Швейцария

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2013 в 13:06, контрольная работа

Описание работы

Создание Швейцарской Конфедерации. Рост и расширение конфедерации. От Реформации до Французской революции. Революция и восстановление Конфедерации. Гражданская война и новая конституция. Швейцария в мировых войнах. Внешняя политика. Политические и социальные перемены. Полемика по поводу денежных вкладов жертв нацистского геноцида. Борьба за права женщин. Меры по охране окружающей среды. Развитие экономики.

Файлы: 1 файл

история.docx

— 28.97 Кб (Скачать файл)

Швейцария :: Информация о стране :: История Швейцарии


 Создание Швейцарской  Конфедерации. 
 
   Среди кельтских племен, населявших территорию Швейцарии в доисторические времена, выделялись гельветы, ставшие союзниками римлян после того, как были разбиты Юлием Цезарем в битве при Бибракте в 58 до н. э. В 15 до н.э. Римом были покорены также реты. В последующие три столетия римское влияние способствовало развитию культуры населения и его романизации.    

 

  

 В 4–5 вв. н.э. территорию  нынешней Швейцарии захватили  германские племена алеманнов и бургундов. В 6–7 вв. она вошла в состав королевства франков и в 8–9 вв. находилась под властью Карла Великого и его преемников. Последующая судьба этих земель тесно связана с историей Священной Римской империи. После распада империи Каролингов они были захвачены швабскими герцогами в 10 в., но те не смогли удержать их под своей властью, и регион распался на отдельные феодальные владения. В 12–13 вв. предпринимались попытки их объединения под властью крупных феодалов, таких, как Церингены, основатели Берна и Фрибура, и Габсбурги. В 1264 Габсбурги завоевали господствующее положение в восточной Швейцарии. На западе закрепились графы Савойские.   
 
   Габсбурги натолкнулись на сильное сопротивление, когда попытались объединить свои владения, отменив привилегии некоторых местных общин. В центре этого сопротивления оказались крестьяне, жившие в горных долинах Швица (отсюда название страны Швейцария), Ури и Унтервальдена. Эти лесные кантоны, расположенные у стратегически важной дороги через перевал Сен-Готард, извлекли выгоды из борьбы между императорами из династии Гогенштауфенов и папством. В 1231 Ури, а в 1240 – Швиц получили права имперских территорий Священной Римской империи, освободившись от зависимости перед мелкими феодалами. После кончины императора Фридриха II в 1250 в империи наступил период упадка, ознаменовавшийся гражданской войной во время Великого междуцарствия 1250–1273. Габсбурги, не признавшие прав Ури и Швица, попытались в 1245–1252 завоевать Швиц. На помощь ему пришли Ури и Унтервальден, вступившие во временный союз. В августе 1291 швейцарские общины заключили между собой постоянный оборонительный союз и подписали договор, известный как «Вечный союз», – первое документальное свидетельство сотрудничества между лесными кантонами. С этого года начинается официальная история швейцарского государства. Часть традиционной легенды об этих событиях, связанная с именем Вильгельма Телля, не находит подтверждения в исторических документах.   
 
   Рост и расширение конфедерации.  
 
   Первоедоказательство силы конфедерации было дано в 1315, когда горцы лесных кантонов Ури, Швиц и Унтервальден столкнулись с превосходившими войсками Габсбургов и их союзников. В битве при Моргартене они одержали победу, которая считается одной из самых важных в истории Швейцарии. Эта победа побудила и другие общины присоединиться к конфедерации. В 1332–1353 города Люцерн, Цюрих и Берн, сельские общины Гларус и Цуг заключили отдельные соглашения с тремя объединившимися кантонами, образовав ряд конфедераций. Хотя эти соглашения не имели общей основы, они смогли обеспечить главное – независимость каждого из участников. Потерпев поражение в битвах при Земпахе в 1386 и при Нефельсе в 1388, Габсбурги были, наконец, вынуждены признать независимость кантонов, 
объединившихся в конфедерацию.  

 
   В начале 15 в. участники конфедерации почувствовали себя достаточно сильными, чтобы перейти в наступление. В ходе многочисленных войн и кампаний против австрийских Габсбургов и Священной Римской империи, герцогов Савойи, Бургундии и Милана и французского короля Франциска I швейцарцы стяжали репутацию великолепных воинов. Их боялись враги и уважали союзники. В период «героического века» швейцарской истории (1415–1513) территория конфедерации расширилась за счет присоединения новых земель в Аргау, Тургау, Во, а также к югу от Альп. Было создано 5 новых кантонов. В 1513–1798 Швейцария стала конфедерацией 13 кантонов. Кроме них, в конфедерацию входили земли, вступившие в союз с одним или несколькими кантонами. Постоянный центральный орган отсутствовал: периодически созывались общесоюзные сеймы, где право голоса имели только полноправные кантоны. Общесоюзных администрации, армии и финансов не было, и такое положение сохранялось вплоть до Французской революции.  

 
    От Реформации до Французской  революции.  
 
   В 1523 Хульдрих Цвингли бросил открытый вызов Римско-католической церкви и возглавил движение за религиозные реформы в Цюрихе. Его поддержали жители ряда других городов северной Швейцарии, но в сельских местностях он встретил сопротивление. К тому же возникли расхождения с радикальным анабаптистским крылом его последователей в самом Цюрихе. Цвинглианское течение протестантизма впоследствии объединилось с течением Жана 
Кальвина из Женевы в Швейцарскую реформатскую церковь. Поскольку кантоны центральной Швейцарии оставались католическими, раскол по религиозному принципу был неизбежен. После непродолжительных религиозных столкновений установилось примерное равновесие между обеими религиями. В 1648 независимость Швейцарии от Священной Римской империи была официально признана Вестфальским мирным договором.   

 
   Политическая жизнь Швейцарии  в 18 в. была спокойной. В «век Просвещения» прославились бернский естествоиспытатель и поэт Альбрехт фон Галлер (1708–1777), историк И. фон Мюллер, а также уроженец Женевы философ Жан Жак Руссо и великий педагог и гуманист из Цюриха И.Г.Песталоцци. В это время в Швейцарию устремился поток иностранных гостей, среди них – Вольтер, Гиббон и Гёте.   
 
   Революция и восстановление Конфедерации.  
 
   Французская революция оказала глубокое влияние на Швейцарию как в политическом, так и в философском отношениях. В 1798 французские войска вторглись в страну и оккупировали ее. Французы предоставили завоеванным кантонам конституцию, которая заменила рыхлую федерацию на «единую и неделимую Гельветическую республику». Революционные идеи демократии, гражданских свобод и централизованной власти впервые в истории Швейцарии привели к созданию сильного централизованного управления. Конституция 1798, созданная на основе конституции первой Французской республики, предоставляла всем швейцарцам равные права перед законом и кодекс гражданских свобод. Однако она посягала на традиционный федерализм, и многие швейцарцы не желали ее признавать. Борьба между федералистами, противниками новой системы, и централистами, поддерживавшими ее, временно утихла, когда Наполеон Бонапарт в 1802 даровал республике конституцию, известную как «Акт о медиации (посредничестве)». Она восстановила многие прежние привилегии кантонов и расширила число 
кантонов с 13 до 19.   

 

  

 После поражения Наполеона  кантоны отмежевались от режима, навязанного французами, и  опытались возродить прежнюю конфедерацию. После длительных переговоров был выработан Союзный договор, подписанный в сентябре 1814. Он провозглашал союз 22 суверенных кантонов, но не указывал, что они составляют одно государство. В декларации Венского конгресса (март 1815) и Парижском мирном договоре (ноябрь 1815), великие державы признавали вечный нейтралитет Швейцарии.   
 
Гражданская война и новая конституция.  
 
   В течение следующих трех десятилетий в Швейцарии нарастали либеральные настроения. В ответ на действия радикалов в союзном сейме и в некоторых кантонах (закрытие монастырей в Аргау, изгнание иезуитов) семь консервативных католических кантонов сформировали оборонительный союз Зондербунд. В 1847 сейм небольшим большинством голосов объявил о роспуске этого объединения. Федеральная армия под руководством генерала Гийома Дюфура одержала победу в гражданской войне, прежде чем в конфликт успели вмешаться  вропейские державы.   
 
   В результате победы над Зондербундом была принята новая конституция (1848). Было достигнуто равновесие между устремлениями централистов-радикалов и федералистов-консерваторов. Из непрочного союза государств-кантонов Швейцария превратилась в единое союзное государство. Был создан постоянный орган исполнительной власти в виде федерального совета из семи членов, избираемых законодательным органом из двух палат – национального совета и совета кантонов. Федеральное правительство было наделено правом выпускать деньги, регулировать таможенные правила и, самое главное, определять внешнюю политику. В качестве федеральной столицы был выбран Берн. Пересмотренная конституция 1874 с последующими поправками еще более усилила власть федерального правительства, не ставя под угрозу федеративную основу Швейцарского государства.   

 

 

 В последние десятилетия  19 в. развивалась промышленность  Швейцарии, развернулось строительство  железных дорог. Импортируемое  сырье перерабатывалось в  высококачественные продукты, которые затем поступали на мировой рынок.   
 
   Швейцария в мировых войнах.  
 
   С началом Первой мировой войны возникла угроза национальному единству Швейцарии: франкоязычные швейцарцы в основном симпатизировали Франции, а немецкоязычные – Германии. Четырехлетняя мобилизация легла тяжелым бременем на экономику страны, ощущался дефицит промышленного сырья, росла безработица, не хватало продовольствия. Всеобщее недовольство вылилось в массовые забастовки в ноябре 1918.   
 
   В 1919 Женева была избрана в качестве штаб-квартиры Лиги наций. Швейцария стала членом этой организации только после жарких внутренних дебатов и после получения гарантий соблюдения ее нейтралитета. Начало Второй мировой войны застало население страны более сплоченным: мало кто в Швейцарии приветствовал нацизм. Однако в стратегическом отношении положение конфедерации было значительно более уязвимым, поскольку она находилась в окружении тоталитарных держав.   
 
 
   Внешняя политика.   
 
   С окончанием Второй мировой войны Лига наций прекратила свое существование. Швейцария приняла решение не вступать в новосозданную Организацию объединенных наций (ООН) и приобрела статус наблюдателя, что позволило разместить в Женеве европейскую штаб-квартиру и несколько специализированных организаций ООН, включая Международную организацию труда и Всемирную организацию здравоохранения. Швейцария сочла, что 
отказ от вступления в ООН – лучший способ сохранить свое независимое положение нейтральной страны при постоянно меняющемся соотношении сил на мировой арене. Такое решение укрепило позиции Швейцарии в международной политике. Эта страна является членом нескольких организаций ООН: Международного суда, Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО), Организации объединенных наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) и Управления верховного комиссара ООН по делам беженцев. Швейцария оказывает значительную помощь развивающимся странам.   
 
   Придерживаясь традиционной политики нейтралитета, Швейцария в 1950-х и начале 1960-х годов сталкивалась с большими трудностями в вопросе об участии в различных планах европейской интеграции. В 1948 она вступила в Организацию Европейского экономического сотрудничества, но воздержалась от присоединения к Европейскому экономическому сообществу (впоследствии – Европейскому союзу, ЕС). Очевидные политические цели этой организации были неприемлемы для Швейцарии. Однако она стала одной из стран-учредителей Европейской ассоциации свободной торговли в 1959, а в 1963 вошла в Совет Европы, снова продемонстрировав свою заинтересованность в европейском сотрудничестве. В 1972 национальный референдум ратифицировал соглашение о свободной торговле с ЕС, согласно которому к 1977были постепенно сняты пошлины на все промышленные 
изделия. В 1983 Швейцария стала полноправным членом Группы десяти, объединения крупнейших вкладчиков Международного валютного фонда (МВФ).  
 
   Политические и социальные перемены.

 
  В 1960-х годах Швейцария столкнулась  с тяжелой внутренней проблемой.  Несколько  ранкоязычных округов, расположенных в горах Юра в кантоне Берн, потребовали образования нового кантона. Это встретило сопротивление со стороны немецкоязычного населения этого региона. Для предотвращения столкновений туда были введены федеральные войска. В начале 1970-х годов избиратели кантона Берн одобрили проведение референдума во франкоязычных округах по вопросу об отделении. В результате серии плебисцитов, проводившихся в течение ряда лет, три из семи округов и несколько пограничных общин проголосовали за создание нового кантона. Этот новый кантон получил название Юра. Решение было затем одобрено на общенациональном референдуме в 1978, и новый кантон  ступил в конфедерацию в 1979.   
 
   В 1960-х годах возникла заметная напряженность вокруг вопроса о большом числе рабочих  из стран Южной Европы, приехавших на заработки в Швейцарию. Несмотря на традиционный интернациональный характер страны и необходимость участия иностранцев в ее экономической жизни, многие швейцарцы проявляли враждебное отношение к мигрантам из Южной Европы и считали их виновными во внутренних проблемах страны, таких как нехватка жилья. В соответствии с этим правительство ввело ограничения, резко сократившие долю иностранцев среди работающих. Политическое движение, требовавшее дальнейшего уменьшения числа иностранных рабочих, не добилось большой поддержки на выборах, но смогло организовать в 1970, 1974 и 1977 референдумы по конституционным поправкам об ограничении доли иностранцев в составе населения Швейцарии. Эти предложения не получили одобрения, но попытки ограничить присутствие иностранцев в Швейцарии не прекращались и в 
1980–1990-х годах. В 1982 избиратели отклонили предложение правительства о либерализации правил, регулирующих пребывание иностранных рабочих и их семей, а в 1987 иммиграция была еще более ограничена. В 1994 участники референдума одобрили  ужесточение закона о пребывании иностранцев. Тем не менее контингент иностранных рабочих остается большим – 25% от общего числа занятых. В то же время число иностранных граждан, проживающих в Швейцарии, возросло примерно до 1,4 млн. Многие из них – беженцы из Боснии и Герцеговины и развивающихся стран.  
 
   В середине 1980-х годов правительство Швейцарии предприняло попытки покончить с  изоляцией страны и заключить ряд двусторонних и многосторонних соглашений со странами  ЕС. На референдуме 1986 швейцарские избиратели подавляющим большинством отклонили предложение правительства о вступлении в ООН, но спустя шесть лет проголосовали за участие Швейцарии в МВФ и Всемирном банке. В декабре 1992, через семь месяцев после заявления правительства о намерении Швейцарии вступить в ЕС, население отвергло предложение о присоединении к Европейскому экономическому пространству, которое с января 1994 включило страны Европейской ассоциации свободной торговли с ЕС в единую 
зону свободной торговли.  

 
   Отношение Швейцарии к постепенно  укрепляющемуся ЕС оставалось  камнем преткновения для внешней  политики страны в конце 1990-х  годов. На выборах 1995 обнаружилась  растущая 
поляризация мнений избирателей по этому вопросу. Наибольшего успеха на них добились, с одной стороны, социал-демократы, которые активно поддерживают интеграцию, а с другой – правая Швейцарская народная партия, выступающая не только против вступления в ЕС, но и против участия в Европейском экономическим пространстве и сотрудничества Швейцарии с другими торговыми и политическими союзами. Принятое в 1996 решение об участии швейцарских вооруженных сил в маневрах и технологических программах организации  «Партнерство ради мира» вызвало бурные протесты в стране.  
 
   Полемика по поводу денежных вкладов жертв нацистского геноцида.  
 
   В конце 1990-х годов правительство Швейцарии было вовлечено в международный спор о возвращении частными швейцарскими банками золота и другого ценного имущества, конфискованных нацистской Германией в годы Второй мировой войны у жертв геноцида. Предметом обсуждения были также денежные вклады и ценности, размещенные европейскими евреями в швейцарских банках до и во время войны с целью уберечь их от захвата 
нацистами.    
 
   Сразу же после войны Швейцария согласилась вернуть похищенные вклады пострадавшим и их наследникам. Однако в ходе судебных разбирательств, привлекших большое внимание  общественности в середине 1990-х годов, частные истцы и группы еврейских адвокатов утверждали, что Швейцария не выполнила своих обязательств, и обвинили швейцарские банки в том, что они препятствуют наследникам в доступе к «замороженным» счетам умерших вкладчиков.   
 
   С 1996 американские местные и федеральные политические деятели и организации развернули кампанию по возвращению т.н. нацистского золота, и многие муниципалитеты США, в том числе города Нью-Йорк, пригрозили применить экономические санкции против швейцарских банков, если последние откажутся оказать помощь истцам. В августе 1998 банковская группа «Швайцерише кредитанштальт» и ШБФ согласились выплатить 1,25 млрд. 
долл. в качестве компенсации жертвам геноцида и их наследникам. После этого угрозы применения санкций были прекращены.    
 
   Полемика нанесла ущерб международному престижу Швейцарии и вызвала волну возмущения в этой стране. Средства массовой информации США и европейских государств часто представляли швейцарских банкиров и дипломатов как крайне несимпатичных людей, проявивших равнодушие к искам жертв геноцида. Внимание общественности обращалось также на помощь, которая поступала в нацистскую Германию из Швейцарии. Несмотря на нейтралитет страны, швейцарские промышленники поставляли в гитлеровскую Германию сырье и промышленные изделия. Многие швейцарские политики сочли, что официальные круги США изображают их как злодеев; швейцарцы придерживались мнения, что достигнутое соглашение – капитуляция перед давлением извне, унизительная для нации в целом.   
 
   Борьба за права женщин. 
 
   Движение за предоставление избирательных прав женщинам, впервые увенчавшееся успехом во франкоязычных кантонах в конце 1950-х годов, достигло своей главной цели только в 1971, когда женщины получили право голосовать и быть избранными на федеральных выборах. Однако в ряде кантонов женщинам еще долго чинились препятствия в реализации их избирательных прав на местных выборах. В 1991 в немецкоязычном полукантоне Аппенцелль-Иннерроден, последней территории Швейцарии, противодействовавшей эмансипации женщин, они получили право участвовать в ежегодных собраниях избирателей.   
 
   Следующим шагом было принятие в 1981 конституционной поправки, гарантирующей равные права женщин. В 1984 Элизабет Копп стала первой женщиной, избранной в федеральный совет. В 1985 женщинам были предоставлены равные права в семье (до этого муж считался главой семьи, что позволяло ему односторонне распоряжаться семейными финансами и не разрешать жене работать). В 1991 совет города Берн постановил, что в его составе не 
должно быть более 60% представителей одного пола.   

 
    Меры по охране окружающей  среды.  
 
   Транзитное положение Швейцарии в системе меридиональных европейских перевозок, 
осуществляемых большегрузными автомашинами, осложнило экологическую ситуацию на горных дорогах страны. Кроме того, выхлопные газы способствовали разрушению лесов, защищающих горные деревни Швейцарии от лавин и селей. Для сокращения выбросов выхлопных газов от автотранспорта швейцарское правительство в 1985 ввело дорожные пошлины, был установлен предельный вес для автомашин (28 т), ограничено движение 
в ночные часы и в выходные дни. На референдуме 1994 избиратели одобрили  решение о том, что к 2004 иностранные коммерческие грузы должны будут перевозиться через территорию Швейцарии только по железной дороге.   

 
    Развитие экономики.  
 
   До конца 1980-х годов Швейцария имела положительное сальдо бюджета. Ее экономика отличалась малыми темпами инфляции, невысоким уровнем безработицы и низкими процентными ставками. В 1988 и 1989 бюджеты были сведены с превышением доходной части в 900 млн. и 300 млн. долларов соответственно, безработица в 1987 достигла рекордно низкого уровня в 0,7%. Однако рост инфляции (6% в 1991) побудил Швейцарский национальный банк повысить процентные ставки и ограничить эмиссию денег. В начале 1990-х годов происходил спад в экономике страны. Хотя в 1991–1993 валовой внутренний продукт сократился менее чем на 1%, уровень безработицы в 1992 достиг 3,6% и в конце 1993 – 4,5%, главным образом из-за сокращения числа рабочих мест в строительстве и машиностроении. В 
1994 наметились признаки экономического подъема, особенно в сфере международных финансовых услуг, однако безработица в обрабатывающей промышленности и других отраслях производства продолжала расти. В 1997 конъюнктура улучшилась за счет увеличения экспорта, оживился спрос, возросли инвестиции, но капиталовложения в строительство продолжали сокращаться.

 


Информация о работе Швейцария