«Соляной» и «Медный» бунты в Москве. Городские восстания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июня 2013 в 21:18, контрольная работа

Описание работы

XVII в. запомнился современникам как "бунташный" век. Этот век начался с восстания Хлопка и войны под предводительством Ивана Болотникова и завершился стрелецкими волнениями. Народные волнения охватывали огромные территории, а во время городских бунтов восставшие становились хозяевами столицы. Однако бунтовщики не имели продуманного плана действий, часто преследовали узкосословные интересы, были разобщены и недисциплинированны. Общей чертой народных волнений XVII в. являлись ярко выраженные царистские иллюзии. Взбунтовавшиеся за редким исключением не помышляли о действиях против царской особы, и уж тем более против самого института монархии. Их гнев был направлен против бояр, думных людей, воевод, а у самодержца, наоборот, искали защиты против "изменников". К царю обращались с челобитными, просили его наказать корыстных людей и поставить вместо них честных слуг.

Содержание работы

1. Введение.
2. «Соляной» и «Медный» бунты в Москве. Городские восстания.
3. Строительство и архитектура XVII в.
4. Заключение.
5. Приложение. (Иллюстрации).
6. Список используемой литературы.

Файлы: 1 файл

бунташный век..docx

— 712.69 Кб (Скачать файл)

При Федоре Алексеевиче  строгий надзор за шестью его сестрами был смягчен, но если пятеро царевен воспользовались относительной свободой только для того, чтобы нарядиться в польское платье и завести любовников, то у Софьи были далеко идущие политические планы. Как писал Н.И.Костомаров, царевна Софья, «хотя также вела далеко не постную жизнь, но отличалась от других замечательным умом и способностями. Она более своих сестер приблизилась к Федору и почти не отходила от него, когда он страдал своими недугами; таким образом, она приучила бояр, являвшихся к царю, к своему присутствию, сама привыкла прислушиваться к разговорам о государственных делах и, вероятно, до известной степени уже участвовала в них при своем передовом уме. Ей было тогда 25лет. Иностранцам она казалась вовсе не красиво и отличалась тучностью; но последняя на Руси считалась красотою в женщине».

По образному  сравнению одного из современников, весть о стрелецких волнениях  стала для царевны Софьи столь  же радостной, как для Ноя масличная  ветвь, принесенная голубицею в  ковчег. Воспользовавшись недовольством  стрельцов можно было вырвать  власть у Нарышкиных, но Софье и  Милославским следовало торопиться, так как противная сторона  принимала меры для своего усиления. В Москву срочно был вызван боярин А.С.Матвеев, некогда один из ближайших  сотрудников царя Алексея Михайловича, сосланный на Мезень по проискам Милославских. От него Милославским нечего было ждать  пощады. Порицал вернувшийся из ссылки боярин и уступки стрельцам: «Они таковы, что если им хоть немного  попустить узду, то они дойдут до крайнего бесчинства…».

15 мая - роковая  дата, в этот день в 1591 г.  в Угличе погиб царевич Дмитрий,  и этот же день в 1682 г.  в Москве ознаменовался чередой  кровавых расправ, Сторонники  Милославских распространили среди  стрельцов слухи, будто Нарышкины  извели царевича Ивана. Примерно  по той же схеме развивались  события 17 мая 1606 г., когда приспешники Шуйского подняли по набату народ слухом о том, что поляки убили царя Дмитрия - Лжедмитрия I и, воспользовавшись восстанием, возвели на престол Василия Шуйского. В мае 1682 г. стрельцы и простой народ бросились в Кремль. Царица вместе с патриархом и боярами вывела Ивана и Петра на Красное крыльцо. Толпа, убедившись, что царевич жив, стихла и начала поддаваться на переговоры. Однако в этот решающий момент, как говорили современники, все дело решило неразумное поведение князя М.Ю.Долгорукова, помощника своего отца по Стрелецкому приказу и одного из самых ненавистных стрельцам бояр. Князь начал угрожать стрельцам и вывел толпу из себя. Стрельцы сбросили с крыльца боярина Матвеева и изрубили его на куски, убили брата царицы Афанасия Нарышкина, бояр Г. Г. Ромоданского и И. М. Языкова, думного дьяка Лариона Иванова и многих других. Тела убитых волокли через Спасские ворота на Красную площадь, перед ними шли стрельцы и издевательски провозглашали: «Вот боярин Артемон Сергеевич! Вот боярин князь Ромоданский, вот думный едет, дайте дорогу!». Стрельцы расправились и с начальником Стрелецкого приказа князем Юрием Долгоруким, усмирителем восстания Стеньки Разина. Когда восьмидесятилетнему старику сообщили об убийстве его сына Михаила, он имел неосторожность сказать по адресу стрельцов: «Щуку-то они съели, да зубы остались, недолго им бунтовать, скоро будут висеть на зубцах по стенам Белого и Земляного города». Один из княжеских холопов сообщил об этих словах стрельцам, те стащили старика с постели, рассекли на части, бросили тело в навозную кучу и положили соленую щуку. На следующий день стрельцы потребовали выдать им И.К.Нарышкина, грозя в противном случае перебить всех бояр. Царевна Софья резко сказала царице Наталье: «Брату твоему не отбыть от стрельцов; не погибать же нам всем за него!». Молодого боярина исповедали, приобщили и соборовали перед неизбежной смертью, после чего вывели к мятежной толпе. Нарышкина жестоко пытали, затем вытащили на Красную площадь и рассекли на части. Царского лекаря Даниила фон Гадена под пытками заставили признаться в том, что он вместе с Нарышкиными якобы отравил царя Федора Алексеевича.

Вся столица находилась в руках стрельцов и примкнувших  к ним холопов. Были разгромлены  Стрелецкий и Холопий приказы. Стрельцы призывали холопов уничтожить кабальные  записи, и некоторые из холопов  воспользовались удобным случаем, но не все, так как многие закабалились вполне добровольно.

В этой смуте царевне  Софье и Милославским удалось  достичь желаемой цели. 26мая был  созван новый собор, опять только из жителей Москвы. В страхе перед  стрельцами участники собора нашли  компромиссное решение поставить  на царство сразу двух братьев: и  Ивана и Петра. При этом Иван по требованию выборных от стрельцов был  провозглашен первым царем, а Петр - вторым. Через несколько дней по требованию стрелецких полков было объявлено, что ввиду молодости государей, правление вручается их сестре Софье  Алексеевне.

Царевна Софья получила власть благодаря стрельцам, которых  взамен была вынуждена всячески ублажать и награждать. Стрельцы получили почетное наименование «надворной пехоты». Московским стрельцам, солдатам, посадским людям  и ямщикам была дана жалованная грамота, чтобы их не называли бунтовщиками. В грамоте монотонно перечислялось: «…случилось побитье, за дом пречистые богородицы и за вас, великих государей, за мирное порабощение и неистовство к вам, и от великих к нам налог, обид и неправды боярам князь Юрью и князь Михаиле Долгоруким… Думного дьяка Лариона Иванова Языкова убили за то, что он, скатавшись с нашими полковниками, налоги нам великие чинил и взятки брал. Боярина Матвеева и доктора Данилу убили за то, что они на ваше царское величество отравное зелье составляли, и с пытки Данила в том винился. Ивана и Афанасья Нарышкиных побили за то, что они применяли к себе вашу царскую порфиру и мыслили всякое зло на государя царя Иоанна Алексеевича…». В знак стрелецких подвигов на Красной площади был воздвигнут столб с именами побитых ими изменников.

Стрельцы не удовлетворились  моральным поощрением. Каждому было пожаловано по десять рублей, а сверх  того они получили имущество перебитых  бояр и потребовали вернуть неуплаченного  жалования почти за 40 лет. По стрелецким расчетам выходила огромная сумма в 240 тысяч рублей. Таких денег в  казне не было, и со всего государства  было велено собирать серебряную посуду и лить из нее деньги для стрельцов.

Правительство Софьи  стало заложником стрелецких требований. Оказалось, что вызвать бурю было гораздо легче, чем ее утихомирить. Более того, стрелецкие полки грозили  окончательно выйти из повиновения. У них появилась собственная  идейная программа, заключающаяся  в восстановлении старой веры. 1682г. был во многом переломным для раскольников. В апреле в Пустозерске по царскому указу был сожжен духовный вождь раскола протопоп Аввакум, а буквально через две недели умер царь Федор Алексеевич. Раскольники узрели в этом явный знак божьего гнева. Среди стрельцов было немало приверженцев Аввакума. К расколу принадлежал один из руководителей стрелецкого бунта Алексей Юдин. Поборником старой веры считался и князь Хованский, чье имя дало название всему движению.

Князь Иван Андреевич  Хованский по прозвищу Тараруй принадлежал к роду Гедиминовичей, которые по своей знатности спорили с Рюриковичами. Он был знаменитым воеводой, правда, по язвительному выражению одного историка, более всего он был знаменит своими поражениями. В майские дни он был одним из сторонников царевны Софьи, поднимавших стрельцов на бунт. В награду он был сделан начальником («судьей») Стрелецкого приказа. Но, получив командование над «надворной пехотой» Хованский начал претендовать на самостоятельную роль. Вместе с Хованским стрельцы поклялись стоять за старую веру. Выборные от полков потребовали устроить прения о вере и выставили против никониан нескольких расколоучителей во главе с суздальским священником Никитой.

Религиозный диспут состоялся 5 июля в Грановитой палате. Раскольников сопровождала целая толпа, одобрявшая их изможденный вид: «Не толсты брюха-то у них, не как у нынешних Нового завета учителей!». Сам диспут ничего не решил, каждая из сторон - патриарх с синклитом и раскольники остались при своих убеждениях. Царевна Софья держала себя мужественно, не испугалась, подобно многим боярам, бурлившей снаружи толпы и горячо отстаивала церковные реформы. Выборных от стрельцов царевна предупредила: «…в надежде на вас эти раскольники-мужики так дерзко пришли сюда… Если мы должны быть в таком порабощении, то царям и нам здесь больше жить нельзя: пойдем в другие города и возвестим всему народу о таком непослушании и разорении».

Угроза царевны  покинуть столицу подействовала  на стрельцов. Кроме того, выборных от полков щедро угостили вином, и  они отступились от старой веры. Как писал С.М.Соловьев, «рядовые стрельцы побуянили, но не смогли устоять  перед царским погребом, когда  выставили на десять человек по ушату: принесли заручные, что вперед не будут вступаться за старую веру, а раскольников начали бить, крича: «Вы, бунтовщики, возмутили всем царством!». Те бросились бежать, куда кто мог: отцов перехватили; Никите, как самому дерзкому заводчику смуты и нарушителю своего обещания, отсекли голову…»

После неудачи с  возвращением к старой вере князю  Хованскому все сложнее было играть роль посредника между правительством и стрельцами. Сам богатый и  знатный боярин он выступал заступником  стрельцов перед кровопийцами- боярами, а бояр уверял, что потакает стрельцам  ради общего спокойствия. «Когда меня не станет, то в Москве будут ходить по колено в крови», - говорил он. Но Софья и ее окружение уже  не верили князю. Его обвиняли в потворстве раскольникам и даже подозревали  в том, что он сам хочет занять престол. Ходили слухи, что во время  крестного похода стрельцы задумали лишить жизни царей и цариц  и выкликнуть на царство своего кумира. Справедливы были эти подозрения или нет, но в августе вся царская  семья покинула Москву и разместилась в селе Воздвиженском.

Князь Хованский  метался, не зная, что предпринять. Он страшился окончательно разорвать  с правительством, и когда пришел царский указ всем думным людям прибыть  в Воздвиженское, повиновался и  покинул Москву. В столице его  карету постоянно окружала полусотня  стрельцов и еще сотня караулила  дом, но за пределами города он оказался совершенно беззащитен, чем не преминули  воспользоваться сторонники Софьи. 17 сентября князь был схвачен  у села Пушкино и доставлен в Воздвиженское. Пред очи царевны князя не допустили, у околицы села зачитали Хованскому обвинительную сказку и тут же у Московской дороге «вершили» - казнили вместе с сыном.

Оставшись без предводителя, стрельцы окончательно растерялись, тем  более что по распоряжению правительницы  к Троицкому монастырю начало подтягиваться дворянское ополчение  из уездов. Видя, что силы правительницы  увеличиваются с каждым днем, стрельцы решили принести повинную. К Троице отправились выборные от полков, впрочем, некоторые из них в страхе бежали назад с полдороги. Остальные, представ перед царевной, слезно молили ее о  прощении.

6 ноября царевна  Софья вернулась в Москву победительницей.  Столб, установленный на Красной  площади в честь стрельцов,  был уничтожен, полки приведены  в повиновение. Начальником Стрелецкого  приказа назначен верный Софье  человек - Думный дьяк Ф. Л.  Шакловитый. В феврале 1683 г. был издан указ о возвращении прежним владельцам холопов, получивших отпускные во время бунта: «и впредь таким отпускным не верить, потому что они их взяли в смутное время, неволею, за смутным страхованием, да этим же холопям при отдаче их чинить жестокое наказанье, бить кнутом нещадно, если же прежние господа не возьмут их, то ссылать их в сибирские и другие дальние города на вечное житье».

На следующие 7 лет  власть перешла при номинальном  царствовании Ивана и Петра перешла  в руки царевны Софьи и ее фаворита князя В.В.Голицына.

3.Строительство и архитектура XVII в.

 

  В зодчестве на протяжении XVII в. произошли большие изменения. Хотя основным строительным материалом осталось дерево, но по сравнению с предыдущим временем значительно большее развитие получило каменное ( кирпичное ) строительство. Широко стали применяться новые виды  строительных материалов: многоцветные  изразцы фигурный кирпич, белокаменные детали. Многие постройки возводились

 мастерами  Приказа каменных дел ( образован в конце XVI в. ).

К выдающимся произведениям деревянного зодчества относится царский дворец в подмосковном селе Коломенское,построенный в 1667-1678 гг. Это был целый городок с

 башенками,  чешуйчатыми крышами, гульбищами, крылечками с витыми "колоннами". Различные постройки - хоромы,выполненные в индивидуальной манере, не похожие друг на друга, связывались между собой переходами и насчитывали 270 комнат и 3000 окон. Современники называли его "восьмым чудом света".

  В деревянном церковном зодчестве  преобладали шатровые

 здания. Строили  также ярусные церкви. В целом  деревянное

 зодчество  испытывало обратное влияние  каменной

 архитектуры.

  Несмотря на попытку патриарха  Никона запретить

 строительство  каменных шатровых храмов, этот  тип стал

 преобладающим в церковной архитектуре. В Москве возводятся

 церковь  Рождества в Путинках, церковь Троицы в Никитниках,

 в Алексеевском  монастыре в Угличе - "дивная" Успенская

 церковь,  имеющая три шатра, в Троице-Сергиевом монастыре -

 церковь  Зосимы и Савватия, а также храмы в Вязьме, в селе

 Остров (под  Москвой), в Муроме и Устюге. Все  они

  отличались, как правило, богатым  архитектурным убранством

  и орнаментикой, придающим зданиям  нарядность.

 

 Вместе  с тем, под влиянием Никона  в середине - второй

 половине XVII в. осуществляется строительство  ряда

 монументальных  построек, выполненных в традиционном  стиле

 предыдущих  периодов и имеющих цель показать  силу церкви.

 Таков  величественный Воскресенский собор  московского

 Ново-Иерусалимского  монастыря, для постройки которого  были

 использованы модель храма над "гробом господнем" в

 Иерусалиме - главной христианской святыни. Еще ранее

 возводятся  здания Валдайского Иверского монастыря. В

70-80-х годах  строится ансамбль построек ростовского

 митрополичьего  двора - Ростовский кремль. Жилой  комплекс

 здесь  сочетался с храмовым. Все постройки  окружали

 массивные  стены с башнями.

 

 Заказчиками  церквей выступали не только "власть

 предержащие", но и прихожане - жители посадов  и сел.

 Поэтому  говорят даже о посадском направлении  в зодчестве.

 Характерным  здесь является культовое строительство  в

 Ярославле, одном из крупных ремесленноторгопых центров.

 Примеры  этого: храмы Ильи Пророка,  Иоанна Златоуста,

 Николы "Мокрого", грандиозная церковь Иоанна Предтечи  в

 Толчкове. Примечательны церковные постройки и в других

 городах: Костроме, Романове-Борисоглебске.

 

 В конце  XVII в. в храмовой архитектуре  возникает новый

 стиль  - нарышкинское (московское) барокко. Самым

 значительным  памятником его является московская церковь

Информация о работе «Соляной» и «Медный» бунты в Москве. Городские восстания