Шпаргалка по «Истории»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 13:32, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по «Истории»

Файлы: 1 файл

ответы по истории КР.docx

— 239.62 Кб (Скачать файл)

15.Борьба енисейских  кыргызов с Тюрским каганатом.  Каган Барс-бег. 

В конце VII в , когда образовался Второй тюркский каганат, во главе антитюркоких сил стало гос-во Кыргыз, которым правил ажо Барс-бег - выдающийся политический деятель своего времени, происходил из древней правящей кыргызской династии. Сам Барс-бег выдвинулся на первое место в государстве Кыргыз благодаря своим личным качествам. В конце VII в. Барс-бег, накопив силы кыргызов, принял титул кагана с тронным именем Ынанчу Алп Бильге, бросив тем самым открытый вызов второму тюркскому каганату во главе с Капаган-каганом. Каган тюрок решил покончить с кыргызской опасностью и предпринял ряд походов на Енисей. Первый из них, который возглавил принц Бильге, впоследствии каган, закончился неудачно. Войска подошли к границам кыргызов, но были ими остановлены. Здесь враждующие стороны заключили мир. Согласно его условиям Капаган признал Барс-бега каганом и отдал ему в жены свою племянницу. Кыргызы, видимо, обязались быть лояльными по отношению к гос-ву тюрок. Выгодный мир легализовал и упрочил положение кагана Барс-бега Ынанчу Алп Бильге. В 709 г. отряды тюрок вновь форсировали верховья Енисея и разбили союзные кыргызам племена чиков и азов, тюрки заняли Туву, сделав ее плацдармом для наступления на   кыргызов. Главную дорогу    из   Тувы в верховье Енисея кыргызы перегородили высоким валом, следы которого сохранились по сей день. Зимой, когда река замерзала, вал из бревен и снега продолжался по льду Енисея. Здесь не могла пройти никакая армия. Барс-бег занял важные перевалы через Саяны и, как он полагал, в полной безопасности ждал помощи от своих союзников. Но ни тюргеши, ни китайцы не поддержали кыргызов. Они ограничились защитой своих рубежей, бросив Барс-бега на произвол судьбы. В начале VIII в. Барс-бег проводит активную антитюркскую внешнюю политику. К 710 г. ему удалось создать мощную антитюркскую коалицию: кыргызы,  империя Тан и Тюргешский каганат.  Тюркские полководцы преодолели Саянский хребет зимой 710—711 гг. обходным путем, минуя дороги, охраняемые кыргызсми, и внезапно обрушились на их лагерь. Кыргызы были разбиты. Сам Барс-бег пал в открытом бою. Поражение кыргызов  имело для народа и гос-ва в целом очень серьезные последствия.

16.Кыргызское великодержавие  IX —X вв.

В 745 г. возникла новая степная держава кочевников— Уйгурский каганат (745—840 гг.), в период могущества которой даже Китай выплачивал ей тяжелую ежегодную дань. Одной из задач Уйгурского каганата было подчинение кыргызов Енисея: там была единственная в Центр. Азии хлебородная зона и мощная металлургическая база. В 750—751 гг. уйгуры завоевали Туву и построили ряд крепостей для защиты от кыргызов, которые в свою очередь заключили союз с карлуками. Впервые после поражения в черни Сунга (711 г.) кыргызские войска вмешались в борьбу за власть в Центр. Азии. Однако уйгуры их разбили, а затем нанесли поражение карлукам. Ажо кыргызов номинально признал верховную власть уйгурского кагана, получил от него феодальный титул и обязался платить уйгурам дань, но только в 758 г. уйгурский каган завоевал гос-во Кыргыз. В 795 г. кыргызы восстали, но потерпели поражение. Двадцать пять лет кыргызы готовили силы для освобождения. Ажо расширил пределы своего государства за счет зависимых от кыргызов народов. В первой половине IX в. Гос-во Кыргыз имело уже 100 тыс армию. Ажо завязал дипломатические связи с арабами, Тибетом и гос-вом карлуков в Тянь-Шане, которые были враждебны уйгурам. Около 818 г. ажо объявил себя каганом, что было равносильно объявлению войны уйгурам. В ответ на вызов кыргызского кагана уйгуры в 820 г. направили на Енисей войска. Началась длительная война, которая велась с переменным успехом в течение 20 лет. В сражениях кыргызы, видимо, одерживали верх. Военные неудачи обострили усобицу внутри Уйгурского каганата. Многоснежная зима 840 г. вызвала падеж скота, голод и эпидемии. В это тяжелое время один из мятежных уйгурских вельмож призвал на помощь кыргызов. Они бросили под стены Орду-Балыка 100тыс. армию, разгромили уйгурские войска и сожгли ставку. Каган уйгуров погиб в бою. Остатки уйгуров, спасаясь от истребления, бежали в Китай, Забайкалье, Восточный Туркестан. Уйгурский каганат пал. Небольшая часть уйгуров сумела закрепиться только в Восточном Туркестане, где создала небольшое княжество. Еще некоторое время (841—846 гг.) кыргызы стремились сокрушить военные силы уйгурского кагана. Когда же эта задача была выполнена, они прекратили военные действия и оставили уйгурское население в покое. Во главе разобщенных частей уйгурского народа кыргызский каган ставил своих доверенных лиц из кырг. феодалов. На развалинах каганата уйгуров образовалась держава кыргызов. На западе ее границы проходили по р. Иртыш, на севере и востоке—по рекам Ангара, Селенга и по хребту Большой Хинган, на юге — по пустыне Гоби. Кыргызы не стали восстанавливать сожженную столицу уйгуров Орду-Балык. Их каган перенес свою ставку в Туву близ впадения р. Тэс в оз. Убсу-Нур. Кыргызы получили доступ к старым культурным центрам и стремились воспользоваться этим. В X в. в северном Китае обучалось много кыргызской молодежи. Некоторые из них достигали высокой степени учености и приглашались на службу к иноземным дворам. IX—X вв. были периодом роста могущества кырг-й военно-феодальной знати, периодом терр-х захватов и установления широких политических, экономических и культурных связей со многими народами. «Кыргызское великодержавие» не было продолжительным. В первой четверти X в. основная масса кыргызов оставила степи и вернулась за Саянский хребет на Енисей, так как в длительных войнах людские ресурсы были истощены и рассеяны на обширных пространствах. Кроме того, кыргызы-земледельцы не нашли удобных земель на сухих плоскогорьях Центр. Азии. В X в. из завоеванных земель кыргызы удерживали только Алтай и Джунгарию.

20. Гос-во Моголистан. Отпор населения Моголистана  экспансии Тимура и тимуридов.  XIV – XVвв.

 К середине XIV в. на востоке Средней Азии образовалось новое гос-во — Моголистан. Самые крупные племена моголов носили и тюркские, и монгольские названия. Среди них выделялись дуглаты, канглы, барласы, булгачи и др. Все они давно уже говорили на тюркском языке, приняли тюркские обычаи и считали своей родиной не степи Монголии, а горы Тянь-Шаня. Многие из этих племен впоследствии вошли в состав кыргызской народности. Гос-во Моголистан занимало территорию от оз. Баркуль на востоке до Сырдарьи на западе. Северной его границей было оз. Балхаш, а на юге — Восточный Туркестан включительно. На восточных окраинах государства расселялись кыргызы. Ведущую роль в политической жизни Моголистана играли крупные феодалы племени дуглат. Они занимали обширную и богатую область Мангалай-Субе, включавшую в себя территории Восточного Туркестана, часть Ферганы, Алай, весь Центр. Тянь-Шань до оз. Иссык-Куль. Эти земли принадлежали старшему феодалу из племени дуглат эмиру Пуладчи. Ставка его находилась в г. Аксу (Восточный Туркестан). Таласская, Чуйская долины, Иссык-Кульская котловина и территория севернее них вплоть до Балхаша и на востоке — до Иртыша входили во владения другого дуглатского феодала — Камар ад-дина—младшего брата эмира Пуладчи. Верхушка дуглатов возглавила движение за отделение Моголистана от Мавераннахра. Именно она и вершила все дела в государстве. Эмир Пуладчи в 1348 г. сделал ханом Моголистана малолетнего Чингисида Тоглук-Тимура. Сам Пуладчи занял при хане высшую должность улусбеги (верховного улусного бека). Первый хан Моголистана Тоглук-Тимур, стремясь укрепить свою власть, в 1354 г. сам принял ислам, объявив его официальной религией государства, силой принуждал рядовых кочевников принимать новую религию. Племена кыргызов тогда не приняли ислама. Став мусульманином, Тоглук-Тимур получил право претендовать на власть во всей Средней Азии. Война моголов против Маверанахра 1360 г. и в 1361 гг. ослабила Моголистан. Между феодалами Моголистана началась длительная война, ослабившая гос-во накануне нашествия войск Тимура.

В обстановке частых нашествий  моголов и народных волнений феодалы  и купечество Мавераннахра стали  искать сильную личность, которая  могла бы отразить нашествия захватчиков и держать в узде народные массы. И они нашли ее — это был эмир Тимур (1336—1405). Вся жизнь Тимура была посвящена захватническим войнам. К концу жизни он создал империю, простиравшуюся от Средиземного моря до Восточного Туркестана включительно. Самарканд стал политико-административным центром нового государства, известного в истории как «гос-во Тамерлана» В одном из походов Тимур получил ранение в ногу и заметно хромал. Поэтому его звали «Тимур-ленг», т. е. «Тимур-хромей», в европейском произношении «Тамерлан». В 1371 г. Тимур выступил в поход на улус Камар ад-дина. Однако полностью разгромить войска Камар ад-дина, в которых было много кыргызов, не удалось. Достигнув Иссык-Куля, Камар ад-дин дал сражение войскам Тимура. Последние, неся большие потери, отступили и вернулись в Самарканд. Взбешенный Тимур в том же году сам лично привел свою армию в Прииеснкулье, надеясь разбить войска Камар ад-дина в Кочкоре. Но кочевые племена к тому времени уже ушли за реку Или. В 1377—1379 гг. Тимур повторил завоевательные походы на Моголистан. На этот раз ему удалось в районе Боомского ущелья, у Атбаши и в ряде других местностей разбить войска Камар ад-дина, остатки которых бежали за Или к Тарбагатаю. Но факты свидетельствуют, что в полной мере покорить население Кыргызстана Тимур не смог. Завоеватель не подчинил его и в результате похода в 1383 г. В середине 80-х годов XIV в. сложилась антитимуровская коалиция, в которую входили: золотоордынский хан Тохтамыш, прославившийся перед этим сожжением Москвы, Камар ад-дин и ряд других правителей притяньшаньских улусов. Воспользовавшись участием Тимура в походе на Иран в 1388 г., союзники напали на Мавераинахр и осадили ряд важнейших его городов. В 1389 г. Тимур предпринимает карательный поход на Моголистан с целью захвата добычи и новых рабов. Кроме того, Тимур решил насильственно переселить в пределы Мавераннахра ряд кочевых племен Моголистана. Антитимуровская коалиция фактически распалась войска Тимура, не встречая серьезного сопротивления, быстро двигались от Сырдарьи через Таласскую, Чуйскую и Илийскую долины по направлению к Алтаю. Война велась на уничтожение моголов. Но по свидетельству современников реальная власть Тимура доходила лишь до Чуйской долины. В результате опустошительных походов Тимура на Моголистан там произошли большие изменения. Прежде сильные племена дуглатов, чурасов, канглов и другие понесли большие людские и материальные потери. Центр. Тянь-Шань, Прииссыикулье и долина р. Или обезлюдели. Кыргызы, которые жили на восточных окраинах Моголистана, на Алтае и в Джунгарии, постепенно стали занимать пустующие пастбища, подчиняя себе осколки разбитых Тимуром могольских племен. Конец XIV — начало XV в. вспышки междоусобной борьбы за власть в Моголистане. Последующий период истории Моголистана - борьба двух феодальных группировок, выдвигавших на моголистанский трон враждовавших между собой братьев Эсен-Буку и Юнуса.  В конце 50-х—60-х годах XV в. в пределы Моголистана с севера в массовом порядке переселялись казахские племена во главе с султанами Джанибеком и Гиреем. В начале 70-х годов XV в. междоусобные распри в Моголистане временно затихли в связи с нашествием в Сред. Азию и Казахстан трехсоттысячной орды ойрат-монголов (калмаков), создавших сильное гос-во с центром в Джунгарии. После ухода калмаков и моголов на территории современного Северною Кыргызстана в 80-х годах XV в. сложилось новое объединение племен, ядро-кыргызы. На ханский трон был возведен Чингисид — второй сын Юнуса — Ахмад. Он сумел отразить набеги калмаков и казахов, вел наступательные войны в Кашгарии, оказывал активное сопротивление агрессии узбекского хана Мухаммеда Шейбани в Фергане. Успехи Ахмад-хана были во многом обусловлены ростом политической роли киргизов в жизни народов Средней Азии в конце XV—начале XVI в. Наступал завершающий этап консолидации разрозненных кыргызских племен в качественно новую историческую общность — кыргызскую народность.

 

 

21.Гипотезы ученных  о происхождении кыргызов.

 Этномим «кыргыз» является наиболее древним из всех наименований современных тюркских народов. Древнейшее упоминание его в связи с событиями 201 г. до н. э. указывает, что тогда они жили в Центр. Азии, а позже переселились на р. Енисей, где смешались с европеоидным народом—динлинами. Кыргызы на Енисее стали походить на европейцев русыми волосами и голубыми глазами, но говорили и писали они на тюркском языке. Внешний вид кыргызов вводил в заблуждение средневековых мусульманских купцов, которые посещали многие страны и видели разные народы. Начиная с XVIII в., ученые высказывали множество предположений о происхождении кыргызов и о их заселении Тянь-Шаня. Одни уверены, что енисейские кыргызы в XVII—XVIII вв. переселились на Тянь-Шань. Другие отрицают переселение и утверждают, что современные кыргызы всегда (по крайней мере, со времен усуней) жили на Тянь-Шане, что древние усуни это и есть кыргызы. Третьи пишут, что современные кыргызы образовались в результате смешения переселенцев с древними местными племенами. Период «великодержавиа» кыргызов в IX—X вв. закончился - распадом государства Кыргыз на ряд феодальных владений. Одно из таких владений кыргызы образовали на Алтае. Население Алтая в X в. так характеризует персоязычное сочинение «Хузудал-Ахам»: «Кыштым — название другого народа, также из кыргызов, они поселяются на склонах гор в шатрах, добывают меха, мускус, рог хуту и другое. Это один из кыргызских народов, их речь ближе к карлукской, а по одежде они напоминают кимаков». Историк отмечает на Алтае смешение различных культур тюркских народов: кыргызов, кимаков и карлуков. Эти сведения подтверждают археологи. На Алтае и берегах Иртыша изучены погребения енисейских кыргызов IX—XII вв. Их было намного меньше, чем погребений местных племен, что отражало реально численное соотношение пришлых кыргызов и местного населения Алтая. К XII в. кыргызы, обитавшие на Алтае и в Джунгарии, отказались от древнего енисейского погребального обряда: они перестали сжигать умерших и подобно соседям-мусульманам стали их хоронить. В XIII в. на Алтае и в Джунгарии образовалось княжество Кыргыз, часть населения которого монголы выселили с родных земель. Кыргызы Алтая и Джунгарии входили в состав государства Моголистан. В XV в. кыргызы из-за Иртыша перешли на территорию современного Северного Кыргызстана и прочно утвердились на ней. С енисейскими кыргызами за несколько столетий произошли большие этнические изменения. Под влиянием преобладающего числа местного тюркоязычного населения они утратили свой европеоидный внешний облик и стали походить на другие тюркоязычиые народы, изменились язык кыргызов и погребальный обряд. Постепенно кыргызы на Алтае утратили многие культурные достижения своих енисейских предков, в том числе и письменность. Исторические судьбы енисейских и алтайских кыргызов разошлись. Одни постепенно растворились в составе иных тюркских племен, другим суждено было стать ядром современного кырг. народа.

22. Этнические истоки и этапы формирования кыргызского народа.

Древних легенд о происхождении  этнонима «кыргыз» не сохранилось. Средневековые  легенды связывают название народа с мифическими «сорока девушками» (кырк+кыз) Ученые отрицают народное объяснение, но сами не пришли к одному мнению. Одни считают, что название народа состоит из числительного    «кырк»  («сорок» + суффикс    множественного числа «ыз», то есть «сороковики, народ сорока племен»). Другие уверены, что название произошло от древнетюркского прилагательного «кырыг» («красный»)+«ыз», что означает «рыжие, рыжий народ». Есть и другие объяснения, но ни одно из них в настоящее время не является общепризнанным. Характерно, что древнетюркские и могольские племена одновременно вливались в состав не только кыргызской, но и узбекской, и казахской народностей, которые формировались в то же время. Это обусловило близкое родство трех тюркских народностей Средней Азии. Важным этапом формирования кыргызской народности стало объединение всех племен в два «крыла» — традиционное объединение всех тюркских кочевников, начиная с гуннов. В «он канат» («правое крыло») вошли такие крупные племена, как сарыбагыш, бугу, саяк, солто, жедигер, тынымсеит, монголдор, багыш, баарын, басыз, черик, жору, бёрю, баргы, карабагыш и другие. Они занимали территорию Северного Кыргызстана. В «сол канат» («левое крыло») вошли племена кушчу, сару, мундуз, жетидер, кы-тай, чонбагыш, басыз и др. В третью группу кыргызских племен, названную ичкилик, вошли племена кыгачак, найман, тейит, кесек, жоокесек, кангы, бостон, нойгут, дёёлёс и др. Все три объединения включали как кыргызские, так и могольские племена на равноправной основе. Все племена, вошедшие в новую административно-военную систему, стали именоваться общим этнонимом «кыргыз». Этот важный в истории Тянь-Шаня акт произошел в конце XV— начале XVI в. С этого времени мы можем говорить об образовании кыргызской народности на Тянь-Шане.

 

23.Завершение процесса  образования кыргызского народа  в конце XV- начале XVIвв.

Важным этапом формирования кыргызской народности стало объединение  всех племен в два «крыла» —  традиционное объединение всех тюркских кочевников, начиная с гуннов. Все племена, вошедшие в новую административно-военную систему, стали именоваться общим этнонимом «кыргыз».  Этот важный в истории Тянь-Шаня акт произошел в конце XV— начале XVI в. Громадное значение для сплочения народности имели идеологические факторы. Прежде всего, это относится к принятию кыргызами Тянь-Шаня ислама, который позволил им также войти в семью мусульманских народов Средней Азии и приобщиться к их высокой культуре. С этого времени кыргызы, взамен утраченной, приобрели новую письменность на основе арабской графики. Завершающие этапы формирования киргизского народа протекали на Тянь-Шане в XV-XVIII вв., где происходил длительный процесс взаимодействия и взаимовлияния двух его основных компонентов - древних и средневековых племенных объединений Притяньшанья с собственно киргизскими племенами, переместившимися сюда в XV веке из Прииртышья и Алтая. Главным консолидирующим фактором киргизов Тянь-Шаня в области идеологии становится эпос «Манас». На Тянь-Шане, в XVII - первой половине XVIII века происходило окончательное сложение этого выдающегося произведения эпической традиции киргизского народа на наддиалектном общекиргизском языке, где нашли отражение и генеалогия, и обычное право - «торе», и история народа, не столько реальная, сколько воображаемая, какую хотели бы видеть сами киргизы. Эпос «Maнаc» воплотил в себе идею объединения племен перед лицом внешней опасности, а в образе Манаса сказатели создали фигуру того идеального вождя, который мог бы встать во главе всех киргизов, сплотить их в силу, способную любому врагу. К середине XVIII в. окончательно сформировались этнополитическая организация киргизской народности, возникло ее этническое самосознание, определился устойчивый хозяйственно-культурный тип, сложилось фольклорное выражение историко-культурного единства киргизских племен (эпос «Манас»). В результате взаимодействия экономических, политических, этнических и культурных факторов на Тянь-Шане сложилось новое этническое образование — кыргызская народность.

24.Общественно-  политический строй и социально-  экономические отношения кыргызов  в XVI- XVIII вв.

Традиционное хозяйство  кыргызов - скотоводство, земледелие, охота, промыслы впитывало в себя многовековые навыки, а его неизменность накладывала  консервативный отпечаток на быт, который  почти не менялся в веках. Кыргызы  славились как охотники. Охотились  капканами, с ружьем, с ловчими  птицами. Процесс домашнего производства был ограничен рамками семейного  коллектива: одни ухаживали за скотом, другие готовили сырье, третьи делали из него войлок или выделывали кожу, шили одежду и т.д. Здесь еще не произошло общественного разделения труда, из домашних производств не выделялись самостоятельные ремесла. Во 2 половине XIX в. развивается мелкотоварное  производство, и появляются мелкие ремесленники. Сами кыргызы не занимались торговлей. Исключение – 1 посол в  Россию А. Кучаков. В городах торговый обмен заменялся иногда денежными  сделками, но употребление денег было незначительно. Основную массу трудящихся кырг. населения составляли рядовые  скотоводы - букара. На верхней ступени  иерархической социальной лестницы кырг. общества стояли манапы. Эта феодальная знать выросла из бийства. Те, кто еще в XVIII — первой половине XIX в. назывались биями (например Тагай-бий, Атаке-бий), позже — с середины XIX в. — в письменных документах стали называться уже манапами.  У кыргызов существовало рабство в патриархальной форме. В рабов превращали военнопленных, полностью разорившихся и задолжавших соплеменников.

25.Борьба кыргызского  народа за свою независимость  в XVI в.

В 1514 г. одному из могольских ханов — Султан-Сайду удалось укрепиться в Хотане. Гос-во Моголистан распалось. В северных его районах властвовали кыргызы, в Восточном Туркестане—могольские ханы. Вторая часть гос-ва названа историками Моголией (в отличие от Моголистана). Во время мучительной агонии Моголистана во главе кырг. родоплеменных объединений встал Мухаммед-кыргыз, активно способствовавший усилению процесса консолидации кыргызских родов и племен, росту этнического самосознания кыргызов. Предполагают, что Мухаммед-кыргыз вошел в кыргызские предания под именем родоначальника кыргызов Тагай-бия. Мухаммед-кыргыз укрепил объединения «правого» и «левого» крыла кырг. племен на терр. современного Кыргызстана, определил основные направления внешнеполитической ориентации этнополитического объединения кыргызов на далекую перспективу. Мухаммед-кыргыз вступил в союз с Казахским ханством как наиболее надежным союзником в борьбе против могольской экспансии. Кыргызы приняли участие в походах казахов против Шейбанидов, стремившихся овладеть присырдарьи-ми городами. Отряды кыргызов доходили до Туркестана, Сайрама, Ташкента, Андижана, Ахси и др. Поводом для могольского правителя Султан Саид-хана начать войну против кырг. племен послужило стремление «наказать их за разграбление мусульманских городов». Поход Саид-хана в Кыргызстан был осенью 1517 г. Ставка Мухаммед-кыргыза находилась в это время на южном берегу Иссык-Куля, в местности Барскоон. После сражения моголам удалось пленить Мухаммед-кыргыза. Однако из полит-их соображений Султан Саид-хан отпустил его на свободу. Мухаммед-кыргыз вновь стал верховным правителем кырг. племен. Он вступил в новый    союз с главой Казахского ханства Тахир-ханом. Узнав об этом, Султан Саид-хан в 1524 г. снова захватил Мухаммед-кыргыза и отправил его в Кашгар, где тот и находился до смерти Султан Саид-хана (1533 г.). Несмотря на все попытки правителей Могольского гос-ва закрепиться в Сев. Кыргызстане, им это не удалось. Кыргызы в союзе с казахами сумели отстоять свою независимость, и в 1527 г. могольские войска были вынуждены возвратиться в Кашгар. Преемник Султан Саид-хана Абд-ар-Рашид (правил: 1533—1560 гг.) совместно с Шейбанидами организовал ряд завоевательных походов против кыргызов и казахов. В 1537 г. против казахов было направлено войско, которым командовал наследник правителя Абд-аль-Латиф, однако войско было разгромлено, а наследник погиб в бою с кыргызами. В поход против кыргызов выступил сам Абд-ар-Рашид. Его союзниками стали Шейбаниды, а кыргызам на помощь пришли казахи во главе с Тахир-ханом. В жестоких сражениях верх одержали войска могольского правителя. Несмотря на отдельные удачные походы могольских правителей против кыргызов, в целом их попытки подчинить себе Кыргызстан не удались и могольские ханы практически отказались от попыток вооруженного вторжения на кырг. территории.

Информация о работе Шпаргалка по «Истории»