Язык как важнейшее средсвто общения человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 23:44, реферат

Описание работы

Содержание


В Древней Греции и Риме уже развивалась культура родного слова. Древний мир взрастил прекрасных поэтов, писателей, драматургов — мастеров художественной речи. Этот мир подарил истории выдающихся ораторов, ставивших и решавших важные вопросы речевого мастерства. В обществе росло понимание полезности и необходимости хорошей речи, укреплялось уважение к тем, кто умел ценить и успешно применять родной язык. Приемы образцового использования языка изучались в особых школах.








Введение
В Древней Греции и Риме уже развивалась культура родного слова. Древний мир взрастил прекрасных поэтов, писателей, драматургов — мастеров художест-венной речи. Этот мир подарил истории выдающихся ораторов, ставивших и решавших важные вопросы речевого мастерства. В обществе росло понимание по¬лезности и необходимости хорошей речи, укреплялось уважение к тем, кто умел ценить и успешно применять родной язык. Приемы образцового использования языка изучались в особых школах.
Позже в различных странах, в том числе и в Рос¬сии, передовые общественные круги ревниво оберегали родной язык от порчи и искажения. Крепло сознание того, что речь — могущественная сила, если человек желает и умеет ею пользоваться. Это сознание стано¬вилось тем яснее и определеннее, чем успешнее и шире развивалась художественная, научная и публицистичес¬кая литература.
В России борьба за речевую культуру получила все¬стороннее развитие в творчестве М. В. Ломоносова и А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя и И. С. Тургенева, Н. А. Некрасова и А. П, Чехова, А. И. Куприна и М. Горького — в творчестве тех, кого мы называем классиками русского художественного слова; содейство-вали становлению образцовой русской речи политичес¬кие и судебные деятели, ораторы, ученые.
В их практической деятельности и теоретических высказываниях все яснее и отчетливее формировалось понимание многосторонней роли языка в развитии художественной литературы, науки, журналистики. Все полнее оценивались самобытность, богатство и кра¬сота русского языка, участие народа в его развитии. Деятельность революционных демократов — В. Г. Бе¬линского, А. И. Герцена, Н. Г. Чернышевского, Н. А. Добролюбова, Н. А. Некрасова, М. Е. Салтыкова-Щед¬рина — позволила еще глубже понять общенародное значение языка и участие литературы в его совершен¬ствовании.
В развитии правильных взглядов на язык важную роль сыграло марксистское философское учение. К. Маркс и Ф. Энгельс в «Немецкой идеологии» (1845— 1846 гг.) сформулировали знаменитое философское оп¬ределение языка. В нем выражены мысли о языке как средстве общения и познания действительности, о единстве языка и мышления, об изначальной связи языка с жизнью общества.
Марксистское понимание роли языка в жизни людей кратко и ясно передано известными словами В. И. Ле¬нина — «язык есть важнейшее средство человеческого общения». Потребность общения была основной при¬чиной возникновения языка в далеком прошлом. Эта же потребность является основной внешней причиной раз¬вития языка на всем протяжении жизни общества.
Общение людей с помощью языка состоит в «обме¬не» мыслями, чувствами, переживаниями, настрое¬ниями.
В словах, сочетаниях слов и предложениях выра¬жаются те или иные результаты мыслительной деятельности людей (понятия, суждения, умозаключения). Например, слово дерево выражает понятие об одном из видов растений. А в предложении дерево зеленое выражена мысль о наличии определенного признака (зеленое) у определенного предмета (дерево). Таким образом, предложение выражает качественно иной результат познавательной работы человека — по срав¬нению с тем результатом, который выражен в отдель¬ном слове.
Но слова, их сочетания и целые высказывания не только выражают понятия и мысли: они участвуют в самом процессе мышления, с их помощью мысли воз-никают, формируются, а значит, становятся фактом внутренней жизни человека. И. П. Павлов обосновал материалистическое положение о том, что человеческие мысли не могут существовать и развиваться вне речи. «Вторая сигнальная система» (язык) участвует в оформлении мысли. Вот почему психологи говорят о совершенствовании мысли в слове.







Язык как средство человеческого общения
Мир полон чудес. Разве не чудо, что мы можем разговаривать с людьми, находящимися в другом городе, да при этом еще и видеть их? Или наблюдать с Земли за тем, что происходит в космическом корабле? Или смотреть спортивные игры, проходящие в другом полушарии? Да только ли это? Но среди различных чудес мы как-то не обращаем внимания на одно из самых удивительных — на наш родной язык.
Человеческий язык — удивительное, неповторимое чудо. Ну что бы мы, люди, стоили без языка? Просто невозможно представить нас безъязыкими. Ведь именно язык помог нам выделиться из жи¬вотных. Ученые поняли это давно. «Собраться рассеянным наро¬дам в общежития, созидать грады, строить храмы и корабли, опол¬чаться против неприятеля и другие нужные, союзных сил требую-щие дела производить, как бы возможно было, если бы они способа не имели сообщать свои мысли друг другу». Это написано М. В. Ло¬моносовым в середине XVII века в его «Кратком руководстве к красноречию». Две важнейшие особенности языка, точнее, две его функции указал здесь Ломоносов: функцию общения людей и функцию оформления мыслей.
Язык определяется как средство человеческого общения. Это одно из возможных определений языка представляет собой глав¬ное, ибо характеризует язык не с точки зрения его организации, структуры и т. д., а с точки зрения

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………...3
1. Язык как средство человеческого общения…………..........................................5
2. Роль языка…………………………………………………………………………9
3. Язык в действии - речь…………………………………………………………..11
Заключение…………………………………………………………………………..13
Список используемой литературы…………………………………………………14