Бердяев о культуре

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 10:02, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является выявление основных отличий культуры и цивилизации в философии Н.А. Бердяева.
Для этого поставлен ряд задач:
рассмотреть особенности культуры, предложенные Н.А. Бердяевым;
рассмотреть соотношение понятий «культура» и «цивилизация», предложенное Н.А. Бердяевым.

Содержание работы

Введение 2
1. Понятие культуры по Н.А. Бердяеву 3
2. Соотношение культуры и цивилизации в философии Н.А. Бердяева 6
Заключение 13
Список литературы 15

Файлы: 1 файл

Бердяев о культуре и цивилизации.docx

— 42.61 Кб (Скачать файл)

Пора окончательно разоблачить  ваше двусмысленное отношение к  культуре. Новой культуры вы не можете создать, потому что вообще нельзя создать  новой культуры, не имеющей никакой  преемственной связи с прошлой  культурой, не имеющей никакого предания, не почитающей предков. Идея такой новой революционной культуры есть contradictio in adjecto (противоречие в терминах (лат.). To новое, что вы хотите создать, не может уже именоваться культурой. Вы много говорите о революционной пролетарской культуре, которую несет в мир ваш класс-мессия. Но до сих пор нет ни малейших признаков возникновения пролетарской культуры, нет даже намеков на возможность такой культуры [9, c.250].

Поскольку пролетариат приобщается  к культуре, он целиком заимствует ее у буржуазии. Даже социализм он получил от «буржуазии». Культура раскрывается сверху вниз. «Пролетарская» настроенность  и «пролетарское» сознание по существу враждебны культуре. Воинствующе  сознавать себя «пролетарием» —  значит отрицать всякое предание и  всякую святыню, всякую связь с прошлым  и всякую преемственность, значит не иметь предков, не знать своего происхождения. В таком душевном состоянии нельзя любить культуры и творить культуру, нельзя дорожить никакими ценностями как своими собственными. Рабочий  может участвовать в жизни  культуры, если он не будет сознавать  себя «пролетарием».        

Социализм не несет с собой  в мир никакого нового типа культуры. И когда специалисты говорят  о какой-то новой духовной культуре, всегда чувствуется ложь их слов. Социалисты даже сами чувствуют неловкость при  разговоре на эту тему. И те социалисты, которые искренне хотели бы новой  культуры, не понимают, что они безнадежно начали путь свой не с того конца. На этих путях не творится культура. Нельзя делать культуру приложением к какому-то существенному, основному делу, чем-то вроде воскресного развлечения. Культуру можно творить лишь тогда, когда она сама считается существенным, основным делом [4, c.84].

Социалисты хотят направить  волю и сознание человека исключительно  на материальную, экономическую сторону  жизни. А потом делают вид, что  они не против культуры, что они  жаждут новой культуры. Но из какого источника произойдет эта новая  культура после того, как в душе человеческой иссякнут все творческие источники и дух будет угашен и задавлен социальной материей? Уже  демократия понизила качественный уровень  культуры и умела лишь распределять, а не творить культурные ценности. Социализм же понизил этот уровень  еще более.

Раздел и распределение  культуры не ведет к тому, что  большее количество людей начинает жить подлинными интересами культуры. Наоборот, этот раздел и распределение еще более уменьшает количество людей, отдающих жизнь свою высшей культуре. И не удивляйтесь этому. Раздел и распределение вы совершаете не во имя самой культуры, не по творческому духовному мотиву и порыву, а исключительно из интересов экономических и политических, из соображений утилитарных, во имя земных благ. Но высшая духовная жизнь не прилагается тем, которые целиком направили свою энергию на интересы жизни материальной.

Вы, которые учите о  культуре, как надстройке над материальной, экономической жизнью общества, можете лишь разрушать культуру. Ваше отношение  к культуре не может быть до глубины  серьезным. Демократизация и социализация человеческих обществ вытесняет  высший культурный слой. Но без существования  такого слоя и без уважения к нему культура невозможна. Это нужно сознать  и сделать отсюда все неотвратимые выводы [4, c.86]. 

Демократическим путем не могут создаваться «науки» и  «искусства», не творится философия  и поэзия, не появляются пророки  и апостолы. Закрытие аристократических  источников культуры есть иссякновение всяких источников. Придется духовно существовать мертвым капиталом прошлого, отрицая и ненавидя это прошлое. И сами источники культуры в прошлом все более и более теряются, отрыв от них все более и более углубляется. Вся европейская культура большого стиля связана с преданиями античности. Настоящая культура и есть античная греко-римская культура, и никакой другой культуры в Европе не существует.

Эпоха Возрождения в Италии потому и была глубоко культурной эпохой, в отличие от эпохи реформации и революции, что она не только не совершила революционного разрыва  в преданиях культуры, но возродила  предания античной культуры и на них  воздвигла свой небывалый творческий подъем. Духовный тип Возрождения  есть культурный и творческий тип. Духовный тип реформации означает разрушение церковных и культурных преданий, начало революционное, а не творческое. Античная культура вошла в христианскую церковь, и церковь была хранительницей преданий культуры в эпоху варварства и тьмы. Восточная церковь получила предание античной культуры через Византию. Западная церковь получила предание античной культуры через Рим. Культ  церковный насыщен культурой, и  от него и вокруг него творилась  и новая культура старой Европы [4, c.89].

Европейская культура есть прежде всего и более всего культура латинская и католическая. В ней есть неразрывная связь с античностью. По ней можно изучать природу культуры. Если мы, русские, не окончательно варвары и скифы, то потому лишь, что через православную церковь, через Византию получили связь с преданиями античной, греческой культуры. Все революции направлены против церкви и хотят порвать связь с преданиями античной культуры, в церковь вошедшими. И потому они представляют варварское восстание против культуры [6, c.110].

Итак, понятие «культура» семантически шире, чем понятие "цивилизация» и тесно связано с национально-этнической спецификой человеческих групп, в то время как понятие «цивилизация» тяготеет к общечеловеческим, глобальным масштабам.

Заключение

Как взаимоисключающие начала рассматривает  цивилизацию и культуру Н. А. Бердяев (1874 - 1948). В своей работе "О культуре" Бердяев утверждает, что культура родилась из культа и имеет религиозные основы. Генезис же цивилизации связан с утилитарным началом человеческой деятельности, с борьбой человека с природой. И эта борьба за выживание приходила вне храма и культа, поэтому цивилизация оказалась не столь благородного происхождения как культура.

По мнению Н. А. Бердяева, культура - явление индивидуальное и неповторимое, цивилизация же - явление общее  и повсюду повторяющееся. Переход  от варварства к цивилизации имеет  общие признаки у всех народов  и признаки по преимуществу материальные (например, он связан с употреблением  железа). Культура в своей основе духовна. У культуры есть душа, у  цивилизации - методы и орудия.

Развивая тему близости культуры и  культа, Бердяев отмечает, что культура - это культ предков, почитание  могил и памятников. Чем древнее  культура, тем она значительнее и  прекраснее. Культура гордится древностью своего происхождения, неразрывной  связью с прошлым, преемственностью. Цивилизация, напротив, дорожит своим  недавним происхождением. Она не ищет древних и глубоких истоков, а  гордится своими сегодняшними изобретениями. Цивилизация всегда имеет такой  вид, словно она возникла сегодня  или вчера.

Бердяев считает, что поскольку  в основе культуры лежит религиозное  начало, то она всегда стремится  к воскресению. Примером тому является культура Древнего Египта. Она вся  основана на жажде вечности, жажде  воскресения, борьбе со смертью. Египетские пирамиды пережили долгие тысячелетия  и сохранились до наших дней. Цивилизация  не строит пирамид и не дорожит  тем, чтобы ее памятники сохраняли  тысячелетнюю прочность. Цивилизация  футуристична, устремлена в будущее. По мнению Бердяева, в культуре действуют два начала - консервативное, обращенное к прошлому, и творческое, нацеленное на будущее и созидающее новые ценности. Но в культуре не может действовать начало разрушительное, революционное.

По мнению Н. А. Бердяева цивилизация  и культура - явления несовместимые  еще и потому, что представляют разные стадии исторического прогресса. Высший подъем культуры остался в  прошлом, для буржуазно-демократического этапа современной истории характерно господство цивилизации. Эти идеи Бердяев  развивает в работе "Новое средневековье". В ней отмечается, что главной  силой Нового времени становится техника. Человек попадает в зависимость  от тех сил, которые создает сам. Он превращается в придаток машины, становится беспомощным без технических  средств. В жертву техническому прогрессу  приносятся гуманитарные ценности. Традиционная культура вытесняется массовой, которую  Бердяев называет варварской культурой - более доступной, но низкой по качеству. Совокупность этих изменений и составляет перерождение культуры в цивилизацию.

 

Список литературы

  1. Бердяев Н.А. Русская идея. "Вопросы философии", 1990, № 1-2. – 458 с.
  2. Бердяев Н.А. Самопознание (опыт философской автобиографии). М.: “Книга”, 1991. – 320с.
  3. Бердяев Н.А. Смысл истории. М.: “Мысль”, 1990. – 365 с.
  4. Бердяев Н.А. Цивилизация и свобода. Рабство человека у цивилизации и прельщение культурных ценностей // Бердяев Н. Творчество и объективация. — Мн., 2000. – С.84–89.
  5. Борисов О.С., Свечникова Н.О. Культурология: учебное пособие, - М.: СПбГУ ИТМО, - 2008 – 483 с. 
  6. Борисова Е.М., Джохадзе Н.И. Культурология: учебно-метод. Компл., - М.: ЕАОИ, -  2008. -  240 с.
  7. Головашин В.А. Культурология: учебное пособие, - М.:ТГТУ; 2008. - 204с.
  8. Головнёва Е.В., Горюцкая Н.В. Культурология: учебное пособие, - М.:ОмГТУ, - 2005. - 88с.
  9. Ермичев А.А. Три свободы Николая Бердяева. М., 1990. – 370 c.
  10. Журавлева И.А. Культурология: учебное пособие, - М.: ТулГУ, -  2007. - 119с.
  11. Культурология ХХ века. Энциклопедия. Спб.: Университет. Кн. - 1998 . – Т.1. – С.69-71 . 
  12. Петухов В.Б., Петухова Т.В. Культурология: учебно-методическое пособие, - М.: УлГТУ, - 2006. - 106с.

Информация о работе Бердяев о культуре