В чем заключались самые важные преобразования Петра I в сфере государственного управления? Что такое просвещенный абсолютизм?

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2013 в 20:15, контрольная работа

Описание работы

22 февраля 1711 г. Петром I взамен Боярской Думе был учрежден Правительствующий Сенат как высшее правительственное учреждение. Однако вся законодательная власть осталась в руках царя, в компетенцию Сената входило: свершение правосудия, решение финансовых вопросов, общие вопросы управления торговлей и другими отраслями хозяйства. Таким образом, Сенат стал высшим судебным, управленческим и законосовещательным учреждением, которое выносило на рассмотрение различные вопросы для законодательного разрешения монархом.

Файлы: 1 файл

Контрольная.doc

— 46.50 Кб (Скачать файл)

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

РОССИЙСКАЯ  АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА и  ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

СИБИРСКИЙ ИНСТИТУТ – ФИЛИАЛ  РАНХиГС

ЦЕНТР  ПЕРЕПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ

 

Кафедра Гуманитарных основ государственной службы

 

КОНТРОЛЬНАЯ  РАБОТА

 

 

по дисциплине: История государственного управления в России

 

Тема:  В чем заключались самые важные преобразования Петра I в сфере государственного управления? Что такое просвещенный абсолютизм?

 

 

 

Выполнила 

Косоурова Анна Владимировна

Государственное и муниципальное управление

Группа № 11203

Проверил

Амелина Валентина  Васильевна,

Доцент, к.и.н.

 

Новосибирск 2012г.

 

В чем заключались самые  важные преобразования Петра I в сфере государственного управления?

По моему мнению, важнейшими «Реформами Петра» являлись реформы  государственного аппарата управления, так как основания для них  зрели на протяжении предшествующего  столетия, а прежний государственный  аппарат, содержавший в себе множество устаревших черт, не справлялся со стоявшими перед ним задачами.

22 февраля 1711 г. Петром I взамен Боярской Думе был  учрежден Правительствующий Сенат  как высшее правительственное  учреждение. Однако вся законодательная  власть осталась в руках царя, в компетенцию Сената входило: свершение правосудия, решение финансовых вопросов, общие вопросы управления торговлей и другими отраслями хозяйства. Таким образом, Сенат стал высшим судебным, управленческим и законосовещательным учреждением, которое выносило на рассмотрение различные вопросы для законодательного разрешения монархом.

Указами от 2 и 5 марта 1711 г. предполагалось «учинить фискалов во всяких делах», но  возник особый институт фискалов в 1714 г. Фискалы должны были бороться со злоупотреблениями чиновников, одновременно с этим они были и доверенными лицами царя. Однако далеко не всегда они оправдывали доверие Петра, формирующаяся бюрократическая система толкала их на путь воровства и взяточничества, так например, генерал-обер-фискал Нестеров, призванный пресекать подобные дела в государстве, был казнен за взяточничество.

Первым законодательным актом  о прокуратуре был указ от 12 января 1722 г.: «быть при Сенате генерал-прокурору  и обер-прокурору, также во всякой коллегии по прокурору...». А указом от 18 января 1722 г. учреждены прокуроры в провинциях и надворных судах. Если фискалы находились частично в ведении Сената, то генерал-прокурор и обер-прокуроры подлежали суду самого императора. Прокурорский надзор распространялся даже на Сенат.

В 1718 г. были введены коллегии, всего 11 коллегий: коллегия «чужестранных  дел»; коллегия военных дел; адмиралтейств-коллегия; камер-коллегия; штатс - коллегия; ревизион - коллегия; берг-коллегия; мануфактур-коллегия; коммерц-коллегия. Несколько позднее были учреждены Вотчинная коллегия, которая ведала делами Поместного приказа, и Юстиц-коллегия. В результате чего были образованны центральные учреждения отраслевого типа, пришедшие на смену беспорядочному приказному управлению.

Судебная реформа, проведенная в 1719 г., упорядочила, централизовала и усилила всю судебную систему России. Основная задача данной реформы являлось отделение суда от администрации. Во главе судебной системы стоял монарх, который решал самые важные государственные дела, он был верховным судьей и разбирал многие дела самостоятельно. По его инициативе возникли «канцелярии розыскных дел», которые помогали ему осуществлять судебные функции. Централизация и бюрократизация, развитие сословного правосудия и служба интересам дворянства – вот новые характеристики судебной системе, сложившиеся во времена правления Петра.

Создание в 1721 г. Духовной коллегии, позднее преобразованной  в Святейший Правительствующий  Синод, явилось началом абсолютистского  периода русской истории, так  как теперь вся власть, в том  числе и церковная, была сосредоточена  в руках царя. Синод был главным центральным учреждением по церковным вопросам, который назначал епископов, осуществлял финансовый контроль, ведал своими вотчинами и отправлял судебные функции в отношении таких преступлений как ересь, богохульство, раскол и т.д. Принятие Духовного регламента фактически превратило русских священнослужителей в государственных чиновников, тем более что для надзора за Синодом было поставлено светское лицо – обер-прокурор, таким образом, компетенция Синода ограничивалась светской властью.

В результате реформ государственного аппарата и власти на местах в России было создано государство, которое в исторической литературе было названо «регулярным государством». Россия преобразовалась в абсолютистское бюрократическое государство, пронизанное слежкой и шпионажем, сопровождавшиеся необычайным ростом роли личности в российской истории. Одним ярких проявлений этого факта стало принятие русским царем титула императора и преобразование России в империю, что безусловно отразилось на общественном сознании и культуре.

Таким образом, Петром I была создана единая для всей страны, централизованная административно-бюрократическая система управления, в этом и заключается самое важное преобразование Петра I в сфере государственного управления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Что такое просвещенный абсолютизм?

Просвещенный  абсолютизм — это эпоха «просвещенных монархов», то есть эпоха попыток соединить абсолютную форму правления с идеями Просвещения (вторая половина XVIII в.).

Считается, что  наиболее яркими приверженцами  просвещенного абсолютизма являлись правители Дании, Пруссии и России, то есть европейских государств с монархической формой правления и слабым развитием капиталистических отношений в экономике.

 Просвещённый абсолютизм был направлен на укрепление господства дворянства, хотя некоторые реформы все-таки способствовали развитию капиталистического уклада. Преобразования, проведенные в период просвещенного абсолютизма в вышеуказанных странах, были примерно одинаковы: поощрение торговли, развитие образования, попытка оптимизации финансов и государственного управления и попытки модернизировать аграрные отношения. Так своими реформами «сверху», преобразованием наиболее устаревших феодальных порядков, покровительством свободной торговле, науке, искусству, ставшим признаком хорошего тона, они пытались укрепить свою власть, но в то же время доказать, что их дела направлены на осуществление планов «просветителей».

Однако просвещенный абсолютизм оставался абсолютизмом, так как он исключал участие подданных  в управлении государством. В некотором  отношении так называемые «просвещенные монархи» обладали еще более ярко выраженной неограниченной властью и с еще большим упорством боролись с традициями и обычаями населения.

Фактически  проводимая политика просвещенного  абсолютизма была основана на демагогии и видимости защиты интересов народа, стремления к «общему благу», борьбы с пороками, на «союзе государей с философами». Даже такие прогрессивные черты просвещенного абсолютизма, как борьба с сепаратизмом феодальной знати, ликвидация остатков феодальной раздробленности, развитие капиталистического уклада, подчинение церкви государству и введение единых законов, которые возможно могли ослабить остроту социальных противоречий, реальных положительных решений в особенно остро стоящих вопросах не дали.

Таким образом, внешне пышный расцвет абсолютизма лишь камуфлировал его многочисленный внутренние изъяны.

В итоге хочется сказать, что, по моему мнению, просвещенный абсолютизм – это когда абсолютный монарх думает о своем народе и о развитии своей страны, по возможности избегая насилия в управлении, и не словом, а делом доказывает приверженность  идеям Просвещения.


Информация о работе В чем заключались самые важные преобразования Петра I в сфере государственного управления? Что такое просвещенный абсолютизм?