Античная культура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2015 в 18:45, контрольная работа

Описание работы

Каждый период в истории культуры по-своему ценен. Но не случайно особую роль исследователи отводят античной (особенно греческой) культуре. И литература, и искусство, и философия Древней Греции стали отправной точкой в развитии европейской культуры. Географические рамки – территория Древней Греции и Рима, хронологические – от истоков крито-микенской культуры (рубеж 3-2 тыс. до н.э.) до кризиса Римской империи в III в. н.э. Однако воздействие античной культуры на мировую (прежде всего европейскую) выходит далеко за эти пределы, что говорит об её специфике – специфике культуры, обладающей парадигматической функцией.

Содержание работы

I. ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ.
1. КУЛЬТУРА ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ КАК НАЧАЛО И ПАРАДИГМА ЕВРОПЕЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ.
2. ПЕРИОДИЗАЦИЯ КУЛЬТУРЫ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ И ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫХ ПЕРИОДОВ.
а) крито-микенская культура;
б) гомеровская эпоха (XI-IX вв. до н.э.);
в) архаическая эпоха (VIII-VI в. до н.э.);
3. АФИНЫ.
а) возникновение государства;
б) реформы Солона и Клисфена;
в) демократия в V в до н.э.;
г) основные черты афинского права;
д) воспитание и образование.
4. СПАРТА.
а) особенности общественного строя;
б) организация власти;
в) воспитание и образование.
5. МИФ И РЕЛИГИЯ В КУЛЬТУРНОЙ ЖИЗНИ ГРЕКОВ.
6. ЛИТЕРАТУРА.
а) Гомер;
б) древнегреческая драматургия;
в) древнегреческая лирика.
7. ИСКУССТВО.
а) искусство Трои, Крита и Микен;
б) искусство геометрического орнамента;
в) искусство эпохи архаики;
г) искусство классики;
д) искусство эпохи эллинизма.
II. ДРЕВНИЙ РИМ.
1. ГОСУДАРСТВО В ДРЕВНЕМ РИМЕ (ПОЛИСНЫЕ ОСНОВЫ РИМСКОЙ КУЛЬТУРЫ, СОЦИАЛЬНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ, ОТ РЕСПУБЛИКИ – К ИМПЕРИИ).
2. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАСПРОСТРАНЕНИЕ ХРИСТИАНСТВА.
3. ПОЭЗИЯ.
4. ТЕАТР.
5. ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО РИМА.
III. ОБЩЕЦИВИЛИЗАЦИОННОЕ ЗНАЧЕНИЕ КУЛЬТУРЫ. (Данный пункт отсутствует в работе!)

Файлы: 1 файл

work.doc

— 240.50 Кб (Скачать файл)

в) Демократия в V в до н.э.;

По своей сущности Афинское государство являлось политической организацией свободных граждан, обеспечивающей защиту их интересов и повиновение рабов. По форме правления оно представляло собой демократическую республику, в которой граждане пользовались равными правами и могли принимать участие в политической жизни. Она окончательно сложилась в V в. до н.э. и просуществовала до тридцатых годов IV в. до н.э. Основными органами Афинского государства являлись: народное собрание, Совет пятисот, гелиэя. Народное собрание – верховный орган власти. Оно собиралось сначала десять, а позднее сорок раз в год. При особых обстоятельствах (нападение врага, стихийное бедствие) могло быть созвано чрезвычайное “собрание ужаса и смятения”. Компетенция народного собрания была обширной: оно принимало законы, издавало постановления по частным вопросам (псефизмы), избирало должностных лиц и производило проверку их деятельности, решало вопросы войны и мира, обсуждало продовольственное положение страны и т.д. Специальные собрания посвящались рассмотрению просьб граждан и решению вопроса об изгнании отдельных лиц в порядке остракизма из пределов государства. В работе народного собрания могли участвовать только граждане, достигшие 20-летнего возраста. Женщины и метеки (иностранцы) не допускались. Редко участвовали в его деятельности крестьяне, хотя, начиная с IV в. до н.э., за посещение собрания полагалось вознаграждение. Для решения даже самых важных вопросов требовалось присутствие всего 6000 человек, то есть 1/5 афинян. Повестка дня каждого собрания определялась заранее. Одно из собраний каждого месяца считалось главным. Выступать и вносить проекты законов формально мог каждый участник. Практически же выступали главным образом профессиональные ораторы – демагоги. Законопроекты предварительно вывешивались для всеобщего обозрения и поступали на обсуждение народного собрания после их рассмотрения в Совете пятисот. Голосование по законопроекту производилось поднятием руки. Важным было право любого участника собрания, сославшись на незаконность законопроекта, потребовать снятия его с обсуждения или голосования под угрозой привлечения автора к суду. Кроме того, председатель мог не ставить на голосование те предложения, которые, с его точки зрения, являлись незаконными. Принятый законопроект становится законом в том случае, если он не отвергался затем гелиэей. В Совет пятисот (буле) входило по 50 человек от каждой из десяти фил. Члены совета (булевты) избирались по жребию на один год из граждан, достигших 30 лет. К компетенции Совета относились вопросы управления: осуществление дипломатических сношений с другими государствами, управление финансами, надзор за арсеналами, доками, флотом, регулирование торговли, контроль за должностными лицами. Последние имели право выступать и вносить на рассмотрение свои предложения. Важнейшей функцией Совета было предварительное обсуждение вопросов, поступавших на рассмотрение народного собрания, что позволяло Совету направлять деятельность последнего. Для ведения текущих дел Совет был разделён на 10 комиссий (пританий), состоящих из 50 представителей одной филы. Комиссии по очереди выполняли обязанности Совета, ежедневно избирая по жребию нового председателя Совета, который во время работы народного собрания являлся и его председателем. В IV в. до н.э. этот порядок был изменён: председатель стал избираться перед каждым заседанием Совета (собрания). По окончании срока службы каждый член Совета отчитывался в своей деятельности и мог быть привлечён к ответственности. Гелиэя была высшим судебным органом и состояла из 5000 судей и 1000 запасных: по 600 человек от каждой из 10 фил. Члены гелиэи избирались по жребию на один год из граждан, достигших 30 лет. В составе гелиэи функционировали 10 коллегий, в каждой было по 500 судей и 100 запасных. В целях предотвращения злоупотреблений коллегиям было неизвестно, когда их призовут к исполнению обязанностей. Это решалось жеребьёвкой в день суда. Гелиэя была судом первой инстанции по делам о государственных преступлениях и о злоупотреблениях должностных лиц и апелляционной инстанцией по делам, рассмотренным другими судами. Она также обладала правом отвергать законопроекты, принятые народным собранием. Важную роль играли должностные лица. Выборы должностных лиц осуществлялись ежегодно или открытым голосованием в народном собрании, или по жребию. Все избранные подвергались проверке – докимасии, во время которой выяснялись их право на занятие должности, политическая благонадёжность и личные качества. Нельзя было занимать должность (кроме военных) дважды или две должности одновременно. Исполнение должностей оплачивалось (исключение составляли стратеги). После истечения срока должностные лица представляли отчёты о своей деятельности Совету пятисот и гелиэе. Главными должностными лицами были стратеги и архонты. Коллегия стратегов состояла из десяти членов, избираемых народным собранием из числа женатых и имевших недвижимость граждан. Они распоряжались средствами, отпущенными на содержание армии и флота, организовывали сбор чрезвычайных военных налогов, руководили доставкой продовольствия, принимали капитуляцию противника, заключали перемирие, вели следствие и председательствовали в судах по делам о воинских преступлениях, имели право требовать созыва внеочередных заседаний Совета пятисот или народного собрания и принятия неотложных мер. Падало значение архонтов. Девять архонтов избирались жребием из кандидатов, предложенных филами. Коллегией они действовали редко – при решении народным собранием вопроса об остракизме и при проверке должностных лиц. Первым архонтом считался архонт-эпоним, за которым сохранились судебные функции по семейным делам и делам о наследстве. Вторым архонтом был архонт-базилевс. Он ведал вопросами религиозного культа и рассматривал в суде дела об уголовных преступлениях. Далее шёл архонт-полемарх, занимавшийся делами, связанными с метеками и другими иностранцами (ксенами). Остальные шесть архонтов-фесмофетов руководили отправлением правосудия в судах. Специальные должностные лица (около 700) управляли государственным имуществом, ведали государственной казной, наблюдали за порядком на улицах и нравственностью граждан, за торговлей на рынке, воспитывали и обучали молодёжь, проходившую военную подготовку и т.д. Свои    должностные лица были в филах и демах.

г) Основные черты афинского права;

Обширная законодательная деятельность связывается с именами Драконта и Солона. Законы, приписываемые Драконту, были изданы в 621 году до н.э. До нас законы Драконта не дошли, но из сообщений древних авторов известно, что они санкционировали ряд религиозных установлений и обычаев, вводя жестокие наказания. Так, смертной казнью карались не только святотатство и умышленное убийство (неумышленное каралось изгнанием), но и кража овощей, праздность. Законодательство Солона, относящееся к 594 году до н.э., затрагивало круг вопросов, связанных с организацией государственной власти и регулированием гражданско-правовых отношений (долговая реформа, закрепление частной собственности на землю и др.). Активная законодательная деятельность в V-IV вв. до н.э. привела к накоплению большого законодательного материала. От законов отличались принятые народным собранием псефизмы – постановления, касавшиеся отдельных лиц, но иногда содержавшие и такие же общие правовые нормы, как и законы. Однако основные институты гражданского и уголовного права не были разработаны с достаточной полнотой.

Право собственности и обязательства. Различалось владение – как фактическое обладание имуществом с его использованием и собственность – как владение с правом распоряжения. Коллективная собственность господствующего класса имела ограниченное распространение. К ней относились государственные имения и рудники, доходы с которых делились между гражданами, а затем шли на военный флот, храмовое имущество и др. Помимо государственной земли, сдаваемой преимущественно в аренду, существовали общественные земли фил и демов. Имущество, находившееся в частной собственности, делилось на “видимое” (земля, дом, рабы и т.п.) и “невидимое”, способное “ускользать” от налогообложения и конфискации (деньги, драгоценности). Частная земельная собственность считалась предоставленной государством. Поэтому архонты, вступая в должность, ежегодно объявляли о сохранении за гражданами принадлежащего им имущества. Обременением, лежащим на частной собственности, была обязанность состоятельных граждан устраивать за свой счёт празднества (литургии). Размер расходов на литургию определялся богатством обязанного лица. Во время войны на богатых возлагалась и триерархия – обязанность снаряжать за свой счёт военный корабль. Право различало обязательства из договоров и обязательства из причинения вреда (“вольные” и “невольные” обязательства). Основанием возникновения договоров считалось соглашение сторон, не требовавшее особых формальностей. Но важные договоры заключались в письменной форме. В зависимости от характера договора документ подписывался или обеими сторонами (договор купли-продажи), или одной обязанной стороной (договор займа). Исполнение договора обеспечивалось задатком, поручительством третьих лиц и залогом. Если от исполнения договора отказывался покупатель, он терял свой задаток, продавец же был обязан вернуть двойную сумму задатка. При поручительстве материальные гарантии исполнения договора брали на себя третьи лица. Особое значение имел залог земли – ипотека. При ипотеке заложенная земля оставалась во владении и пользовании должника, лишённого, однако, права распоряжаться ею. При неисполнении обязательства должником заложенная земля переходила к кредитору. Заложенные движимые вещи находились во владении кредитора, который мог их продать, если должник не исполнил обязательство. Обязательства из причинения вреда возникали при нанесении ущерба имуществу. Они влекли за собой возмещение ущерба, а вред, причинённый сознательно, возмещался в двойном размере. Ответственность возникала и тогда, когда вред был результатом действий подвластных лиц – детей, рабов. Раб мог быть передан потерпевшему в компенсацию. При причинении вреда личности возникала ответственность за преступление.

Брак и семья. Безбрачие осуждалось. Брак заключался посредством договора между женихом и главой семьи невесты. Жених был обязан уплатить за невесту, приданое же невесте давалось не во всех случаях. Многожёнство не допускалось. После замужества женщина находилась и под властью отца, и под властью мужа. Положение её было приниженным. Развод для мужчины был свободен, для женщины затруднён. Власть отца над детьми была значительной. Дети были обязаны повиноваться отцу, он мог лишить сына наследства за неповиновение, а дочь выдать замуж по своему усмотрению.                 

 Преступления и наказания. Право различало преступления против государства и преступления против личных интересов. Наиболее тяжкими преступлениями считались государственная измена, обман народа, внесение противозаконных предложений в народное собрание, оскорбление богов, безбожье, кража храмового имущества. К серьёзным преступлениям относились также убийство, телесные повреждения, клевета, оскорбление, плохое обращение детей с престарелыми родителями, измена жены, похищение девушки. Близки к ним были и имущественные преступления (кража, поджог). Характер наказания зависел от тяжести содеянного. При преступлениях против личных интересов речь шла о возмещении вреда и штрафе (в двойном размере от ущерба), при преступлении против интересов государства – о наказании как таковом. За наиболее тяжкие преступления (измена, безбожие, умышленное убийство) грозила смертная казнь. Вора обращали в рабство. Были распространены штрафы и конфискация имущества. Телесные наказания применялись только к рабам, ответственность которых за преступления была более суровой, чем у свободных. Распространение получила атимия (бесчестье), лишавшая осуждённого политических прав (на участие в народном собрании, занятие государственных должностей). За ложное обвинение в политическом преступлении доносчик (сикофант) мог быть предан суду.

д) Воспитание и образование.

 Дети до 7 лет воспитывались  дома. Мальчики с этого возраста  начинали посещать школу. Девочки  получали дальнейшее воспитание  в семье. Первоначально дети (с 7 до 13-14 лет) обучались в школах грамматиста  и кифариста (или одновременно, или последовательно – сначала в школе грамматиста, а затем кифариста). Эти школы были частными и платными, и поэтому значительная часть детей свободнорожденных, но не имевших средств граждан не могла получать в них образования. Занятия вели учителя-дидаскалы (“дидаско” – я учу). В школу мальчиков сопровождал один из рабов, называвшийся педагогом (от слов “пайс” – ребёнок, “агогейн” – вести). В школе грамматиста обучали читать, писать и считать. Применялся буквослагательный метод: дети заучивали буквы по названиям (альфа, бета, гамма и т.д.), складывали их в слоги, слоги – в слова. Для обучения письму использовались навощенные таблички, на которых тонкой палочкой (стилем) писались буквы. Считать учились при помощи пальцев, камешков и счётной доски (напоминающей счёты). В школе кифариста мальчику давалось литературное образование и эстетическое воспитание: он учился музыке, пению, декламации (читались отрывки из “Илиады” и “Одиссеи”). В 13-14 лет мальчики переходили в учебное заведение, называвшееся палестрой (школа борьбы). В продолжение двух-трёх лет они занимались системой физических упражнений, которая получила наименование пятиборья и включила в себя бег, прыганье, борьбу, метание диска и копья и плавание. С ними велись беседы по политическим и нравственным вопросам. Физическим воспитанием и беседами в палестре руководили безвозмездно наиболее известные граждане. Обучение в палестре было бесплатным и для значительной части молодёжи на этом и заканчивалось. Обеспеченная часть молодёжи поступала в гимнасии, где изучала философию, политику, литературу, для того чтобы подготовиться к участию в управлении государством, и продолжала заниматься гимнастикой. Юноши с 18 до 20 лет переходили в эфебию, где продолжалось их военное и политическое воспитание. Они учились строить укрепления, управлять военными машинами, несли службу в городских гарнизонах, изучали морское дело, участвовали в празднествах и театральных представлениях. Расслоение внутри общества сказалось в области воспитания в том, что разностороннее воспитание стало доступно лишь детям богатых рабовладельцев. Дети основной массы свободнорожденного населения (демоса) не могли обучаться в школах. Отцы обучали детей ремеслу, а некоторые и грамоте. Это было закреплено законом, согласно которому малоимущие родители обязаны были обучать детей ремеслу, в противном случае дети освобождались в будущем от материальных забот о престарелых родителях.

4. Спарта.

а) Особенности общественного строя;

 Объединение дорийских  племён с ахейскими привело  к образованию спартанской общины. Возникновение государства в Спарте относят к VIII-VII вв. до н.э. Господствующий класс составляли спартиаты. Только они считались полноправными гражданами. Каждому спартиату предоставлялся земельный надел (клер) с рабами – илотами. Земля разделена на 9000 равных неделимых и неотчуждаемых клеров. Их нельзя было продать, подарить или завещать. Жили спартиаты в подобии города, объединявшего 5 селений и напоминавшего военный лагерь. Главной обязанностью считалась военная. С 20 до 60 лет спартиаты несли военную службу. Мужчины объединялись в возрастные и иные союзы. Немногие избранные граждане входили в корпус 300 всадников. Женщины, почти полностью освобождённые от домашнего хозяйства и заботы о воспитании детей, обладали некоторой самостоятельностью. В целях поддержания единства спартиаты должны были участвовать в общественных трапезах – сисситиях, организуемых за счёт ежемесячных взносов спартиатов. Порции участников сисситий были равными. Почётные доли получали должностные лица. Одинаковыми были одежда и вооружение воинов. Поддержанию единства способствовали и правила против роскоши. Запрещалось торговать, вводились тяжёлые, неудобные железные монеты. Однако эти ограничения не могли предотвратить развитие имущественной дифференциации. Поскольку земельные наделы наследовались только старшими сыновьями, остальные могли получить лишь выморочные наделы. Если таких не было, они переходили в разряд гипомейонов (опустившихся) и теряли право участвовать в народном собрании и сисситиях. Численность гипомейонов возрастала, а спартиатов сокращалась – с девяти до четырёх тысяч к концу IV в. до н.э. Периеки – жители периферийных горных неплодородных районов – занимали положение между спартиатами и илотами. Они были лично свободны, обладали имущественной правоспособностью, но не пользовались политическими правами и находились под надзором особых должностных лиц – гармостов. Они должны были участвовать в сражениях в качестве тяжеловооружённых воинов. Основное занятие периеков – торговля и ремесло. Высшие должностные лица могли казнить их без суда. Илоты были собственностью государства. Они предоставлялись в распоряжение спартиатов, обрабатывали их землю и отдавали им около половины урожая (на домашних работах использовали рабов из военнопленных). Илоты вели своё хозяйство, не были товаром, подобно рабам, и распоряжались оставшейся частью урожая. Их положение было близким к положению крепостных крестьян. Илоты участвовали в войнах в качестве легковооружённых воинов. Они могли выкупиться на свободу. Ежегодно спартиаты объявляли илотам войну, сопровождавшуюся массовыми убийствами. Впрочем, убийство илота допускалось и в любое другое время.

б) Организация власти;

К VI в. до н.э. сложился “ликургов строй”. Во главе государства – два архагета. Власть архагетов была наследственной, что, однако, не делало её прочной. Каждые 8 лет проводилось гадание по звёздам, в результате которого архагеты могли быть преданы суду или отстранены. Иногда они смещались и без этой процедуры. Но в целом положение архагетов было почётным. Они получали большую часть военной добычи, совершали жертвоприношения, входили в состав совета старейшин, осуществляли суд по некоторым делам, имевшим значение для всей общины. Первоначально наиболее полной была военная власть архагетов. Им подчинялось войско, в походах они пользовались правом жизни и смерти. Однако в дальнейшем их военные полномочия были ограничены. В состав герусии (совет старейшин) входило 28 геронтов, пожизненно избираемых народным собранием из знатных спартиатов, достигших 60-летнего возраста. В герусию входили и оба вождя. Первоначально герусия рассматривала вопросы, выносившиеся на обсуждение народного собрания, и тем самым имела возможность направлять его деятельность. Со временем полномочия герусии расширились. В случае несогласия геронтов и вождей с решением народного собрания они могли воспрепятствовать ему, покинув собрание. Герусия участвовала в переговорах с другими государствами, рассматривала уголовные дела о государственных преступлениях и вела судебные процессы против архагетов. В народном собрании участвовали все спартиаты, достигшие 30-летнего возраста. Первоначально собрание созывали вожди, они же в нём председательствовали. Выступать в народном собрании могли только должностные лица или послы иностранных государств, участники же собрания лишь заслушивали выступления и голосовали. Голосование проводилось криком, а в спорных случаях участники собрания расходились в разные стороны. Созыв народного собрания производился раз в месяц. На собрании принимались законы, избирались должностные лица, решались вопросы войны и мира, союза с другими государствами, рассматривались вопросы о наследовании должности вождя, определялось, кому из вождей возглавлять войско в походе и т.д. Эфоры появились с VIII в. до н.э. Пять эфоров избирались из “достойных” на один год, действовали единой коллегией, принимавшей решения большинством голосов. Первоначально эфоры считались помощниками архагетов и осуществляли судебное рассмотрение дел по имущественным спорам. С середины VI в. до н.э. власть эфоров возросла. Они поставили под свой контроль архагетов – в походе их сопровождали два эфора. Эфоры получили право созывать герусию и народное собрание и руководить их деятельностью. Вместе с герусией они могли предотвратить принятие народным собранием неугодного им решения. К ним перешло руководство внешними сношениями и внутреннее управление страной, наблюдение за соблюдением спартиатами порядков, суд над ними и наказание их, объявление войны и мира, контроль над деятельностью должностных лиц. Деятельность эфоров не контролировалась – они отчитывались только перед своими преемниками. Особое положение эфоров подчёркивалось и их правом не участвовать в общих сисситиях и иметь собственный стол.

Информация о работе Античная культура