Японский дизайн: традиционная и актуальная проектная культура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2013 в 17:55, реферат

Описание работы

Художественная культура Японии развивалась в течение многих веков. Японский народ создал многоликий и необычный мир художественных образов и форм, в котором воплотилась история его жизни, бытовой уклад, верования и суждения о прекрасном. Одной из наиболее характерных особенностей японской культуры стала широкая ассоциативность, легшая в основу ее образной системы. Поэтичность мышления японцев проявилась в многозначности содержания созданных ими художественных предметов, отражающих представления о природе и мироздании.

Содержание работы

Вступление.
Основная часть.
История дизайна в Японии.
Японские принципы организации
предметно-пространственной среды.
Черты мифологического мышления.
Японские принципы организации предметно-пространственной среды.

Феномен японского дизайна.
Традиции и новаторские технологии в японском дизайне.
Заключение.
Список литературы.

Файлы: 1 файл

Японский дизайн. Традиционная и актуальная проектная культура..docx

— 985.32 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки РФ

 

Костромской Государственный  Университет им. Н.А. Некрасова

 

 

 

 

 

Реферат

 по дисциплине «Основы  машиноведения»

на тему:

«Японский дизайн: традиционная и актуальная проектная культура»

 

 

 

 

Выполнил:

Сучкова Ольга

Куприянова Светлана

 

Проверил:

Смирнова Ирина Львовна

 

 

 

 

 

г. Кострома, 2013

 

Содержание.

  1. Вступление.
  2. Основная часть.
    1. История дизайна в Японии.
    2. Японские принципы организации

предметно-пространственной среды.

      1. Черты мифологического мышления.
      2. Японские принципы организации предметно-пространственной среды.

 

    1. Феномен японского дизайна.
    2. Традиции и новаторские технологии в японском дизайне.
  1. Заключение.
  1. Список литературы.

 

 

    1. Вступление.

Художественная  культура Японии развивалась в течение многих веков. Японский народ создал многоликий и необычный мир художественных образов и форм, в котором воплотилась история его жизни, бытовой уклад, верования и суждения о прекрасном. Одной из наиболее характерных особенностей японской культуры стала широкая ассоциативность, легшая в основу ее образной системы. Поэтичность мышления японцев проявилась в многозначности содержания созданных ими художественных предметов, отражающих представления о природе и мироздании.

Известно, что историческую судьбу каждого народа в значительной мере определяют географическое положение, природные и климатические условия. Островное положение Японии привело  к относительной изолированности  японского этноса и сохранению вплоть до современности его однородности. Восхищение красотой необычайно богатой  и разнообразной природы Японии, умение наслаждаться каждым ее мгновением стало особенностью национального  характера и получило прямое выражение  во всех видах искусства. Особое внимание к жизни природы, связанное с  зависимостью от ее стихий (тайфуны, землетрясения  и т. д.), повлияло на отношение к  ней как к живой и чувствующей.

Произведение японского  дизайна это микрокосм. Все его  формы должны быть обдуманными и  точными, красота завершенной. Но даже идеальные формы мало что значат, если под ними скрывается пустота. Предмет  становится целым миром, если он символичен, если в нем выражено существо времени  и природы. Поэтому форма, цвет и  украшение предмета могут содержать  в себе исторический или литературный смысл. Выразительные контрасты  предельно обобщенных форм черного, белого и красного цвета в эмблемах универмагов, фирм и общественных организаций  заставляют вспомнить о лапидарной эстетике самурайских гербов, но исторические аллюзии никогда не становятся навязчивыми. Самым главным источником вдохновения  по-прежнему остается природа –  весенние цветы сакуры, спасающие  от летней жары прохладные воды, красные  листья клена под осенней луной, снег на ветвях сосны и стеблях  бамбука.[5]

 

    1.  Основная часть.

2.1. История дизайна  в Японии.

Развитие дизайна  в Японии происходило на фоне общего стремительного роста промышленного производства, в результате которого Япония превратилась в страну высокоразвитой индустрии. Произошедшие перемены поставили Японию перед необходимостью решения целого комплекса экономических проблем, среди которых наиболее острыми были проблемы реализации продукции, повышения его качества и конкурентоспособности, расширения внешнего рынка сбыта. Естественно, что в этих условиях стали уделять все более серьезное внимание дизайну как средству стимулирования спроса. Пожалуй, ни одна другая страна не предпринимала столь решительных шагов, направленных на поощрение дизайнерской деятельности, и не демонстрировала столь наглядных результатов в достижении поставленных целей. Япония сумела в удивительно короткий срок преодолеть отставание в области дизайна от передовых в этом отношении стран и обеспечить конкурентоспособность своих изделий на мировом рынке. Достижения японских дизайнеров получают сегодня самое широкое международное признание. Все чаще делаются попытки дать анализ причин этого явления, охарактеризовать его специфику, очертить исторический путь и выявить культурные корни. Успехи японского дизайна часто объясняют многовековыми традициями художественного ремесла и быта, эстетическая утонченность и гармоничность которых всегда поражала зарубежных ценителей. Действительно, в формировании предметного мира японцы с древнейших времен придерживались концепции, основу которой составляют функциональность, лаконизм, сдержанность и чистота форм. Японскому жилищу издавна присущи такие характерные для современных архитектуры и дизайна качества, как модульность и вариантность. В основу его планировки и проектирования внутреннего убранства положены стандартные размеры циновки. 
Передвижные и раздвижные стенки и перегородки позволяют варьировать площадь помещений, изменять в зависимости от погоды, времени дня и года освещенность и приток наружного воздух.

Художественное  начало пронизывает весь быт японцев. Гармоничное визуальное единство предметной среды, сохранявшееся вплоть до начала индустриализации страны, сформировалось в условиях феодального строя  и длительного периода изоляции Японии от всех контактов с внешним  миром, конец которому положила революция  Мэйдзи (1868 г.). Политические, социальные и экономические реформы осуществлялись одновременно с проникновением в Японию западной культуры. Индустрия как таковая начинает развиваться в Японии только после установления контактов с зарубежными странами, соответственно становление ее индустриального дизайна происходило в общем русле заимствования, освоения и творческого преобразования научных, технологических и эстетических достижений Запада. Все исследователи, занимающиеся историей японского дизайна, прослеживают его истоки в дизайне европейском, однако они существенно расходятся в датировке начала самого процесса. Так, И. Утимура считает, что европейские идеи художественного конструирования, в частности идеи Морриса, а затем деятелей Веркбундаи Баухауза, начали прорастать на японской почве с возникновением в Японии студий художников-абстркционистов (1930 г.) и созданием японского художественно-промышленного общества (1936 г.).

Один из старейших  дизайнеров Японии К. Акаси относит зарождение дизайнерского движения в стране к 1901 г., когда в Токийском высшем политехническом училище было открыто отделение промышленного проектирования. Профессор С. Койкэ утверждает, что японское правительство сформулировало свою политику в области дизайна в 1877-1880 гг. Х. Цуруока считает дизайн результатом послевоенных заимствований из американской промышленности и относит его возникновение приблизительно к 1955 г.

В Японии, как и  во многих других странах, термин дизайн вошел в широкое употребление лишь после второй мировой войны, хотя аналогичные понятия существовали и раньше. Например, дзуан - чертеж, набросок, проект, или - замысел, проект, рисунок, а также ; - хитрость, придумка). В послевоенный период понимание сферы дизайна чрезвычайно расширилось и приобрело ряд качественно новых черт.

Предтечей японского  дизайна считают К. Нотоми, художника и коммерческого эксперта, официально изучавшего художественную промышленность европейских стран конца XIX в. и стремившегося перенести ее опыт на японскую почву.[5]

 

 

2.2. Японские  принципы организации предметно-пространственной  среды.

Исследование организации  предметно-пространственной среды  предполагает обращение как к  сфере архитектуры (пространство), так  и дизайна (предметная среда). Выявление  в обеих сферах общих, хотя и по-разному  проявляющихся черт указывает на существование единой мировоззренческой  картины, лежащей в основе проектной  деятельности. Основой японской эстетической традиции является мифологическое мышление, которое находит своё отражение  в синтоизме. Затем на японскую эстетику повлияли пришедший из Китая буддизм, натурфилософия.

 

2.2.1. Черты мифологического мышления:

1. Мир мифа всегда  целостный. Вне мира ничего  нет.

2. Для мифологического  сознания всё, что существует одушевлено.

3. События мифа дискретны, так как миф повествует лишь о важных событиях, между ними нет логической связки, она домысливается. Мифологическое мышление не требует достоверности, доказательств.

4. Так как связи  между явлениями домысливаются,  всякое проявление внешнего мира  обретает тайный смысл, мистичность.

5. Вещь в мифологическом  сознании: единство пользы, красоты  и сакрального смысла.

В мифологическом мышлении объект и субъект – тождественны, что противоречит логике рационализма. Просветление (сатори), пишет Судзуки, – это состояние, когда «все качества сливаются в единое целое, возникает абсолютное единство познающего и познаваемого, единство субъекта и объекта» [2, с. 24]. Григорьева Т.П. пишет: «Закон сбалансированности(ва) определил мировоззренческую парадигму японцев: акцент не на том, что всего по два, а на том, что эти два – одно: отними одну половину – другая погибает» [1, с. 20]. Не возникает дуализма и, следовательно, не возникает как таковой логики, той самой западной логики, против которой стоит восточная интуиция. Отсутствие разобщенности, целостность, приводит к снятию противоречий, всё воспринимается как единое целое, не анализируется, а синтезируется. Здесь, по всей видимости, источник тенденции наслоения всего нового в японской культуре на традицию, а не построение заново, а также идеи соединения несоединимого.

Судзуки пишет: «Дзен  мистичен, так как дзен – основа восточной культуры» [2, с. 7], а «по  природе своей мистицизм отрицает логический анализ, а логичность является основной чертой западного ума». Так, определяя дзен, Судзуки напрямую указывает на одну из черт мифологического мышления – мистичность.

Дальневосточный мистицизм  отличается простотой, практичностью  и прямотой. Просветление можно определить как «интуитивное проникновение  в природу вещей», отсюда роль личного  опыта в дзен-буддизме. В дальневосточной  философии имеет место не нравственное ограничение, а ограничение из жизни, из практики. Кроме того, стремление проникнуть в природу вещей указывает на особое отношение к вещи, наделение её сакральным смыслом. Судзуки пишет о роли поклонов в практике дзен: « … поклонами мы отказывались от своего «я». Отказаться от своего «я» - значит, отказаться от своих дуалистических идей ... Когда вы забудете все свои дуалистические идеи, всё окружающее станет вашим учителем, всё сможет сделаться объектом поклонения». [2, с. 46]

Говоря о такой  черте мифологического сознания как одушевлённость, нельзя не упомянуть о синтоизме, который, в отличие от буддизма, представляет собой, скорее, не столько полноценную религиозную систему, сколько набор верований. «Ками [дух] – понятие японской культуры, позволяющее всё и всех уравнять в правах на одушевленность. Ками – дух камня или дух вещи, позволяющий разговаривать, взаимодействовать с нею», – отмечает Быстрова Т.Ю. [1]

Безусловно, мышление современных японцев нельзя назвать  абсолютно мифологичным – речь идёт лишь о чертах мифологического сознания, которые сформировали специфику японской архитектуры и дизайна. Более того, черты мифологического сознания в японском мировоззрении, а именно поиск целостности, гармонии, возможно, привлёк западных проектировщиков к восточным заимствованиям.

В ХХ веке на Западе безграничная вера в науку, поставившая  человека в противостояние с природой, исчерпывает себя, наблюдается рост мифологического сознания. В рамках отдельной личности мифологическому  сознанию соответствует детство. Современный  мир как бы впал в «детство», снова  стремясь к вере в иррациональное начало, чтобы обрести гармонию, чувство единства с миром. Наиболее ярко в архитектуре и дизайне  мышление «детства» выразилось в  культуре постмодернизма, который возник как реакция на культуру рационализма.

 

 

 

 

 

 

 

      1. Японские принципы организации предметно-пространственной среды.

 В скобках указана связь с мифологическим и религиозным мировоззрением.

  1. Японские принципы организации пространства (целостность):

1. Складчатость, глубина  в противоположность центру.

2. Закутывание в  противоположность демаркации-центру.

3. Связь с окружающей  средой через пространство, размывание  границ (влияние натурфилософии).

  1. Японские принципы организации предметной среды:

1. Опора на традиции (целостность).

2. Соединение несоединимого (целостность).

3. Мимолётность, создание  «пустоты» (влияние буддизма).

4. Связь с окружающей  средой через образ (влияние  натурфилософии).

5. Особая роль  вещи в дизайне.

6. Складчатость, закутывание.

Рассмотрим подробнее японские принципы организации пространства (реализуется принцип целостности).

Информация о работе Японский дизайн: традиционная и актуальная проектная культура