Шпаргалка по "Истории Украины"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2013 в 16:14, шпаргалка

Описание работы

2) Геополитическое положение Украины
3) Символика возникают вследствие исторического и культурного развития народа
6) Расселение у славян совпало с распадом родо-племенного строя.
7) В конце IX в. произошел процесс образования единого Древнерусского государства.

Файлы: 1 файл

шпоры.docx

— 56.34 Кб (Скачать файл)

2) Геополитическое положение Украины - это положение государства относительно других стран с точки зрения ее общеполитических, экономических и военно-стратегических интересов, их масштабности, стабильности, надежности, перспективности. После провозглашения независимости 24 августа 1991 года Украина стала полноценным субъектом международных отношений. Это обусловлено тем, что наша страна имеет значительный высокообразованный человеческий потенциал, широкие возможности промышленного и сельскохозяйственного развития, а также выгодное географическое положение. Геополитическое положение Украины способствует ее объединению со многими государствами по принципу общности политических и экономических интересов с целью обеспечения более высокой эффективности производства и усиления обороноспособности. Геополитическое положение Украины в Центрально-Восточной Европе определяет ее важную роль в решении ключевых экономических и политических проблем всего континента. Геополитические интересы Украины расширяются. Углубляется ее сотрудничество с теперь независимыми странами, входившими в состав бывшего СССР, государствами Центральной и Западной Европы, Соединенными Штатами Америки, Китая. 

 

3) Символика возникают вследствие исторического и культурного развития народа и тесно связанные с его духовностью, стремлением к единению, готовностью к осуществлению своих национальных задач и обеспечения национальных интересов. Украинская государственная символика отражает традиционную украинскую символику, которая формировалась в течение тысячелетий и принадлежит к самым богатым и содержательных символических систем человечества.

Герб Первое летописное упоминание о трезубец как о великокняжеский знак касается Х в. Его изображение известное из печати Святослава Игоревича. Впоследствии этот знак чеканится на серебряных монетах великого князя киевского Владимира Святославовича где с одной стороны портрет князя, а с другой - трезубец. Трезубец символизирует ту же троицу, что и крест и шестиугольная звезда. То есть Мудрость, Знание и Любовь (или Огонь, Воду и Жизнь). На время принятия Русью христианства трезубец был настолько популярным, что крест пришлось объединить с ним в один знак - для восприятия широкими слоями народа. Наряду с официальной функцией государственного и религиозного символов тризуб имеет на Украине также функцию оберега. Тризуб изображался как в орнаментах тканей, ковров, чеканки, так и в рукописных текстах книг, на монетах и ​​печатях, на ювелирных изделиях, государственных наград, подвесках и даже на посуде.

Флаг Украинской национальной краской стала интегрирующая религиозная сине-желтая. Национальная окраска появляется по всей Украине и, прежде всего, в росписях церквей и в церковных вещах - ризах, крашеные резьбе иконостасов. Эта краска оживает также в произведениях искусства - миниатюрах и украшениях, в массовом изготовлении желто-синих тканей, в гербах украинских земель. Как известно, Киевщина в этот период установила гербом золотого трезубца на голубом поле, Галичина - золотого льва на голубом поле. Так на землях Украины узаконилась одинакова национальная краска. Совпадение достаточно красноречиво, если учесть, что эти земли в то время не были объединены в единое Украинское государство. Желто-синяя краска была настолько осознанной как национальная украинская, что узаконивание Центральным Советом желто-синего флага как государственного символа, не вызывало никакого сомнения, что в правомерности этого акта.

 

Сегодня наш флаг развевается на вершинах Гималаев, Эльбруса и Килиманджаро, а желто-синяя краска, как украинская национальная символика, утвердилась  на всех материках планеты.

Гимн Х1Х в 1862 г летом в Киеве на квартире, где жил Чубинский собрались его друзья в том числе поляки и сербы, девушки из пансиона . Чубинскому принадлежит припев. В 1863г текст Гимна напечатали во Львове под авторством Шевченка. До 1851 думали, что Шевченко написал Гимн. Но в 1855 поняли, что Чубинский. 15 янв.1992г ВР утвердила 6 строчек Гимна, но запретила его петь. 4 марта 2003г были утверждены слова ( 1 куплет и припев) . 2006г. Депутаты предложили поменять на « Відродилась Україна».

4) В пределах территории современной Украины первобытное общество ученые соотносят с археологическими периодами-веками, выделенными в зависимости от материала, из которого изготовляли орудия труда:

Палеолит, старый каменный век (от 1млн. Г. до X тысячелетия до н.э.). Первобытные люди в это время пользовались примитивными орудиями труда из дерева и камня (заостренные палки, рубила, скребла, остроконечники), занимались собирательством и охотой. В поисках пищи часто переходили с места на место, их коллективы не были постоянными (первобытное человеческое стадо). Жили в пещерах или жилищах - палатках, сделанных из дерева и костей мамонта. Около 35-40 тыс. лет назад появляется человек современного типа, названа человеком разумным. (Homo sapiens). Первобытное человеческое стадо меняется родовой общиной. Родство в роде определяется по материнской линии в силу доминирования женщины в общественной, экономической жизни человеческого коллектива (матриархат). Возникают религиозные верования, искусство (наскальные росписи, резьба, скульптура из глины).

Мезолит, средний каменный век (X - YI гнет. До н.э.) - появляются новые орудия труда: каменные топоры и тесла; шила, иглы, наконечники копий из костей и рогов животных. Был изобретен лук и стрелы; охота становится ведущей отраслью хозяйства, началось приручение животных (собака становится первой прирученной животным). Развивается рыболовство. Шире используется огонь. Формируется племенная организация.

Неолит, новый каменный век (YI - IY тыс. до н.э.) - человек переходит от присваивающего хозяйства к воспроизводящего (земледелие и скотоводство). Историки называют этот переход «неолитической революцией», ввел этот термин английский археолог Гордон Чайлд. Основные черты неолитической революции

1. переход к оседлому образу жизни, строят дома;

2. занимаются ткачеством, плетением  сетей для ловли рыбы;

3. изготавливают совершенные орудия  труда из камня (ножи, серпы,  зернотерки) и костей

(Крючки, гарпуны, мотыги)

4. приручения большинства домашних  животных.

5. переход от присваиваю чего в воспроизводящего хозяйства.

6. возрастают размеры поселений.

Энеолит, медно-каменный век (IY - III тыс. до н.э.) - люди осваивают технологии обработки первого известного человеку металла - меди совершенствуются земледелие, скотоводство; появляется гончарство, изобретен колесный транспорт. Формируются крупные племена, территориальные общины. Яркой археологической культурой эпохи энеолита на территории Украины является трипольская культура.

Трипольская культура (начало IY - конец III тыс. до н.э. ^ открыта в конце в 1896. Викентием Хвойкой вблизи с. Триполье на Киевщине (отсюда ее название). Занимали территорию от Днепра до Днестра и от Карпат до Северного Причерноморья . Культура образовалась на основе сочетания местного этноса с народами Юго-Восточной Европы. Ближнего Востока пришел сюда. Главное занятие - земледелие. Занимались охотой, рыболовством, в некоторых районах садоводством. Высокого уровня достигло гончарство, иногда эту культуру называют культурой расписной керамики. освоено обработку меди, кремния, ткачество Самые поселения; Майданецкое, Тальянки, Доброводы, Сушкивци. Основным звеном общества была семья.

5) Скифы. С VII в. к III в. до н.э. на племена Восточной Европы и Ближнего Востока наводили ужас племена скифов, пришедших из глубин Азии и вторглись в Северное Причерноморье. Они завоевали огромную по тем временам территорию между Доном, Дунаем и Днепром, часть Крыма (территорию современной Южной и Юго-Восточной Украине), образовав там государство Скифию. Наиболее серьезное характеристику и описание жизни и быта скифов оставил Геродот. В V в. до н.э. он лично посетил Скифию и описал ее. Скифы были потомками индоевропейских племен. Они имели свою мифологию, обрядность, поклонялись богам и горам, приносили им кровную жертву. Геродот выделял среди скифов несколько групп: царские скифы, жившие в низовьях Днепра и Дона и считались верхушкой союза племен; скифы-пахари, которые жили между Днепром и Днестром; скифы-земледельцы жили в лесостепной зоне, и скифы-кочевники, поселились в степях Причерноморья. Среди названных Геродотом племен собственно скифами были племена царских скифов и скифов-кочевников: они господствовали над всеми другими племенами. Конце VI в. до н.э. в причерноморских степях формируется мощное государственное объединение во главе со скифами, в состав которого вошло местное население степных и лесостепных регионов (сколоты). Причерноморская Скифия, согласно Геродоту, делилась на три царства; одно из них возглавлял главный царь, а два других - младшие цари (вероятно, сына главного).

Скифское государство - первое политическое объединение на юге Восточной Европы в раннем железном веке (центром Скифии в V-LU ст. Н.э. было Каменское городище близ г. Никополь). Скифия делилась на округа (номы), которыми управляли вожди, предназначенные скифскими царями. Наивысшего подъема Скифия достигла в IV в. до н.э. Оно связано с именем царя Атея. Власти Атея распространялась на огромные территории от Дуная до Дона. Этот царь чеканил собственную монету. Мощь Скифии не пошатнулась даже после поражения от македонского царя Филиппа II (отца Александра Македонского). Мощной было государство скифов и после смерти 90-летнего Атея в 339р. до н.э. Однако на рубеже IV-III вв. до н.э. Скифия упадок. Конце III в. до н.э. Великая Скифия под натиском сарматов прекращает свое существование. Часть скифского населения отошла на юг и создала две Малые Скифии. Одну, которая называлась Скифское царство (III в. До н.э. - III в. Н.э.) со столицей в Неаполе-скифском, в Крыму, другую - в нижнем течении Днипра.Письмови источники и археологические материалы свидетельствуют, что основу скифского хозяйства составил скотоводство, поскольку оно давало почти все необходимое для жизни - лошадей, мясо, молоко, шерсть и войлок для одежды. Земледельческое население Скифии выращивало пшеницу, просо, конопля и др.., Причем хлеб сеяли не только для себя, но и на продажу. Скифы создали самобытную культуру. В искусстве доминировал т. н. животный стиль. Широко известные памятники скифской эпохи - курганы: Солоха и Гайманова Могилы на Запорожье, Толстая Могила и Чертомлык на Днепропетровщине, Куль-Оба и др..

Сарматы (III в. До н.э. - ииист. Н.э.) - Сарматия. Важным политическим центром был г. Танаис в устье Дона. Как и все кочевые властители украинской степи, сарматы были не однородным племенем, а слабо связанным союзом родственных и часто враждующих племен. - «Стен роксоланов, аланов и др.. Они занимались скотоводством, охотой, вели кочевой образ життя.Большое значение в жизни сарматов имели войны за пастбища и добычу. С переселением сарматов в Северное Причерноморье расширились их связи с античными городами, в частности с Ольвиею.С середины III в. н.э. сарматы теряют ведущее составляете в степях. В это время здесь появились выходцы из Северной Европы - готы. Совместно с местными племенами, среди которых были и аланы (одно из сарматских сообществ), Готы совершали опустошительные нападения на города Северного Причерноморья.

6)  Расселение у славян совпало с распадом родо-племенного строя. В результате дробления и смешивания племен складывались новые общности, которые носили уже не кровнородственный, а территориально-политический характер. Грандиозную картину расселения славянских племен на великой Восточно-Европейской равнине дает Нестор в «Повести временных лет». Названия племенных княжеств чаще всего образовывались от местности обитания: особенностей ландшафта (например, «поляне» - «живущие в поле», «древляне» - «живущие в лесах»), или названия реки (например, «бужане» - от р.Буг).  У восточных славян к VIII – IX вв. сложилось 12 союзов племенных княжеств. В Среднем Поднепровье  обитали поляне, к северо-западу от них, южнее Припяти, - древляне, западнее древлян до Западного Буга – бужане (позже именовавшиеся волынянами), в верховьях Днестра и Прикарпатье – хорваты, ниже по Днестру – тиверцы, а в Поднепровье южнее полян – уличи. На днепровском Левобережье, в бассейнах рек Десны и Сейма, обосновался союз северян, в бассейне р.Сож – радимичи, на верхней Оке – вятичи. Между Припятью и Двиной обитали дреговичи, а в верховьях Двины, Днепра и Волги – кривичи.  Внутри племен складывается свой диалект языка, своя культура, особенности хозяйства и представление о территории. 

7)  В конце IX в. произошел процесс образования единого Древнерусского государства.  

Он состоял из двух стадий: 

- призвания  на княжение в 862 г. жителями  Новгорода варягов во главе  с Рюриком и его дружиной, установления  власти Рюриковичей над Новгородом;

- насильственного  объединения варяжско-новгородской дружиной восточнославянских племен, расселившихся вдоль Днепра, в единое государство — Киевскую Русь. 

На первом этапе, согласно общераспространенной легенде:

- древнерусские  племена, несмотря на зачатки  государственности, жили разрозненно;

- частым  явлением была вражда как внутри  племени, так и между племенами;

- в 862 г. жители Новгорода обратились к варягам (шведам) с просьбой взять власть в городе и навести порядок;

- по просьбе новгородцев в город прибыли из Скандинавии три брата — Рюрик, Трувор и Синеус, вместе со своей дружиной; 

Рюрик стал новгородским князем и считается основателем княжеской династии Рюриковичей, правившей Русью более 700 лет (до 1598 г.). 

Утвердившись у власти в Новгороде и смешавшись с местным населением, Рюриковичи и новгородско-варяжская дружина начали объединение под своей властью соседних восточнославянских племен:

- после смерти Рюрика в 879 г. новым князем был провозглашен малолетний сын Рюрика Игорь (Ингвар), а фактическим правителем стал военачальник князь Олег;

- князь Олег в конце IX в. совершал походы на соседние племена и подчинял их своей воле;

- в 882 г. князем Олегом был захвачен Киев, местные Полянские князья Аскольд и Дир были убиты;

- в Киев была перенесена столица нового государства, которое получило название "Киевская Русь". 

Объединение Киева и Новгорода в 882 г. под властью одного князя (Олега), считается началом образования Древнерусского государства.  

2. В связи с образованием Киевской Руси существует две распространенные теории:

- норманнская, согласно которой государство славянским племенам принесли варяги (норманны);

- древнеславянская, отрицающая роль варягов и утверждающая, что государство было и до их прихода, но сведения в истории не сохранились, также выдвигается гипотеза, что Рюрик был славянином, а не варягом.  

 

Точных архивных подтверждений той или иной теории не сохранилось. У обеих точек зрения есть свои сторонники и противники. Существует и две теории  происхождения термина "Русь": 

- "южная теория", согласно которой название пошло от реки Рось под Киевом;

- "северная теория", согласно которой название "Русь" принесено варягами. Ряд скандинавских племен, особенно их элита — военачальники, управленцы, именовали себя "Русь". В скандинавских странах имеется много городов, рек, названий, производных от корня "Русь" (Русенборг, Рус, Русса и т. д.). Соответственно, Киевская Русь, согласно этой теории, переводится как государство варягов ("Русь") с центром в Киеве. 

 

8) Политическое устройство Киевская Русь - раннефеодальное государство с монархической формой правления.

На этапе становления Древнерусского государства образовалась дружинная  форма государственности: на почве  княжеской дружины сформировался  примитивный аппарат управления, судопроизводства и сбора дани . В это время дружина выполняет не только роль войска, но и советников. Центральной фигурой этой формы государственности является князь, больше проявляет себя как военачальник, а не как государственный деятель. В эпоху подъема Киевской Руси формируется централизованная монархия: вся полнота власти все больше сосредоточивается в руках князя, жена уходит от государственных дел, а на решение князя влияет только часть старших дружинников и выходцев из старой племенной аристократии - бояре.

Информация о работе Шпаргалка по "Истории Украины"