Шпаргалка по «Истории»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2014 в 14:56, шпаргалка

Описание работы

Вопрос № 1
Основные направления развития ключевых регионов мира на рубеже ХХ и ХХ1 веков.
Вопрос № 2
Проанализируйте текст и ответьте на вопрос.
Как завершилась четвертая арабо-израильская война? Какие выводы следовало сделать из ее итогов? Почему Е. М. Примаков говорит о провале военной доктрины израильского Генерального штаба?

Файлы: 1 файл

билеты история.doc

— 217.50 Кб (Скачать файл)

США и принципы экзаменатора и двойных стандартов.

Вопрос  № 2

Проанализируйте  текст  и ответьте на  вопрос.

О каких центрах мирового экономического развития говорится в этом отрывке?

Усиление конкуренции между тремя центрами экономической мощи 

  Сложившиеся центры экономического могущества определяли развитие мирового хозяйства в последней трети XX в. 

                  К началу 70-х гг. четко выявились основные центры империалистического соперничества: США, Западная Европа (прежде всего страны «Общего рынка»), Япония. Между ними развернулось острое экономическое и политическое соперничество. 

                  Характерной чертой развития мирового капиталистического хозяйства в семидесятые годы является ослабление позиций, занимаемых в нем США. В 1950 г. объем промышленной продукции западноевропейских стран и Японии, вместе взятых, составлял 49% от уровня США, а в 1971 г. — уже 81%. К 1974 г. доля США в промышленном производстве капиталистического мира упала до 40%. Их доля в мировом капиталистическом экспорте сократилась с 33% в 1948 г. до 12,7% в 1975 г. Однако гегемония США в области экспорта капитала сохраняется. На их долю приходится почти 2/3 заграничных капиталовложений развитых стран.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

      Билет № 8

Вопрос  № 1

 Проблемы разоружения в конце ХХ-ХХ1 века.

Вопрос  № 2

Проанализируйте  текст  и ответьте на  вопрос.

Каковы основные результаты кризиса? В чем вы видите его значение?

 Результаты мирового кризиса середины 70-х гг. 

 

Воздействие второго после «великой депрессии» 1929—1933 гг. хозяйственного кризиса на развитие стран с рыночной экономикой было весьма ощутимым.  

  В результате экономического кризиса перепроизводства 1974—1975 гг. существенно замедлились темпы экономического развития. Промышленное производство снизилось в 1975 г. по сравнению с 1974 г. в Западной Европе на 10%, в США — на 15%. Наряду с этим усилилась инфляция, выросли цены на потребительские товары, больших размеров достигла безработица. В конце 1975 г. безработица в странах капитала составляла 15 млн человек. 

                  По остроте и глубине этот кризис можно сравнить лишь с кризисом начала 30-х гг. Характерно, что кризис такой силы поразил высокоразвитую государственно-монополистическую экономику, сложившуюся в послевоенный период. Особую остроту кризисным явлениям придала инфляция, ставшая неуправляемой. Важной особенностью кризиса 1974—1975 гг., отличающей его от других послевоенных кризисов, является то, что он одновременно распространился на все основные центры мирового капиталистического хозяйства.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

      Билет № 9

Вопрос  № 1

Признание со стороны США России страной с рыночной экономикой

Вопрос  № 2

Проанализируйте  текст  и ответьте на  вопрос.

Какие реформы Р. Рейгана оказали наибольшее воздействие на американскую экономику? В чем их значение? Раскройте смысл понятия «рейганомика». Что, на ваш взгляд, следовало бы заимствовать российским реформаторам из опыта экономических преобразований в США при Рейгане?

 Из воспоминаний Р. Рейгана об экономических реформах, получивших название «рейганомика» 

  Из воспоминаний президента США можно узнать, как он сам оценивал экономические реформы в период своего пребывания у власти. 

     Многое из того, что свершилось за период моего президентства, принесло мне глубокое удовлетворение, но больше всего я горжусь экономикой. В 1981 г. самой серьезной проблемой в стране был экономический кризис — даже не необходимость модернизировать наши вооруженные силы, потому что, не возродив экономику, мы не могли сделать страну снова могущественной или серьезно попытаться уменьшить опасность ядерной войны. Без экономического возрождения Америка не могла вновь обрести уверенность в себе и подняться на былой уровень. Только оздоровление экономики могло создать для нас такие возможности. 

                  Экономический рост, начавшийся в октябре 1982 г., спустя год после осуществления первой фазы рассчитанного на три года сокращения налогов, к моменту моего ухода способствовал созданию более 18 млн новых рабочих мест — самое крупное увеличение за такой период в истории. Тем временем число американцев, занятых на высокооплачиваемой работе, достигло рекордной цифры. Сейчас, когда я пишу эти строки, экономический рост продолжается уже восьмой год и по-прежнему идет в полную силу. 

                  25%-ное сокращение налогов и последовавшая за ним реформа налоговой системы создали предпосылки для такого экономического подъема, который привел к снижению уровня инфляции и процентных ставок, уменьшению безработицы и росту дополнительных доходов для федеральной казны. Сознавая, что они могут оставлять у себя большую часть своего заработка, люди старались зарабатывать больше. Эти деньги шли на покупку большего числа домов, мебели, бытовой техники, автомобилей...  

                  Почти вся американская промышленность подверглась подобной трансформации. Столкнувшись с усиливающейся конкуренцией и реагируя на условия свободного рынка, наши компании начали создавать продукцию лучшего качества и притом более эффективным способом, о чем свидетельствует статистика: с 1982 по 1987 г. производительность труда в американской промышленности увеличилась на 4,2% в год, превосходя средний показатель послевоенного периода в полтора раза, в то время как личная производительность труда росла в среднем на 1,18% в год, превосходя средний уровень роста в 70-е годы на 50%.  

                  Трудности закалили нас. Конкуренция заставила нас работать еще упорнее. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    

 Билет № 10

Вопрос  № 1

Провал операции по « разоружению» Ирака

Вопрос  № 2

Проанализируйте  текст  и ответьте на  вопрос.

Дайте характеристику структуре и функциям ЕС. В чем вы видите достижения и проблемы развития интеграции на примере ЕС?

Европейский союз — наиболее зрелая интеграционная группировка 

  Фрагмент работы отечественного экономиста И. А. Спиридонова иллюстрирует деятельность наиболее развитой интеграционной группировки современности — Европейского союза (ЕС). 

   Для реализации идеи единого рынка Комиссия Европейского союза разработала примерно 300 программ по устранению преград в торгово-экономическом обмене между странами ЕС. К середине 90-х гг. эти преграды в основном устранены. 

                  В декабре 1991 г. и феврале 1992 г. были подписаны договоры о формировании экономического и валютного союзов (Маастрихтские соглашения), в результате чего к концу века в ЕС будет единая денежная единица и единый центр формирования валютной и денежно-кредитной политики — Центральный банк и Европейская система центральных банков по типу Федеральной резервной системы США. <...> 

                  С 1 ноября 1993 г., после вступления в силу Маастрихтских соглашений... в ЕС практически завершилось создание основ единого рынка, системы межгосударственного управления, и страны вплотную подошли к окончательному оформлению экономического, валютного и политического союзов. В ЕС как полноправные члены Союза входят 15 стран: Австрия, Бельгия, Великобритания, Германия, Греция, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Люксембург, Нидерланды, Португалия, Финляндия, Франция, Швеция. 

                  Механизм функционирования ЕС основывается прежде всего на политико-правовой системе управления, которая состоит как из общих наднациональных или межгосударственных органов, так и из элементов национально-государственного регулирования. <...> 

                  Совет министров — законодательный орган, играющий главную роль в системе власти. На его уровне принимаются решения по реализации единой политики ЕС. Голоса различных стран взвешены по их экономической силе, и решения в нем принимаются квалифицированным большинством (но на практике стараются добиваться единодушного голосования).  

                  Европейский совет — в его состав входят главы государств и правительств стран — членов ЕС. Здесь обсуждаются вопросы принципиального характера и решения принимаются на основе консенсуса.  

                  Комиссия Европейских сообществ (КЕС) — исполнительный орган, имеющий право представлять на утверждение Совету министров проекты законов. Сфера ее деятельности весьма обширна и разнообразна. Так, КЕС осуществляет контроль за соблюдением таможенного режима, деятельностью аграрного рынка, за налоговой политикой и т. д.; она выполняет еще целый ряд функций, в том числе финансирование из находящихся в ее распоряжении фондов (социального, регионального, аграрного); самостоятельно ведет переговоры с третьими странами, ей принадлежит право распоряжаться общим бюджетом. Одним из важнейших направлений ее деятельности является приведение в соответствие национальных законодательств, стандартов и норм. 

                  Европейский парламент — контролирующий орган. Взаимодействует с Советом министров и КЕС, утверждает бюджет. 

                  Суд Европейских сообществ — высший судебный орган, призванный обеспечивать выполнение договоров и реализацию основополагающих принципов ЕС. 

                  Помимо перечисленных, существуют другие властные и консультативные органы, а также различные вспомогательные учреждения — разного рода комитеты, комиссии, подкомиссии, фонды финансового регулирования. 

   

  Билет № 11

Вопрос  № 1

Международная безопасность и суверенитет.

Вопрос  № 2

Проанализируйте  текст  и ответьте на  вопрос.

 

Как составители документа мотивировали ввод войск Варшавского договора на территорию Чехословакии? Какие меры намечались Москвой для предотвращения повторения событий в этой стране?

 Политический кризис в Чехословакии.  

  Подавление с помощью войск демократической революции в Чехословакии иллюстрируется запиской Главного политического управления Министерства обороны, предназначенной для членов ЦК КПСС. 

  Пребывание наших войск в Чехословакии, сорвавших планы внутренней контрреволюции и международной реакции, в настоящий период представляется целесообразным максимально использовать для решения главной задачи — стабилизации политического положения в стране, нормализации деятельности местных партийных и государственных органов, общественных организаций, командиров и политорганов чехословацкой Народной армии, сплочения всех здоровых, патриотических сил Чехословакии. 

                  Исходя из конкретной обстановки, складывающейся в ЧССР после опубликования Коммюнике о советско-чехословацких переговорах, полагали бы возможным осуществить следующие первоочередные мероприятия, направленные на преодоление отрицательных наслоений, возникших в результате длительного влияния на население и личный состав армии правых, антисоциалистических элементов, на восстановление и укрепление дружественных, товарищеских отношений с населением и военнослужащими ЧССР, на разоблачение подрывной деятельности внутренней контрреволюции и империалистической реакции. <...> 

                  2. <...> Распространять печатные материалы — газеты «Правда», «Красная звезда», литературу о Советском Союзе и Советских вооруженных силах и особенно о совместной борьбе против фашизма. 

                  Организовать выступления советских генералов и офицеров, лекторов и пропагандистов перед местным населением и военнослужащими ЧНА. <...> 

                  Проводить вечера дружбы и боевого содружества с населением и военнослужащими ЧССР. <...> 

                  Осуществлять демонстрацию на открытых площадках городов и деревень кинофильмов об освободительной миссии Советских Вооруженных Сил, о совместной борьбе с фашизмом и боевом содружестве советской и чехословацкой армий во время прошлой войны и в послевоенный период, а также разоблачающих агрессивную сущность империализма. <...> 

                  3. Организовывать соревнования по различным видам спорта (волейбол, легкая и тяжелая атлетика, кроссы, плавание, шахматы) советских воинов-спортсменов с военнослужащими ЧНА, с представителями передовой рабочей и крестьянской молодежи. Обмениваться с чехословацкими спортсменами вымпелами, значками и другими сувенирами.  

                  4. Практиковать по просьбе чехословацкой стороны оказание помощи личным составом и техникой в уборке урожая, ремонте машин и оборудования, в выполнении работ, способствующих нормализации производственной деятельности отдельных промышленных предприятий. <...> 

                  Министерством обороны и Главным политическим управлением, командованием и политорганами советских войск, находящихся в ЧССР, намечается дополнительно провести широкий круг мероприятий, направленных на идейно-политическую подготовку командиров и политработников, солдат и сержантов, в интересах успешного выполнения ими задач по политической работе среди населения и военнослужащих Чехословакии. 

 

 

 

 

 

   Билет № 12

Вопрос  № 1

Основные процессы (интеграционные, поликультурные, миграционные и иные) политического и экономического развития ведущих государств и регионов мира.

Вопрос  № 2

Проанализируйте  текст  и ответьте на  вопрос.

 

 Расскажите об основных этапах экономических реформ в КНР. С какими проблемами столкнулся Китай в процессе осуществления преобразований?

 

Достижения и проблемы экономических реформ в КНР 

  Фрагмент из краткой энциклопедии КНР позволяет оценить проблемы и перспективы развития Китая в XXI в. 

  В декабре 1978 г. состоялся III пленум ЦК КПК 11-го созыва, который призвал к раскрепощению сознания, реалистическому подходу к делу, снял лозунг: «Классовая борьба — решающее звено», принял решение о переносе центра тяжести работы партии на социалистическую модернизацию. Было обращено внимание на необходимость выправления серьезных диспропорций в народном хозяйстве, совершенствования социалистической демократии и укрепления законности. Пленум реабилитировал ряд видных деятелей партии и государства, пострадавших в период «культурной революции»... 

                  Решения III пленума ЦК КПК означали серьезный поворот политического курса от многих не оправдавших себя концепций и субъективистских отклонений в пользу практического подхода к стоящим перед Китаем проблемам. Эти решения сыграли важную роль в преодолении политического и социально-экономического кризиса в стране, вызванного «культурной революцией».  

                  Развернулся активный процесс поиска наиболее эффективных в условиях Китая путей и методов социалистического строительства, в деревне и городе началось осуществление реформ и преобразований. В 1979 г. был утвержден курс на урегулирование экономики, имевший целью сглаживание наиболее острых народнохозяйственных диспропорций. Довольно критической оценке подверглась деятельность китайского правительства, отмечены факты отрыва от действительности, погони за дутыми показателями, чрезмерной централизации государственного управления. Было принято также решение о создании в южных провинциях страны ряда специальных экономических зон для стимулирования притока иностранного капитала. Во внешнеэкономических связях утвердилась так называемая «открытая политика», ориентированная на всемерное расширение сотрудничества с зарубежными, прежде всего развитыми капиталистическими, государствами. 

Информация о работе Шпаргалка по «Истории»