В российском политическом
менталитете государство отождествляется
с большой семьей. Отсюда вытекает
понимание общенародного единства
как духовного родства и стремление
заменить бездушные правовые нормы нравственными
ценностями. С этой точки зрения характер
отношения государства и индивида в России
в отличие, например, от Запада определяется
не столько соглашением подданных и государственной
власти в соблюдении законов, сколько
молчаливым сговором о безнаказанности
при их нарушении.
В российском политическом
менталитете государственная власть
ставится выше закона, что формирует
такую политическую установку, как
неверие в закон в качестве
воплощения справедливости и средства борьбы со злом. Примат государства над
законом порождает, с одной стороны, правовой
нигилизм и произвол, а с другой — терпимость
русского человека и страсть к порядку.
Об этом свидетельствуют данные изучения
ценностных ориентации россиян, проведенные
в последние годы различными /научно-исследовательскими
институтами. По этим данным, около 80% россиян
рассматривают «правовое государство,
в котором люди уважают закон и правопорядок,
как важнейшую предпосылку выхода из кризиса».
Однако столь высокий процент еще не означает,
что правовое государство является для
большинства россиян социальной ценностью.
Здесь мы сталкиваемся с известной «коллизией»,
описанной в специальной литературе: с
одной стороны, наблюдается механическое
признание принципов правового государства,
с другой — отчуждение граждан от законов.
Заключение
Русская идея доказала в истории действительность
и подлинность своей «всемирной отзывчивости»,
готовности к самоограничению и самоотречению.
Русская идея менялась и
дорабатывалась, впитывала в себя европейские взгляды,
но сохранила в себе европейские взгляды,
сохранила в себе те истинно русские самобытные
черты русского человека и его характера.
Имеется широкий спектр
представлений о том, что такое
Россия и какая ей предначертана
судьба. Многообразие мнений характерно
для любого направления человеческой
мысли.
Наше национальное своеобразие
в том, что русского человека отличает
особая открытость по отношению к
другим культурам, беспощадность самокритики,
стремление к «всечеловеческому единению», как уже говорилось ранее.
Список литературы:
- Бердяев Н.А. О России и русской и русской философской культуре
- Судьба России. Опыты по психологии войн и национальности. М.Мысль, 1990
- Зотов В.Д. Евразийская идея: политические аспекты в прошлом и настоящем ; Соц-гуманит знания. 2000. №5. С. 3-22.
- Миронов.Г.Е. История государства Российского: XIX век. М., 1995.
- Бессонов Б. Н. «Русская идея»: мифы и реальность. М., 1993.