Ядерный полигон на территории Казахстана

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2015 в 15:06, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы. Освоение космоса занимает стратегически важное место в развитии Казахстана, является одним из основных ресурсов, что способствует вхождению республики в ряд мировых космических держав. На территории республики находится уникальное сооружение – космодром Байконур, который входит в число стратегически важных объектов страны. Отсюда в свой первый полет в космос отправился казахстанец.
При этом космодром Байконур является знаковым объектом сотрудничества и взаимоотношений между Казахстаном и Россией.

Содержание работы

Введение…………………………………………………..………………………3.
1 Космический плацдарм ….……………………………………………..........6.
1.1 Создание космодрома Байконур………………………………..……6.
1.2 Работа космодрома ………………………..…………………………..8.
1.3 «Жизнь» космодрома Байконур…………………………..................12.
2 Ядерный полигон на территории Казахстана …………………………….17.
2.1 Предпосылки создания ядерного полигона………………………..17.
2.2 Развитие и работа полигона ……………...…………...…………….20.
2.3 Последствия ядерных испытаний…………………………………...26.
Заключение…………………………………………………………….…..........29.
Список используемой литературы……………………………………….......31.

Файлы: 1 файл

Курсовик космос.docx

— 919.94 Кб (Скачать файл)

СИЯП был главной базой, где проводились испытания ядерного оружия в СССР. Военнопромышленный комплекс был полновластным хозяином в решении всех вопросов, связанных с испытаниями ядерного оружия и охраной здоровья людей. Основным пользователем и собственником объектов полигона являлось Министерство обороны СССР, интересы которого представляла войсковая часть № 52605 с подчиненными ей войсковыми подразделениями, расположенными на эксплуатируемых объектах.

Утверждение руководителей военно-промышленного комплекса о том, что испытание ядерного оружия на СИЯП было безвредным для людей и окружающей среды, было далеко от истины. Не было никакой процедуры возмещения ущерба, нанесенного здоровью людей и экономике области [1; 160].

В период ядерных испытаний под землей спектр деятельности Семипалатинского полигона расширился и определялся следующими задачами:

  • -   испытания опытных и серийных образцов ядерного оружия и ядерных устройств;
  • -   проведение научно-исследовательских работ, связанных с изучением поражающих и боевых свойств ядерного оружия;
  • -   совершенствование методики полигонных испытаний.

Перед каждым подземным испытанием в обязательном порядке разрабатывались необходимые руководящие документы:

  • -   постановления правительства СССР и приказы Министерства обороны СССР, которые определяли годовой объем испытаний и капиталовложений, ассигнуемых на их проведение;
  • -   план-график испытаний на текущий год;
  • -   общая и частная программа испытаний на текущий год;
  • -   проектно-техническая документация на проведение испытания;
  • -   перечень мероприятий по обеспечению сейсмической и радиационной безопасности;
  • -   заключение экспертной комиссии по безопасности проведения опыта;
  • -   акт Государственной комиссии о приемке объекта;
  • -   список членов комиссии, которые несли ответственность за безопасность испытаний;
  • -   оперативный план непосредственной подготовки и проведения опыта.

При подготовке и проведении подземных ядерных испытаний был установлен единый порядок двухлетнего планирования, обязывающий проводить утверждение плана ежегодно в два этапа. Первый этап заканчивался подготовкой Министерством среднего машиностроения и Министерством обороны СССР окончательного плана-графика проведения испытаний на первый планируемый год.

Основное содержание работ по второму этапу состояло в уточнении номенклатуры испытываемых зарядов и сроков проведения испытаний в течение первого планируемого года, а также в рассмотрении программ научно-технических исследований в опытах второго планируемого года. Вся подготовка и проведение подземных ядерных испытаний на полигоне осуществлялись под руководством Министерства обороны и Министерства среднего машиностроения СССР, с участием других ведомств и организаций. Непосредственной подготовкой и проведением ядерных испытаний руководили должностные лица полигона и специальная комиссия, назначаемая на каждый опыт или серию испытаний.

Процесс испытаний ядерных зарядов состоял из нескольких этапов, включающих в себя;

  • -   определение задач и разработку программ испытаний, учитывая условия их проведения;
  • -   проектирование, строительство и подготовку объектов полигона, необходимых для испытания;
  • -   подготовку регистрирующей и измерительной аппаратуры;
  • -   планирование и обеспечение испытательских работ;
  • -   проведение опытов;
  • -   анализ результатов испытаний;
  • -   представление заинтересованным ведомствам и организациям отчетных материалов [6; 81].

Для выполнения геологоразведочных, горнопроходческих, буровых и монтажных работ на полигоне дислоцировались гражданские специализированные организации, ведомственно подчиненные Министерству среднего машиностроения, впоследствии Минатомэнергопрому СССР, и Министерству геологии СССР. Совместно с воинской частью № 52605 и ее подразделениями и организациями Минсредмаша в испытаниях участвовали экспедиции разработчиков ядерных устройств Всероссийского научно-исследовательского института экспериментальной физики и Всероссийского

научно-исследовательского института технической физики, Института химической физики Академии наук СССР, Радиевого института и др.

 

 

2.3 ПОСЛЕДСТВИЯ ЯДЕРНЫХ ИСПЫТАНИЙ

Семипалатинский ядерный регион относится к числу регионов планеты, наиболее сильно пострадавших от ядерных экспериментов. Сегодня Семипалатинский полигон умолк, из Казахстана вывезены ядерные заряды, Республика Казахстан стала безъядерной зоной. Но испытания атомной бомбы остались в генах людей, радиация повредила генетический код населения.

28 февраля 1989 года родилось антиядерное движение, названное «Невада-Семипалатинск». Главной своей целью оно считало закрытие Семипалатинского полигона, а также всех ядерных полигонов на земле. На митинге у здания Союза писателей Казахстана 28 февраля организатор и Президент антиядерного движения О. Сулемейнов объявил: «Только что создано антиядерное движение! Наша цель — навеки прекратить испытания ядерного оружия в Казахстане, закрыть Семипалатинский полигон, бороться за закрытие всех ядерных полигонов!»

Через несколько дней было распространено обращение движения: «Братья и сестры!

12 и 17 февраля 1989 года во время очередных испытаний ядерных устройств в районе г. Семипалатинска произошел выброс радиоактивных облаков.

Мы не можем молчать. Более сорока лет на нашей земле взрывают атом. Никто на земном шаре ныне так непосредственно не испытывает влияния радиации, как мы, жители многонационального Казахстана.

Мы не имеем права безропотно ждать конца света! Мы создали общественное движения „Невада“.

Наши требования:

1. Закрыть  атомные полигоны в Казахстане.

2. Свернуть  в республике предприятия, производящие  ядерные материалы для военных  целей, и переориентировать их  средства и мощности на ликвидацию  ущерба, нанесенного природе и  человеку.

3. Установить  гласный контроль общества над  пунктами захоронения отходов  атомной промышленности.

4. Начать  работу над экологической картой  Казахстана и других республик  с целью определить „мертвые“  территории и выключить их  из хозяйственного оборота, чтобы  начать работы по их восстановлению. Сейчас на таких землях запретить  выращивать хлеб и пасти скот.

5. 3-е  Главное управление Минздрава  СССР должно открыть свои тайны, назвать число жертв радиации  в нашей стране.

Наша задача — изменить климат, сделать его благоприятным для человека. Только объединив усилия, мы, люди, поможем себе в трудной борьбе за выживание в этом пока ещё зеленом мире.

На „закате“ роковое двадцатое столетие. Пусть с ним не завершиться век человечества».

Первые месяцы работы движения напоминают революционные волнения. Это был невиданный дотоле всплеск народного энтузиазма. Многим может показаться странным: что такая сугубо специфическая, требующая особых познаний проблема, воздействия ядерной радиации на биологические объекты и влияния ядерных взрывов, на природу могла внезапно и глубоко взволновать миллионы людей разных возрастов, профессий и национальностей. Некоторые люди включались в движение, побуждаемые своекорыстными интересами, некоторые делали политику, но таких были единицы. В основном люди присоединялись к движению, почти не задавая себе вопроса, зачем, присоединялись, видя в участии единственную, быть может, возможность воплотить в действие свой романтический заряд.

В 1989 году массовые акции движения «Невада-Семей» остановили одиннадцать взрывов из восемнадцати запланированных на Семипалатинском полигоне, а в 1990 и 1991 годах не позволили произвести ни одного.

Усилиями народного антиядерного движения были прекращены ядерные испытания на казахстанской земле, когда на карте мира появился суверенный Казахстан, его первым государственным актом стал Указ Президента от 29 августа 1991 года «О закрытии Семипалатинского полигона».

После закрытия полигона на его базе был создан Национальный ядерный центр Республики Казахстан. Его деятельность сосредоточена на проблемах изучения и ликвидации последствий ядерных испытаний и решении задач безопасности атомной энергетики. В целях демилитаризации полигона Министерство обороны США выделило Казахстану средства на ликвидацию этой инфраструктуры. В сентябре 1996 года в Курчатове вступило в строй совместное казахстанско-американское предприятие по производству печатных плат для электронной промышленности. Здесь же создан Международный радиоэкологический центр. Научно-технический потенциал бывшего ядерного полигона должен работать на мир.

Независимый Казахстан стал первым свободным от ядерного оружия государством среди республик бывшего Советского Союза. В августе 1996 года Казахстан подтвердил приверженность к миру, поставив свою подпись в ООН под Договором о запрещении нераспространении ядерного оружия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 
 
    У многих стран есть долгосрочные программы по освоению космоса. В них центральное место занимает создание орбитальных станций, так как именно с них начинается цепочка наиболее крупных этапов овладение человечеством космического пространства. Уже осуществлен полет на Луну, успешно проходят многомесячные полеты на борту межпланетных станций, автоматические аппараты побывали на Марсе и Венере, с пролетных траекторий исследовали Меркурий, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун. За последующие 20 – 30 лет возможности космонавтики еще более возрастут. Будут созданы экспериментальные спутниковые солнечные электростанции, на орбите будут созданы сборочно-операционные центры, на Луне базы-форпосты для посылки первой экспедиции на Марс.

Невозможно переоценить личный вклад Президента в становление и развитие отечественной космонавтики. Когда Н.А. Назарбаев говорит о величине и тяжести ответственности при принятии политических решений, о том, что задачи становления нашего государства решались концентрированным проявлением воли, выбросом огромной жизненной энергии, то это относится и к формированию космической отрасли. Только проявленные Н.А. Назарбаевым твердая политическая воля, точный расчет, выдающиеся дипломатические способности позволили преодолеть многочисленные препятствия при подготовке космического полета первого казахского космонавта. По поручению Н.А. Назарбаева группа ведущих ученых республики приступила к формированию первой национальной космической программы Казахстана. Именно Н.А. Назарбаев поставил вопрос о необходимости полета нашего космонавта и лично участвовал в поиске кандидатуры и согласовании ее в трудных переговорах с М.С. Горбачевым и Министерством обороны СССР.

Необходимы значительные усилия, чтобы прийти к новому качеству жизни, безопасному для человека, и уверенно думать о будущем наших детей и сохранении природной среды. В условиях экономической нестабильности, реорганизации управленческих структур, необходимы крупные инвестиции для решения насущных экологических проблем, особенно важных на первоначальном этапе реализации экологической стратегии. Таких средств в Казахстане сейчас недостаточно, поэтому для реализации экологической стратегии нужна финансовая и техническая поддержка стран и организаций-доноров на первом этапе работы. Национальный План действий по охране окружающей среды предусматривает, что через некоторое время Казахстан сумеет создать механизмы, которые позволят поддерживать экологическую программу за счет собственных ресурсов.

Вступая в новый век, Республика Казахстан, как и большинство государств, столкнулась с серьезнейшими проблемами в области окружающей среды, и ныне их решение возведено в ранг государственной политики. В “Стратегии-2030” Республики Казахстан “улучшение питания, чистоты окружающей среды и экологии” является одним из приоритетных направлений. В новом политическом курсе   Стратегия «Казахстан-2050» представлена программа, где рассмотрена наша активная роль в продвижении режима ядерного   нераспространения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Балмуханов С.Б. Место ядерных испытаний моими глазами                          

Простор — 1990. — № 11. — с. 155-174.

2. Атбачаров  В.А. Семипалатинский полигон факты и размышления

Алматы, 1995.-     353

3. Бозтаев К.Б.   29 августа   Алматы «Атамура,1998.- 135  

4. Сактоганова  История становления советского опыта    Караганда,  2004

5. Назарбаев Н.А. ЭПИЦЕНТР МИРА. — Алматы: ИД «Жибек жолы», 2010. -240 с, ил.

6. Ядерные испытания СССР  Москва 1997, с 288

7. Ким О.М. Семипалатинский ядерный полигон вчера, сегодня, завтра  Семипалатинск 1992, с 315

8. Абишев М. Семипалатинский полигон боль народа, С 7-12

9. Дубасов Ю.В. Хронология ядерных испытаний  в атмосфере на Семипалатинском ядерном полигоне и их радиационная характеристика  Семипалатинский полигон Алтай -1994-№4 – с.3 

10. Н.А. Назарбаев Казахстанский путь, – Караганда, 2006

11.Кузнецкий  М.И., Стражева И.В. Байконур – чудо ХХ века  // Москва издательство «Современный писатель», 1995.

12. Стратегия «Казахстан-2030»

13. Стратегия «Казахстан-2050»

14.Состояния окружающей среды Восточно-Казахстанской области. 2001год // Экология Восточного Казахстана: проблемы и решения: Усть-Каменогорск: Изд-во ВКГУ, 2002. с. 4-28. 
15. «Техника-Молодёжи» № 5 1994 г. 
16. Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов. Под редакцией Супруновича Б.П. Москва 1990 г.

Информация о работе Ядерный полигон на территории Казахстана