал с мягкими пуфами.

             Здесь планируется не только демонстрировать работы учеников студии 3D графики ЦБС "Солнцево", но и проводить виртуальные экскурсии по музеям мира, а впоследствии заключить договор с "Каро-фильм" и демонстрировать фильмы в формате 3D.

Что касается фестиваля, то основными его темами станут беспроводные сети, мультимедийные системы, графический дизайн, графические планшеты, искусство видеомонтажа, звук, радио, внутреннее устройство ПК, социальные сети. Пройдут научно-популярные лекции "Инновации в информационных технологиях: Библиотека XXI века", тематические семинары, мастер-классы и конкурсы от специалистов IT-технологий, учебных центров, розыгрыши призов.

Адрес: Улица Авиаторов,7 (или здание Центральной библиотеки №239 района Солнцево.

Челябинская областная юношеская библиотека

ПРОЕКТ создания в Челябинской области постоянно действующего ИННОВАЦИОННОГО ЦЕНТРА

 

 

Межрегиональный центр инновационного развития библиотек


 

Центр создан при Центре Чтения Челябинской государственной академии культуры и искусств и Челябинской областной юношеской библиотеке.

           Центр призван объединить деятельность библиотековедов и библиографоведов и ведущих практиков библиотечно-библиографической деятельности на основе инновационных теоретических и практических разработок.  

  Основной целью Инновационного центра станет развитие и совершенствование инновационной деятельности библиотек, работающих с детьми и юношеством.

             Задачи центра:

  • Мониторинг инновационной деятельности библиотек регионов-участников Центра;
  • Информационное обеспечение инновационной деятельности библиотек, обслуживающих детей и юношество;
  • Повышение квалификации библиотечных кадров по инновационным и творческим направлениям развития библиотечной практики;
  • Мотивация инновационной библиотечной деятельности.

Разделы сайта:

  • Записная книжка инноватора: описание инноваций в библиотечно-библиографическом обслуживании детей и юношества;
  • Программы инновационного развития: образовательные программы Центра;
  • Ежегодная Школа инновационного опыта.
  • Конкурс инновационных идей. Положение, проекты конкурсантов.

 

 

 

 

Российская государственная библиотека

 

        В РГБ создана виртуальная справочная служба по программе QuestionPoint. Служба предназначена для справочно-бибилиографического обслуживания удаленных пользователей и обеспечения сетевого доступа к комплексу справочных и библиографических ресурсов РГБ на некоммерческой основе. Запросы принимаются круглосуточно, не только на русском, но и на английском языке.

        Также, в 2010 году была решена одна из важнейших задач функционирования центра межбиблиотечного абонемента и доставки документов – введение и эксплуатация единой автоматизированной системы обслуживания удаленных пользователей, которая в значительной степени облегчила решение многих проблем обслуживания.

       Автоматизированная система обслуживания позволяет им передавать заказы после самостоятельной проверки в электронном каталоге РГБ, отслеживать статус заказа в режиме реального времени, контролировать сроки пользования документами, выданными во временное пользование, а также баланс финансовых средств по платным услугам.


         Также на сайте библиотеки уже появилось электронное продление сроков заказанной литературы, готовится к реализации модуль «Личный кабинет читателя». Этот модуль будет интегрирован с программным комплексом «Единая база пользователей». Именно благодаря сайту, для удаленных пользователей появляется возможность вести поиск в электронном каталоге и электронной библиотеке, получить данные о структурных подразделениях и составе фондов; обратиться к услугам круглосуточной виртуальной справочной службы. Информация о сетевых удаленных ресурсах, на которые подписывается РГБ (книги, журналы), представляется на сайте в разделе «электронные ресурсы» через сервис «A-to-Z» компании EBSCO Information Services. Также благодаря, электронному билету, на сайте осуществляется on-line продление сроков пользования забронированных читателем книг в читальных залах РГБ и собственно заказ книг через Интернет. В этой программе предусмотрен модуль циркуляции, т. е. сотрудники читальных залов могут отследить движение книги (в хранении она, отправлена читателю или выдана ему) и сроки пользования.


Информация о работе Библиотечно-инновационная деятельность библиотек