Алхимия как феномен культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2015 в 01:28, реферат

Описание работы

Целью своей работы я считаю изучение динамики становления алхимических знаний, их роль в становлении мировоззрений ученых того или иного периода ее развития; выявление знаний, связующих алхимию и современную химию.

Содержание работы

Введение
История химии
Древний Египет
Древний Восток
Византия
Европа
Техническая химия и ятрохимия
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Алхимия как феномен культуры.docx

— 43.65 Кб (Скачать файл)

Среди арабских учёных выделяется знаменитый бухарский врач Абу Али аль Хусейн ибн Абдаллах ибн Сина, или Авиценна, явившийся первым критиком идеи трансмутации металлов, каковую он считал невозможной, и считавший основной задачей алхимии приготовление лекарственных средств.

Абу Бакр Мухаммед ибн Закария Ар-Рази (864-925), в европейской литературе известный как Разес, внёс в ртутно-серную теорию некоторые изменения. Поскольку свойства солей металлов сложно объяснить двумя принципами, Ар-Рази добавил к ним принцип растворимости (хрупкости) – философскую Соль. Ртуть и Сера, по его мнению, образуют твёрдые вещества лишь в присутствии Соли. В таком виде теория приобрела логическую завершённость и просуществовала несколько веков. Ар-Рази предпринял также попытку объединить учение Аристотеля с атомистической идеей. Четыре стихии Аристотеля— это четыре вида атомов, движущихся в пустоте и различающихся формой и размером. Ар-Рази в своих сочинениях подробно описывал химическую посуду, оборудование, весы и лабораторные приёмы.

В целом именно во время арабского этапа были созданы основные теории алхимии, разработан понятийный аппарат, лабораторная техника и методика эксперимента. Арабские алхимики добились огромных практических успехов – ими выделены сурьма, мышьяк и фосфор, получены уксусная кислота и растворы сильных минеральных кислот. Арабская алхимия была вполне рациональна; мистические элементы в ней представляли собой скорее дань традиции. Важнейшей заслугой арабских алхимиков стало создание фармации, развившей традиции античной медицины.

После XII века арабская алхимия начала приходить в упадок. Последним крупным арабским алхимиком стал Ал Джилдаки (первая половина XIV в.), написавший ряд сочинений, систематизирующих труды его предшественников. Центр научной мысли стал перемещаться в Европу.

 

Европа

Европейские государства, прежде всего южные страны, довольно тесно контактировали с Византией и арабским миром, особенно после начала крестовых походов (с 1096 года). Европейцы смогли ознакомиться и с блестящими достижениями арабской цивилизации, и с античным наследием, которое сохранили именно арабы. В XII веке начинаются попытки перевода на латынь арабские трактаты и сочинения античных авторов. Тогда же в Европе были созданы первые светские учебные заведения – университеты. С XIII века можно говорить о европейской алхимии как об особом этапе алхимического периода. В период с XII по XVII век алхимией занимались известные ученые, оставившие след в европейской науке.

Между арабской и европейской алхимией возникли существенные отличия. Европейская алхимия развивалась в обществе, где католическая церковь активно вмешивалась во все сферы общественной, в том числе светской, жизни; возникновение идей, не соответствующих догмам христианства, было небезопасным. Алхимия в Европе начиная от ее зарождения находилась на полуподпольном положении; в 1317 году папа римский Иоанн XXII предал алхимию анафеме, после чего алхимики могли быть объявлены еретиками и переданы инквизиции. Одновременно с этим, как светские, так и церковные европейские властители, объявив алхимию вне закона, в то же время покровительствовали ей, рассчитывая на потенциальные выгоды, которые сулило нахождение способа получения золота. Вследствие этого европейская алхимия, как и александрийская, изначально являлась герметической наукой- доступной только узкому кругу посвящённых. Этим объясняется характерное для европейской алхимии чрезвычайно туманное изложение результатов поставленных экспериментов. Впрочем, довольно долго европейские сочинения по алхимии представляли собой лишь переводы либо компиляцию арабских трактатов.

Первым знаменитым европейским алхимиком стал монах-доминиканец Альберт фон Больштедт (1193-1280), более известный как Альберт Великий. Такие труды Альберта, как «Книга об Алхимии», «О металлах и минералах», «Алхимический свод», сыграли важную роль повышении значимости натурфилософии Аристотеля для европейских учёных позднего средневековья и начала Нового Времени. Среди первых европейских алхимиков он детально описал свойства мышьяка. Альберт Великий высказывал также мнение о том, что металлы состоят из ртути, серы, мышьяка и нашатыря.

Современником Альберта Великого был английский монах францисканец Роджер Бэкон (1214-1292), написавший знаменитейшие трактаты «Зеркало Алхимии» и «Могущество алхимии». В них даётся подробное описание природы металлов с точки зрения ртутно-серной теории. Бэкон определял алхимию как науку, указывающую, как приготовлять и получать некоторое средство, эликсир, которое, брошенное на металл или несовершенное вещество, делает их совершенными в момент прикосновения.

По мнению Бэкона, приготовление эликсира из "первичной субстанции" осуществлялось в три стадии – нигредо (чёрная стадия), альбедо (белая, в результате которой получается эликсир, превращающий металлы в серебро) и рубедо (красная— эликсир, создающий золото, магистерий).

В работах Альберта Великого и Роджера Бэкона доля мистицизма была сравнительно невелика. К основоположникам мистических течений часто относят испанского врача Арнальдо де Виллановы (1240-1313) и Раймунда Луллия (1235-1313). Их труды «Завещание, излагающее в двух книгах всеобщее химическое искусство» и «Розарий философов» были посвящены трансмутации, особый упор делался на магических операциях, необходимых для получения желаемых результатов.

Алхимики-мистики сформулировали дополнительные задачи своей науки:

  • Приготовление Эликсира или Философского Камня, алхимического средства, облагораживавшего металлы, служившего универсальным лекарством; его раствор должен был исцелять все болезни, омолаживать старое тело и удлинять жизнь. Другое таинственное средство, второстепенное по своим свойствам, называлось «белый лев», оно могло превращать в серебро все неблагородные металлы.
  • Создание гомункулуса— по представлениям средневековых алхимиков, существо, подобное человеку, которое можно получить искусственно. Считалось, что гомункулус — это маленький человечек, заключенный в сперматозоиде, и при попадании в материнский организм лишь увеличивается в размерах;
  • Приготовление алкагеста – универсального растворителя;
  • Палигенез, или восстановление растений из пепла;
  • Приготовление мирового духа – магической субстанции, растворяющей золото.
  • Извлечение квинтэссенции.
  • Приготовление жидкого золота — совершенного средства для излечения.

Достижению поставленных целей должны были послужить двенадцать основных алхимических операций, каждая из которых соотносилась с определённым зодиакальным созвездием. Мистическая связь алхимии и астрологии имела для алхимиков большее значение, чем факты.

В XIV-XV веках европейская алхимия добилась значительных успехов, сумев превзойти арабов в постижении свойств вещества. В 1270 году итальянский алхимик кардинал Джованни Фиданца (1121-1274), известный как Бонавентура, в одной из попыток получения универсального растворителя получил раствор нашатыря в азотной кислоте, который оказался способным растворять золото, царя металлов (отсюда и название – царская водка). Большую роль в становлении европейской алхимии сыграл ученый, работавший в Испании в XIV веке; он подписывал свои сочинения именем Гебера. Он первым подробно описал серную и азотную кислоты. Использование минеральных кислот в большой концентрации в алхимической практике привело к существенному росту знаний алхимиков о веществе.

Альберт Великий работал с сернокислым железом, отделял золото от серебра при помощи азотной кислоты, выделил мышьяк в чистом виде. Роджер Бэкон писал о способности селитры взрываться с горящим углем. Оба они знали свойства смеси селитры, серы и угля. Раймунд Луллий применял холодильник при получении углекислого аммония из перегнанной мочевины, изготовил бикарбонат калия. Неизвестный автор, писавший под именем Василия Валентина (XIV в.), открыл серный эфир, соляную кислоту, соединения мышьяка и сурьмы. В его книге «Триумфальная колесница сурьмы» описываются способы получения сурьмы и ее медицинское применение.

Парацельс первым описал ранее неизвестный цинк. Он же начал использовать в лечебных целях химические соединения. Ян Баптист ван Гельмонт ввел термин "газ". Иоганн Рудольф Глаубер обнаружил сульфат натрия (глауберову соль), сочтя его философским камнем. Джамбаттиста делла Порта (1541 - 1615) изготовил оксид олова. Блез Виженер (1523 - 1596) открыл бензойную кислоту. Эти примеры свидетельствуют о том, что ненаучные по современным представлениям исследования алхимиков пошли на пользу не только избранным, но и человечеству в целом.

Многие открытия были инновационными. В 1602 г. сапожник и алхимик Винченцо Касциароло в горах Болоньи нашел очень тяжелый камень и заподозрил в нем наличие золота. Пытаясь выделить из него золото, алхимик прокалил его с углем и селитрой и обнаружил, что охлажденный продукт красновато светится в темноте. Известие поразило алхимиков и тяжелый шпат (сернокислый барий) стал объектом химических операций. В 1774 г. неизвестный ранее металл получил название «барий». В середине XVII столетия гамбургский алхимик Хенниг Бранд в поисках философского камня, перегоняя человеческую мочу, обнаружил, что прокаливаемый осадок светится в темноте. Этот фокус Бранд показывал любителям и получал за это плату, а потом продал свой «секрет» гамбургскому алхимику Иоганну Крафту. Фосфорная спекуляция существовала, пока в 1743 г. немецкий химик Андрей Сигизмунд Маргграф (1709-1782) нашел более совершенный способ получения фосфора и опубликовал его, после чего началось изучение фосфора и его соединений. Книгопечатание сыграло большую роль в распространении алхимических сочинений.

 

Техническая химия и ятрохимия

 

Такие направления алхимии как техническая химия и ятрохимия, стали переходным этапом от классической алхимии к новой научной химии.

Характерной особенностью трудов по технической химии стало стремление к полному и достоверному описанию опытных данных и технологических процессов. Основоположниками технической химии стали Ваноччо Бирингуччо (1480-1539) и его труд "О пиротехнии" и Георг Бауэр (1494-1555), более известный как Агрикола. Их сочинения являлись энциклопедиями по технологическим процессам, предполагающим химические операции с веществами.

Начиная с Парацельса, европейская алхимия развивает темы ятрохимии поисков долголетия и бессмертия. В теоретическом отношении Парацельс являлся классическим алхимиком – разделял древнегреческое учение о четырёх элементах-стихиях и арабскую теорию трёх принципов. Как и китайские алхимики, он занимался получением «питьевого золота», позволяющего достичь исцеляющей организм трансмутации. Ученый утверждал, что задача алхимии – изготовление лекарств.

Медицина Парацельса основывалась на ртутно-серной теории. Он считал, что в здоровом организме три принципа – Ртуть, Сера и Соль – находятся в равновесии; болезнь представляет нарушение равновесия этого равновесия.

К представителям ятрохимии можно отнести многих известных алхимиков XVI - XVII веков.

Андреас Либавий (1540-1616) прославился первым учебником химии. В своих трудах «Алхимия» (1597) и «Полное собрание медико-химических сочинений» (1597) он систематизировал практические сведения по химии того времени. «Алхимия» долго служила основным учебным пособием при изучении химии на медицинских факультетах. Алхимия, согласно Либавию, состоит из двух разделов: энхерия—описание методов и операций, и химия, или описание веществ, их получения и свойств. Либавий считал, что трансмутация возможна, и её осуществление явится венцом науки. Он критиковал мистические элементы в учении Парацельса.

Важную роль в развитии рациональной алхимии сыграл Иоганн Рудольф Глаубер (1604-1670), разработавший способы получения целого ряда неорганических веществ. Другой известный алхимик Отто Тахений (1620-1699) попытался внести изменения в ртутно-серную теорию, утверждая, что все соли образованы двумя принципами – кислотой и щёлочью. Ещё один представитель ятрохимии Ян Баптист ван Гельмонт (1577-1664) подверг сомнению аристотелевские стихии, поскольку их присутствие невозможно обнаружить. Ван Гельмонт предлагал считать простыми телами лишь те, которые могут быть выделены при разложении сложных тел— например, воду. В поисках других простых тел Ван Гельмонт много экспериментировал с металлами. Он доказал, что при растворении серебра в крепкой водке (азотной кислоте) металл лишь меняет форму своего существования и может быть вновь выделен из раствора в том же количестве.

В целом рациональные течения в алхимии – ятрохимия и техническая химия – достигли довольно значительных экспериментальных успехов и заложили основы для научной химии, становление которой начинается в середине XVII века. Не следует, однако, считать, что появление научной химии автоматически означало конец "классической" алхимии. Алхимические традиции сохранялись в науке ещё долгое время, и многие выдающиеся естествоиспытатели продолжали считать трансмутацию металлов возможной.

 

Заключение

 

История алхимии, особенно западной, может быть включена в систему естественно-научных знаний средневековья.

В алхимии неразрывно соединились разнообразные проявления творческой деятельности средневекового человека. В связи с этим иносказательность многих алхимических трактатов может быть объяснена тем, что в них органически слились естественнонаучные и художественные представления о мире. Кроме того, деятельность алхимика - ещё и философско-теологическое творчество, в котором проявлялись как языческие, так и христианские её истоки. Именно поэтому оказалось так, что там, где алхимия христианизирована (белая магия), этот род деятельности легализуется христианской идеологией. Там же, где алхимия выступает в своём дохристианском качестве (чёрная магия), она признаётся неофициальным, а потому запретным делом. Это во многом объясняет трагическую участь некоторых европейских алхимиков (например, Роджера Бэкона, алхимика Александра Сетона Космополита и др.).

Главным результатом алхимии, кроме накопления запаса знаний о веществе, стало становление эмпирического подхода к изучению свойств вещества. Алхимиками была разработана ртутно-серная теория (теория трёх принципов), призванная обобщить опытные данные. В целом алхимический период явился совершенно необходимым переходным этапом между натурфилософией и экспериментальным естествознанием.

Алхимии изначально были присущи очень серьёзные отрицательные черты, которые сделали её тупиковым путем развития естествознания. Во-первых, это ограниченность предмета деятельности лишь трансмутацией металлов; все алхимические операции с веществом были подчинены этой главной цели. Во-вторых – мистицизм, в большей или меньшей степени присущий всем алхимикам. В-третьих, это догматизм теории – учение Аристотеля, лежащее в основе идеи трансмутации, принималось за истину в последней инстанции без каких-либо обоснований. Наконец, изначально характерная для алхимии закрытость являлась существенным препятствием для развития этой науки.

К середине XVI века в европейской алхимии стало очевидным нарастающее разделение. С одной стороны, это было вырождающееся мистическое направление, представители которого пытались осуществить трансмутацию металлов с помощью магии, с другой – набирающие силу рациональные течения. Наиболее значительными рациональными направлениями являлись ятрохимия и техническая химия, ставшие своего рода переходным этапом от классической алхимии к новой научной химии.

Информация о работе Алхимия как феномен культуры