Языческие верования славян

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2013 в 20:28, реферат

Описание работы

Цель данной работы - сформировать представление о принятии христианства на Руси и его историческом значение.
Для достижения поставленной цели выработаны следующие задачи:
выяснить языческие верования славян;
изучить Историческое значение принятия христианства на Руси.

Содержание работы

Введение.......................................................................................................3
Глава 1. Языческие верования славян.............................................................5
Глава 2. Историческое значение принятия христианства на Руси.................7
Заключение............................................................................................9
Список литературы...................................................................................10

Файлы: 1 файл

Реферат по истории.docx

— 26.95 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение.......................................................................................................3

Глава 1. Языческие верования славян.............................................................5

Глава 2. Историческое значение принятия христианства на Руси.................7

Заключение............................................................................................9

Список литературы...................................................................................10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

История Руси, предшествовавшая принятию христианства, известна нам далеко не достаточно и слабо изучена. Это связано, прежде всего, с тем, что наши первые летописцы писали не раньше XI века. А о событиях IX – X вв. за исключением немногих письменных греческих свитков, не имели других источников кроме устных народных преданий, за которыми нельзя признать несомненной достоверности, так как они подвергались вымыслам и изменениям. Таким образом, можно отметить, что только с приходом христианства русский народ получил прочные основы для создания государственной и гражданской жизни, основы, без которых и не было бы истории русского народа.

Большой интерес во всем мире к принятию христианства Киевской Русью обусловлен тем бесспорным историческим значением, которое оказало православие  на развитие русского государства и  его международные связи, тем  авторитетом, который приобрела  русская православная церковь.

О принятии Киевской Русью в 988г. христианства написано большое количество книг. Известно, что на Руси стали складываться христианские традиции. К христианству пришла и княжеская власть. Много лет государством правила княгиня Ольга, принявшая христианство в 957 году. Но в среде народа христианство долго не получало распространения.

Официально  крещение Руси связывают с именем князя Владимира Святославовича (в последствии получившим наименование Святого). В 988г. жителями  Киевской Руси было принято христианство.

Актуальность  данной темы состоит в том, что  христианизация Древней Руси не только проливает свет на далекое прошлое, но и высвечивает немало современных  проблем, непосредственно соотносимых  с оценкой религии в целом, ее роли в общественной жизни для  каждой конкретной исторической эпохи.

Цель  данной работы - сформировать представление  о принятии христианства на Руси и  его историческом значение.

Для достижения поставленной цели выработаны следующие  задачи:

    • выяснить языческие верования славян;
    • изучить Историческое значение принятия христианства на Руси.

Степенью  разработанности вопроса исследованиями занимались

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Языческие верования славян

Языческие верования наших предков вообще мало известны. Как и все арийцы, русские славяне поклонялись  силам видимой природы и почитали предков.

Племенные, языческие верования были, как  правило, основаны на непонимании воздействия  на человека каких-то малоприятных, неведомых  сил. Представления об этих силах  соотносились с родоплеменным бытом, с особенностями местности, со специфическими занятиями населения, Поэтому серьезные  изменения в быте ставили под  сомнение различные элементы верования, порождали религиозный кризис (так, поклонявшиеся духам гор племена  не могли сохранить своих представлений  о них, переселившись на равнину). Не удивительно, что наибольшую восприимчивость  к перемене религии показывала самая  активная часть общества: воины и  купцы. Крещение отдельных влиятельных  людей способствовало знакомству всего  населения с христианством. Часто  побуждением перехода в другую религию  была победа христианского народа над  язычниками.

Язычники  смотрели на жизнь человека с чисто  материальной стороны: при господстве физической силы человек слабый был существом самым несчастным, и отнять жизнь у такого человека считалось подвигом сострадания. Религия восточных славян поразительно сходна с первоначальной религией арийских племен: она состояла в поклонении физическим божествам, явлениям природы и душам усопших,  родовым домашним гениям.

Образование межплеменных этнических общностей  обычно сопровождалось серьезными изменениями  не только в политической жизни людей, но и в жизни духовной. Значительным событием в ранней истории большинства  европейских народов стало их приобщение к христианству.

Состоящая из различных северогерманских, славянских и финских элементов, древнерусская (восточнославянская) общность в конце I тыс. стала превращаться в народ, сплоченный не только политически, но и духовно, т. е. религиозно. Медленное распространение христианства среде варяжских и славянских дружинников началось в IX веке. Первоначально крещение принимали немногие воины, участвовавшие в набегах на Византию, и в торговли с христианами-греками.

Перемена  веры дружинников была делом вполне естественным: они много времени  проводили в походах, в чужеземных краях и в том числе и  в Византии, где видели прекрасные храмы, торжественные службы, сравнивали свои культы с христианской верой.

Стремительная деятельность Великого Князя Святослава (отца Владимира) по отношению к Руси не была невниманием к ее интересам, или неосознанным стремлением пренебречь ею. Наоборот - все было рассчитано на решение больших государственных задач. Важнейшая из них, состоявшая в обеспечении безопасности со стороны Хазарского каганата, была решена вполне успешно. Вторая задача - создание мирного торгового плацдарма на западном побережье Русского (Черного) моря (в содружестве с Болгарией) - выполнена не была, т. к. здесь Руси противостояли две значительные силы: Византия и печенеги.

Каждый  набег приводил к сожжению сел, уничтожению  полей, угону населения в рабство. Поэтому оборона от печенегов  была не только государственным, но и  общенародным делом, понятным и близким  всем слоям общества. И естественно, что князь, сумевший возглавить эту  оборону, должен, был стать народным героем, действия которого воспевались в былинах. Таким князем оказался побочный сын Святослава - Владимир.

Понять  превосходство христианства над  язычеством, и стать христианином князю Владимиру было тем легче, что он, по слову Митрополита Иллариона, обладал "добрым смыслом и острым умом" и имел возможность ознакомиться с христианством у себя в Киеве, где давно уже существовали христианские храмы и совершались богослужения на славянском языке.

 

Глава 2. Историческое значение принятия христианства на Руси.

Время Владимира  нельзя считать периодом гармонии власти и общества.

Историческое  значение этого времени заключалось  в следующем:

1) Приобщение  славяно-финского мира к ценностям  христианства.

2) Создание  условий для полнокровного сотрудничества  племен Восточно-европейской равнины  с другими христианскими племенами  и народностями.

3) Русь  была признана как христианское  государство, что определило более  высокий уровень отношений с  европейскими странами и народами.

Русская церковь, развивавшаяся в сотрудничестве с государством, стала силой объединяющей жителей разных земель в культурную и политическую общность.

Перенесение на русскую почву традиций монастырской жизни придало своеобразие славянской колонизации северных и восточных  славян Киевского государства. Миссионерская  деятельность на землях, населенных финоязычными и тюркскими племенами, не только вовлекла эти племена в орбиту христианской цивилизации, но и несколько смягчала болезненные процессы становления многонационального государства.

Для русского народа, сравнительно поздно вступившего  на путь исторического развития, принятие христианства означало приобщение к  многовековой и высокой культуре Византии, но необходимо четко отделять культуру (сложившуюся еще в языческий  период) от религиозной идеологии. Византия не тем превосходила древних славян, что была христианской страной, а  тем, что являлась наследницей античной Греции, сохраняя значительную часть  ее культурного богатства. В этом смысле христианство нельзя противопоставлять  язычеству, так как это только две формы, два различных по внешности  проявления одной и той же идеологии. Формально Русь стала христианской. Погасли погребальные костры, угасли огни Перуна, требовавшего себе жертв, но долго еще насыпали языческие  курганы, тайно молились Перуну и огню-Сварожичу, справляли буйные праздники родной старины. В конце XI в. киевский митрополит Иоан жаловался, что церковный обряд венчания соблюдается только боярами и князьями, а простые люди заключают браки по прежнему обычаю - "поимают жены своя с плясанием и гудением и плесканием" и некоторые "без срама" имеют две жены. Не будучи в силах достичь действительного и быстрого превращения новообращенных в христиан, греческие священники пошли на уступки прежней вере: они признали реальность существования всех славянских богов, приравняв их к бесам, признали святость традиционных мест и сроков старого культа, выстраивая храмы на местах прежних кумиров и капищ и назначая христианские праздники приблизительно на те же дни, к которым приурочивались ранее языческие. Язычество сливалось с христианством.

Новая русская  церковь стала новым и обильным источником доходов для ее духовной матери - константинопольской церкви и новым орудием эксплуатации в руках верхов киевского общества. За эти материальные выгоды можно  было заплатить приспособлением  христианской идеологии к язычеству  славян.

 Русская  церковь играла сложную и многогранную  роль в истории Руси. Несомненна  и ее роль в развитии русской  культуры, в приобщении к культурным  богатствам Византии, в распространении  посвящения и создании крупных  литературно-художественных ценностей. 

 Героическая  эпоха Владимира (княжил 980-1015 гг.) была воспета и церковным летописцем  и народом потому, что в главных  своих событиях она сливала  воедино феодальное начало с  народным, политика князя объективно  совпадала с общенародными интересами.

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Подводя итог всему вышесказанному, можно  сделать вывод, что принятие христианства Киевской Русью являлось реализацией  исторической закономерности. Весь ход  общественного развития Древнерусского государства диктовал необходимость  замены родоплеменного политеизма новой  религией, соответствующей духовным потребностям формирующейся феодальной системы.

Древнерусское государство крещением упрочило свои экономические, политические и  культурные связи, расширило дипломатические  контакты, сформировало новую социальную систему, являвшуюся большим шагом  вперед по сравнению с предшествующим этапом общественного развития.

Принятие  христианства способствовало расцвету материальной культуры. Через Византию Русь познакомилась с наследием античного мира.

Христианство  повлияло на нравы и мораль. Церковь  запрещала жертвоприношения, борясь с работорговлей, стремилась ограничить рабство. Общество впервые познакомилось  с понятием греха, отсутствующим  в языческом мировоззрении.

Христианство  укрепило княжескую власть. Церковь  внушала подданным необходимость  беспрекословного повиновения, а князьям  – сознание своей высокой ответственности.

Приняв  христианство, Русь перестала быть для европейцев варварской страной. Она стала равной среди равных европейских держав. Укрепление ее международного положения выразилось в многочисленных династических  браках.

Принятие  христианства способствовало сплочению  восточнославянских племен в единую древнерусскую народность. На смену  сознанию племенной общности пришло осознание всех русских вообще.

Русь  была признана как христианское государство, что определило более высокий  уровень отношений с европейскими странами и народами.

Русская церковь, развивавшаяся в сотрудничестве с государством, стала силой, объединяющей жителей разных земель в культурную и политическую общность. Таким образом, исследования причин, условий и особенностей принятия христианства Русью позволяет понять последующий ход истории и современный этап ее развития.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1. Введение  христианства на Руси. – М.: Мысль, 1987;

2. Рапов О.М.  Русская церковь в IX- первой трети XII в.: Принятие христианства. – М., 1988;

3. Русское православие: вехи  истории. – М., 1989;

4. С. М. Соловьев Сочинения  книга I, том 1, 1988 «Мысль».

 

 

 


Информация о работе Языческие верования славян