Шпаргалка по дисциплине "История Казахстана"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2015 в 19:33, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "История Казахстана".

Файлы: 1 файл

История. ответы.docx

— 107.46 Кб (Скачать файл)

Этнический состав государства составляли дулаты, канлы, уйсуны, аргыны, жалаиры, барласы и другие тюркские племена, а также тюркизированные монгольские племена – арлат, чорас, калучи.

Основатель государства – эмир Пуладчи из племени дулат. Вожди племени дулат в улусе Чагатая играли ведущую роль еще с середины XIV века. Не имея права на престол, он в 1348 году возвел на трон 18-летнего чагатаида Тоглук-Тимура. Фактически власть оставалась в руках эмира Пуладчи. Его основной целью было отделение Могулистана от Мавераннахра и создание независимого ханства. Правителями – ханами в Могулистане были представители династии чагатаидов. Тоглук-Тимур хан стал основателем династии, находившейся у власти до начала XVI века. Столицей государства он сделал город Алмалык.

Власть осуществлялась по улусной системе. Наследственный титул верховного улусного бека (улусбеги) был закреплен за главой племени дулат.

Ислам стал государственной религией при Тоглук-Тимуре. Как писал Мухаммед Хайдар, только за один день было принудительно обращено в ислам 160 тысяч человек. В своей внешней политике Тоглук-Тимур пытался восстановить свою власть на всех землях бывшего Чагатайского улуса. В 1360-1361 годах он дважды совершил походы в Мавераннахр. На ханский трон Мавераннахра он возвел сына Ильяса-Ходжу. После смерти Тоглук-Тимура, эмир Тимур поднялся на борьбу за власть. В сражение 1365 года под Ташкентом (известно в истории как Батпактинская «Грязевая битва») победу одержал хан Ильяс-Ходжа. Но осада Самарканда закончилась неудачей и восстановить власть на всей территории Чагатайского улуса не удалось.

Эмир племени дулат Камар ад-дин, возведя на ханский трон Хизр-Ходжу, старался усилить господствующее положение знати племени дулат. Когда Могульское ханство было ослаблено междоусобицами, захвативший в 1370 году власть в Мавераннахре эмир Тимур начал завоевательную войну против Могулистана.

В 1380-1390 годах эмир Тимур несколько раз совершал опустошительные набеги. В результате могульское ханство распалось на независимые владения. Хан Хизр-Ходжа признал вассальную зависимость от Тимура. Лишь после смерти Тимура в период правления Мухаммед хана Могулистан вновь обрел независимость. В 1425 году потомок Тимура Улугбек совершил поход на Могулистан и подверг разграблению. Есен-Буга занял ханский трон (1433-1462 гг.) в борьбе с братом Жунусом. Распад ханства начался в период правления внука Жунус хана Абд ар-Рашида. Территория Жетысу отошла от Могулистана к Казахскому ханству.

 

 

 

 

 

 

14 вопрос. Этапы формирования казахской народности. Происхождение этнонима «казах».

Формирование казахской народности

 

Основные этапы сложения казахской народности.

1. Древний (сакский) период (III тыс. до н.э. – V в. н.э.) – это эпоха разложения первобытнообщинного строя. В лингвистическом отношении на этом этапе насельники не только Казахстана, но и обширного региона Евразии входили в древнеиранскую ветвь индоевропейской семьи.

2. Раннесредневековый (тюркский) период (VI – X вв.) – эпоха связана  с массовым переселением хунну  и тюрков на территорию Казахстана  с начала I тысячелетия нашей эры, вследствие чего произошел переход  к прототюркской этнокультурной  и языковой общности. Образование  древнетюркских государств способствовало  постепенной монголизации антропологичекого типа и распространению тюркских языков.

3. Средневековый (кыпчакский) период (X – начало XIII вв.) – эпоха  объединения этнополитическими  и хозяйственно-территориальными  связями многих этнических групп  региона, входивших в состав Кыпчакского  государства, занимавшего всю территорию  современного Казахстана, кроме Семиречья.

4. В XIII веке поступательное  развитие этнической консолидации  населения Казахстана было задержано  монгольским нашествием. Добавился  новый этнический компонент - монгольские  роды и племена, передвинувшиеся  на территорию Казахстана –  мангыты, барласы и другие. Численность  монголов была относительно невелика, монгольский элемент был постепенно  ассимилирован преобладающей тюркской  средой, но монголы составляли правящий слой.

5. Позднее средневековье (XIV-XV вв.)- эпоха восстановления этнических  процессов и консолидации тюркоязычных  и отюркизированных монгольских  племен в составе государств  – Ак-Орда, Могулистан, ханство Абулхайра  и Ногайской Орды. Населению был  присущ единый антропологический  тип, идентичный казахам последующего  времени.

6. Позднее средневековье (XV-XVI вв.)- эпоха завершения процесса  формирования казахской народности. Образование Казахского ханства  ускорил длительный и сложный  путь сложения единой народности, под именем «казахи».

В XV-XVI веках в основном завершился многовековой процесс формирования казахской народности и ее этнической территории. Свойственный современным казахам фенооблик окончательно сформировался не позднее Х1У-ХУ веков на основе сложного взаимодействия двух больших рас - автохтонной европеоидной и привнесенной монголоидной. Все это теперь составляет единый монолитный сплав антропологического состава казахского народа.

Происхождение этнонима «казах». Со второй половины XV века сложившаяся народность стала известна среди других народов, населявших сопредельные территории, и в письменных источниках под именем «казахи». Происхождение этнонима «казах» до сих пор является предметом дискуссий, оно нашло отражение в многочисленных легендах.

Наиболее аргументированным является утверждение о том, слово «казак» возникло в регионе обитания кыпчаков не ранее XI века и означает «свободный, скиталец». В него вкладывался социальный смысл и означал людей, отделившихся от своего рода, племени, государства, добывающих средства к существованию участием в военных предприятиях. Это связано с институтом казакования. В IX-X веках в обществе кыпчаков Восточного Дешт-и Кыпчака возникают социальные, а в Х1-ХП веках этносоциальные группы под названием «қазақ». Слово «казак» употреблялось универсально для обозначения разного рода вольниц. Термин «казак» обрел этническое значение со второй половины XV века.

 

 

 

 

 

15 вопрос.  Казахские жузы: причины образования, территория, этнический состав.

Жуз – историко-хозяйственный район, сложившийся на основе определенного хозяйственно-культурного типа. Образование жузов связано с природно-климатическими условиями Казахстана и образом жизни его населения - номадизмом. Казахстан состоит из природно-ландшафтных зон, достаточных для саморазвития. Кроме того, здесь не могло не сказаться и длительное вхождение населения в систему отдельных государств и прежде всего в монгольские улусы. В XVII-XVIII вв. состав трех жузов входило вего 112 родо-племенных подразделений.

 

Старший жуз занимал территорию от Сырдарьи до Семиречья включительно. В его состав входили уйсуны, канглы, дулаты, албаны, суаны, сргели, ысты, ошакты, шапрашты, жалаиры.

 

Средний жуз, образованный в результате объединения племен кыпчаков, аргынов, угков, найманов, конратов, кереитов и других, располагался в Центральном и части Северо-Восточного Казахстана.

 

Младший жуз, занимавший низовья Сырдарьи, берега Аральского моря, северную часть Прикаспийской низменности, имел в своем составе племенное объединение байулы, включающее роды: адай, жаппас, алаш. бериш, есентемир, серкеш и другие, всего двенадцать родов, жетыру: табын, тама, жагалбайлы, рамадан и другие, всего семь родов; алимулы: карасакал, каракесек, торткара, шекты и другие, всего шесть родов.

 

16 вопрос. Образование Казахского ханства.

Причины образования Казахского ханства.

Это было 1. стремление этносоциальной общности к созданию собственной социально-территориальной государственной организации.

2. Необходимость восстановления  разрушенных хозяйственных связей  между кочевыми, оседло-земледельческими  и городскими районами и создание  единого экономического региона.

3. Борьба за власть  в Восточном Дешт-и-Кыпчаке между потомками Орда-Еджена – Жанибеком, Кереем и Шайбана – Абулхайра.

Образование Казахского ханства связано с именами Жанибека и Керея, которые вели борьбу за власть с другими чингисидами. Жанибек со своим родственником, тоже правнуком Урус-хана Кереем в 1459-1460 годах откочевали из ханства Абулхайра во владения могольского хана Есен-Буги (1429-1462). Неспособность Абулхайра сплотить общество, как и неспособность могольского правителя защитить свое население от ойратов, заставляли основную массу населения этих государств искать силы, которые смогли бы консолидировать племена и роды и создать стабильную этнотерриториальную организацию.В 1462 году Есен-Буга-хан умер, и это укрепило положение Жанибека и Керея в Семиречье. Согласно датировке Мухаммеда Хайдара Дулати, время образования Казахского ханства - 1465-1466 годы.

Основными этапами этого процесса стали:

· откочевка Жанибека и Керея с приверженцами в пределы Могулистана;

· укрепление позиций Джанибека и Керея в Моголистане и закрепление за ними названия узбек-казахи, и затем просто казахи;

· образование Казахского ханства;

· возвращение Жанибека и Керея после смерти Абулхаира в Узбекский улус и захват там верховной власти.

Первым ханом избран как старший по возрасту Керей (1456-1472). В годы становления Казахского ханства, и последующие десятилетия его правители вели войны за обладание сырдарьинскими городами с шайбанидами. Борьба казахских ханов с потомками Абулхаира - Шайх-Хайдаром, Мухаммедом Шайбани и др. ханами за власть над кочевыми племенами, в основном вылилась в борьбу за города Отрар, Сауран, Сыганак, Туркестан.

Территория Казахского ханства – западное Семиречье, названные города Южного Казахстана, район Каратау с прилегающими степными территориями, низовья Сырдарьи, северное Приаралье и значительная часть Центрального Казахстана. К началу XVI в. Казахское ханство занимало территорию Ак-Орды и часть Могулистана.

 

17 вопрос. Казахское ханство в конце XVI- середине XVII вв.: политическая история и общественная  организация.

Общественное устройство Казахского ханства. В ХV-ХVII вв. общественные отношения у казахов были патриархально-феодальными. Ак суйек – высшее аристократическиое сословие. К ним относились чингизиды, не принадлежавшие ни к каким казахским родам и племенам,: ханы, султаны, огланы или торе и ходжи (потомки пророка Мухаммеда). Кара суйек – основное сословие. Независимо от имущественного положения его составляли бии, эмири, батыры, баи. Бии – предводитили родов и племен. В подвластных родах биям принадлежала судебная, административная и военная власть. Эмиры, беки – представители военно-кочевой знати. Батыры – предводители войск. В казахском обществе существовало деление по имущественному состоянию, были баи - богатые и кедей - бедные. В казахском обществе важное место занимало мусульманское духовенство.

Шаруа – зависимое население - кочевники-скотоводы, консы – обедневшие родственники, попавшие в зависимость от феодала, жатаки – земледельцы. Юридическим лицом, обладающим личными и имущественными правами, был свободный кочевник. Простолюдины составляли нижнюю ступень общественной лестницы. Самой бесправной социальной группой казахского общества были рабы (кул).

В казахском ханстве имело место земельное пожалование, которое приобретало наследственное право - сойургал. Скотоводы платили налог – зякет, делали подношения мясом - согум, сыбага. Земледельцы вносили бадж, харадж. Собирался натуральный сбор для снабжения войск – тагар. Простые люди привлекались к общественным работам – мардика, принимали на постой войска – каналга, а также знатных людей - жамалга. Повинностью был сауын – отдача скота на выпас рядовым кочевникам. Мусульманское духовенство владело вакфными землями.

На вершине социальной иерархии находился хан. Его окружали советники, помощники, дружина и прислуга. Ханский Совет состоял из улусных султанов и вождей кочевых племен. В XVII и первой половине XVIII века местами пребывания казахских ханов стали Ташкент и Туркестан. Курултай – собрание представителей трех жузов. Нецарствующие чингизиды - султаны наделялись улусом (юртом) и были его полновластными правителями. Султан был правителем улуса с правом управления и командования улусным войском. Султаны не несли никаких повинностей, кроме военной. Наиболее влиятельные из них входили совет биев при хане. Городская верхушка – это чиновники местной администрации – везири, вакили, хакимы, даруга, мустауфи, назначавшиеся ханами или улусными правителями. Административное устройство Казахского ханства: семья – колено – род – племя – улус – жуз – ханство.

 

18 вопрос. Казахское ханство при Есим хане и Тауке хане. Влиятельные бии казахских жузов.

После гибели Хакназара ханом был провозглашен внук Жанибека Шыгай (1580-1582). Он участвовал в Туркестанском походе узбекского хана Абдаллаха. Шыгая затем сменил его сын Тауекел (1582-1598). Источники называют Тауекел хана «ханом казахов и калмыков». Известно, что в 1594 году он отправил в Москву посольство во главе с Кул-Мухаммадом. Цель создание военного союза против узбекского хана Абдаллаха. В результате переговоров были установлены казахско-русские дипломатические отношения. К Таукел-хану было направлено русское посольство во главе с Вельямином Степановым.

В 1598 Таукел, воспользовавшись смертью Абдаллах-хана, овладел Сайрамом, Ташкентом, Туркестаном, Самаркандом, где оставил наместником брата Есима с 20 тыс. войском. Затем двинулся к Бухаре, в одном из сражений был ранен и скончался в том же 1598 году в Ташкенте.

Ханом стал сын Шигая Есим (Ишим) (1598-1628). В состав Казахского ханства вошел Туркестан с его городами и Ташкент на 200 лет. С этого периода Туркестан стал столицей Казахского ханства. В состав Казахского ханства окончательно вошли оседло-земледельческие районы Южного Казахстана. С именем Есим-хана казахское народное предание связывает создание Уложения, известного как «Есім ханның ескі жолы» («Древняя дорога: Есима»).

После Есима ханом стал его сын Жангир (1628-1652). В 1643 г. В местности Орбулак казахское войско во главе Жангир ханом разгромили джунгар во главе с Батуром. В одном из сражении с джунгарами в 1652 г. хан Жангир погиб. В каждом из трех жузов появились самостоятельные ханы.

 

После Жангира правил Батыр-хан, сведений о котором не сохранилось. После Батыр-хана на престол взошел сын Жангира Тауке (1680-1718).. Создание военного союза казахов с кыргызами и каракалпаками ослабили на некоторое время натиск джунгар на казахские земли. Именно поэтому во многих источниках его называют «ханом казахов, кыргызов и каракалпаков». В 80-90 гг. XVII в. джунгарская армия вторглась в Семиречье и Южный Казахстан. В 1680 г. джунгары не смогли взять ставку Тауке-хана – Туркестан.

Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "История Казахстана"