Богатый 
героический эпос – поэмы «Илиада»2 и «Одиссея»3, дидактический эпос – поэм Гесиода4 (седьмой век до н. э.); и произведения 
лирических поэтов седьмого века до нашей 
эры. Как уже упоминалось раннее, рождение 
лирического театра и драмы связано с 
обрядовыми лирическими играми, которые 
входили в состав праздников, посвященным 
умирающим и воскресающим богам плодородия. 
Обряд в Греции был связан не только с 
культами Диониса, но и с Деметрой, а также 
ее дочерью Корой. Таким образом, культы 
иногда превращались в драмы. Например, 
в городе Элевсин во время мистерий (таинств, 
на которых присутствовали лишь посвященные) 
устраивались игры во время которых изображалось 
бракосочетания Зевса и Деметры, похищение 
Коры Плутоном, скитания Деметры в поисках 
дочери и возвращение коры на Землю.            
 Интерес 
зрителя в древности сосредотачивался 
сначала не на фабуле, а на 
трактовке мифа автором, на 
той общественной нравственной 
проблематике, которая разворачивалась 
вокруг всем известных эпизодов 
мифа. Уже во второй половине 6-ого 
века до н.э. трагедия достигла значительного 
развития.
2. Римский 
театр           
 Латиняне 
были одним из многочисленных 
племен, населявших Италию. Они жили 
по нижнему течению Тибра, в 
области, которая называлась Лациум. 
Столицей их был город Рим, основанный 
по преданию, в 753 году до н.э. Подчинив 
себе в четвертом веке до нашей эры среднюю 
Италию, римляне все дальше и дальше продвигались 
на юг. По своему культурному развитию 
римляне были гораздо ниже этруссков и 
греков. Через этруссков они познакомились 
с греческой мифологией и драматургией. 
Развитие римского театра началось в середине 
3 века до н.э. Это было время, когда классический 
период у греков был уже позади и достиг 
расцвета культуры эллинистского периода. 
Развиваясь позже, чем Греция, Рим часто 
находил там ответы на многие идеологические 
вопросы. Истоки римского театра и драма 
восходит, как в Греции, к обрядовым играм, 
с богатым карнавальным элементом. Таков, 
например, праздник Сатурналий1 – в честь италийского божества Сатурна. 
Особенностью этого праздника была «переворачивание» 
привычных общественных отношений. Господа 
на время праздника становились «рабами», 
а рабы «господами». В Риме на праздниках 
сбора урожая пелись фесценнины – насмешливые 
песни, в которых по мере того, как обострялась 
борьба между патрициями и плебеями, всё 
более резко звучали актуальные темы, 
социальные мотивы. Где песни, где праздник 
– там и танцы, поэтому античный театр 
в истоках своих нёс и высокую пластическую 
культуру движения, жеста.            
 Как и 
в Греции, обычно выступали два 
полухория, которые обменивались шутками, 
подчас язвительного содержания. В них, 
по свидетельству Горация, находила отражение 
и социальная борьба  между патрициями 
и плебеями. Гораций говорит, что фесцининннские 
насмешки не щадили знати, которая и постаралась 
их обуздать: было установлено строгое 
наказание всякому, кто будет порицать 
другого в злобных стихах2. Существовала и другая форма примитивных 
зрелищ – сатура. Основой для сатур послужили 
мимические жанры этрусских плясунов. 
Об этом интересно рассказывает римский 
историк Тит Ливий3 (1 в до н.э.). В 364 г до н.э.  Рим  постигло 
моровое поветрие: чтобы умилостивить 
богов, римляне устраивали сценические 
игры, прибегнув таким образом к делу новому 
для воинственного народа, так как до этого 
зрелища ограничивались только конскими 
бегами. Появились актеры-плясуны, которые 
исполняли свои танцы под аккомпанемент 
флейты. Этрусским актерам стала подражать 
римская молодежь, которая прибавила к 
пляске шуточный диалог, написанный нескладными 
стихами, и жестикуляцию. Так постепенно 
возникли сатуры (в дословном переводе 
– смесь). О влиянии этрусцев свидетельствует 
и перенесенное ими в Рим слово сиетрион, 
которым в Риме стали называть народных 
развлекателей.             
 Еще одним 
видом ранних драматических представлений, 
также комического характера, 
были ателланы. Римляне заимствовали 
их от племен осков в Кампании – вероятно, 
около 300 года до н.э., когда Рим вел многочисленные 
войны в Южной Италии. В кампании был город 
Ателла. Участие в таких представлениях 
не несло в себе в те времена никакого 
бесчестья для граждан, тогда как позже, 
когда у римлян появилась литературная 
драма, актерская профессия стала считаться 
постыдной. Наиболее распространенными 
героями ателлан были: Макк—дурак и обжора, 
Буккок – болтливый, но смышленый парень, 
Панн – богатый, скупой и глупый, Доссен 
– хитрый горбун, невежда. В 1 веке до н.э. 
ателланы получили литературную обработку. 
           
 Мим в 
Риме тоже был очень распространен, 
как и в Греции. Римский мим 
представлял собой сценки из 
народного быта. Литературная драма 
появилась в римском театре 
в эпоху Республики (от середины 
3-его века до конца 1-ого 
века до н.э.). Самыми популярными авторами 
были Ливий Андроник, Гней Невий и др. Римляне 
взяли литературную драму у греков в готовом 
виде и перевели ее на латинский язык. 
Объясняется это исторической обстановкой 
того времени. Завоевание южноиталийских 
городов, обладавших всеми сокровищами 
греческой культуры, не могли не пройти 
бесследно для римлян. Греки впервые оказались 
в Риме в качестве пленных, заложников 
дипломатических представителей педагогов. 
           
 В обстановке 
общественного подъема, вызванного 
победоносным окончанием Пунической 
первой войны на праздничных 
играх 240 года до н.э. решили устроить 
драматическое представление. Постановку 
поручили греку Ливию Андронику, попавшему 
в рабство к римлянам. Эта постановка удалась, 
она была толчком к развитию римского 
театра. Ливий Андроник написал 14 трагедий 
и три комедии. Цицерон говорил, что второй 
раз их читать просто невозможно. Однако 
Андроник явился родоначальником римской 
драматургии, первым создателем театрального 
репертуара. С 235 года до н.э. Гней Невий 
рассматривал сцену как арену бичевания 
пороков и раболепства. Метеллы (аристократы) 
отправили его в тюрьму, однако, за Невия 
заступилась народная трибуна. Его освободили, 
но умер он все же в изгнании. Он выступал 
и с трагедиями на сюжеты из римской истории 
(такие трагедии у римлян назывались претекстами). 
Славы он достиг в области комедии. Невий 
был создателем паллиаты – переработка 
новоаттической, т.е. бытовой комедии.  
(3-2-ой века до н.э. произошла от развития 
греческого танца – паллии). Невий был 
основоположником контоминации (соединение 
нескольких сюжетных линий) и тогаты. Одновременно 
и после него писали Энний (239-169 до н.э.), 
Пакувий (220-19 до н.э.) и др. Больше всего 
римляне любили подражать Еврипиду, чем 
Эсхилу и Софоклу. Роль хора у римлян значительно 
уменьилась. Интенсивная эллинизация 
римского общества отразилась в творчестве 
Плавта (254-184 до н.э.). Плавт умел искусно 
соединить новую аттическую комедию с 
элементами народной римской ателланы, 
с ее буффонадой, живостью действия, с 
ее порой непристойными, но остроумными 
шутками.  Дошли 20 его комедий и одна в отрывках, 
среди них: «Хвастливый воин», «Амфитрион», 
«Клад»1. У римского автора Теренция  нет такой 
динамики в развитии интриги, как у Плавта. 
Зато он стремится дать более глубокую 
психологическую характеристику. Например, 
в произведении «Братья». Европейский 
театр неоднократно обращался к его творчеству. 
На римской сцене пьесы Теренция ставились 
несколько десятилетий после его смерти2. До первого века нашей эры сенат противился 
сооружению театрального здания и потому 
представления шли  на деревянных помостах, 
которые после представления ломались. 
Но играли уже не любители, а актеры или 
гистрионы, которые происходили из серии 
вольноотпущенных или рабов. В Риме актерство 
не связано с культом, потому к артистам 
не относились та уж почетно. Женщин все 
еще не было на сцене. Но все-таки навечно 
сохранились имена известных актеров, 
например, трагик Эзоп и комик Росций. 
А в период империи римский театр пришел 
в упадок. Ставились в основном мимы, пантомимы 
и пиррихии (танцевальный спектакль)3. Потом пришла новая эпоха – феодальная, 
которая принесла миру и свой театр.           
 Римляне 
строили и великолепные театральные 
здания. Их архитектура, как и 
искусство великих драматургов 
Греции и Рима, вдохновили художников 
возрождения.
Театр Марцелла. Рим
Заключение
           
 Античная 
архитектура, скульптура и театр 
были предметами изучения и 
подражания и в последующие 
века. Если обратиться специально 
к театральному искусству, то 
известно, что значение античного 
театра выходит далеко за рамки 
породившего его общества. Некоторые 
жанры римского театра продолжали 
жить и в первые столетия средних 
веков, несмотря на гонения со стороны 
духовенств и церкви. А когда в эпоху возрождения 
стали создаваться первые литературные 
трагедии и комедии, образцами для них 
послужили пьесы античности авторов. И 
позже западно-европейская драматургия 
неоднократно обращалась к богатому театральному 
наследию.            
 В эпоху 
Просвещения культ античного 
театра находит яркое выражение 
в ряде европейских стран. В 
Германии горячими поклонниками 
античности были Лессинг (1729-1781), 
Гете (1749-1832), Шиллер (1759-1805).            
 Это увлечение 
продолжалось и в 19 веке. Произведения 
Байрона (1788-1824) полны отголосков 
античности. На протяжении всего 
19, как и 20 веке на европейских 
и советских сценах шли античные 
пьесы. Во Франции в 80-х годах 
позапрошлого века ставили «Царя 
Эдипа» Софокла в Оранже под открытым 
небом, в театре, сохранившемся еще со 
времен Римской империи.            
 Во времена 
своего расцвета античный театр 
был подлинно народным театром. 
В дни определенных празднеств 
этот театр собирал все свободное 
население города. Античный театр 
был настоящей школой для античных 
граждан.  Не отгораживаясь от жизни, он 
поднимает все вопросы, волновавшее афинское 
общество: религия, философия, литература, 
политика, воспитание детей, положение 
женщин в обществе – все это находило 
отклик у драматургов. Им мог бы позавидовать 
любой современный театрал. Ведь спектакли 
крайне редко играли больше одного раза, 
поэтому в античности новых шедевров в 
Афинах, например, рождалось около 24 за 
год.  Действующими лицами были герои: Прометей, 
Гермес, Афина, Артемида, Геракл, Агамемнон, 
Менелай и т.д. В уста мифологических героев 
вкладываются пропагандистские реплики, 
агитирующие за правду и свободу.            
 Античный 
театр – это одно из самых 
ярких проявлений античной культуры, 
сыгравшей основополагающую роль 
в развитии европейской культурной 
традиции. Склад античной культуры 
был определен общественными 
условиями рабовладельческой формации. 
Сами Греция и Рим обязаны 
в развитии своей науки и 
своего искусства Востоку. Но 
Греция  и Рим в своей культуре сумели не 
только творчески переработать культурное 
наследие, полученное ими с востока, но 
умножить и обогатить его и передать, Европе 
культуру, которая несет на себе яркий 
отпечаток оригинальности.                        
 Театр 
античного мира стал неотделимой 
частью духовного опыта всего 
человечества, заложив многое в 
основу того, что мы сегодня 
зовём современной культурой.
Литература
1.Аристофан. 
Комедии. Том 2. Государственное издательство 
художественной литературы, 1954. 
2.      Брабич В.М. 
Зрелища древнего мира / Брабич В.М., Плетнева 
Г.С.-Л.: Искусство, 1971.
3.      Бузескул 
В. П. «Перикл. Личность. Деятельность. 
Значение», П., 1923.
4.      Варнеке Б.В. 
История античного театра: Учебник для 
театрал. ин-тов / Варнеке Б.В.-М.: Искусство, 
1940.
5.      Гомер. Илиада. 
Одиссея. Изд.: АСТ, 2003.
6.      Гончарова 
Т. Еврипид. ЖЗЛ, вып. 12 (651). «Молодая гвардия», 
1984 г.
7.      Дератани 
Н. Гораций / Литературная энциклопедия: 
Т.2. – 1929.
8.      История зарубежного 
театра. Под ред. проф. Г.Н. Баоджиева и 
проф. А. Г. Образцовой. Москва, - Изд. «Просвещение», 
1981.
9.      Каллистов 
Д.П. Античный театр. Ленинградское отделение. 
Изд. «Искусство», 1970.
10.  Радциг С. 
И., История древнегреческой литературы, 
2 изд., М., 1959.
11.  Радциг С. 
С., История древнегреческой литературы, 
4 изд., М., 1977.
12.  Софокл. Драмы. 
Литературные памятники. Перевод Ф.Ф.Зелинского. 
М. Наука 1990 г.
13.  Тит Ливий. 
История Рима от основания города. Книга 
II. Перевод В.М. Смирина. Изд. Терра-Книжный 
клуб. М., 2002. Эсхил. Трагедии. - М.:АСТ, 2001.
14.  Уколова В.И., Маринович Л.П. 
История древнего мира. М., 2002.
15.  Феофраст. 
Характеры. М., 1993.           
                
            
  
 
 
 
1 Каллистов Д.П. Античный театр. Ленинградское 
отделение. Изд. «Искусство», 1970.
2 Бузескул В. П. «Перикл. Личность. Деятельность. 
Значение», П., 1923.
3 Радциг С. С., История древнегреческой 
литературы, 4 изд., М., 1977.
4 Эсхил. Трагедии. - М.:АСТ, 2001. 
1 Эсхил. Трагедии. - М.:АСТ, 2001. 
2 Софокл. Драмы. Литературные памятники. 
Перевод Ф.Ф.Зелинского. М. Наука 1990 г.
3 Татьяна Гончарова. Еврипид. ЖЗЛ, вып. 
12 (651). «Молодая гвардия», 1984 г.
4 Аристофан. Комедии.Том 2. Государственное издательство 
художественной литературы, 1954 г.
1 Феофраст. Характеры. М., 1993.
2 Гомер. Илиада. Одиссея. Изд.: АСТ, 2003.
3 Там же.
4 Радциг С. И., История древнегреческой 
литературы, 2 изд., М., 1959.
1 Уколова В.И., Маринович Л.П. 
История древнего мира. М., 2002.
2 Дератани Н. Гораций. / Литературная энциклопедия: 
Т.2. – 1929.
3 Тит Ливий. История Рима от основания 
города. Книга II. Перевод В.М. Смирина. Изд. 
Терра-Книжный клуб. М., 2002. 
1 История зарубежного театра. Под ред. 
проф. Г.Н. Баоджиева и проф. А. Г. Образцовой. 
Москва, - Изд. «Просвещение», 1981.
2 Варнеке Б.В. История античного театра: 
Учебник для театрал. ин-тов/Варнеке Б.В.-М.: 
Искусство, 1940.
3 Брабич В.М. Зрелища древнего мира /Брабич 
В.М., Плетнева Г.С.-Л.: Искусство, 1971.