"Повесть о Стране Вятской". Адаптированный перевод священника Александра Балыбердина

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2014 в 00:54, реферат

Описание работы

I. История новгородцев.
II. История основания новгородцами первых русских, православных поселений на Вятской земле.
III. История основания новгородцами города Хлынова.
IV. История обретения на реке Великой.
V. Летописные сведения об истории Вятской земли.

Файлы: 1 файл

Повесть о стране вятской.docx

— 50.50 Кб (Скачать файл)

IV. История обретения на реке  Великой

чудотворного Великорецкого образа Святителя Николая

В те времена племена черемисов и вотяков со стрелами и оружием часто совершали набеги на Вятку, захватывали в плен новопоселившихся здесь христиан и разоряли их жилища. Особенно часто нападали на Котельничскую волость черемисы, жившие на реке Пижме, что ныне в Яранском уезде. Из древнего предания известно о христианах, поселившихся на реке Кобре и имевших с собой святой образ святителя Николая «в чудесах»,[40] а также о том, как от нашествия черемисов бежали те христиане с реки Кобры дикими лесами в неведомые им земли. И, пройдя реку, что ныне называется Великой – а имя это она получила не ради величины и полноводности, но ради великих сбывшихся на ней чудес – взошли те христиане на высокую и прекрасную гору и в густой чаще леса на той горе неведомо как промыслом Божьим тот святой образ святителя Николая чудотворца оставили.

Спустя некоторое время захотел Господь Бог чудесно явить этот святой образ святителя Николая чудотворца людям, переселившимся из разных земель и живущим здесь независимо, но не имеющим церквей в своем уезде и потому не имеющим полноты христианской веры.

Произошло это в 6891 году от Сотворения мира – в 1383 году от Рождества Христова, при великом московском князе Дмитрии Ивановиче Донском и при митрополите Пимене, за 76 лет до присоединения Вятки к владениям великих московских князей, от города Хлынова вниз по течению реки Вятки до устья реки Великой и вверх по реке Великой – всего на расстоянии 40 верст, близ реки Великой на прекрасной высокой горе, где забил источник чистой воды, который и доныне знаком всем, пьющим из него ради здоровья и исцеления[41].

Промыслом Божиим произошло это так. Некий набожный крестьянин, недавно поселившийся около той горы, однажды по своим делам въехал на ту гору и вдруг увидел великий свет, как бы от множества свечей, сияющий в густой чаще леса. Придя на то светлое, сияющее место, обрел он святой образ великого святителя и чудотворца Николая и, подняв его с любовью и горячей сердечной верой, привез на повозке домой и поставил на кровлю своего дома – поселение то было новоначальным, и дома в нем еще не были окружены частоколом.

В те дни тяжело болел один христианин. Услышав об образе святителя Николая, с горячей верой стал он призывать его, скорого помощника, и вскоре неожиданно получил исцеление состраданием святителя Николая чудотворца ради явившегося его святого образа. И еще более возгорелся тот христианин верой и стал повсюду прославлять Бога и рассказывать о своем скором исцелении.

Прослышав об этом, христиане стали приходить к тому святому образу и приносить больных, и все они вскоре получали исцеление. И пронеслась о том чудотворном образе великая слава. Тогда собралось множество христиан и, с разрешения властей, построили они во имя Николая чудотворца часовню и поставили в ней святой его образ. И еще более умножилось число происходивших от него чудес.

Со временем услышали о множестве чудес, бывших от образа Николая чудотворца, духовные власти города Хлынова и совещались со всем освященным собором, как бы такое драгоценное богатство – чудотворный образ принести в город Хлынов для всенародного почитания.

Христиане же, владеющие тем чудотворным образом, не хотели с ним разлучаться и со многими слезами просили начальствующих городом не лишать их столь бесценного богатства.

Градоначальники со всеми священнослужителями и множеством народа едва упросили тех христиан, обещав им каждый год приходить из города Хлынова со святым чудотворным образом на прославленное чудесами место.

В назначенное время пришли из города Хлынова наиболее достойные священнослужители и принесли святой чудотворный образ святителя Николая с Великой реки в город Хлынов и поставили его в церкви, построенной в 7059 (1551) году в хлыновском Кремле во имя святителя Николая чудотворца[42]. И каждый год исполняли свое обещание, путешествуя с тем чудотворным образом из Хлынова на реку Великую, что и до наших дней совершается с участием множества людей[43].

По совету священнослужителей, просивших начальствующих городом установить общий праздник ради всенародного почитания сего образа, те повелели глашатаям в течение многих дней объявлять на торгу[44] всем людям, чтобы все христиане постились первую неделю Петрова поста, начиная от праздника Всех Святых, и в пятый день, то есть в девятую пятницу по Святой Пасхе, совершали в городе Хлынове празднование святителю Николаю чудотворцу и с чудотворным его Великорецким образом, с постом и молитвой обходили вокруг всего города Хлынова, прославляя происходящие от него чудеса. Чтобы всему христианскому народу тот чудотворный образ был видим, и все люди знали, что этот праздник установлен в память явления сего чудотворного образа.

V. Летописные сведения об истории  Вятской земли

В 6897 (1389) году великий князь Дмитрий Иванович Донской преставился, после него великим князем стал его сын Василий Дмитриевич.

И во дни великого князя Василия Дмитриевича в 6899 (1391) году татарский царь Тохтамыш[45] послал на Вятку войско во главе с царевичем Бектутом, который завоевал Вятку и одних людей порубил, других увел в плен, а иных вернул за выкуп.

В 6929 (1421) году на Вятке Михаилом Россохиным были убиты Анфал и сын его Нестор.[46]

Весной 6964 (1456) года великий князь Василий Дмитриевич[47] послал войско на Вятку во главе с князем Семеном Ряполовским, но поход был безуспешным, и войско возвратилось ни с чем.

В 6967 (1459) году великий князь Московский и всея Руси Василий Васильевич[48] завоевал Вятскую землю и обложил данью, а была она в самовластии 278 лет.[49]

В 6979 (1471) году великий князь Василий Васильевич послал на Вятку Бориса Слепца, приказывая вятчанам идти воевать с Двинской землей.[50] И устюжанам велел идти с ними под началом князя Ивана Васильевича Оболенского.  

В тот же год спустились вятчане на судах вниз по реке Волге, взяли город Сарай и захватили много товара, но, когда поплыли назад, налетел сильный ветер и потопил все струги[51] с людьми, ни один человек не выплыл.

В 6985 (1477) году неожиданно напал на Вятку Казанский царь и многих людей увел в плен, а иных порубил, но так и не смог взять ни одного города, и множество татар вятчане побили у городских стен. Тогда весной следующего года послал великий князь свое войско по реке Волге на Казань и многих захватил в плен, а вятчане и устюжане на реке Каме пленили татар.

В 6997 (1489) году великий князь Иван Васильевич[52] послал на Вятку своих воевод князя Даниила Щеня и Григория Морозова с большим войском[53]. Они захватили вятские города и вятчан привели к крестному целованию. Вятских же правителей и самых знатных людей с женами и детьми вывезли в Москву. Там великий князь Иван Васильевич знатных вятчан пожаловал имениями в Боровске, а иных поселил в Кременске и земли им дал, торговых людей послал в Дмитров[54], татарских князей отпустил обратно в Вятку, а мятежников предал смерти.[55] 

В 7007 (1499) году великий князь Иван Васильевич послал своих воевод с войском из устюжан, двинян, вычегжан и вятчан войной на Угорскую землю. В результате той войны они захватили и пленили местных князей, а некоторых даже привели к присяге великому князю, и все здравы возвратились.

В 7050 (1542) году четырехтысячное казанское войско ходило через Вятку на Устюг, повоевало там все города в Устюжской волости, много зла сотворило и, захватив пленных, пошло то войско на плотах по реке Моломе. Тогда собрались под городом Котельничем воины со всех вятских городов и на реке Моломе разбили наголову то татарское войско. Только смогли уйти лесом на реку Пижму луговые черемисы.

В 7061 (1553) году государь царь Иван Васильевич[56] завоевал города Казань и Болгар[57].

Обозначения:

[1] Скифы – народ, проживавший  в древности между реками Дунаем  и Доном, в Северном Причерноморье.

[2] Пролог или Синаксарий – церковная книга, свод житий святых, расположенных по числам месяцев.

[3] Поприще – древняя мера  расстояния, равная тысяче больших  шагов.

[4] Угры - предки зауральских манси  и хантов, дунайских венгров.

[10] Тысяцкий – военный предводитель  городского ополчения («тысячи»), ближайший  помощник посадника.

[11] Двиняне – жители бассейна реки Северная Двина.

[12] Андрей Боголюбский (1111 – 1174 гг.), с 1157 г. князь Владимиро-Суздальский, великий князь Киевский.

 [16] Чудь - древнерусское название эстов и других финских племен.

[17] Вотяки – устаревшее название  удмуртов

 [25] Черемисы – устаревшее название марийцев.

[49] 1459 - 278 = 1181 год основания Вятской  земли.

 


Информация о работе "Повесть о Стране Вятской". Адаптированный перевод священника Александра Балыбердина