Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 22:43, курсовая работа
Цель данной работы: изучить развитие и значение ярмарок в истории Российского предпринимательства.
Задачи:
1) Дать характеристику ярмарке, как особой форме торговли, и рассмотреть классификацию ярмарок.
2) Выявить этапы развития ярмарочной торговли в России.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….4
1. ЯРМАРКИ И ИХ ЗНАЧЕНИЕ…………………………………………………..5
1.1.Этапы зарождения ярмарок…………………………………………………….5
1.2.Ярмарка, как особая форма торговли………… …………………………...8
1.3.Ярмарки в России и СССР……………………………………………………...9
2.МАКАРЬЕВСКАЯ ЯРМАРКА………………………………………………….11
2.1.Перенос ярмарки…………………………………………………….................12
2.2.Расцвет………………………………………………………………………….14
2.3.Товары…………………………………………………………………………..17
2.4.Культура………………………………………………………………………...18
2.5.Упадок…………………………………………………………………………..19
2.6.Советский период………………………………………………………………20
2.7.Начало подъёма………………………………………………………………...20
2.8.Современная ярмарка………………………………………………………….21
3.ИРБИТСКАЯ ЯРМАРКА……………………………………………………….23
3.1.Значение Ирбитской ярмарки………………………………………………...23
3.2.Торговля………………………………………………………………………..24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………....26
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Федеральное агентство по образованию Российской Федерации
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Южно-Уральский
Факультет «Коммерция»
Кафедра «Экономика торговли»
Ярмарка, как особая форма торговли
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К КУРСОВОЙ РАБОТЕ
по дисциплине «История предпринимательства»
ЮУрГУ–080502.2009.331.ПЗ КР
Нормоконтролер, ст. преподаватель Руководитель, ст. преподаватель
________________Е.Д. Конькова ______________Е.Д. Конькова
______________________2009 г. ____________________2009 г.
Автор работы
Студент группы К-181
____________О.И. Перминова
______________________2009 г.
Работа защищена
с оценкой (прописью, цифрой)
_______________________
______________________2009 г.
Челябинск 2009
АННОТАЦИЯ
Перминова О. И. Ярмарка, как особая форма торговли. – Челябинск: ЮУрГУ, Ком -181, 30 л., библиогр. Список – 10 наименований, 3 приложения.
В работе рассмотрено значение ярмарки, как особой формы торговли, также какими ярмарки были в России и СССР.
Подробно рассказано, какое количество было ярмарок в различные периоды, их значение и годы существования.
Работа содержит два примера из истории крупнейших ярмарок, существовавших в России.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
1. ЯРМАРКИ И ИХ ЗНАЧЕНИЕ………………………
1.1.Этапы зарождения ярмарок……
1.2.Ярмарка, как особая форма торговли………… …………………………...8
1.3.Ярмарки в России и СССР……………………………………………………...9
2.МАКАРЬЕВСКАЯ ЯРМАРКА………………………………………………….11
2.1.Перенос ярмарки……………………………………………………...
2.2.Расцвет…………………………………………………
2.3.Товары……………………………………………………
2.4.Культура………………………………………………
2.5.Упадок……………………………………………………
2.6.Советский период………………………………………………………………
2.7.Начало подъёма……………………………………………………………
2.8.Современная ярмарка………………………………………………………….
3.ИРБИТСКАЯ ЯРМАРКА……………………………………………………….
3.1.Значение Ирбитской ярмарки………………………………………………...23
3.2.Торговля………………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………………....27
ПРИЛОЖЕНИЯ
ПРИЛОЖЕНИЕ А. Рисунок, «Макарьевская ярмарка»………………………..28
ПРИЛОЖЕНИЕ Б. Рисунок, «Ирбитская ярмарка»……………………………29
ПРИЛОЖЕНИЕ В.Отрывок А. С. Пушкина……………………………………30
ВВЕДЕНИЕ
В наше время до сих пор остаётся актуальным проводить ярмарки. Каждое предприятие стремится участвовать в какой-либо выставочной ярмарке. На ярмарках можно проводить конференции, выставки и конгрессы. В комплекс ярмарок также могут входить: рестораны, кафе, казино, а также торговый Пассаж.
Цель данной работы: изучить развитие и значение ярмарок в истории Российского предпринимательства.
Задачи:
Для данной работы были использованы источники:
1.ЯРМАРКИ И ИХ ЗНАЧЕНИЕ
1.1.Этапы зарождения ярмарок
Ярмарки
возникли в Европе в раннее средневековье
в условиях господства натурального
хозяйства и экономической
Необходимость
регулирования ярмарочной
Ярмарки сыграли важную роль в развитии средневековой торговли, денежного обращения, денежного рынка и кредита. На них располагались конторы менял, производивших ссудные и кредитные операции. В связи с оптовым характером ярмарочной торговли, неудобством и опасностью перевозки больших сумм денег, заинтересованностью купцов в торговом кредите на Ярмарках всё чаще производились безналичные торговые операции, возникли денежные заёмные и доверенные письма, постепенно превратившиеся в векселя.
В период
становления капитализма
Для современной Ярмарки характерна тенденция к переходу от общих универсальных Ярмарок к отраслевым, чаще всего техническим, и Ярмарок товаров широкого потребления с использованием разнообразных технических средств для демонстрации экспонатов и с проведением научно-технических конгрессов и симпозиумов. Так, лейпцигская Ярмарка в 1969 была реорганизована из универсальной в многоотраслевую и стала не только местом встреч деловых кругов, но и крупнейшим международным центром научно-технической и экономической информации.
Основные направления деятельности международных Ярмарок регламентируются Союзом международных ярмарок (СМЯ), созданным в 1925 (Париж) с целью более эффективной организации работы международных Ярмарок (выставочных мероприятий) и дальнейшего развития межгосударственного товарообмена. СМЯ объединяла (1974) 94 члена. Среднегодовое количество посетителей на международной Ярмарке СМЯ превышает 50 млн. человек.
Значительной являлась сеть областных ярмарок, связывающих местные рынки со всероссийскими ярмарками. Городские ярмарки были трех типов: местные, межгородские, районные и областные с лавочным и базарным торгом. Иностранцы обращали внимание на то, что чем ценнее товар находился у русского купца, тем скромнее имела внешний вид его лавка, а ее хозяин не зазывал к себе покупателей. Другое дело торговцы мелких, наиболее ходовых товаров. Внешним видом лавки и своим поведением они привлекали внимание покупателей. На ярмарках того времени в большом количестве находились торговые заведения-харчевни, кабаки для простого люда и трактиры для купцов, порядочных людей. Здесь же для покупателей организовывались увеселения, зрелища, игры. Как известно, на Макарьевской ярмарке был даже театр.
1.3.Ярмарки в России и СССР
В дореволюционной России Ярмарки обычно приурочивались к церковным праздникам. Наиболее древняя Ярмарка — Арская (близ Казани) известна с середины 13 в. В связи с грабежами русских купцов татарами Василий III запретил поездки на эту Ярмарку и основал в Васильсурске в 1524 новую Ярмарку, которая позднее была переведена к Желтоводскому (Макарьеву) монастырю (см. Макарьевская ярмарка). С развитием торговых связей и образованием русского централизованного государства число Ярмарок и их обороты увеличиваются. Ярмарки были центрами складывания всероссийского рынка. Продолжительность их была различной (от 1 дня до нескольких месяцев). Главные предметы торговли — с.-х. продукты, скот, лошади, кустарные и промышленные изделия, пушнина, кожи и т. д. В 1865 в России действовало 6,5 тыс. Ярмарок, из них 35 с оборотом свыше 1 млн. руб. Сложились 2 группы крупнейших Ярмарок — уральская (Ирбит, Мензелинск и др.) и украинская (Харьков, Полтава, Ровно и др.). С началом широкого ж.-д. строительства во 2-й половине 19 в. значение Ярмарки во внутренней торговле России начинает падать, их товарообороты уменьшаются. Коренная Ярмарка в Курске с товарооборотом свыше 22 млн. руб. в 1834, в 1911 имела оборот только 800 тыс. руб. Но в целом по России число Ярмарок росло. В 1911 действовало 16 тыс. Ярмарок с общим оборотом 1 млрд. руб. Около 87% их составляли мелкие Ярмарки, устраиваемые в сёлах в дни церковных праздников. Крупных Ярмарок с оборотом свыше 1 млн. руб. было 23. На первом месте по величине оборота стояла Нижегородская ярмарка, 2-й была Ирбитская, 3-й — Меновническая близ Оренбурга. Большое значение особенно в 19 в. имели украинские Ярмарки, среди которых выделялись харьковские — Крещенская, Троицкая, Успенская и Покровская, продолжавшиеся 3—4 недели. В 1834 их общий оборот достигал более 22 млн. руб., в 1913 — около 36 млн. руб. На Севере крупной Ярмаркой была Маргаритинская в Архангельске с оборотом около 2 млн. руб. в 1911. Существовали также специальные конные, скотские, лесные Ярмарки.
Особый характер имела киевская Контрактовая Ярмарка, возникшая в начале 19 в. На ней заключались сделки (контракты) на оптовую куплю и продажу сахара, хлеба, металлов, угля и т. п. Существовало специальное ярмарочное законодательство, для руководства торговлей на крупных Ярмарках
создавались ярмарочные комитеты. С началом 1-й мировой войны 1914—18 число Ярмарок сократилось, уменьшился их товарооборот.
В годы Гражданской войны 1918—20 в условиях «военного коммунизма» (См. Военный коммунизм) Ярмарки в Советской России не проводились. С переходом к новой экономической политике (См. Экономическая политика) Ярмарки начинают возрождаться. К 1927 в РСФСР было около 7,5 тыс. Ярмарки, в УССР — 15,2 тыс., в БССР — 417. Они делились на всесоюзные, республиканские, областные и местные. К всесоюзным относились Нижегородская и Бакинская Ярмарки. Основной оборот Нижегородской Ярмарки составляли продажа по образцам и контрактовые сделки. Бакинская Ярмарка играла большую роль в торговле со странами Востока. Продажа за наличные на этих Ярмарках не превышала 1/3 оборота. В начале 1930-х Ярмарки в СССР были упразднены. В послевоенный период они были восстановлены как одна из форм государственной и кооперативной торговли. С 1958 периодически устраиваются межрайонные и межреспубликанские Ярмарки с оптовой продажей и заключением торговых сделок по образцам. СССР широко участвует в работе международных Ярмарках.