Шпаргалка по "Истории стран Азии и Африки Нового времени"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 17:50, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по курсу "Истории стран Азии и Африки Нового времени".

Файлы: 1 файл

Konspekty_otvetov_na_voprosy_po_istorii_stran_Azii_i_Afriki_Novogo_vremeni.doc

— 820.00 Кб (Скачать файл)

1876-1878 – вся Бомбейская  провинция охвачена голодом. Англичане же в этих условиях повысили налоги на соль! Митинги, демонстрации протеста. Они подготовили выступление конца 1870-х гг. под рук-вом Васудева ПХАДКЕ (из обедневших брахманов, хорошее образование, знал санскрит, был мелким чиновником – но человек пытливого ума, патриот).

1879 – Пхадке установил  связь с рук-лем рке-ских повстанцев  Хари Найком. Цель – награбить  у богачей денег, чтобы на  эти средства вооружить свои  отряды. Смелые налеты-экспроприации.  Потом его схватили и казнили.  Его движение – первое в  истории Индии, где сплелись элементы нац-освоб и антифеодальной войны.

Практически одновременно – восстание кр-н на р. Годавари. Партизанская тактика. Если бы не рознь  среди вождей восстания – не скоро  были бы подавлены.

Кроме того, с 1880-х гг. – постоянные восстания отдельных племен (куки, нага, лушаи), ярко выраженный антиколониальный характер. НО ВСЕ: стихийные, локальные, часто под знаменем религии. Важно: что индусы и мусульмане действовали совместно, решая задачи антиколониального освобождения.

Рабочее движение. В текстильной пром-сти =  наивысшая концентрация рабочих на предприятиях, текстильщики – застрельщики выступлений (1877 первое, 1882-1890 – 22 стачки). У рабочих Бомбея – предтечи профсоюзов, Бомбейская ассоциация рабочих. Тред-юнионистское направление в рабочем движении сильно. Газета «Друг бедных». 1889 второй массовый митинг бомбейских текстильщиков.

Буржуазно-национальное движение 1860-1870. В Бенгалии и Бомбее  - первые организации (Ассоциация британской Индии в Калькутте, Ассоциация бомбейского президентства в Бомбее). 2 этапа в развитии национализма в Индии: 1) приходится на 1860-1870 = возникновение первых организаций и 2) 1880 – развитие нац. движения и объединение его во всеиндийском масштабе.

1870 – Союз простых  людей Пуны

1876 – Индийская ассоциация в Калькутте .

Обе организации –  типичны. Идейного единства не было, сразу  же 2 крыла – либеральное и  демократическое.

Либералы – С.Банерджи, Д.Наороджи.

Экономич. программа = защита нац. буржуазии,  требовали протекционистской политики для инлийской буржуазии, снижения налогов и колониальной дани, в аграрном вопросе – «за» сохранение помещич. землевладения при снижении налогов.

Политич. программа = расширение представительства индийской буржуазии  в совещательных органах при  вице-короле, против расовой дискриминации; за то, чтобы повысить возрастной ценз при поступлении на госслужбу и проводить экзамен для поступления на нее не только в Англии, но и в самой Индии.

Тактика = петиции к  парламенту, резолюции на собраниях  орг-ций, статьи в газетах.

Левое крыло – Д.МитраЭ, Б.Тилак.

Главную задачу видели в  распространении патриотзма. Идеи м/б  национализма. Идея создания общедоступной  школы (Тиллак) – в 1880 г. открыл Тиллак Новую английскую школу, а с 1881 издавал  газеты «Лев» на маратхском и «Махратта» на англ. яз. В обеих газетах – защита интересов нац. буржуазии. За бойкот англ. товаров. За улучшение положения масс, но четкой аграрной программы нет.

Начало общеиндийского нац. движения и создание Национального  конгресса.

1885 – созыв первого  съезда Индийского нац. конгресса = первой общеиндийской бур-помещ. организации, генсекретарь – англичанин Юм. Выражал интересы крупной нац. буржуазии. В рамках оживления всего индийского нац. движения, усилилась и агитация левого крыла движения (Тилак). Однако после одного из терактов (студент, сочувствующий левым, застрелил англ. чиновника), Тилака арестовали. Англичане сделали ставку на разжигание индусско-мусульманской розни и всячески поддерживали ее. На рубеже 19-20 вв. политическая обстановка в Индии оставалась неспокойной.

Усиление колониального  гнета на рубеже 19-20 вв.  К концу 19 в. завершился процесс втягивания Индии в кап.хоз-во.1893-1899 – финансовая реформа, завершившая превращение Индии в аграрно-сырьевой придаток Британии (закрыты монетные дворы, печатавшие серебряные рупии и введен золотой стандарт). Английскому финансовому капиталу принадлежало большинство чайных плантаций, все джутовые фабрики. 80% текстильщиков и 60% строителей и метллургов работали на предприятиях, принадлежавших англ. капиталу. Народы Индии вынуждены были оплачивать (через налоги и колониальную дань) все военные авантюры британского прав-ва, военную экспедицию в Тибет, войну с бурами и т.п. Англ. банки контролировали всю внешторг страны. Обострение противоречий между анл. и инд. нац. буржуазии.  

 

 

9. Индия в  период колониальных завоеваний (вторая половина 17-18 в.)

Социально-экономич. развитие. К середине 17 в. Северная Индия и часть Центральной входили в состав державы Великих Моголов. На юге держава граничила с Биджапуром и Голкондой, которыми правили мусульманские династии. Но 2/3 населения Индии находились как раз под властью Великих Моголов. У крупных народностей (бенгальцы, маратхи, гуджаратцы) – складывание этнокультурных общностей, но кастовая система – препятствие к этому (как и наличие недружелюбия по отношению к мусултманам, а также обособленность джайнов и сикхов). Так что к середину 17 в. даже в основных исторических областях могольской Индии не сложилось даже религиозно-общинное единство (ни верхов, ни низов).

По политическому характеру Великие Моголы были восточной деспотией. Правитель – падишах. В своей власти опирался на «диван» (ведал казной), военное ведомство (глава бакши) и верховный суд (глава – кази, непременно – из духовного сословия).

Правление Ауренгзеба – 1658-1707 – гос-во разделено на 19 областей (суба), во главе которых наместники (субадары), у которых на местах полнота власти, в том числе судебной, военной. Они назначали и контролировали начальников областей (таксилей) и волостей (паргана). Почти все высшие должности – у мусульман, происхождение которых пёстрое: правители, военачальники и многие рядовые воины были тюрками-суннитами , в администрации было немало персов-шиитов, среди духовенства – арабы.

Землевладение. Падишах – верховный собственник. Все обрабатываемые земли – под налогом. Значительная часть – в феодальном держании джагиров, заминдаров, инамов, вакфов.

Джагирдары – владельцы  джагиров – господст. часть феодального  класса (военачальники, которые за службу получали право сбора налогов). Наследственного права не имели. Их 4000 чел., военная знать, происходили из мусульман, опора падишаха. Обязаны были содержать на свои средства военные отряды.

Заминдары – в отличие  от джагирдаров – не должны были соедржать отрядов наемных войск. Собирали земельный налог (10%) с крестьян. Могли передавать землю по наследству. Иногда часть их земли была свободна от налогов. Происходили из индусской феодальной аристократии.

Инамы – земли, подаренные за заслуги или в знак благоволения. Весь налог – шел инамдарам. Его наследовали по обычаю. Как правило, такие земли дарили мусульманскому духовенству.

Вакф – земля, доход  с которой шел на содержание духовенства  – мечетей, медресе.

Сельские общины. Основа аграрной системы – община. Они не однородны по составу,  3 группы общинников: (1) высшие; (2) полноправные, (3) наследственные или временные арендаторы и (4) неполноправные (члены низших каст) и (5) неприкасаемые (полурабы, полукрепостные). Те, у кого высшая полнота владельческих прав на возделываемый участок и общинные угодья = все из одной касты. Земля – по наследству.

Круговая порука в  уплате налогов. Во главе общины –  совет (панчаят) из полноправных общинников-райатов, то есть плательщиков налога. Возглавлял его патель (староста). Он – помимо прочего – ведал охраной земель, для чего имел в своем распоряжении сторожей. За выполнение своих обязанностей имел служебный надел. Другой представитель администрации – патвари (писарь), который вел кадастр общинной земли, выполняли эти обязанности брахманы – представители касты писцов. У них тоже был надел, свободный от налога. Должности старосты и  Писары были наследственными.

Общинные ремесленники, слуги – все были в своих  кастах. Число их в общине зависит  от размера ее. За выполнение своих  обязанностей имели долю урожая. Участки – по наследству.

Сама община = основа востоянофеодального  деспотизма.

Основа самой общины -  система джаджмани, регулировавшая отношения с администрацией, служителями культа, ремесленниками, слугами и проч. Каждый общинник райат был одновременно и даджманом, поскольку должен был платить долю урожая (1) казне, причем до ½ урожая и (2) всем, кто его обслуживал с учетом их кастового ранга. Потребительские нужды (в одежде, посуде) удовлетворялись ремесленниками, и им платили по их кастовому рангу. Недоводьство положением, когда большую часть урожая приходилось отдавать за долги = основа множества выступлений. Успех или неудача их зависели от того, насколько они могли быть поддержаны городами.

Город. Связующим звеном между селом и городом служил торгово-ростовщический капитал. Богатые банкиры откупали у казны право сбора налогов. На местах они имели деревенских торговцев-ростовщиков, которые собирали налог, опираясь на администрацию общин. Полученные продукты сбывались на местных же рынках и поступал на пропитание войск, челяди.

Банкиры наживались и  во время успешных походов своих  повелителей, скупая награбленную добычу. Часто они становились главами  налоговых ведомств в захваченных  новых провинциях. Иноверцы (индусы, джайны) проникали в высший эшелон власти через налоговое ведомство.

Таким образом, в городах  не сложилось антимогольской оппозиции. Ремесленники были зависимы от купцов и их заказов.

Индийское купечество и европейский торговый капитал   Отношения с купцами из Европы переменчивые (и мирные, и воевали). Благодаря европейским купцам – выход на европейский рынок для индийских тканей, перца, индиго. Ввозили еньше, чем вывозили. Часов, оружия почти не покупали в Европе. Частыми были и займы европейцев  (например Ост-Индской кампании – англичане, 1600) у богатейших индийских партнеров.  Англичане вывозили из Индивии х/б и шелковые ткани, Ост-Индская кампания везла их не только в Англию, но и в Европу.

Богатевсший индийский  капитал все более подчинял себе ремесленников – авансировал  их на покупку более совершенных орудий производства и установкой цены, выгодной скупщикам (банкирам). На рубеже 17-18 вв. появились первые мануфактуры – а вместе с ними обострились противоречия буржуазной Англии и предбуржуазной Индии.

Нарастание  сепаратизма Феодалы повышают налоги, захватывают общинные земли. Заминадары с – присваивают себе полностью или частично земельный налог, скрывая от фиска размеры владений. Джагирдары уже не довольствуются одним лишь правом присвоения налога, хотя, чтобы земля была у них наследственной. В конечном счете – государстенный земельный налог  собирается все хуже и хуже. Самая жестокая эксплуатация у крестьян, принадлежавших казне – отдувались за всех.

Чтобы увеличить число  подданных, моголы усилили наступление  на Декан (под маской ревнителей мусульманства). Высокие пошлины с индусских купцов = недовольство их. Таким образом, крест-во, купцы  - все больше недовольных политикой.

Восстания в Пенджабе и в Декане. В Пенджабе в середине 17 в. – антифеодальное крестьянское восстание, популярны слова сикхов о равенстве людей перед Богом. Вождь – сикх, гуру Говинд (1675-1708). Сикхизм противопоставлен исламу (Сикхизм – монотеистическое учение, религия, главная идея – равенство всех перед Богом, отражал вначале идеологию торгово-ремесленных слоев, аскетизм, крепкая организация, дисциплина, подчинение вождю - гуру). Введен особый обряд посвящения в сикхизм – подслащенной водой, совместные трапезы, несмотря на кастовую принадлежность, особое платье и тюрбан на голове. Цель – создание сикхского гос-ва. Под этим лозунгом – развернуто движение – продолжалось до середины 18 в. Сикхи победили, но плодами их победы воспользовались феодалы, выдвинувиеся из числа сикхских военоначальников.

Другое восстание –  у городов Дели и Агра. Руководство  – у военно-земледельческой касты джатов, что дало название восстанию. Глава – старости сельской общины Гокла. Большая роль особых сектантов – сатнами («носящие доброе имя»). Длилось восстановие более 30 лет, до 1723.

Образование Маратхского  гос-ва.  Махараштра – область у гор Сахъядри. Маратхские феодали давно хотели уничтожить господство мусульманской знати и создать свое государство. Отдельные выступления крестьян и феодалов слились во второй половине 17 в. в общее восстание. Глава – Шиваджи Бхонсле. 1664 – захватили город Сурат. 1665 – Гиваджи – пленник падишаха. 1670 – бежит, новая война, выиграл ее, с 1674 – правитель. Поддержка верхних слоев общины.

1686 – умер  Шиваджи, Аурангзеб сумел завоевать его землю. Окупация Махараштры. Сопротивление простых крестьян. Фактически правит страной главный министр (пешва) – брахман Баладжи. Умирая, он передал все права сыну, Баджи Рао, 1720-1740, с которого берет начало династия Пешв.

Распад державы  Великих Моголов. Народные восстания подтачивали устои деспотии Моголов. 1739 – наместник Декана заявил о самостоятельности Хайдарабадского княжества. 1740 – бенгальский наместник, 1747 – аудский. С 1747 г. свои походы на Индию начинает афганский правитель Ахмад-шах Дуррани. 1758 – маратхские войска победили его, а в 1761 – потерпели поражение, однако поражие их спасло всю Индию от дальнейшего продвижения афганцев вглубь страны. Маркс: «Пока все воевали против всех, нагрянул британец и покорил их всех».

Англо-французское  соперничество в Индии. С 40-х гг.18 в. = обострение соперничества англичан и французов.

1746 – агличане пытаются  изгнать французов из их индийских  владений, но французы нанимают  индусов в свое войско (наемники = «сипаи», командует ими губернатор  Дюплекс). Итог – политическая  гегемония французов в Декане.

Успехи французов беспокоят  англичан. Они тоже стали создавать отряды сипаев-наемников. На радость им в 1752  Дюплекс отозван в метрополию, так как из-за войн, которые он вел, Ост-Индская кампания терпела одни убытки. Новый генерал-губернатор заключил союз с англичанами. Но они только притворялись «друзьями».

Информация о работе Шпаргалка по "Истории стран Азии и Африки Нового времени"