Архитектура и иконопись в Украине 14-16 века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2013 в 20:13, реферат

Описание работы

Во второй половине 14-го века большая часть украинской территории входила в состав Великого княжества Литовского, которое на 90% состояло из украинских земель. Находясь в составе Великого княжества, украинцы достигли с литовцами определенного культурно-исторического симбиоза. Украинскому языку был присвоен официальный статус, а украинские князья имели важное влияние на осуществление государственной власти. Но с переходом под власть польской короны, этот симбиоз был разрушен. Таким образом украинская нация стала отождествляться с признаком угнетенного крестьянина, холопа, но и с православием. Вот почему защита православия одновременно явилась защитой украинского народа и культуры.

Файлы: 1 файл

культурология1.doc

— 62.50 Кб (Скачать файл)

      Лишь Украина и Белоруссия в Восточной Европе, и Сербия на Балканах приняли новые веяния эпохи Возрождения. Остальной православный мир воспринял дух нового времени враждебно.

       Православная элита Украины, не только с симпатией отнеслась к новшествам Запада, но, радикальным образом освободившись от средневекового аскетизма, обновила отношения с католическим миром и его центром – Ватиканом. Это способствовало налаживанию тесных культурных связей с Польшей, Италией, Францией. Уния не была тем долгожданным моментом для Украины. Не везде народ был готов к новшествам, что привело к усложнениям в политической и церковной жизни страны, но оставило значительный след в иконографии. Берестейская уния 1596 года расколола Украину, но не расколола иконотворческое искусство и его школы.

      Мастера избавились от абстрактности иконных образов, наделяя их характерными внешности чертами глубокого психологизма. Икона стала неким живым воплощением народного восприятия окружающего мира. Святость перестает трактоваться, как нечто неземное и занимает собственное место в реальном мире, доступном земному восприятию. Новая философия иконы вышла из понятия трактовавшегося Библией: «И увидел Бог все, что сотворил. И это все – было хорошо».

Интересная икона, пример работы мастеров львовской школы – Богоматерь-одигитрия. Икона из села Красова. 16 век. Хранится в Музее украинского искусства г. Львова.

        В ней сочетается строгость  и архаичность древнерусских  (византийских) традиций, что было нарочитым иногда в иконописи в условиях обострившейся борьбы с чужеземным влиянием, и некая материальность и весомость. Последние указывали на светскость к подходу иконописи в школе Львова.

        Если вернуться  чуть назад, то можно предположить, что центром иконописи, несмотря на такой четырехугольник школ Западной Украины, был, все же Львов? Можем! Вышеуказанная икона Богоматери-одигитрии – тому подтверждение. Я пишу об этом потому, что есть мнение, вернее было до определенного момента, что на иконопись Буковины оказывала серьезное влияние Тырновская школа Болгарии. Частично – да. Но только частично. Не умаляя расцвет балканской миниатюры в последний период существования Болгарской монархии (XIII –XIV вв.), труды известного мастера Ивана из болгарского города Кратово, отметим, что большую пропагандирующую и вместе с тем сдерживающую роль сыграл Сучавский монастырь. Имея свои иконописные и каллиграфичные мастерские, монахи копировали и распространяли книги и иконы болгарского письма. В частности, множественно копировалась Тырновское Евангелие болгарского царя Ивана Александра 1356 года. Оформленные прекрасными гравюрами эти копии распространялись по всей Украине. В XVI – XVII веках они известны под названиями Львовское и Элисаветградское рукописные Евангелия. Безусловно, эти издания влияли на миниатюру и иконопись, и если взять в расчет еще и связи с Афоном, Грецией и Сербией, то становится понятным, как непросто было в школах сохранить ренессанс, присущий иконе Львовской школы. Но, именно это и произошло. Впитав строгость византийского наследия, влияния Западной Европы и Балкан – украинская икона периода ренессанса XVI века, сохранила народность, и ушла от диктата архаичной византийской школы.

        Стиль ренессанса  в украинской иконе распространился  всего за столетие, то есть за период XVI века. В своих главных чертах – гармонии и жизнерадостности, он полностью соответствовал Ренессансу Центральной и Западной Европы. А это означало, что Украина развивалась в ногу с цивилизованными странами, ничуть не уступая художественным школам Италии, Франции, Польши и других стран, а во временном отрезке, даже опережая их. Это говорит, о том, что народ нашей страны ни в чем не уступает «старшему брату», который установил себя гегемоном во всем, в том числе и в культурных традициях нашего народа, и в декоративно-прикладном искусстве, как составляющей его части. Позднее великолепные художники Боровиковский, Левицкий – внесут свою лепту в развитие российского искусства, и гордо будут императоры России взирать с портретов наших, украинских мастеров. И, если бы не тотальное варварское уничтожение «братьями» всего, что вызывало у них зависть и раздражение на Украине – наше культурное наследие не утратило б навсегда непревзойденные шедевры, ставшие бы в ряд с мировыми памятниками искусства.

 


Информация о работе Архитектура и иконопись в Украине 14-16 века