Аннотирование художественных произведений и литературоведческих материалов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2015 в 10:23, курсовая работа

Описание работы

Аннотация является неотъемлемой частью любого современного издания и поэтому присутствует в издательском и в библиотечном деле. Аннотирование представляет собой неотъемлемую часть процесса аналитико-синтетической переработки документа и современного информационного процесса в целом. Любое издание, будь то монография, учебник, произведение научно-популярной или художественной литературы, всегда содержит вторичный документ (реферат или аннотацию). Отсутствие вторичного документа свидетельствует о непрофессионализме распространителей информации.

Содержание работы

Введение ............................................................................................................... 3
Глава 1 Теоретические аспекты аннотирования ........................................... 6
1.1 Общая характеристика процесса аннотирования ...................................... 6
1.2 Классификация аннотаций ………………………………………………....7
1.3 Структура аннотации. Общие требования к аннотации…………………8
1.4. Основные этапы аннотирования…………………………………………..9
Глава 2 Аннотирование художественных произведений и литературоведческих материалов……………………………………………..9
2.1 Текстологическая аннотация ………………………………………………9
2.2 Аннотация, ориентированная на широкий круг читателей ……………14
2.3 Аннотирование художественной литературы для детей младшего школьного возраста…………………………………………………………….22
Заключение……………………………………………………………………..27
Библиография………………………………………………………………

Файлы: 1 файл

Рогова Н. Курс. раб. Проверено .doc

— 164.00 Кб (Скачать файл)
  • титульный лист, содержащий выходные данные;
  • содержание (оглавление и сама описательная часть оригинала);
  • выводы;
  • предисловие;
  • послесловие;
  • примечания автора;
  • графики и таблицы в тексте.

 

 

Глава 2 Аннотирование художественных произведений и литературоведческих материалов

2.1 Текстологическая аннотация

       Литературно-художественное произведение – явление сложное и многостороннее. Постичь смысл книги, оценить шедевр, получить эстетическое наслаждение – это   длинный путь, первый шаг на котором помогает сделать аннотация.

Аннотирование произведений художественной литературы и литературоведческих материалов имеет определенную специфику, которая

определяется читательским (потребительским) адресом. Аннотация для специалистов отличается от аннотации, ориентированной на широкий круг читателей.

   Текстологическая аннотация адресована специалистам (историкам литературы, текстологам) и содержит сведения:

• об отличиях разных публикаций одного того же текста;

• о полноте издания;

• о том, на основании каких источников установлено исследователями

авторство произведения, если оно было напечатано анонимно, или на основе чего раскрыт псевдоним, если он не общеизвестен;

• о наличии и месте хранения произведения.

Например,  Судьбу языка решает жизнь народа // Льговские новости. — 2013. — 20 февр.(№ 10). — С. 3 – 4. – Без подп.

      Авторство установлено на основании заключительной фразы статьи:

«Заведующий кафедрой русского языка Курского государственного университета, доктор филологических наук, профессор, Заслуженный деятель науки РФ А. Т. Хроленко беседовал с нашим корреспондентом                       Н. Шишковой»

 

         Текстологическая аннотация может  включать сведения о творческой  и цензурной истории текста (в  частности, обязательно отмечаются  изменения заглавий). Приводятся даты начала и окончания работы над произведением, уточняются даты их выхода в свет, указываются, когда и где произведение было опубликовано в полном виде, отмечается, входит ли он в какой-либо авторский сборник или цикл.

 Например, Матонина, Ю. Стихотворения [Текст]/ Юлия Матонина. – Архангельск: Правда Севера, 1992. – 156 с.

   Жизненный и творческий путь поэтессы – 25 лет. Её стихи печатали литературные журналы «Нева», «Аврора». Этот сборник первый, изданный Архангельским молодёжным театром студией под руководством                         В. П. Панова. В основе этого сборника стихи из рукописи Юлии, в конце рукописи приписка: «Это – последние. Я больше не буду писать стихи».

        Особое  содержание имеют текстологические  аннотации на публицистические, литературно-критические статьи писателя, письма, дневниковые записи и т. д. Часто отмечаются их темы, перечисляются имена и произведения. Могут быть отражены повод их написания и основные поднимаемые проблемы.

 

   Мар, Н. И. Люди, которых я слышал [Текст] / Н.И. Мар. – Москва: Советская Россия, 1973. –  368 с.

  В книге помещены беседы с видными деятелями литературы и искусства: Константином Фединым, Николаем Тихоновым, Дмитрием Шостаковичем, Аркадием Райкиным – о роли литературы и искусства в жизни каждого человека.

        Для развития филологии большое значение имеет создание информационных ресурсов, отражающих современное состояние науки в целом и отдельных ее областей. При аннотировании литературоведческих

материалов в источниках, предназначенных специалистам, следует учитывать:

1. Проблемы, которые стоят  перед современным литературоведением и критикой. В этом плане целесообразна тесная связь со специалистами, способствующая повышению качества и ценности текстов аннотаций.

2. Место публикации подобных  аннотаций. Особенности издания  определяют объем информации, отражаемой  в метатексте (аннотации).

В текущих литературоведческих библиографических изданиях объем аннотаций составляет 1—2 предложения. Как правило, уточняется

• тема (проблема) книги или статьи,

• публикации каких авторов вошли в сборник,

• исторические аспекты,

• характер материала,

• произведения, которые осмысливаются в данном издании.

Из перечисленных аспектов отражаются лишь определенные.

Приведем примеры подобных аннотаций.

- уточнение названия:

Виленкин, В. В. В сто первом зеркале [Текст] / В. В. Виленкин. – Москва: Просвещение, 1987. – 384с.: ил.

  Жизнь и творчество Анны Андреевны Ахматовой, основные мотивы и художественные особенности её поэзии.

- история текста:

Артёмов, В. Душа по капле собирает свет: Беседа с писателем. [Текст] /  Владислав Артёмов; публ. подгот. Н.Л. Крупина // Литература в школе. – 1998. – № 3. – С. 62–69.

Беседа записана Н. Л. Крупиной в 1997 году.

 

- круг имен писателей, которые изучены автором:

Фогельсон, И. А. Литература учит [Текст]: 9 класс: Книга для учащихся / И. А. Фогельсон.  – Москва: Просвещение , 1990. – 207 с.

Статьи о творчестве  М. В. Ломоносова, Г. Р. Державина,                        Д. И. Фонвизина, А. Н. Радищева, В. А. Жуковского, К.Ф. Рылеева, И. А. Крылова, А.С. Грибоедова, А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя.

- наличие справочного (сопроводительного) материала:

        Русские поэты XX века [Текст]: учеб. пособие / сост.

JI. П. Кременцов, В. В. Лосев. – 3-е изд., испр. –  М.: Флинта: Наука, 2009. – 320 с. – Библиогр в конце отд. ст.

Антология поэтических текстов с комментариями и сопроводительными статьями.

- уточнение темы (проблемы):

      Бараков, В. Н. Мифопоэтика Юрия Кузнецова [Текст]/ В. Н. Бараков/ / Литература в школе. –  1998.  – № 6.  – С. 69 – 74.

         Мифологизм, символ, мотив как теоретические понятия; функционирование мифологических  мотивов, символов  в стихотворениях Юрия Кузнецова.

Приведенные примеры характеризуют языковые (стилистические)

особенности аннотаций подобного рода, а именно:

• четкость,

• отсутствие оценок,

• уточнение содержания,

• лаконизм, телеграфный  стиль представления информации.

     Данные аннотации во Льговской городской детской библиотеке                    им. А.П. Гайдара составляются  для руководителей детского чтения: учителей, воспитателей, библиотекарей. В этом случае важно сделать акцент на том новом, что дает данная книга или статья, чем она отличается от других материалов на сходную тему, отразить полемические высказывания, существующие в литературоведческом материале, не забывая при этом уточнить тему исследования и произведения, которые осмысливает автор.  Примеры подобных аннотаций, составленных Льговской городской детской библиотекой имени Гайдара:

     Мещеряков, В. П.  Жизнь и деяния Александра Грибоедова [Текст]/

В. П. Мещеряков. – Москва: Современник, 1989. – 478с.; порт. – (Библиотека любителей российской словесности)

         Жизненный и творческий путь А.С. Грибоедова, тайна рождения писателя, его роль в движении декабристов, эстетическая программа автора «Горе от ума», источники и жанровое своеобразие комедии. Подробно рассказано о дипломатической деятельности Грибоедова. В книге использованы архивные документы.

      Боборыкин, В. Г.  Михаил Булгаков [Текст]: Кн. для учащихся ст. классов / В.Г. Боборыкин. – Москва: Просвещение, 1998. – 208 с.: ил. – (Биография писателя)

    В книге  рассказывается о сложной судьбе  писателя, о его литературной  деятельности. Автор анализирует  романы, повести, пьесы Булгакова («Белая  гвардия», «Бег», «Дни Турбиных», «мастер  и Маргарита»). В заключительных главах речь идёт о значении творчества Булгакова для наших дней, современной литературы.

    Основное требование, недопустимость оценки литературоведческого материала, строго соблюдается  работниками данной библиотеки. Задача оценки слишком сложна, она требует осведомленности в области развития критической мысли и не может быть реализована в рамках краткого текста аннотации. Для ее решения  привлекаются другие формы свертывания — рефераты и обзоры.

 

2.2 Аннотация, ориентированная на широкий круг читателей

       Проблема  чтения в последние два десятилетия  стала одной из важнейших не  только для библиотеки, школы, но  и для всего общества. Поиск  подходов к её решению –  одна из задач детских библиотек. С какой целью создается рекомендательная аннотация, ориентированная на широкий круг читателей? Прежде всего, она призвана способствовать выбору книг для чтения. Знакомясь с текстом аннотации  о многих явлениях литературы, пользователь должен иметь возможность составить для себя представление о каждом и решить, какие именно явления соответствуют его потребностям, ожиданиям. В то же время аннотация  знакомит пользователя с тем впечатлением от литературного явления, которое сложилось у библиографа на основании литературоведческого анализа и собственных взглядов.

     А главное условие «рекомендательности» — нетривиально написанная, стимулирующая к чтению аннотация. Аннотация, ориентированная на широкий круг читателей, имеет свои специфические особенности. При аннотировании изданий, адресованных непрофессионалу, учитывается их эстетическая оригинальность, познавательная и художественная значимость. Это и определяет требования к ней:

• информативность,

• увлекательность,

• эмоциональная яркость,

• объективность.

Аннотацию на художественное произведение не стоит стандартизировать.

Напротив, достоинством является индивидуальный, творческий подход к представлению книги.

Основные принципы написания аннотации, ориентированной на широкий круг читателей

Простота. Простота является условием, необходимым для понимания аннотации, а значит, и самого произведения. Текст аннотации должен сводиться к одной ключевой идее и отвечать на вопрос: о чем книга?

Нехватка знаний. Заинтересовавшись темой, читатель стремится выяснить подробности, узнать развязку. На этом принципе построены все детективы, триллеры и многие из любовных романов.

Конкретика. Абстрактные рассуждения о качестве литературы нецелесообразны.

Убедительность и правдоподобие. Текст аннотации должен убедить читателя в том, что книга достойна прочтения, особенно если речь идет об интеллектуальной прозе. Действенный прием— вставить в текст аннотации яркие, запоминающиеся детали.

Эмоциональность. Наполняя текст аннотации эмоциями, необходимо соотнести их с эмоциями, которые могут быть близки читателю. Для этого необходимо рассказать не вообще о персонажах, а о конкретных героях.

Наличие истории. История — это то, что люди запоминают. История, во-первых, конкретна, во-вторых, эмоциональна, в-третьих,  в нее легко можно вписать элемент неожиданности. Если она проста и написана так, что в нее хочется верить, получается блестящая аннотация.

           Аннотирование художественных произведений  отличается от аннотирования научно-популярной литературы  по различным отраслям  знания, в  том числе и литературоведческих  работ.  Язык художественных образов – а  именно он является языком художественной литературы –  требует при аннотировании перевода на язык понятий, то есть осмысления, истолкования. Аннотируя литературоведческую работу, можно воспользоваться оглавлением, перечисляя проблемы, в ней поставленные. Аннотация в этом случае будет далеко не совершенной, однако определенное представление о книге она все-таки даст. Такой прием при аннотировании художественного произведения исключен.

  Стержнем характеристики в  аннотации должно стать раскрытие идейно-тематического содержания  произведения,  то есть суждение о том, какую область  действительности изображает автор и  какова его точка  зрения на изображаемое. При этом  необычайно важно раскрыть это в  единстве, –  иначе можно впасть  либо в  абстрактность,  либо в описательность. И в  том, и в  другом случае искажается сущность произведения. Проникнуть в идейно-тематическое  содержание иногда помогают литературоведческие  работы.  Однако чаще всего библиотекари Льговской городской детской библиотеки им. А. П. Гайдара, используя литературоведческие  методы, определяет главное в произведении сами. И помощью им  служит либо заглавие, либо авторское  предисловие,  либо высказывание автора в  тексте,

 наиболее отчетливо  выражающее  его  замысел.

В  зависимости от понимания  произведения,  его идейно- тематического содержания библиотекари  конкретизирует характеристику, отбирая наиболее  целесообразные из многочисленных элементов  аннотации.  Основные же элементы  следующие:

Информация о работе Аннотирование художественных произведений и литературоведческих материалов