Ұлттық театрды дамытудағы шешендік өнердің орны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2015 в 18:05, автореферат

Описание работы

Зерттеу жұмысының мақсаты халық аңыздарында, ауыз әдебиетінде кең орын алатын, толғау-эпостарда жиі кездесетін кестелі сөз шешендерінің көп алдына шығып, дәстүрлі айтыс, дау шешу әрекеттеріндегі театрлық элементтер мен олардың сахна өнеріне тигізер ықпалы және шешендік монологтар пайдаланылған көріністердегі актер шеберлігінің кәсіптік ерекшеліктері мен тұлғалық қасиеттерінің, алдымызда болған ата актерларымыздың сөз қадірін ұғынғандықтан да, оның санаға әсер етер қасиетіне сүйеніп, қазақтың өзіндік актерлық мектебінің негізін қалағанын зерделеу; және өзіміз шама-шарқымыз жетіп сахнада ойнаған, өз басымыздан кешкен, актерлық жүректен өткізген, режиссерлық тұрғыдан зерделеген тәжірибемізді, өз халқымыздың һәм өзге ұлттардың ғалым-теоретиктерінің пайым-тұжырымдарын басшылыққа ала отырып болжау, сахнадағы сөз сыйқырын саралау болып табылады.

Файлы: 1 файл

Ұлттық театрды дамытудағы шешендік өнердің орны реферат [www.topreferat.com].doc

— 208.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

Резюме

 

на автореферат диссертации на соискание ученой степени  кандидата икусствоведения по специальности 17.00.01 – Театральное искусство

 

Джаманкулов Тунгишбай Кадырович

 

Роль ораторского искусства в развитии национального театра

 

         В настоящем  диссертационнoм исследовании речь идет об особенностях казахского театра, которая неразрывно связана с фольклорным творчеством, в частности с ораторским искусством казахов. Древнее ораторское искусство представляло собой народное драматическое действие, в котором речь биев (монологи и диалоги) находились в центре внимания людей. По этой причине создатели казахского театра в начале ХХ века не могли пройти мимо таких ярких зрелищ, как ораторское искусство.

         Целью работы является комплексное изучение вопроса влияния образцов традиционных публичных действий и выступлений  казахских ораторов, представленного в  фольклоре, на становление и развитие профессионального казахского театра.

         Предмет работы, или материал для изучения представлен  фольклорными образцами действий и речей казахских ораторов прошедших веков,  искусствоведческими статьями театральных деятелей разных времен и разных стран, текстами пьес, в которых присутствуют сцены, наполненные ораторским мастерством героев.

Задачи исследования состоят в следующем:

- в определении места и роли  ораторских действий и речей в театральных постановках, в становлении и дальнейшем развитии актерского мастерства в исполнении роли ораторов;

- в уточнении значения казахского  ораторского искусства в создании  казахской школы актерского мастерства;

         - в рассмотрении с научных позиций  новых форм ораторского искусства в казахском театре и новых путей углубления и дальнейшей театрализации данного национального явления.

         - в установлении значения жеста в казахском ораторском искусстве и принятии данной жестикуляции в профессиональном казахском театре;

         - в разработке научных рекомендаций для режиссеров и актеров, связанных с воплощением ораторского искусства на сцене современного профессионального театра.

         На защиту выносятся следующие основные положения:

         1. Ораторское искусство наряду с другими явлениями фольклорного творчества, играми и обрядами, составило основу для зарождения национального театра, проявившего себя  на первом этапе  как народное публичное зрелище.                                    

         2. Ораторское искусство  требовало от исполнителей речей  определенного поведения, выраженного в конкретных действиях. Речь ораторов сопровождалось невербальными  средствами коммуникации, в частности – жестами. Представляется возможным утверждать, что многие актерские  жесты, принятые на казахской сцене, имеют одну природу происхождения с жестами казахских ораторов.

         3. Культура поведения и действия, характерные для  ораторов,  обогатили сценическое мастерство казахских актеров.

         4. Анализ современного состояния театра позволил прийти к заключению, что, не смотря на длительную устойчивость, принятые ораторские жесты со временем подверглись искажению, из-за влияния со стороны средств массовой коммуникации, и нуждаются не только в дальнейшем пристальном исследовании, но охране.

Теоретическая значимость исследования определяется новизной выводов и положений, а также возможность продолжения теоретических разработок, предложенных в диссертации при изучении как ораторского искусства, так его сценического воплощения в казахском профессиональном театре.

         Практическое значение диссертации: полученные результаты могут быть использованы в качестве материала для написания учебного пособия, помогающего актерам овладеть мастерством традиционного стиля. Материалы диссертации и статей по данной теме могут быть использованы для написания лекций для студентов театрального факультета и как методическая литература Министерства культуры и областных управлений культуры. Для полноценного освоения мастерством в исполнении ролей, связанных с ораторским искусством мы рекомендуем актерам использовать разработанную нами технику «Взрыв сценического пространства», основанную на современной теории.

         Диссертация  состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.

 

 

The resume

 

      On the author's abstract on competition of a scientific degree of the candidate

                                                      of  art scenery

                                  on a speciality 17.00.01 – a theatrical art

 

DjamankulovTungishbay Kadirovich

 

                      Role of oratory in development of national theatre

                     

         In the present dissertation research the question is features of the Kazakh theatre which is inextricably related with folklore creativity, in particular with oratory of Kazakhs. Ancient oratory represented national drama action, in which speech arbitraters (monologue and dialogues) were in the center of attention of people. For this reason founders of the Kazakh theatre in the beginning of XX century could not pass by such bright shows, as oratory.

         The purpose of work is complex studying a question of influence of samples of traditional public actions and performances of the Kazakh orators, submitted in folklore, on becoming and development of professional Kazakh theatre.

         The subject of work, or material for studying is submitted by folklore samples of actions and speeches of the Kazakh orators of last centuries, art criticism articles of theatrical figures of different times and the different countries, texts of plays at which there are the stages filled with oratorical skill of heroes.

Research problems will consist in the following:

- in definition of a place and a role of oratorical actions and speeches in theatrical statements, in becoming and the further development of actor's skill in performance of a role of orators;

- in an establishment of value of gesture in the Kazakh oratory and acceptance of the given gesticulation at professional Kazakh theatre;

- in specification of value of the Kazakh oratory in creation of the Kazakh school of actor's skill;

         - in consideration from scientific positions of new forms of oratory at the Kazakh theatre and new ways of a deepening and the further staging of the given national phenomenon.  

- in development of scientific recommendations for directors and the actors connected to an embodiment of oratory on a stage of modern professional theatre.

        On protection the following substantive provisions are taken out:

1. oratory alongside with other phenomena of folklore creativity, games and ceremonies, has made a basis for origin of the national theatre which has proved at the first stage as a national public show.                                    

2. Oratory demanded from executors of speeches of the certain behaviour expressed in concrete actions. Speech of orators it was accompanied by nonverbal means of the communications, in particular – gestures. It is obviously possible to assert, that many actor's gestures accepted on the Kazakh stage, have one nature of an origin with gestures of the Kazakh orators.

3. A culture of behaviour and actions, characteristic for orators, has enriched scenic skill of the Kazakh actors.

4. The analysis of a modern condition of theatre has allowed to come to the conclusion, that, not looking at the long stability, the accepted oratorical gestures in due course have undergone to distortion, influence on the part of means of a mass communication, and require not only the further steadfast research, but protection.

         The theoretical importance of research is determined by novelty of conclusions and the positions, and also an opportunity of continuation of the theoretical development offered in the dissertation at studying as oratory, so its scenic embodiment at the Kazakh professional theatre.

         Practical value of the dissertation: the received results can be used as a material for a spelling of the manual assisting with the actor to seize full сценарным by skill of traditional style. Materials of the dissertation and articles on the given theme can be used for a spelling of lectures for students of theatrical faculty and as the methodical literature of the Ministry of culture and regional managements of culture. For high-grade development by skill in performance of the roles connected to oratory we recommend actors to use the technics developed by us «Explosion of scenic space», based on the modern theory.

         The dissertation will consist of the introduction, three heads, the conclusion and the list of the used literature.

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Ұлттық театрды дамытудағы шешендік өнердің орны