Аланская археологическая культура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 12:54, реферат

Описание работы

С I века нашей эры на территории распространения кобанской культуры античными авторами упоминаются аланы.
Вплоть до последнего времени считалось, что аланы были частью огромного массива сарматских племен, продвинувшихся в равнинные и предгорные районы Северного Кавказа из Нижнего Поволжья и Приуралья.
Выводы об ираноязычности алан делались не на основе данных археологии, лингвистики, исторических источников, а исходя из того, что язык осетин, которые без достаточной научной аргументации считались единственными потомками алан, был иранским.

Файлы: 1 файл

Аланская археологическая культура.doc

— 57.00 Кб (Скачать файл)

Чтобы прочитать аланское приветствие, приведенное у Цеца как осетинское, исследователю приходится совершать абсолютно неубедительные экскурсы в историческую фонетику осетинского  языка. И все же для того, чтобы  как-то обосновать свои выводы, В.И.Абаев предлагает иное чтение некоторых слов, например csi×na вместо coϊna. Но двоеточие (знак разделения) над ϊ в слове coϊ×na в рукописи предполагает, что перед – ϊ должен находиться гласный. Подобное написание указывает на то, что оба гласных должны читаться раздельно, а не как дифтонг.

«Аланская» фраза Цеца вряд ли может быть достоверно прочитана. И, соответственно, невозможно определить ее языковую принадлежность.

При дешифровке средневековых  надписей нужно учитывать, что осетинский язык имеет довольно большой и древний пласт лексических заимствований из нахских языков.

Об этом, кстати, пишет  и сам В.И.Абаев в той же монографии: «Среди всех неиндоевропейских элементов, которые мы находим в осетинском языке, кавказский (нахский – Л.Ильясов) элемент занимает особое место не столько по количеству, сколько по интимности и глубине вскрывающихся связей. Кавказская языковая среда наложила заметный отпечаток на все стороны осетинского языка: фонетику, морфологию, синтаксис, семантику, идиоматику. В формировании осетинской этноязыковой культуры кавказский элемент участвовал не только как фактор внешний, чужеродный, но также как фактор внутренний, органический, как подпочвенный слой, на который сверху наложился слой иранский»[11].

Не совсем корректно  и убедительно исследователь  восстанавливает и другие части фрагмента из книги Цеца. Вызывает большие сомнения идентичность цитаты византийского писателя именно аланской речи. Поэтому вряд ли произвольная трактовка «аланской» фразы является достаточным доказательством иранского происхождения аланского языка.

Не более достоверной  является трактовка В.И.Абаевым и  зелечункской надписи. Надпись эта  была обнаружена на каменной могильной  плите, на берегу реки Зеленчук, на территории современной Карачаево-Черкесии. Она была датирована археологом Вс.Миллером XI–XII веками нашей эры.




Информация о работе Аланская археологическая культура