“Великие реформы” 60-70-х годов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 13:38, реферат

Описание работы

По окончании Крымской войны обнаружились многие внутренние недостатки Российского государства. Нужны были перемены, и страна с нетерпением ожидала их. Тогда император произнес слова, ставшие на долгое время лозунгом России: "Да утверждается и совершенствуется ея внутреннее благоустройство; правда и милость да царствует в судах ея; да развивается повсюду и с новой силой стремление к просвещению и всякой полезной деятельности.... " На первом месте, конечно же, была идея освобождения крепостных.

Файлы: 1 файл

Александр 2 и его реформы.docx

— 46.43 Кб (Скачать файл)

 
   

 

 

 г) Изменение в боевой выучке

Перевооружение  армии внесло существенные коррективы и в боевую подготовку. Ставилась  задача учить войска лишь тому, что  необходимо на войне. Был издан ряд  новых уставов, наставлений и  учебных пособий. Например, в Воинском уставе о строевой и пехотной службе 1862 г. много внимания уделялось одиночному обучению. В 1863 г. был введен Дисциплинарный устав и издан специальный  приказ по обучению рекрутов, в котором  предписывалось обучать их обучению с ружьем, заряжению и стрельбе, правилам рассыпного и шереножного  строя при непременном условии  сознательного усвоения. Серьезно значение придавалось обучению стрельбе в  цель, строевой и огневой подготовке, применению к местности, саперному  делу. С начала 70-х годов, как тактические  учения, так и стрельбы артиллерии начинают проводиться в обстановке, приближенной к боевым условиям. В  целях доведения искусства “цельной”  стрельбы полевой артиллерии “до  возможной степени совершенства”  вводилась новая программа практических стрельб, увеличивались денежные поощрения  – призы наводчикам за отличную стрельбу. При проведении боевых стрельб  практиковалась смена прислуги и  лафетов у орудий, вызывались запасные наводчики, менялись лошади и упряжки  и т. п. Для подготовки кавалерии  к пробегам на большие расстояния совершались ускоренные марш-маневры  на дальние дистанции. Значительно  было усилено физическое воспитание солдат. В войсках преподавали  гимнастику и фехтование, создавались  гимнастические городки, сооружались  различные укрепления, которые солдаты  учились штормовать. Больше заботы проявлялось о повышении грамотности  среди солдат. Издавались специальные  солдатские журналы, открывались ротные и полковые библиотеки. В военных  академиях, а также в крупных  центрах дислокации войск в определенные дни для всех желающих практиковались лекции по различным вопросам военных  знаний. Наряду с этим в тактической  подготовке войск сохранялись отдельные  старые принципы (сомкнутый строй, недостаточное  использование возможностей нового вооружения: скорострельности, стрельбы на дальние дистанции, по закрытым целям). Отпуск снарядов для стрельбы был  крайне ограничен. По-прежнему игнорировалась стрельба с коны и действия в пешем  строю. Кавалерия была слабо подготовлена к нанесению разведывательной службы. 
 
    Д ) Перемены в подготовке военных кадров.

Для улучшения подготовки офицерского корпуса в середине 60-х годов была проведена реформа  военно-учебных заведений где после смерти генерал-адъютанта Ростовцева главным начальником в 1860 – 1862 гг. стал великий князь Михаил Николаевич. В соответствии с потребностями было уменьшено число этих заведений и улучшено качество обучения в них. Общее образование было отделено от специального, расширен доступ лицам недворянского происхождения. В 1863 г. в составе Военного министерства создано Главное управление военно-учебных заведений, возглавил которое Н. В. Исаков, ставший непосредственным руководителем реформы военного образования. Управление, заменившее Главный штаб его императорского величества по военно-учебным заведениям, ведало всеми военно-учебными заведениями, кроме специальных, которые находились в ведении соответствующих управлений и Главного штаба. Для согласования деятельности всех военно-учебных заведений Военного министерства был учрежден Главный военно-учебный комитет. В 1862 г. офицерские классы Морского корпуса преобразовались в Академический корпус морских наук. В 1863 – 1866 гг. 12кадетских корпусов заменили военными гимназиями (со временем их число увеличилось). Военные гимназии являлись средними учебными заведениями военного ведомства типа реальных училищ. Они готовили воспитанников к поступлению в военные училища. Курс обучения был 6-летний, с 1874 г. – 7-летний. В 1863 г. созданы новые военные училища. Для подготовки пехотных, кавалерийских и казачьих офицеров с 1864 г. ввели юнкерские училища со сроком обучения 2 года, в которые принимались юноши, окончившие средние учебные заведения. С 1876 г. в военные учебные заведения стали приниматься лица из всех сословий. Несмотря на это, большая часть юнкеров была из дворян. А в некоторых привилегированных училищах обучались почти исключительно дворяне. Вновь введенный порядок производства в офицеры предусматривали обязательное окончание курса юнкерского училища или сдачу при нем установленного экзамена. В 1868 г. для обеспечения контингента юнкерских училищ 8 военно-начальных школ были реорганизованы в военные прогимназии. Реформа затронула и высшее учебные заведения – академии. В них пересматривались учебные планы и программы. Помимо существовавших Николаевской академии Генерального штаба, Николаевской инженерной, Михайловской артиллерийской и Медико-хирургической академии, в 1867 г. , как отмечалось выше, открылась Александровская военно-юридическая академия. Следует подчеркнуть, что в Артиллерийской академии работали известные ученые – профессор баллистики Н. В. Маевский, профессор технологий А. В. Гадолин, выдающий математик П. Л. Чебышев. Высокий научный авторитет завоевала в 60 – 70-х годах Медико-хирургическая академия, ставшая центром передовой медицинской мысли в России. Серьезные преобразования в ней были связаны с именами президента академии профессора хирургии П. А. Дубовицкого и ученого секретаря известного химика Н. Н. Зимина. При академии были организованы научные институты – анатомо-физиологический, естественно-истирический, а также крупный клинический госпиталь. В числе профессоров академии были выдающиеся ученые С. П. Боткин и И. М. Сеченов. В 1872 г. при академии открывались первые в России женские курсы ученых акушерок, где слушательницы получали высшее медицинское образование. В 1877 г. на базе Академического курса морских наук была создана Морская академия. Всего к 1880 г. в числе военно-учебных заведений значилось: 6 военных академий, 6 военных училищ, 18 военных гимназий, 16 юнкерских училищ, 8 прогимназий, Пажеский и Финляндский корпуса со специальными классами, приготовительный пансион Николаевского кавалерийского училища и Морской корпус. Реформа военно-учебных заведений позволила значительно уменьшить некомплект офицеров и поднять уровень их подготовки. 
 
    Обновление иррегулярных войск.

Весомые преобразования распространялись и на иррегулярные войска (войска, не имевшие единой и  постоянной организации или отличавшиеся от регулярных войск системой комплектования, прохождения службы и др. В России в 18 – начале 20 вв. - казачьи войска и др. ). К началу 1871 г. в ведении Военного министерства состояли следующие казачьи войска: Донское, Терское, Астраханское, Уральское, Оренбургское, Сибирское, Семиреченское, Забайкальское, Амурское; Енисейский и Иркутский конные полки и три казачьи пешие команды. Изданы новые положения о воинской повинности и военной службе казаков. Казаки получили новое вооружение. Казачьи части, бывшие на действительной службе, поставлены в равные условия с регулярными войсками. В первую очередь преобразования проведены в шести казачьих войсках: Донском, Уральском, Оренбургском, Семиреченском, Забайкальском и Амурском. Новый устав о воинской повинности позже был введен в четырех казачьих войсках: Кубанском, Терском, Астраханском и Сибирском. Некоторые преобразования коснулись и так называемых инородческих войск. К началу 1871 г. на службе состояли следующие части: лейб-гвардии Кавказский эскадрон Собственного Его Величества конвоя, Дагестанский и Кутаисский конно-иррегулярные полки, милиция; Дагестанская, Терская, Андийская и Кубанская, Грузинская пешая дружина и Гурийская пешая сотня. Во всех этих частях состояло на службе по спискам 131 офицер и 5612 нижних чинов. Для новобранцев из крымских татар и башкир Оренбургской губернии были в 1874 г. образованы Крымский, Татарский и Башкирский эскадроны, вскоре переформированы и дивизионы. С декабря 1876 г. по распоряжению главнокомандующего Кавказкой армией началось формирование новых инородческих частей на Кавказе. 
 
    Реформы в области просвещения.

Народное образование  также обратило на себя внимание царя. Особенно важное значение имело в  этом отношении издание нового и  общего устава российских университетов 18 июля 1863 г. , в выработке которого, по инициативе министра народного просвещения А. В. Головкина, участвовала особая комиссия при главном правлении училищ, составленная преимущественно из профессоров Петербургского университета. Устав предоставлял университетам довольно широкую автономию: вводилась выборность ректора, деканов, профессоров, университетский Совет получил право самостоятельно решать все научные, учебные и административно-финансовые вопросы. А в связи с развитием университетов, соответственно быстрыми темпами начала развиваться наука. Согласно утвержденному 14 июня 1864 г. Положению о начальных народных училищах, образованием народа совместно должны были заниматься государство, церковь и общество (земства и города). 19 ноября 1864 г. появился новый устав о гимназиях, который провозглашал равенство при поступлении всем сословиям. Но из-за высокой оплаты это было доступно только детям обеспеченных родителей. Обращено было внимание и на женское образование. Уже в 60-х годах вместо прежних закрытых женских заведений стали устраивать открытые, с допущением девиц всех сословий, причем эти новые учреждения находились в ведомстве учреждений императрицы Марии. Подобные гимназии стало утверждать и Министерство народного просвещения. В 1870 г. 24 мая утверждено было новое Положение о женских гимназиях и прогимназиях Министерства народного просвещения. Потребность к высшему женскому образованию привела к учреждению педагогических курсов и высших женских курсов в Петербурге, Москве, Киеве, Казани и Одессе. Реформы в области печати.

Глубокое и благотворное влияние на развитие общественного  самосознания оказала также и  реформа печати. В 1857 году правительство  поставило на очередь вопрос о  пересмотре цензурного устава. После  разрешения в 1858 году обсуждать в  печати проблемы общественной жизни  и деятельность правительства резко  возросло количество периодических  изданий (1860 год – 230) и наименований книг (1860 год –2 058). Уже в 1862 г. главное управление цензуры было закрыто и часть его обязанностей возложено на Министерство внутренних дел, а другая - непосредственно на министра народного просвещения. 6 апреля 1865 г. были утверждены “Временные правила о печати”, которые освобождали от предварительной цензуры оригинальные сочинения объемом не менее десяти, а переводные – не менее двадцати листов и некоторые периодические издания по усмотрению министра внутренних дел. Для периодических изданий дополнительно требовалось и внесение крупного денежного залога. От цензуры освобождались официальные и научные издания. “Временные правила о печати” действовали практически без изменений в течение 40 лет.

 
    

“Пособие по истории  Отечества для поступающих в  ВУЗы” под редакцией А. С. Орлова, А. Ю. Полунова и Ю. А. Щетинова, Москва, издательство “Простор”, 1994 год. В. А. Федоров "Внутренняя политика российского самодержавия во второй половине ХIХ века", Москва, издательство "Манускрипт", 1993 год.


Информация о работе “Великие реформы” 60-70-х годов