Ярослав Мудрый и Владимир Мономах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 18:54, реферат

Описание работы

Период княжения Ярослава Мудрого – это период наибольшего расцвета Киевской Руси. Можно сказать, что Ярослав уделял большое внимание организации внутренней жизни страны. В 1019 году Ярослав окончательно утвердился в Киеве. Можно по-разному относиться к его приходу к власти. Был ли он братоубийцей или сам стремился отомстить за смерть братьев, вопрос очень сложный. Однако кем бы он ни был, его последующее правление действительно стало временем расцвета Руси. Свое прозвище Мудрый своим правлением Ярослав, безусловно, заслужил.

Файлы: 1 файл

Ярослав Мудрый и Владимир Мономах.docx

— 24.06 Кб (Скачать файл)

Министерство  сельского хозяйства

Мичуринский государственный аграрный университет

Кафедра Истории  государственного управления и права 
 
 
 

Реферат на тему:

«Ярослав  Мудрый и Владимир Мономах» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                     Выполнил студент 23-у группы

Шульженко Артемий 

Мичуринск 2011 

Период княжения Ярослава Мудрого – это период наибольшего расцвета Киевской Руси. Можно сказать, что Ярослав уделял большое внимание организации внутренней жизни страны. В 1019 году Ярослав окончательно утвердился в Киеве. Можно по-разному относиться к его приходу к власти. Был ли он братоубийцей или сам стремился отомстить за смерть братьев, вопрос очень сложный. Однако кем бы он ни был, его последующее правление действительно стало временем расцвета Руси. Свое прозвище Мудрый своим правлением Ярослав, безусловно, заслужил.

1.      укрепление  государственного единства. Со смертью  Святополка спокойствие на Русь  не пришло. Еще один брат - Мстислав, правивший в далекой Тмутаракани,  не вмешивался в начавшуюся  междоусобицу, давая Святополку и Ярославу возможность самим разобраться друг с другом. Теперь же, когда победитель был известен, Мстислав напомнил о себе. Правда, он показал себя достаточно «скромным» братом. Не претендуя на Киев, он потребовал «лишь» половину государства с центром в Чернигове. С этого времени Чернигов становится вторым по значимости городом на Руси, после Киева. Между братьями вспыхнула война, апофеозом которой стала битва под городом Листвен в 1024 году. Мстислав одержал победу, и Ярославу пришлось согласиться с его условиями. Русь была разделена между братьями. После этих событий братья жили достаточно мирно, даже осуществляли совместные походы против соседей (об этом речь пойдет далее). Так продолжалось до 1036 года. В этом году умер Мстислав, не имея наследников, и Ярослав вновь стал единоличным правителем. Однако, умирая, Ярослав повторил поступок своих предков – разделил государство между сыновьями, заложив, тем самым, предпосылки для будущих междоусобиц. 

2.  Укрепление православия. Во время правления Ярослава был построен ряд церквей и храмов, из которых самый замечательный – храм Св. Софии в Киеве. Он был построен как аналог самому известному на тот момент православному храму в мире – храму Cв. Софии в Константинополе. К правлению Ярослава необходимо отнести и зарождение монашеской обители в пещерах над Днепром – будущей Печерской обители, современной Киево-Печерской лавры. Также было устроено первое на Руси книгохранилище (библиотека). При Ярославе Мудром появился и 1-й русский митрополит – Илларион (1051 г.). До этого времени все митрополиты на Руси были из числа приезжих греков (византийцев). 

3. Подавление восстания в Суздале (1024 г.). В тот год в Суздальской земле случился неурожай и начался голод. Тогда большинство местного населения, при подстрекательстве языческих волхвов, подняли восстание против зажиточного населения, обвинив их в колдовстве, что те «задерживают изобилие». Для волхвов это была попытка вернуть себе утраченные с принятием христианства позиции. Тем более что в этом регионе христианство было еще очень непрочным. Народ пошел по селам, истребляя местных богачей как колдунов. Восстание достигло таких размеров, что Ярославу пришлось самому прибыть для подавления мятежа. Восстание было подавленно, но что характерно – Ярослав карал не за веру, а за уголовное преступление. Однако после этого началось активное внедрение христианства в данном регионе (строились церкви, отправлялись в те земли проповедники и т. п.). 

4.  Активное градостроительство. При Ярославе Русь стала покрываться новыми городами, такими как Ярославль, Юрьев (Дерпт), Волок Ламский (будущий Волоколамск) и др. Шло активное строительство и в уже существующих городах, особенно в Киеве. Он вообще становится одним из крупнейших европейских городов того времени. Когда дочь Ярослава – Анна приехала в Париж, то он ей показался маленьким городишкой по сравнению с русской столицей. Чего только стоили знаменитые Золотые ворота, построенные в Киеве именно при Ярославе. 

5.  Начало создания летописного свода – «Повести временных лет». Летопись – запись событий по годам («летам»). Авторство первой русской летописи приписывают монаху Нестору. Видимо это не совсем верно. Летопись явно создавала целая группа монахов, Нестор же ее либо возглавлял, либо его имя просто единственное из дошедших до нас соавторов этой работы. Кстати, первоначальный вариант ПВЛ до нас не дошел, мы располагаем лишь ее поздними копиями. Это дает основание ряду историков вообще отрицать достоверность текста летописи. Однако, зная трепетное отношение тогдашнего человека к книжному слову, мы вряд ли имеем дело с позднейшей фальшивкой. Другое дело, что переписываемые копии несут на себе всевозможные описки и неточности, что естественно при переписывании текста вручную. Поэтому к этому источнику необходимо относиться осторожно, но не в коем случае не отказываться от его дальнейшего изучения. 

6.  Создание первого письменного сборника законов на Руси – «Русской Правды». Законы естественно были и раньше. Однако они не были записаны, были ориентированы на традицию, так называемое «устное право». С усложнением государственного управления появилась необходимость в законах письменных. Этот процесс был свойственен всей тогдашней Западное Европе, там появляются свои письменные своды законов («варварские правды»: «Салическая Правда» франков, «Саксонская Правда» и т. п.). К середине XI века дело дошло и до Руси. «Русская Правда» во многом отражала старые обычаи славян. Однако это не была простая фиксация норм «устного права». Во-первых, в новом законе был ограничен обычай кровной мести. Пока еще речь не идет об его отмене, настолько он укоренился в русском праве (как и в других «варварских» правах). Однако теперь кровная месть была ограниченна только кругом ближайших родственников. Уже сыновья и внуки Ярослава начали активную борьбу с этим обычаем. Во-вторых, «Русская Правда» не вводила за совершенные преступления жестокие меры наказания, ограничиваясь штрафами, которые назывались «виры». В-третьих, текст законов отражает существующее социальное расслоение в обществе, которое с усложнением государства, только прогрессировало. К примеру, «вира» за преступления против одних социальных слоев отличалась от «виры» за преступление против других слоев. Таким образом, на основе «Русской Правды» мы можем делать выводы о социально-экономическом развитии Руси в данный период. 
 
 
 

Владимир  Мономах

Владимир Мономах  в русской истории известен не только “собиратель земель русских”, но и как законодатель. При Мономахе на совете, призванном им и составленном из тысяцких – киевского, белгородского, переяславского – и людей своей дружины, поставлено было несколько статей, касающихся поддержания благосостояния людей. Было ограничено взимание произвольных процентов (риз) с граждан, кроме того, ростовщикам запрещалось снимать проценты более 3-х раз, а если ростовщик берет проценты в третий раз, то он теряет капитал. Кроме того, был установлен максимальный процент на ссуды (~33%). 

Из-за частых войн и  нашествия половцев, разорялись многие купцы и торговые предприятия. Вторые подвергали купца опасностям, от этого  и те, которые давали ему деньги, также находились в опасности  потерять свой капитал. От этого и  шли непомерно завышенные проценты. Некоторые торговые предприятия  брали товар на продажу, и расплачивались после реализации, с выплатой процентов. Но при такой системе нередки  случаи обмана. Владимир положил конец  мошенничествам, а так же ввел прообраз процедуры банкротства, где имущество  обанкротившегося человека продавали  с аукциона, а вырученные деньги распределялись между кредиторами  следующим образом: преимущество имели  иностранцы, за ним следовали князья, а потом получали деньги остальные  заимодавцы.

По некоторым данным ко времени Мономаха можно отнести  постановление о наследстве. По тогдашнему обычному русскому праву, все сыновья  наследовали поровну, а дочери получали приданое при замужестве. Каждому, однако, предоставлялось  распорядиться  своим имуществом по завещанию. В  правах наследства бояр и дружинников  существовала и в правах смердов  существовала та разница, что наследство бояр и дружинников ни в каком случае не переходило к князю, а наследство смерда (простого земледельца) доставалось князю, если тот умирал бездетным. Имение жены оставалось неприкосновенным для мужа. Если вдова не выходила замуж, то оставалась полной хозяйкой в доме покойного мужа, и дети не могли ее выгнать.

Кроме того, для всех законов замужняя женщина уравнивалась юридическими правами с мужчиной, т.е. несла точно такую же ответственность  перед судом.

Местом суда в  древности были: княжеский двор и  торг, и это означает, что суд  был княжеский, но был суд и  народный – вечевой. Доказательством  на суде служили: показания свидетелей, присяга, а так же испытания водой  и железом (точно не известно, когда  это было введено).

Эпоха Владимира  Мономаха была временем расцвета состояния  литературной и художественной деятельности на Руси. В Киеве воздвигались новые  каменные церкви, украшенные живописью: при Святоволке был построен в Киеве Михайловский Золотоверхий монастырь, а близ Киева – Выдубицкий монастырь, кроме этого Владимир перед смертью построил прекрасную церковь на Альте, на месте гибели Бориса.

Владимир  Мономах  был не только активным политическим и военным деятелем, организатором  совместных походов русских князей на половцев, но и одним из авторитетнейших  русских князей, словом и делом отстаивавшим свои убеждения и взгляды на государственное устройство Руси и междукняжеские отношения.

Владимир Мономах  княжил в Ростове, возможно— в Смоленске, затем в Чернигове, Переяславле Южном, а в 1113 г., после смерти киевского князя Святополка Изяславовича, был приглашен напуганными вспыхнувшим в городе восстанием киевлянами на великокняжеский стол. На киевском княжении Владимир Мономах оставался до смерти в 1125 г. По словам летописца, слава о нем распространилась по всем странам, но особенно его страшились половцы. 

 

Список литературы.

1.Устрялов Н.Г.  Русская история до 1855.

 Петрозаводск.1997г.

2.Владимир Мономах.  Романы. М.: 1994г.

3.Исторический календарь.  ИКФ “Сталкер”. 1996г.

4.Руднев В.А. Слово  о князе Владимире. М.:1989г.

Информация о работе Ярослав Мудрый и Владимир Мономах