Ярмарка, как особая форма торговли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 22:43, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы: изучить развитие и значение ярмарок в истории Российского предпринимательства.
Задачи:
1) Дать характеристику ярмарке, как особой форме торговли, и рассмотреть классификацию ярмарок.
2) Выявить этапы развития ярмарочной торговли в России.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….4
1. ЯРМАРКИ И ИХ ЗНАЧЕНИЕ…………………………………………………..5
1.1.Этапы зарождения ярмарок…………………………………………………….5
1.2.Ярмарка, как особая форма торговли………… …………………………...8
1.3.Ярмарки в России и СССР……………………………………………………...9
2.МАКАРЬЕВСКАЯ ЯРМАРКА………………………………………………….11
2.1.Перенос ярмарки…………………………………………………….................12
2.2.Расцвет………………………………………………………………………….14
2.3.Товары…………………………………………………………………………..17
2.4.Культура………………………………………………………………………...18
2.5.Упадок…………………………………………………………………………..19
2.6.Советский период………………………………………………………………20
2.7.Начало подъёма………………………………………………………………...20
2.8.Современная ярмарка………………………………………………………….21
3.ИРБИТСКАЯ ЯРМАРКА……………………………………………………….23
3.1.Значение Ирбитской ярмарки………………………………………………...23
3.2.Торговля………………………………………………………………………..24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………....26
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ. Перминовой.О.И. Ком-181.docx

— 228.93 Кб (Скачать файл)

Федеральное агентство по образованию Российской Федерации

Государственное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования

«Южно-Уральский государственный  университет»

Факультет «Коммерция»

Кафедра «Экономика торговли»

 

 

 

 

 

Ярмарка, как особая форма торговли

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К  КУРСОВОЙ РАБОТЕ

по дисциплине «История предпринимательства»

ЮУрГУ–080502.2009.331.ПЗ КР

 

 

 

 

Нормоконтролер, ст. преподаватель   Руководитель, ст. преподаватель

________________Е.Д. Конькова   ______________Е.Д. Конькова

______________________2009 г.    ____________________2009 г.

 

 

 

 

Автор работы

Студент группы К-181

____________О.И. Перминова

______________________2009 г.

 

Работа защищена

с оценкой (прописью, цифрой)

_______________________

______________________2009 г.

 

 

 

Челябинск 2009

АННОТАЦИЯ

 

Перминова О. И. Ярмарка, как особая форма торговли. – Челябинск: ЮУрГУ, Ком -181, 30 л., библиогр. Список – 10 наименований, 3 приложения.

 

 

В работе рассмотрено значение ярмарки, как  особой формы торговли, также какими ярмарки были в России и СССР.

Подробно  рассказано, какое количество было ярмарок в различные периоды, их значение и годы существования.

Работа  содержит два примера из истории крупнейших ярмарок, существовавших в России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….4

1. ЯРМАРКИ И ИХ ЗНАЧЕНИЕ…………………………………………………..5

1.1.Этапы зарождения ярмарок…………………………………………………….5

1.2.Ярмарка, как особая форма торговли………… …………………………...8

1.3.Ярмарки в России и СССР……………………………………………………...9

2.МАКАРЬЕВСКАЯ ЯРМАРКА………………………………………………….11

2.1.Перенос ярмарки…………………………………………………….................12

2.2.Расцвет………………………………………………………………………….14

2.3.Товары…………………………………………………………………………..17

2.4.Культура………………………………………………………………………...18

2.5.Упадок…………………………………………………………………………..19

2.6.Советский период………………………………………………………………20

2.7.Начало подъёма………………………………………………………………...20

2.8.Современная ярмарка………………………………………………………….21

3.ИРБИТСКАЯ ЯРМАРКА……………………………………………………….23

3.1.Значение Ирбитской ярмарки………………………………………………...23

3.2.Торговля………………………………………………………………………..24

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………....26

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………………....27

ПРИЛОЖЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЕ А. Рисунок, «Макарьевская ярмарка»………………………..28

ПРИЛОЖЕНИЕ Б. Рисунок, «Ирбитская ярмарка»……………………………29

ПРИЛОЖЕНИЕ В.Отрывок А. С. Пушкина……………………………………30

ВВЕДЕНИЕ

В наше время  до сих пор остаётся актуальным проводить  ярмарки. Каждое предприятие стремится  участвовать в какой-либо  выставочной  ярмарке. На ярмарках можно проводить  конференции, выставки и конгрессы. В комплекс ярмарок также могут  входить: рестораны, кафе, казино, а  также торговый Пассаж.

Цель  данной работы: изучить развитие и  значение ярмарок в истории Российского  предпринимательства.

Задачи:

  1. Дать характеристику ярмарке, как особой форме торговли, и рассмотреть классификацию ярмарок.
  2. Выявить этапы развития ярмарочной торговли в России.
  3. Изучить особенности функционирования Макарьевской ярмарки.
  4. Рассмотреть Ирбитскую ярмарку, как пример одной из крупнейших в России.

Для данной работы были использованы источники:      

  1. С различных сайтов интернета
  2. Из «Российской газеты» от 22 марта 2006 г.
  3. Из словарей.

 

 

                                 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.ЯРМАРКИ И ИХ ЗНАЧЕНИЕ 

1.1.Этапы  зарождения ярмарок

Ярмарки возникли в Европе в раннее средневековье  в условиях господства натурального хозяйства и экономической разобщённости, когда торговля носила непостоянный, эпизодический характер и обслуживала  преимущественно состоятельные  слои общества, снабжая их главным  образом редкими и дорогостоящими привозными товарами. Узость рынка  и небезопасность торговых путей  побуждали купцов объединяться в  караваны для совместной торговли, концентрируясь в специально избранных  и хорошо защищенных пунктах (у стен замка или монастыря и т. п.), где собирались значительные массы  людей: на пересечении торговых путей  и в местах, где проходили народные собрания, большие церковные праздники  и другие публичные события. В  раннее средневековье, особенно там, где  ещё не сложились города как центры ремесла и торговли, Ярмарки играли существенную роль как единственные крупные пункты сосредоточения обмена. Значение Ярмарки возросло в 10—11 вв. с возникновением и развитием  городов, ростом городского ремесленного производства, зарождением внутреннего  рынка и усилением международных  торговых связей, развитием сухопутных путей и средств сообщения. Наряду с крупными Ярмарками — центрами оптовой торговли, где всё большее  место занимали т. н. тяжёлые товары (хлеб, вино, руда и металлы, соль, сукно), существовали областные (региональные) и мелкие местные Ярмарки, где  сбывалась сезонная продукция (в  некоторых случаях эти формы  совмещались).        

 Необходимость  регулирования ярмарочной торговли  привела к возникновению особого  ярмарочного права. Ярмарки давали  владельцу территории, на которой  они располагались, большие доходы (в виде торговых пошлин и  поборов). Поэтому право устраивать  или разрешать Ярмарки стало  одной из важных феодальных  привилегий. Её получали (обычно  от короля) отдельные города, духовные  или светские сеньоры. Нередко  Ярмарки имели определённую специализацию.  Так, итальянские Ярмарки славились  дорогими тканями и восточными  товарами, французские — вином  и сукном, английские — шерстью, грубым сукном, свинцом, оловом, углем, южногерманские — вином, датские — сельдью, шведские — железом и медью. Крупнейшие Ярмарки были центрами международной торговли. В 13 — середине 14 вв. такими Ярмарками, где сосредоточивались торговля и денежные операции Европы, стали шампанские Ярмарки. К середине 14 в. большую известность приобрели Ярмарки в Северной Франции и Нидерландах. В конце 14—15 вв. крупнейшим ярмарочным и складским центром стал Брюгге (Фландрия). В начале 15 в. общеевропейское значение получили Ярмарки Женевы (первое упоминание — 1262), в 15—16 вв. — Ярмарки в Лионе (куда из Женевы переместился центр европейского денежного рынка; устраивались с 1420, пользовались покровительством французского короля). В 16 в. международным ярмарочным и кредитным центром (особенно для южно-европейских стран) стал Йен. г. Медина-дель-Кампо, начали проводиться Ярмарки в Антверпене. В 18 в. международное значение приобретают известные ещё с 13 в. Ярмарки в Лейпциге.         

 Ярмарки  сыграли важную роль в развитии средневековой торговли, денежного обращения, денежного рынка и кредита. На них располагались конторы менял, производивших ссудные и кредитные операции. В связи с оптовым характером ярмарочной торговли, неудобством и опасностью перевозки больших сумм денег, заинтересованностью купцов в торговом кредите на Ярмарках всё чаще производились безналичные торговые операции, возникли денежные заёмные и доверенные письма, постепенно превратившиеся в векселя.         

 В период  становления капитализма ярмарочная  торговля потеряла прежнее значение. Непосредственный сбыт товара  сменился продажей по образцам, а затем и по стандартам. В 19 в. крупные оптовые Ярмарки превратились в выставки товарных образцов, где торговля производилась, как на товарной бирже (см. Выставки). Наибольшую известность в Западной Европе в 19 — начале 20 вв. приобрели международные лейпцигские Ярмарки (весенняя и осенняя), на которых большое место занимала продажа мехов и пушнины. С развитием оптовой торговли и расширением регулярной торг. сети ярмарочная торговля сократилась. Сохранились сезонные распродажи (для закупки местных, главным образом с.-х., товаров) и местные регулярные торжки. Крупные региональные Ярмарки почти исчезли. После 2-й мировой войны 1939—45 получили развитие международные Ярмарки, представляющие собой выставочные мероприятия коммерческого характера, где наряду с демонстрацией образцов товаров заключаются торговые сделки в национальном и международном масштабе. По своему характеру и целям они практически не отличаются от регулярных коммерческих выставок и салонов. Различают Ярмарки  универсальные (Ярмарки в Пловдиве — Болгария, в Измире — Турция), многоотраслевые (Ярмарки в Познани — Польша и Париже — Франция), специализированные (Ярмарки спорттоваров в Мюнхене — ФРГ, Ярмарки транспортного оборудования в Базеле — Швейцария).        

 Для современной  Ярмарки характерна тенденция к переходу от общих универсальных Ярмарок к отраслевым, чаще всего техническим, и Ярмарок товаров широкого потребления с использованием разнообразных технических средств для демонстрации экспонатов и с проведением научно-технических конгрессов и симпозиумов. Так, лейпцигская Ярмарка в 1969 была реорганизована из универсальной в многоотраслевую и стала не только местом встреч деловых кругов, но и крупнейшим международным центром научно-технической и экономической информации.        

 Основные  направления деятельности международных Ярмарок регламентируются Союзом международных ярмарок (СМЯ), созданным в 1925 (Париж) с целью более эффективной организации работы международных Ярмарок (выставочных мероприятий) и дальнейшего развития межгосударственного товарообмена. СМЯ объединяла (1974) 94 члена. Среднегодовое количество посетителей на международной Ярмарке СМЯ превышает 50 млн. человек.        

 

1.2.Ярмарка, как особая форма торговли 

Ярмарки - Регулярные торжища  широкого значения: рынок, регулярно, периодически организуемый в традиционно определённом месте; сезонная распродажа товаров  одного или многих видов.

Как особая форма торговли в XVIII в. существовала ярмарка, достигшая наивысшего развития в его последней четверти. Если в 1750 г. в России функционировало 244 городских и 383 сельских ярмарки (всего 627), то в 1780 г. их численность возросла до 864 городских и 3180 сельских (всего 4044). Такая форма массовой торговли, в которой главной фигурой являлся купец, была обусловлена не только особенностями российского феодализма с его хозяйственной замкнутостью, но и большой протяженностью территории, слабым развитием путей сообщения, низкой плотностью населения империи. Среди крупнейших оптовых ярмарок России, которых насчитывалось около 25, по своим масштабам выделялись две: Макарьевская и Ирбитская (в Сибири). Во второй половине XVIII в. Макарьевская ярмарка стала главным торгом страны, привлекая купцов со всех концов державы и иностранных купцов. Ирбитская же ярмарка в то время представляла собой крупнейший центр торговли Европейской России с Сибирью. Поскольку крупнейшие российские ярмарки проводились в разное время, то купцы после окончания одной ярмарки успевали на другую.

Значительной являлась сеть областных  ярмарок, связывающих местные рынки со всероссийскими ярмарками. Городские ярмарки были трех типов: местные, межгородские, районные и областные с лавочным и базарным торгом. Иностранцы обращали внимание на то, что чем ценнее товар находился у русского купца, тем скромнее имела внешний вид его лавка, а ее хозяин не зазывал к себе покупателей. Другое дело торговцы мелких, наиболее ходовых товаров. Внешним видом лавки и своим поведением они привлекали внимание покупателей. На ярмарках того времени в большом количестве находились торговые заведения-харчевни, кабаки для простого люда и трактиры для купцов, порядочных людей. Здесь же для покупателей организовывались увеселения, зрелища, игры. Как известно, на Макарьевской ярмарке был даже театр.

1.3.Ярмарки в России и СССР

В дореволюционной  России Ярмарки обычно приурочивались к церковным праздникам. Наиболее древняя Ярмарка — Арская (близ Казани) известна с середины 13 в. В связи с грабежами русских купцов татарами Василий III запретил поездки на эту Ярмарку и основал в Васильсурске в 1524 новую Ярмарку, которая позднее была переведена к Желтоводскому (Макарьеву) монастырю (см. Макарьевская ярмарка). С развитием торговых связей и образованием русского централизованного государства число Ярмарок и их обороты увеличиваются. Ярмарки были центрами складывания всероссийского рынка. Продолжительность их была различной (от 1 дня до нескольких месяцев). Главные предметы торговли — с.-х. продукты, скот, лошади, кустарные и промышленные изделия, пушнина, кожи и т. д. В 1865 в России действовало 6,5 тыс. Ярмарок, из них 35 с оборотом свыше 1 млн. руб. Сложились 2 группы крупнейших Ярмарок — уральская (Ирбит, Мензелинск и др.) и украинская (Харьков, Полтава, Ровно и др.). С началом широкого ж.-д. строительства во 2-й половине 19 в. значение Ярмарки во внутренней торговле России начинает падать, их товарообороты уменьшаются. Коренная Ярмарка в Курске с товарооборотом свыше 22 млн. руб. в 1834, в 1911 имела оборот только 800 тыс. руб. Но в целом по России число Ярмарок росло. В 1911 действовало 16 тыс. Ярмарок с общим оборотом 1 млрд. руб. Около 87% их составляли мелкие Ярмарки, устраиваемые в сёлах в дни церковных праздников. Крупных Ярмарок с оборотом свыше 1 млн. руб. было 23. На первом месте по величине оборота стояла Нижегородская ярмарка, 2-й была Ирбитская, 3-й — Меновническая близ Оренбурга. Большое значение особенно в 19 в. имели украинские Ярмарки, среди которых выделялись харьковские — Крещенская, Троицкая, Успенская и Покровская, продолжавшиеся 3—4 недели. В 1834 их общий оборот достигал более 22 млн. руб., в 1913 — около 36 млн. руб. На Севере крупной Ярмаркой была Маргаритинская в Архангельске с оборотом около 2 млн. руб. в 1911. Существовали также специальные конные, скотские, лесные Ярмарки.

 Особый характер имела киевская Контрактовая Ярмарка, возникшая в начале 19 в. На ней заключались сделки (контракты) на оптовую куплю и продажу сахара, хлеба, металлов, угля и т. п. Существовало специальное ярмарочное законодательство, для руководства торговлей на крупных Ярмарках

 создавались  ярмарочные комитеты. С началом  1-й мировой войны 1914—18 число Ярмарок сократилось, уменьшился их товарооборот.      

В годы Гражданской  войны 1918—20 в условиях «военного  коммунизма» (См. Военный коммунизм) Ярмарки в Советской России не проводились. С переходом к новой экономической политике (См. Экономическая политика) Ярмарки начинают возрождаться. К 1927 в РСФСР было около 7,5 тыс. Ярмарки, в УССР — 15,2 тыс., в БССР — 417. Они делились на всесоюзные, республиканские, областные и местные. К всесоюзным относились Нижегородская и Бакинская Ярмарки. Основной оборот Нижегородской Ярмарки составляли продажа по образцам и контрактовые сделки. Бакинская Ярмарка играла большую роль в торговле со странами Востока. Продажа за наличные на этих Ярмарках не превышала 1/3 оборота. В начале 1930-х Ярмарки в СССР были упразднены. В послевоенный период они были восстановлены как одна из форм государственной и кооперативной торговли. С 1958 периодически устраиваются межрайонные и межреспубликанские Ярмарки с оптовой продажей и заключением торговых сделок по образцам. СССР широко участвует в работе международных Ярмарках.

Информация о работе Ярмарка, как особая форма торговли