Античность мира в контексте художественных явлений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2015 в 16:48, курсовая работа

Описание работы

Целью является показать и раскрыть культуру античного мира. Задачи описать влияние культуры того времени на литературу, театр, кино и музыки.
Понятие «античность» появилось в эпоху Возрождения, когда итальянские гуманисты ввели термин «античный», от лат. Antiguus - древний, для определения греко-римской культуры, древнейшей из известных в то время. Культурное наследие античных государств оказало огромное влияние на все народы Европы, их литературу, искусство, философию.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА1. АНТИЧНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О КУЛЬТУРЕ…………………...4
1.1 Древнегреческая культура …………………………………………………..4
1.2 Культура Древний Рим…………………………………………………….....5
1.3. Античное представление о культуре………………………………………..6
1.4 Сравнение культуры Древнего Рима и Древней Греции……………………………………………………………………………...7
ГЛАВА 2. КУЛЬТУРА АНТИЧНОГО МИРА В КОНТЕКСТЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ЯВЛЕНИЙ…………………………………………….12
2.1 Искусство античного периода ……………………………………………...12
2.2. Античная литература…………………………………… ………………..12
2.3. Театр античного периода ………………………………………………...14
2.4. Античная живопись…………………………………………………………15
2.5. Архитектура и скульптура античного периода……… … ………………16
2.5. Музыка в культуре античности…………………………………………….19
2.6. Олимпийские игры………………………………………………………….21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….23
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……

Файлы: 1 файл

античнолсть.docx

— 798.71 Кб (Скачать файл)

Так как естественнонаучное знание о мире в эпоху античности только зарождалось, греки и римляне воспринимали мир мифологически, а мифология — это высокоразвитая эстетическая система. Космос представлялся им единым гармоническим целым, подчиненным определенному ритму. За внешним многообразием поверхности жизни античное сознание искало некую устойчивую внутреннюю первооснову (Платон — "идею", пифагорейцы — "число", Фалес — "воду", Анаксимен — "воздух", Демокрит — "атом"). Вот этот синкретизм, то есть единство античного мировосприятия, давно утраченный позднейшим европейским сознанием, и проявляется с наибольшей полнотой в древнейшей и "высшей" форме античной литературы — в эпосе.

Эпос (от греч. epos — слово, речь) определяется как рассказ о прошлом; эпический сказитель как бы вспоминает о завершенных событиях с некоей абсолютной временной дистанции. Эпос охватывает жизнь синкретически, во всей ее полноте, свободно использует весь арсенал средств художественной литературы, создает характеры сложные, становящиеся, противоречивые. Как правило, материал эпоса — общественно значимые события, оставившие след в народной памяти, однако, по словам Т. Манна, "это величие, питающее нежность к малому"; "это взгляд с высоты свободы, покоя и объективности, не омраченный никаким морализаторством". Эпическому повествователю свойственна широта взгляда на жизнь, спокойное, радостное приятие всех ее проявлений; он наделен даром "всеведения", и его равно объективное по отношению ко всем и всему неторопливое, обширное повествование оставляет у читателя чувство восхищения перед разнообразием и красотой мира, чувство глубокого морального удовлетворения. Авторская позиция в классическом эпосе характеризуется ощутимой дистанцией по отношению к описываемым событиям, автор как бы поднимается над людскими страстями, вот почему издавна принято было называть Гомера "божественным", сравнивать с олимпийскими богами.

Общепризнанной вершиной античной литературы считаются эпические поэмы Гомера "Илиада" и "Одиссея". Древние не сомневались, что они были созданы легендарным певцом Гомером в VIII веке до н.э. За два последних столетия вопрос об авторстве, так называемый "гомеровский вопрос", породил огромную критическую литературу, но все так же далек от разрешения. Ни доказать, ни опровергнуть существование Гомера невозможно.

2.3. Театр античного периода.

         

Театр в Риме – Колизей

К античному театру не раз будут возвращаться в Европе и других странах мира, потому что театр - одно из самых замечательных, самобытных явлений античной культуры. Родина театра - Греция. Он возник на основе народных песен и плясок во время праздников в честь бога Дионисия. Песни, исполняемые людьми в козлиных шкурах, дали начало трагедии, шуточные пародии - комедии. И в Греции, и в Риме театр носил характер массовых зрелищ, а потому играл огромную роль в воспитании граждан. В Греции театр носил состязательный характер (проводилось вывление лучшего драматурга, победитель становился почетным гражданином). Театральное ремесло в Риме считалось низким, им занимались простые бедные люди, и римский театр начался с перевода и постановки греческих пьес. Помимо комедий и трагедий, в Риме появились ателланы, а позже - мимы и пантомимы. Для постановок возводились специальные помещения, своего рода прототипы современных театров-зданий. Самое гигантское зрелищное сооружение античности - Колизей в Древнем Риме.

Одним из самых сильных пластов влияния античного театра на другие является сам драматургический материал античных авторов (Софокла, Еврипида, Аристофана, Плавта и др.), который не только ставился на театральных подмостках разных времен, но и является современным любой эпохе.

2.3. Античная живопись.

        

Катрина античной эпохи.

Живописных памятников древнеримской культуры сохранилось больше, чем древнегреческих (этих оригиналов больше осталось в прикладной живописи). Монументальная живопись возникла в период формирования полисной системы, когда начался общий процесс монументализации всего искусства. К достижениям греческой живописи следует отнести отказ от плоскостного изображения (особенно в декоративных росписях), развитие игры светотени, что лучше всего проявилось в творчестве Апеллеса, Эвфранора и др., создание теоретических книг по живописи как искусству (Апеллес изложил правила живописи, основополагающие по сей день). К достижениям римской живописи следует отнести применение художественных средств греческого искусства, в дальнейшем усовершенствовании настенной и пейзажной живописи.

Влияние античной темы на художников XX века можно проследить на примере русской живописи. Русские живописцы создают картины на античные сюжеты, не продолжая уже имеющийся опыт в этом плане, не иллюстрируя эти сюжеты, а заявляя новое слово в изобразительном искусстве: через античные образы художники создают новых контекст их прочтения, наполняют античную тему новым, непредвиденным содержанием.

Живопись как искусство, несомненно, своей отправной точкой имеет античность: как античную живопись, мастерство античных художников, так и античный опыт в целом.

2.4. Архитектура и скульптура античного периода.

В области архитектуры греки в высшей степени реализовали свой грандиозный талант. Они создали классическую архитектуру, привнесли в неё множество новаций, воплотили в ней мощь, красоту, высокое духовное начало, гармонию с природой. Среди важнейших достижений в этой области следует отметить: 1) создание архитектурных ордеров; 2) формирование архитектурных стилей; 3) постройку многих выдающихся сооружений.

          

              Эрехтейон, Афины                                      Парфенон, Афины

Античная архитектура определила основной принцип строительства: сочетание функционального назначения с эстетической архитектурной формой. Корни греческой архитектуры - древний способ строительства с применением кирпича и дерева, с помощью которого были построены первые примитивные дома и культовые сооружения. Переход к монументальной архитектуре, которая занимала ведущее положение до заката античности, возник в момент политического и экономического роста и укрепления городов и оказал большое влияние на римскую архитектуру. В греческой архитектуре, наряду с дорическими и коническими сооружениями, ведущими в храмовом строительстве, присутствуют и бытовые, административные и жилые сооружения. Декоративное оформление зданий меняется за счет смещения элементов ордеров, во внешнем облике чаще проявляется коринфский ордер. Римская архитектура продолжила традиции этрусской и в первую очередь греческой. Римляне заложили основы строительства крупно объемных сооружений (главными элементами были свод и арка, которые отвечали стремлению римлян к великолепному блеску, что олицетворяло римское могущество и роскошь). Зодчие Рима продолжали развитие отдельных зданий (театры, рынки и т.д.) и создали новые архитектурные сооружения (свои формы храмов, домов, амфитеатры, термы и триумфальные арки). Особое значение приобрели технические сооружения (водопроводы, акведуки, мосты, маяки и т.д.).

   Храм Деметры, Олимпия 

        

   Храм Ники  Аптерос, Афины                          Пропилеи, Афины

Античная архитектура в разные эпохи являлась основой, легким заимствованием для зодчих, но прежде всего античная архитектура ценна своими памятниками.

 

1 2   3   4   5

1.Ника Самофракийская,2.Венера  Милосская,3.Лаокоон,4. Раненная амазонка

С развитием архитектуры непрерывно шло развитие скульптуры. Для древнегреческой скульптуры характерны стремление к пластичности, пропорциональности и монументальности с обязательным выражением гражданского пафоса. В изображении человека всегда присутствовала идеализация и обобщение, отречение от случайности и конкретности. Для римской скульптуры, наоборот, характерно изображение отдельных людей или процессов в их неповторимости, исключительности. Особенно развита в римской скульптуре портретная тенденция.

1 2   3 4 5

1.Афродита и Пан,2. Дана-охотница,3. Отдыхающий Гермес,4. Геракл борющийся со злом, 5. Атлант  Фарнезский.

 

 В более поздние периоды в скульптуре как виде искусства проявляются самобытные черты той или иной эпохи, однако основой всегда останутся открытия, принципы работы, найденные еще античными мастерами.

2.5.   Музыка в культуре античности.

О развитии музыкального искусства в Древнем Риме судить еще труднее, чем о характере музыки в Древней Греции. С одной стороны, сохранились сведения об удивительно интенсивной и даже пышной музыкальной жизни Рима эпохи расцвета. С другой же - отсутствуют какие-либо памятники, позволяющие ощутить направление творческого процесса.

Еще более осложняется это положение тем, что художественная культура Рима так или иначе наследует некоторым историческим традициям Древней Греции в ходе своей эволюции, а в последние века античного мира непосредственно соприкасается с новыми явлениями, привнесенными распространением христианства. Древний Рим по-своему продолжает то, что уже было достигнуто в Греции, переосмысливает это наследие, создает как бы новый облик художественной культуры, переживает свой упадок и, наконец, передает, насколько это возможно, эстетическое наследие античности новой культуре средневековья.

По-видимому, в истории Рима сложились особые, местные музыкально-поэтические формы, сопряженные с бытом и общественной жизнью: свадебные, похоронные, триумфальные песни. Большое значение приобрела также военная музыка (рога, трубы). Древнегреческий авлос был заменен здесь тибией (разновидность того же инструмента). Есть основания думать, что раннеримская культура обладала, при всей своей незрелости, большим своеобразием, вернее, обещала большую самостоятельность, чем показали в дальнейшем ее пути в области музыки.

Тем не менее, когда общий облик музыкальной культуры в Риме уже сложился, когда музыкальная жизнь империи приобрела специфические для нее формы, современники ощутили (и нам легко этому поверить) не только преемственность, но и значительные различия между Грецией и Римом. Как и в Греции, в Риме связь поэзии и музыки была очень велика: поэтические произведения пелись в сопровождении кифары или авлоса (тибии). Однако это уже не было делом самого поэта. Пышность и профессиональная выучка торжествовали в исполнении стихов. Эклоги Вергилия и поэмы Овидия пелись с танцами в театре. Изменился и характер музыки в драме. Хор в греческом понимании исчез из нее. Сами представления имели не столько этически-воспитательный, сколько празднично-развлекательный смысл. Сольное пение в сопровождении тибии, пластическая пантомима под инструментальную музыку (ансамбль), иногда хоровые эпизоды - такова была музыка в римском театре. Ко времени Нерона там увлекались виртуозностью: певцы (как и танцовщики), в сущности, вытесняли драматических актеров со сцены. Преувеличенное самомнение и капризы певцов-трагедов неоднократно осмеивались в литературе. Организация клаки, высокие гонорары исполнителям, нездоровое их соперничество - все это было крайне далеко от общественного пафоса греческого трагического театра, от почетной обязанности в организации хора, от прославленных побед Эсхила и Софокла на состязаниях.

В Риме вообще со временем становится обычным сосуществование музыкантов, представляющих разные художественные культуры: здесь и греческие кифареды, и сирийские виртуозки, и вавилонские виртуозы, и александрийские певцы, и андалузские танцовщицы с кастаньетами. В Риме звучат и тибия, и кифара, и огромная лира, и арфа, и вавилонская волынка, и орган, и труба, и систр, и всевозможные ударные. Распространяя свою власть все шире в Европе и за ее пределами, Рим вовлекает в художественную жизнь самые различные музыкальные силы, почему она и приобретает уже некоторую пестроту. Из музыкантов, собранных отовсюду, составляются большие ансамбли - для концертов, празднеств, пиров, пантомим. Кадры профессионалов непрерывно растут, пополняемые пленными иноземцами. Знатные патриции содержат целые хоры и оркестры у себя в домах. Учителям пения ставятся памятники. Виртуозы певцы и кифареды пользуются огромной славой. Кифаред Анаксенор, певец Тигеллий при Цезаре и Августе, кифаред Менекрат при Нероне, Мезомед при Адриане, кифареды Терпний и Диодор при Веспасиане снискали и громкую славу, и богатство, и всеобщее признание. Увлечение музыкой в гедонистическом ее понимании вызывает в Риме и расцвет любительства. Сам Нерон решается выступать как певец и кифаред. Музыкой охотно занимаются известные римлянки. Пению и игре на кифаре обучают детей в знатных семействах.

Вместе с тем со II века н. э., а особенно в III и IV веках, как бы в противовес господствующей художественной культуре Рима поднимается совсем иное идейное течение, представленное ранним христианством - сначала как религией обездоленных и угнетенных масс, а затем как государственной религией. Упадок античной культуры в эпоху разложения рабовладельческого строя как раз способствует успешному развитию христианского искусства, во многом противостоящего эстетике и музыкальной практике Рима предшествующих столетий.

2.6. Олимпийские игры.

Наиболее ярким выражением античного агона стали знаменитые Олимпийские игры, которые Греция подарила миру. Истоки первых олимпиад теряются в древности, но в 776 г. до н. э. было на мраморной доске впервые записано имя победителя в беге, и этот год считается началом исторического периода Олимпийских игр. Местом Олимпийских празднеств была священная роща Альтис. Место выбрано очень удачно. Все постройки, и ранние и более поздние — храмы, сокровищницы, стадион, ипподром возведены в ровной долине, обрамленной мягкими, покрытыми густой зеленью холмами. Природа в Олимпии как бы проникнута духом мира и благоденствия, который устанавливался на время Олимпийских игр. В священной роще тысячи зрителей разбивали свой лагерь. Но съезжались сюда не только ради состязаний, здесь заключались торговые сделки, поэты, ораторы и ученые выступали перед зрителями со своими новыми речами и произведениями, художники и ваятели представляли на суд присутствующих свои картины и скульптуры. Государство имело право оглашать здесь новые законы, договоры, другие важные документы. Раз в четыре года устраивался праздник, равного которому античность не знала — праздник духовного общения лучших умов и самых блестящих талантов Греции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Античная цивилизация оказала огромное влияние на все последующее развитие человечества. И неудивительно, что многие из сохранившихся до наших дней памятников материальной культуры того времени стали объектами Всемирного наследия. 

В Список объектов Всемирного наследия внесено восемь таких памятников. Три из них (Афинский Акрополь, Дельфы и Вергина) расположены в северной, материковой, части Греции, три (Олимпия, Эпидавр и Бассай) - на п-ове Пелопоннес и два - на островах Эгейского моря.

Жизненный опыт и живое мирочувствие глубоко уходит корнями в мифологическое представление о мире. Живое мирочувствие заключается в том, что для человека весь мир разумен и наполнен смыслом, который, как великая загадка, скрыт в символах. Истоки символического восприятия мира принято считать исходящими из античности. Но это не так - оно уходит в мифологическое представление о мире. Стремление человека понять и осознать окружающую его природу создало образы невиданных и невидимых существ, управляющих миром. Эти существа находились во всем, что окружало человека - именно так человек определил осмысленность существования мира и себя самого на той первоначальной стадии. Чем больше человек углублялся в понимание смыслов, окружающих его, тем больше картина мира представлялась ему цельной, созданной великим и могущественным силой или существом. 

Информация о работе Античность мира в контексте художественных явлений