Япония в 16-18 века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2012 в 21:12, курсовая работа

Описание работы

В эпоху средневековья Япония заимствовала и усваивала достижения и традиции других народов чаще, чем какое-либо другое время, но это нисколько не помешало сохранить свою национальную самобытность. Поэтому Япония до сих пор считается удивительной страной со множеством интересных традиций и вещей.
В связи с выбором такого пути развития Японии так не похожа на другие страны в эпоху средневековья. Значительная удаленность Японии от других развитых стран средневековья, привела к совершенно своеобразному развитию и течению событий.

Содержание работы

Введение........................................................................................................ 3
1. Средневековая Япония……………………………………………..7
1.1 Административное деление и управление средневековой Японии.
Сословное деление общества………………………………………….….7
1.2 Проникновение европейцев и самоизоляция Японии……………...13
1.3 Нобунага Ода и объединение страны. Падение сёгуната Асикага..15
2 Япония в период сегуната Токугава…………………………………..17
2.1 Сегуны во главе объединительного процесса в Японии (вторая
половина XVI – первая половина XVII вв.)…………………………….17
2.2 Установление сегуната Иэясу Токугава…………………………….19
2.3 Конфуцианство — идеология сёгуната……………………………..22
2.4 Идеологическая оппозиция сёгунату………………………………..23
2.5 Расцвет городов и городской культуры……………………………..23
Заключение………………………………………………………………..27
Список использованной литературы……………………………………28
Приложение

Файлы: 1 файл

япония 16-18. сашина.doc

— 216.00 Кб (Скачать файл)

В качестве низовой административной единицы в 1597 году вводятся -пяти и  десятидворники и устанавливается система круговой поруки.

Финансовая слабость Хидэёси, обусловленная  непрерывными войнами, предопределила его союз с торговым капиталом и политику в его интересах. Уже в 1582 г. Хидэёси упразднил контроль двора над заставами в Киото, восстановленный Ода после многочисленных петиций придворных.

С самого начала своей деятельности Хидэёси вынашивал мечту о расширении границ. Еще в 1583 г. он направил специального посла в Корею с требованием уплаты дани. Корея отклонила это требование. Тогда в 1591 г. в Корею направляется князь Со с острова Цусима с требованием, чтобы корейский король стал вассалом Японии. Корейские власти ответили отказом. В мае 1592 г. 137 тыс. армия японцев высадилась на юге Корейского полуострова и тремя колоннами менее чем за 20 дней, захватив важнейшие стратегические пункты, подошла к Сеулу. Король бежал на границу с Китаем, прося помощи своего сюзерена [2, с. 91].

Борьбу корейского народа против японских захватчиков возглавил талантливый адмирал Ли Сунсин. Корейская компания ослабила юго-западных феодалов и торговый  капитал, связанный  с  внешним  рынком. На  передовые  позиции вышли  северо-восточные феодалы и князья центральной  Японии, менее пострадавшие  от тягот войны, и торговый   капитал, действовавший  на  внешнем  рынке.

   После смерти Хидэёси  в стране сложилась напряженная  политическая обстановка. Фактически ни одно из мероприятий феодального диктатора не было доведено до конца. «Объединительные» походы не ликвидировали сепаратизма князей, хотя и обеспечили признание ими власти диктатора. В 1598 г. Хидэёси, предвидя возможность возобновления феодальных войн с целью захвата центральной власти, создал высший орган управления из пяти тайро, в который вошли Токугава Иэясу, Уэсуги, Мори и Укита. Тайро должны были править до совершеннолетия Хидэёри, однако через два года Токугава Иэясу отбросил видимость лояльности и начал военную кампанию.

 С новой силой вспыхнула  междоусобная борьба между третьим объединителем Токугава Иэясу и его противниками, которые сгруппировались вокруг сына Хидэёси — Хидэёри. Потерпев поражение в битве при Сэкигахара в 1600г., Хидэёри и его сторонники обосновались в Осака, который на протяжении 15 лет стал центром оппозиции.

Таким образом, страна пришла к объединению  у власти становится влиятельная династия Токугава, которая устанавливает и закрепляет власть своего сегуната.

 

 

2.2 Установление сегуната Иэясу Токугава.

 

К власти пришла династия Токугава (см. Приложение 2).

Победив в битве при Сэкигахара в 1600 г. коалицию объединившихся против него фердальных князей, дом Токугава фактически с этого времени начинает управлять всей страной. В 1603 г. Иэлсу присваивает титул сегуна [5, с. 88].

Своеобразие феодальных производственных отношений Японии нашло отражение в двойственной структуре власти: император — «живой бог» — царствовал, но не управлял, почитание его было связано с религиозным культом  - синтоизмом, реальной же властью обладал сёгун.

Основной административно-хозяйственной  единицей в стране были феодальные княжества. Владетельные князья, в подавляющим большинстве находившиеся в зависимости от дома Токугава, и делись на категории согласно доходам — по количеству собраний и их владениях риса. Земли в Японии были как государственные (владения сегуна), так и частные (владения князей, храмов и монастырей).

Крестьяне, прикрепленные к земельным  участкам, в княжествах вели самостоятельное  хозяйство на правах наследственного  держания. Характерной чертой феодальных производственных  отношений Японии было отсутствие открытых форм крепостничества. Феодал не мог продать или купить крестьянина, хотя и существовала личная зависимость — прикрепление к определенному Феодальными властями участку земли.

     Основной формой землепользования  выступала аренда, а основной  формой повинностей — рисовая рента (нэнгу)(см. Приложение 1); иногда феодал взимал налог деньгами.

Дом Токугава и прежде всего сам  Иэясу приступили к серии реформ, направленных на закрепление успеха. Дайме, которых к этому времени  насчитывалось около 200, сохранили  некоторые традиционные права, включая суд и административную власть в пределах своего владения.

Иэясу провел и аграрную реформу, еще  раз закрепив крестьян за их землями. Он же строго разграничил сословия, наладил систему полицейского надзора  в стране и выступил против католической церкви.

Анализируя социально-экономический  и политический строй Японии токугавского периода, К. Маркс писал: «Япония  с ее чисто феодальной организацией землевладения и с ее широко развитым и мелкокрестьянским хозяйством дает гораздо более верную картину европейского средневековья, чем все наши исторические книги, проникнутые по большей части буржуазными предрассудками» [17, с. 23].

Токугава, так же как и Хидэёси, был вынужден рассматривать проблему взаимоотношений с иностранцами. Он стремился использовать технические знания иностранцев, ввоз различных товаров, в том числе и оружия. Однако возможность использования оружия южными феодалами-сепаратистами против бакуфу вызывала значительные опасения Токугава. Беспокоила власти и активная деятельность иностранцев, пытавшихся укрепить влияние в стране, а также, используя князей, принявших христианство, проникнуть в государственный аппарат.

В 1636 г. под страхом смертной казни  японцам было запрещено покидать территорию своей страны, а также  строить большие корабли, которые могли бы использоваться для дальних плаваний. Иностранцам строго было запрещено заниматься миссионерской, политической деятельностью. Купцы обязаны были давать специальное обязательство заниматься только торговлей.

В 1637 г. в Симабара (вблизи Нагасаки) произошло крестьянское восстание, вызванное притеснением местных даймё. Будучи антифеодальным по своей сущности, оно вследствие широкого распространения христианства на Кюсю проходило под христианскими лозунгами. Крестьяне были вооружены огнестрельным оружием, полученным от миссионеров. Восстание быстро охватило  значительный район Кюсю. Сёгунская армия в течение нескольких  месяцев не могла подавить восстание. Только помощь голландских кораблей бомбардировавших с моря замок Хара, где сосредоточилась сопротивляющаяся тридцатитысячная армия  повстанцев, позволила войскам Токугава взять его штурмом.

 Токугавский режим, окончательно  сформировавшийся как политическая система при третьем сегуне Иэмицу (1632—1651), проводил и политику жесткого и скрупулезно разработанного социального контроля и над классом феодалов.

Токугава Иэясу разделил дворянство на несколько разрядов и категорий. Кугэ — придворная киотоская аристократия номинально  составляла самый высокий разряд феодального дворянства, остальная его часть была отнесена к категории букэ (военные дома), которые и представляли господствующий в стране класс военно-феодального дворянства. Букэ в свою очередь делились на владетельных  князей (даймё) и рядовых дворян (буси), не имевших, как правило, земельных владений. Владельцы крупных княжеств стали объектом пристального внимания сегунов. Самый верхний слой даймё составляли симпан, связанные с домом сегуна родственными узами. Остальных, в зависимости от их участия в битве при Сэкигахара на стороне Токугава или его противников, Иэясу поделил на две категории: фудай-даймё и тодзама-даймё. Фудай- это прямые вассалы сегуна, свыше 150 князей, связанных с Токугава еще до прихода его к власти. Из них составлялись высшие правительственные органы, заполнялись вакансии наместников в провинции. Тодзама-даймё были опальной группировкой высшего дворянства. 80 феодальных князей, более богатых и сильных, чем фудай, и не уступавших по экономической силе сёгунскому дому, рассматривались Токугава как постоянные и опасные соперники [1, с. 202].

Сёгунский дом создавал новые репрессивные системы. Наиболее серьезно подрывающими мощь и влияние тодзама были конфискация и перераспределение земельных владений и заложничество. Первое крупное вмешательство в систему земельных владений даймё Токугава Иэясу осуществил сразу же после захвата власти. С 1600 по 1602 г. были полностью конфискованы владения 72 даймё, 61 даймё были переведены из одного района в другой с увеличением владений; во владениях богатых тодзама, таких, как Мори, Уэсуги, Хатакэ, Акита была проведена конфискация земель; только 60 даймё были не затронуты ограничительными мерами. За двухлетний период больше половины княжеств Токугавской Японии сменили своих владельцев.

Сёгунат не облагал налогом феодальные княжества, но периодически по заведенному обычаю князья преподносили сегуну «дары» — золотые и серебряные монеты (от нескольких сотен до нескольких тысяч — «дар» крупнейшего тодзама Маэда Тосиэ). Несмотря на существовавший верховный контроль бакуфу, князь имел большую самостоятельность, особенно это касалось его взаимоотношений с представителями других социальных слоев — крестьян, горожан-торговцев и ремесленников. Нижний слой военно-феодального дворянства составляли хатамото (Приложение 1). Они не имели земельных участков и получали жалованье в рисовом исчислении. Из них формировалось чиновничество государственного аппарата, обширная система сыска и надзора, набиралось сёгунекое войско. Особое место занимали чиновники мэцукэ (смотрящие), деятельность которых была направлена на выявление нарушений интересов сегуна. Будучи независимыми, от должностных лиц и совмещая функции полицейского и прокурорского надзора, мэцукэ осуществляли тайную и явную слежку не только за служилым самурайством центрального и местного аппарата, но прежде всего за князьями.

В условиях длительного мира изменилось положение самого многочисленного слоя — служилого дворянства. Согласно кодексу самурайской чести, японский дворянин не имел права заниматься в жизни чем-либо, кроме военного дела. Теперь же князья больше не нуждались в сильных и многочисленных дружинах, а кроме того, указы сёгуната предписывали значительное их сокращение [5, с. 93].

Официальной идеологией, призванной освящать созданный токугавской  династией сегунов общественный порядок, было конфуцианство.

Таким образом, режим, установленный  династией сегунов Токугава, имел цель создания и сохранения стабильного  социального порядка, основанного  на господстве военно-дворянского сословия  (самураев) и подчиненном, угнетенном положении всех остальных слоев населения, порядка, способного устоять как перед опасностью чужеземных завоеваний, так и перед вооруженными крестьянскими восстаниями.

 

2.3 Конфуцианство — идеология сёгуната

 

Политический и социальный порядок, установленный режимом Токугава, нуждался в идеологической и моральной надстройке. Такой надстройкой стало конфуцианство, превратившееся со второй половины XVII в. в господствующую и официальную идеологию правящего военно-феодального сословия. В основе этого учения лежали понятия долга и лояльности низшего к высшему, выраженные в следующих пяти формах человеческих отношений в государстве и семье: между правителем и подданными, отцом и детьми, мужем и женой, старшим и младшими братьями, между друзьями. Конфуцианство укрепляло феодальный строй, основанный на подчинении низших сословий высшему, самурайскому сословию, укрепляло семью как хозяйственную единицу[16,c.407].

В семье отец, глава семьи, являлся  диктатором, ему беспрекословно подчинялись  все ее члены. Вторым по значению в семье был старший сын, к которому родители относились со значительно большим вниманием, чем к другим детям, в отношении питания, одежды, жилья и т. д. Очень тяжелым было положение женщины, она находилась под гнетом «трех повиновений» (сандзю): по отношению к родителям в детстве, к мужу в замужестве, старшему сыну в старости. Мальчики и девочки воспитывались раздельно; согласно обычаю они по достижении семилетнего возраста не должны были сидеть рядом даже во время общей трапезы.

Принцип феодальной лояльности лежал и в основе традиции так называемой дзюнси, когда вассал кончал жизнь самоубийством в случае смерти своего сюзерена. Так, когда умер сёгун Иэмицу, несколько родзю покончили с собой. В 1663 г. бакуфу запретило этот дикий обычай. Тем же принципом лояльности определялся обычай кровавой мести (катакиури), когда самурай должен был отомстить за насильственную смерть своего сюзерена или старшего члена своей семьи. В японской литературе всячески превозносилась история 47 ронинов (1702 г.), отомстивших за смерть своего феодального господина.

Духом конфуцианства был пронизан также юридический и моральный  «Кодекс ста статей», составленный в середине XVII в. В этом кодексе, регулировавшем поведение самураев (бусидо), в частности, указывалось, что самурай имеет право убить простолюдина, если ему покажется, что последний проявил к нему неуважение.

 

2.4 Идеологическая оппозиция сёгунату

 

Крестьянские восстания и бунты  городских низов подрывали устои  феодального государства и сёгуната как государственной системы. Среди самураев и в первую очередь ронинов, а также среди интеллигенции, вышедшей из других сословий, усилились антисёгунские настроения и возникли различные течения и школы, находившиеся в оппозиции к существовавшей системе управления и официальной идеологии. Одни видели выход из положения в передаче власти императору и лояльности к императорской династии (сонно рон). Другие, представители так называемой национальной, или японской, школы (вагакуся) считали, что зло проистекает от подражания всему китайскому, в частности от конфуцианства, и что необходимо обратиться к национальному, японскому, изучать японские летописи (Кодзики и др.), японскую историю, развивать национальную культуру, укреплять национальную религию (синто) и т. д. Главными представителями этой школы были ученые Мабути Камо (1697--1769) и Норинага Мотоори (1730—1801).

Значительное идеологическое влияние  имели также пока еще немногочисленные ученые так называемой голландской школы (рангакуся), т. е. ученые, ознакомившиеся по голландским книгам с европейскими науками, в первую очередь медициной и астрономией. Среди этих ученых выделялся Гэннай Хирага (1728—1779), который использовал данные европейской науки для совершенствования японского сельского хозяйства и ремесла.

Информация о работе Япония в 16-18 века