Языческая культура и ее традиции на Руси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2013 в 14:42, реферат

Описание работы

Культурное наследие России складывалось в процессе становления и развития национального самосознания, постоянно обогащалось собственным и мировым культурным опытом. Оно дало миру вершины художественных достижений, вошло неотъемлемой частью в мировую культуру. Тема язычества является одной из основополагающих в курсе культурологи: ее знание дает ключ к пониманию становления и развития специфических черт культуры русского народа.
Цель реферата: познакомиться с традициями язычества на Руси.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Особенности формирования Древнерусского государства
Глава 2. Язычество Древней Руси и ее роль в русской культуре
2.1 Понятие «язычество»
2.2 Славянская мифология как основа языческой веры
2.3 Язычество древних славян
- Традиции, обряды язычества.
- Духи языческой восточнославянской мифологии
- Погребальная обрядность древних славян
Языческие святилища, идолы, игрища
Глава 3. Язычество и христианство -«Двоеверие»
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

История.docx

— 58.47 Кб (Скачать файл)

Археологическое изучение разного  рода святилищ со временем может дать значительно более полную картину. Многое должна дать и этнография, без  данных которой ретроспективное  изучение славянского язычества  невозможно. В частности, этнография может полностью раскрыть весь годичный календарный цикл молений и обрядов, что так необходимо для понимания  религиозной сущности язычества.

Археология же по ряду счастливых обстоятельств может углубить на полторы тысячи лет этнографические  сведения и представить календарь  древнего славянина из Среднего Поднепровья с указанием сроков молений о дожде и важных языческих празднеств.

 

3. Язычество и христианство

Киевская Русь, являясь на протяжении двух столетий языческой державой нуждалась в религиозно-идеологическом подкреплении. В 980 году киевского князь Владимир Святославович с целью упорядочить традиционную языческую религию с ее локальными племенными культами и привести в соответствие ее с новым уровнем государственной жизни, предпринял религиозную реформу, не выходившую за пределы традиционного славянского язычества. «Повесть временных лет» упоминает попытку киевского князя Владимира Святославовича создать общегосударственный пантеон.

Языческие верования при  нем превратились в единую государственную  религию. Он стал княжить один в Киеве  и «поставил кумиры на холме за теремным дворцом». Как полагают исследователи, каждый из богов пантеона был главным  богом одного из восточнославянских племен.

«Пантеон Владимира» был  и ответом христианству, и утверждением княжеской власти и господства класса воинов-феодалов. Это был не случайный, подбор разноплеменных богов, а преднамеренно  и обосновано созданная теологическая  система, кое в чем сопоставимая с христианством, а в главном - резко от него отличная.

Однако пантеон Владимира  не получил всенародной поддержки, созданный искусственно на основании  фрагментарных мифологический представлений, культ был узкогрупповым, сословным  и не охватывали всю систему славянской мифологии.

Все вышесказанное свидетельствует  о том, что накануне крещения Руси древнерусское язычество находилось на достаточно высоком уровне развития. Идеологически оно вполне соответствовало  мировоззрению и укладу жизни  общества Древней Руси. Язычество  ко времени крещения не только не исчерпало  себя, но и обладало достаточно мощным потенциалом для дальнейшего  движения.

Крупнейшей политической силой средневекового мира в Х  веке становится христианство, которое  охватило три четверти Европы, Закавказье и значительную часть Ближнего Востока.

Сложившиеся общественные, политические и идейные особенности  развития образовавшегося молодого европейского государства Киевской Руси привели в 988 году к принятию христианской веры как общерусской  государственной религии. Принятие Русью при князе Владимире христианства было вызвано в основном политическими соображениями, а не религиозными. За несколько поколений вполне возможно заставить народ поклоняться другим богам, но изменить стиль мышления, который составляет основу духовной культуры народа - задача неизмеримо более сложная.

Христианство как мировая  религия победило, но греческие священники застали на Руси не только глухие медвежьи углы, но и большие города, где  сложилась своя культура, своя письменность, свой эпос, свое высокое военное  искусство. Христианство застало на Руси значительно развитую языческую  культуру со своей мифологией, пантеоном  главным божеств, жрецами, и, по всей вероятности, со своим языческим  летописанием.

Русь приняла крещение, и язычество начало свой долгий путь слияния с христианством. Христианство закономерно наслоилось на язычество, впитало отдельные языческие  традиции. В данном случае мы наблюдаем  не смену устаревшего языческого типа культуры возникающим новым - христианским, а наслаивание нового на сохраняющееся (может быть несколько трансформируемое) старое. В соответствии с новыми условиями создается своеобразная амальгама старых и новых форм, названная двоеверием.

Двоеверие - это система  религиозных представлений, в которых  языческие и христианские верования  пересекались, взаимодействовали и  проникали друг в друга. Двоеверием были охвачены даже образованные, просвещенные круги русского общества. Так, автор  «Слова о Полку Игореве», рассказывает, что его герой едет поклониться  храму Пресвятой Богородицы в  Киеве - в благодарность за чудесное избавление от плена; но одновременно упоминаются и древние языческие  боги, которые также покровительствуют  князю Игорю. Автор, являясь и  язычником и христианином одновременно, не воспринимает еще разницы между  теми и другими. Крестьянство, неразрывно связанное всей своей жизнью с природой, продолжало, как и в старые времена, обожествлять ее. В заговорах обращения к обожествленной природе причудливо смешивались с молитвами к Христу и святым: «Господу Богу помолимся, и святой Деве, и святому Николаю, и святой Пречистой… и тебя прошу, красное солнце, и тебя прошу, ясный месяц, и вас прошу, зори-зореницы…».

В народном сознании христианство постепенно переосмыслялось. Вбирая в  себя старые языческие представления, оно создавало новые мифы. Так, древний бог Велес, покровитель  скота, совместился с христианским святым Власием. Илью Пророка наделяли функциями Перуна, бога грома, создавали о нем легенды. Утратив свое первоначальное значение, пережитки языческих культур славянских земледельческих племен еще в конце 19 века гнездились в глухих углах нашей страны.

Христианство больше всего  воздействовало на официальный слой культуры, культура же народная испытывала это воздействие в меньшей  мере, а само влияние распространялось на нее гораздо медленнее. Заимствованные культурные достижения подвергались глубокой трансформации под воздействием местных традиций, творчески перерабатывались и становились достоянием самобытной древнерусской культуры.

Обращение к дохристианским языческим верованиям позволяет  вскрыть глубинные пласты культуры современных восточнославянских народов, некоторые особенности их менталитета, равно как и выявить мировоззренческие  основы представлений древних славян, являющиеся одной из базисных составляющих духовной культуры восточнославянских этносов.

Ее значение в истории  русской культуры определяется, прежде всего тем, что она во-первых, выступила в качестве духовной силы, объединившей многочисленные славянские племена; во-вторых, сумела сохранить и развить архетипы (первопринципы и первообразы) национальной культуры.

Многочисленные праздники, коляды, игрища, святки скрашивали быт  древнего славянина. Многие их этих обрядов  живы в народе и по сей день, особенно в северных областях России, именно там христианство приживалось дольше и труднее, на севере особенно сильны языческие традиции, что привлекает повышенное внимание со стороны этнографов.

Заключение

Язычество древней Руси - важный раздел русской культуры, без  которого невозможно понять ни народную культуру деревни и городского посада, ни сложную и многогранную культуру феодальных верхов того времени.

Подводя итог, можно сделать  вывод о том, что самобытная культура Древней Руси, развивавшаяся в  постоянных контактах с культурами других стран и народов, стала  важным компонентом культуры средневекового мира. Ещё до образования Киевского  государства славяне имели значительную историю и заметные достижения как в материальной, так и в духовной культуре.

Таким образом, дохристианская русская религия не была примитивным  идолопоклонничеством. Древнерусский  язычник, ожидавший опасности от всего мира, по которому дуют «злые  ветры», защищался не отдельными элементами мира, а системой мироздания, взятой не в статике, а в ее естественной, законоустановленной динамике.

Культура Киевской Руси вобрала  достижения восточнославянских племен, заимствовала опыт других народов, включая  Византию и кочевых народов, сформировав  собственную самобытную и самостоятельную  культуру. Центральное место в  культуре древних славян занимало язычество.

Большое значение имели самые  ранние формы: магия, фетишизм и, особенно, тотемизм. Наиболее почитаемыми у  славян тотемами среди птиц были сокол, орёл и петух, а среди животных -- конь и медведь.

Древняя Русь и после принятия христианства являла собой в мировоззренческом  отношении, и в практических действиях  языческое общество с формальным существованием в нем элементов  христианской веры и культа.

Анализ глубины народной памяти привел к важному выводу: эволюция религиозных представлений  являла собой не полную смену одних  форм другими, а наслаивание нового на старое.

Большинство языческих верований  и обычаев продолжали соблюдаться  без или с малым привнесением в них христианских норм и в XI, и в XII, и в XIII вв., а иногда и в более позднее время. Архаичные представления, возникшие на ранних стадиях развития, продолжали существовать, несмотря на то что рядом с ними уже образовались новые наслоения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

1. Белякова Г.С. Славянская  Мифология/ Г.С. Белякова// Просвещение. - 1995.

2. Бычков А.А. Энциклопедия языческих богов. Мифы древних славян. - М.: Вече, 2001. - 400 с.

3. Иванова Е. П. Славянские  племена / Е. П. Иванова // Славянские  племена. - 1993.

4. Кондаков И.В. Введение в историю русской культуры / И.В.Кондаков. - М.: Наука, 1997. - С.138.

5. Кривошеев Ю.В. Религия восточных славян накануне крещения Руси / Ю.В.Кривошеев - Л.: Высшая школа, 1988. - С.16.

6. Повесть временных лет / Перевод Д.С.Лихачева. - Петрозаводск: Карелия, 1991. - 648 с.

7. Сахаров А.М. Очерки русской культуры 9-17 вв. / А.М.Сахаров, А.В.Муравьев - М.: Просвещение, 1984. - 336 с.

8. Рыбаков Б. А. Язычество  древней Руси / Б. А. Рыбаков  // Наука. - 1988.

9. Фаминцын А.С. Божества  древних славян/ А.С. Фаминцын// Наука. - 1995.

10. Чмыхов Н.А. Истоки язычества Руси/ Н.А. Чмыхо// Наука и религия. - 1990.

 

 

 

 


Информация о работе Языческая культура и ее традиции на Руси