Шпаргалка по дисциплине "История Кыргызстана"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 18:17, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "История Кыргызстана".

Файлы: 1 файл

история кр.docx

— 238.48 Кб (Скачать файл)

Спустя шесть месяцев  после окончания войны, 22 августа 1847 года, при посредничестве русского правительства кыргызы и казахи подписали в городе Копал (совр. Тадды-Коргон) мирный договор. Эта бессмысленная, братоубийственная война вошла в историю кыргызского и казахского народов как одна из самых трагических ее страниц.

Горький опыт этой войны  привел к осознанию многими авторитетными вождями и политическими деятелями племен той и другой стороны потребности в мирном сосуществовании. В результате, начиная с середины 19 в. вплоть до установления Советской власти, между двумя народами сохранялись мирные дружественные отношения.

 

20. Социально-экономическое  положение кыргызов в период  господства Кокандского ханства.

В 1709г. правителем центральной  части Ферганской долины (с центром в г.Коканде) был провозглашен Шахрух-бий. Он явился основателем Кокандского ханства, с него началась история этого государства. Усиление захватнической политики ханства связано современем правления Ирдана-бия, он существенно расширил в 60-е годы 18в. свои владения. В этот же период он разорвал дружественные отношения с бывшими союзными кыргызскими племенами, и начинает захват их владений. В 1762г. он организовал захват принадлежащих кыргызам городов Ош и Узген.

Успеху кокандских ханов  во многом способствовали междоусобные распри кыргызских феодалов и отсутствие единства между племенами. Кокандцы умело натравливали их друг на друга. Так, в первой четверти 19в. они в основном завершили покорение Южного Кыргызстана. Покорение Северного Кыргызстана Кокандское ханство начало с захватов Чуйской долины (с 1825г.). Разрозненные кыргызы не смогли оказать сопротивление. В 1825г. кокандцы возвели крепость Бишкек, где разместили свои военные силы. В 1831г. были организованы кокандцами походы на Иссык-Куль и Нарын.

Так, раздробленность кыргызов, их внутриплеменные раздоры обусловили почти беспрепятственное вторжение  кокандцев на земли кыргызов. Для закрепления своих завоеваний они создавали крепостные укрепления: Бишкек, Токмак, Чалдовар, Кара-Балта, Ат-Баши, Куртка, Кочкор, Жумгал, Суусамыр, Барскоон, Каракол и др.

Кокандское ханство  представляло собой типичную феодальную деспотию Востока, характерными чертами которой были междоусобицы и интриги представителей власти. Кокандские правители старались заручиться поддержкой кыргызской родофеодальной знати. Фактическая власть оставалась в руках местных кыргызских федалов — родоправителей. Так, Алай управлялся Алымбек-датхой. А после его смерти - его женой Курманжан даткой.

Родоплеменная структура  кыргызского общества в период кокандского владычества сыграла отрицательную роль в судьбах народа. Она мешала объединению кыргызов для борьбы за свою независимость, способствовала усилению междоусобной борьбы феодалов, облегчала кокандским ханам управление населением.

Экономическая политика кокандских правителей тормозила развитие кыргызов. Отбирая пастбища, конфискуя и перепродавая земли кыргызов, облагая их высокими налогами,- зачастую просто грабя кочевников, кокандские власти просто разрушали хозяйственный механизм кыргызского общества. Наиболее тяжелой для кыргызов была налоговая политика кокандцев, осуществляемая в трех формах: натуральной, трудовой и денежной ренты. Основным налогом, который выплачивали кыргызы, был закет со скота. Зачастую сбор налогов превращался в грабеж. Положение усугублялось тяжестью трудовых повинностей, которые кыргызы должны были выполнять: возведение крепостей, строительство зданий, дорог, ирригационные работы и др.

Кроме государственной  системы налогообложения кыргызы платили налоги и несли повинности, которые устанавливались феодалами - родоправителями в свою пользу. Именно налоговая политика в ханстве была основной причиной восстаний кыргызского населения против кокандекого господства.

 

21. Борьба кыргызского  народа против кокандского гнета.

Освободительная борьба кыргызов против засилья кокандского гнета приняла широкий размах в 30-40гг.19в.

Причиной вызвавшей  возмущение людей, стали бесчинства, совершенные кокандцами во время похода 1831г. С особым упорством против кокандцев выступили кыргьвы Ак-Талаа, Тогуз-Тороо, Нарьша и Ат-Баши. Возглавили восстание Тайлак и его брат Атантай. Долгое время Тайлак-батыр со своими воинами противостоял кокандцам, однако в 1838г. кокандский лазутчик под видом лекаря проник в ставку и отравил Тайлак-баатыра.

В 40-е годы 19в. против кокандцев  восстали кыргьвы Иссык-Кульской котловины. В 1845г. против поработителей выступили алайские и ферганские кыргызы Ошского региона. Они оказали упорное сопротивление, но кокандцы подавили восставших.

В отличие от этих разобщенных  выступлений истинно народное восстание вспыхнуло весной 1873г.. Возглавил его Исхак Асан уулу под именем Полот хан. Первый этап восстания (1873-1874г.г.) имел прогрессивные цели, это было антифеодальное движение против власти кокандского хана. Толчком ко второму этапу движения (1875-1876г.г.) явилось увеличение размера податей в 3 раза. Повстанцы захватили некоторые земли, входящие во владения России. В ответ на это российские войска близ Коканда нанесли сокрушительный удар по восставшим. Повстанцы развернули борьбу против русских захватчиков, так восстание приобрело антироссийскую направлен-ность. Военные столкновения длились с декабря 1875г. - январь 1876г. Восставшие терпели одно поражение за другим. В феврале российскими войсками был взят Коканд. Исхак Полот-хан был повешен, Кокандское ханство было ликвидировано.

Борьба кыргызского  народа против Кокандского ханства  имела большое историческое значение, так как она привела к ослаблению ханства. Усиление гнета еще более усиливало ответные действия порабощенного населения, стремление его к независимости.

Разобщенный народ, его  политические лидеры постепенно приходили к пониманию необходимости объединения.

 

22. Культура  кыргызов в 19 веке.

Культура кыргызов в 19 веке продолжала развиваться на основе традиций, сложившихся в древнее  и средневековое время. Ее условно  делят на материальную и духовную. В материальную культуру входят типы жилища, оружие и орудия труда, одежда, изготовление предметов быта, украшений и др. На их виды, формы изготовления наложили свой

отпечаток традиционные формы  хозяйства кыргызов - скотоводство, земледелие, охота, промыслы.

Особое место в духовной жизни кыргызов занимали эпические  памятники героического и лирико-романтического характера, вершиной которых является всемирно известный Кыргызский эпос-трилогия «Манас», «Семетей», «Сейтек».

В памяти народа хранятся имена выдающихся манасчи. Согласно преданиям, первым из них был один из сорока витязей Манаса - Ырчи. Продолжили сказание эпоса Толубай-сынчи и его брат Токтогул-сынчи, жившие примерно в 14в. Крупным манасчи считался и Ноуруз, живший в 18веке. Широкую известность приобрели сказители Келдибек, Балык, Тыныбек, Чоюке (19-нач 20в).

В народе широко известны и другие эпические произведения: «Эр-Тоштюк». «Жаньш-Мырза», «Эр-Табылды», «Курманбек», «Жаныш и Байыш» и др.

Одним из важных проявлений культуры кыргызов является тот факт, что с раннего срелневековья  и до начала 20 в. кыргызы пользовались письмом: сначала руническим на согдийско-арамейской основе (7-10 вв.). а затем - арабским, фарси и чагатайским. Сохранились эпиграфические памятники средневековья, документы, рукописи 18-20 в.в.

19 век отмечен творчеством акынов-заманистов. Наиболее видными представителями «заманизма» - историко-философского учения о бренности мира и его неизбежном трагическом конце, являются Калыгул Бай уулу, Арстанбек Буйлаш уулу и др.

Одним из кыргызских акьшов-гшсьменников был Молдо Нияз. До нас дошли две рукописи санатов (поучений) Молдо Нияза, большая их часть была утеряна в годы сталинских репрессий.

Традиции письменной кыргызской поэзии, заложенные Молдо Ниязом, продолжили и другие мастера слова. Один из них - Байымбет Абдрахманов (Тоголок Молдо). Он создавал разножанровые песни, творчески перерабатывал народные обрядовые песни, предания. Он оставил также и ряд собственноручно записанных эпизодов из эпоса «Манас».

Известнейшим акыном-письменником был и Молдо Кылыч Шамырканов. Первым печатным произведением кыргызской поэзии, изданным в Казани в 1911г. был именно его сборник «Зилзала» («Стихия», дословно «Землетрясение»).

В 19 веке признанием народа пользовались и известнейшие акыны. Так, великий акын кыргызского народа Токтогул Сатылганов заслужил особое уважение за то, что он воспевал в своих произ-ведениях идеи справедливости, раскрывал социальные противоречия, обличая власть имущих.

Богатством глубоких философских  размышлений характеризуются песни знаменитого поэта-импровизатора Барпы Алыкулова. Кроме этого он создал ряд дастанов-наставлений о сущности мира, человеческого бытия, а также лирических песен.

В 19 веке - первой половине 20 веков продолжало развиваться  и музыкальное искусство. Широко были известны также народные музыканты, игравшие на комузе, кыяке, темир-комузе, чооре, керней-сурнае, сыбызгы и создававшие высокохудожественные произведения. Ярким профессионализмом выделялись Куренкей Белек уулу (1826-1960г.г.), Ниязаалы Борош уулу (1860-1949г.г.), Карамолдо Ороз уулу (1863-1960г.г.) Боогачы Жакыпбек уулу (1866-1935 г.г.), Ыбрай Туман уулу (1885-1967г.г.) и др. Их многие произведения позже были переложены на ноты и навечно вошли в музыкальную сокровищницу кыргызского искусства.

 

23. Первые историки  и просветители кыргызского народа  в конце

19-начале 20 века.

Первым письменным историком  кыргызов был Осмонаалы Сыдык  уулу. Он выпустил в 1913 1915г.г. в г. Уфа две книги на кыргызском языке: «Мухтасар тарых-и- кыргызийя» («История кыргызов») и «Тарых-и-кыргыз-шадманийа» («История кыргызов, посвященная Шабдану».)

Видным исследователем истории кыргызов был и Белек Солтоноев. Сохранившийся труд Б.Солтоноева «Кыргыз-казак тарыхы»(«Кызьш-кыргыз тарыхы») считается важным документаль-ным источником истории Кыргызстана. В его трудах даны сведения об эпосе «Манас» и видных манасчы, о Махмуде Кашгари, легендарных мыслителях кыргызского народа Толубае-сынчы, Асан-Кайгы и таких известных акынах, как Калыгул, Арстанбек, Молдо Кылыч. Особое место в своем труде Б.Солтоноев уделяет эволюции древнейших мировоззрений кыргызов об астрономии, математике, обществе и природе.

После вхождения Кыргызстана  в состав России в кыргызском обшестве оживилось и просветительское движение. Так, видным представ'тгелем просветителей того времени был И-Арабаев. Он является автором ряда учебников и учебных пособий: «Алип-бээ жана тете окуу» (1911г), «Жазуу орнектери» (1912г.), «Кыргыз Алип-бээси» (1925г.), «Саамалык» (1925г.) и др.

В дело просвещения и  развития культуры кыргызского народа большой вклад внес Ыбрайым Абдырахманов. Просветительскую деятельность начал учителем новометодной школы в Жети-Огузе, затем с 1916 года - в Ат-Баши. Он известен также и как манасчи, этнограф, собиратель кыргызского фольклора.

 

24. Первые связи  кыргызов с Россией в конце  18 века.

Первые сведения о кыргызах в России были получены от посла  Петра I в Джунгарском ханстве Ивана Унковского, в 1722-1724г.г. жившего в ставке хана на Иссык-Куле. Позже в 1749г. русский ученый П.И.Рычков составил сведения о кыргызах, которых он назвал по месту

обитания алтай-кыргызами. Оба они писали о воинственности северных кыргызов, об их борьбе с джунгарами. Первым о южных кыргызах сообщил сведения унтер-офицер российской армии Филипп Ефремов.

Изданная в 1786г. книга  его воспоминаний познакомила Россию с неизвестным большинству россиян народом - кыргызами.

Сами кыргызы уже  в 18 веке знали о стране Россия. Еще  в 1757г. группа тянь-шанских кыргызов в 200 человек впервые переселилась в Сибирь и приняла российское подданство, затем они расселились в Поволжье.

В 18 веке, раздробленные  феодальными усобицами кыргызские племена, только освободившиеся от джунгарского ига, оказались перед новой угрозой со стороны Китая. С другой стороны, Кокандское ханство, уже захватившие южные земли кыргызов, готовилось к походам и на другие их территории. Нужен был сильный покровитель, который помог бы кыргызам сохранить его целостность. Глава Чуйских кыргызов сарыбагышский бий Атаке предложил обратиться к России. В 1785 году он отправляет посольство в Саккт-Петербург, которое возглавил купец Абдурахман Кулаков, уже ранее бывавший в России. С ним отправился представитель бия Атаке-Шергазы. Кыргызы не были официально приняты в подданство, но получили заверения в поддержке.

Осенью 1787г. Атаке-бий в  торжественной обстановке принимал в Чуйской долине прибывшего с ответным визитом российского посланника Муслима Агаферова. В 1788г. Атаке вновь отправил новых посланников в Омск.

В 1824г. в Сибирь прибыла  новая кыргызская делегация, в составе  которой были Акылбек Улджебаев, Алгазы Шералин и др. В обратный путь с ними выехали посол России Р.К.Зибберштейн и хорунжий Т.В.Нюхалов. На берегу р.Джергалан осенью 1825г. манапы собрали курултай виднейших биев племени буту. Участники курултая высказали мнение о присоединении к России.

Однако в то время  пока для России земли кыргызов не представляли еще интереса и поэтому российские власти пока воздерживались от юридического оформления акта принятия кыргызов в российское подданство.

 

25. Исторические  предпосылки сближения Кыргызстана  и России.

Как уже выше было отмечено, конец 18-первая половина 19 века отмечались очень сложной политической обстановкой. С одной стороны, Пинский Китай после разгрома Джунгарского ханства, приступил к осуществлению планов покорения народов Туркестана. С другой стороны, Кокандское ханство уже захватило кыргызские земли -Ош и Узген, продвигалось на Алай и готовилось поглотить весь Кыргызстан. Кроме этого, кыргызские племена раздирали феодальные междоусобицы, которые ослабляли их. И наконец, известно, что Английская колониальная империя уже давно обращала свои взоры на земли Средней Азии. Натянутыми были отношения также между кыргызами и казахами.

Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "История Кыргызстана"