Югославский кризис 1990-2000 г.г

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2013 в 14:13, реферат

Описание работы

Существует несколько причин, побуждающих людей разных национальностей поднимать вопросы автономии и сепаратизма: расовые, национальные и религиозные различия с глубокими историческими корнями, на которые накладываются экономические причины и социальное неравенство. Не все проблемы этого ряда удается разрешить мирным путем. Ярчайший пример тому Югославский кризис. Очередной виток Югославского кризиса – Косовский конфликт не только привлек внимание всего мира, но и вовлек в него мировое сообщество, обострив многие противоречия.

Содержание работы

Введение.........................................................................................................................................3
Предыстория Югославского кризиса
1.1. Древняя история.................................................................................................................................................5
1.2. История возникновения конфликта............................................................................................................................................6
1.3. Радикализация сепаратистского движения в Косово..................................................................................................................................................7
2. Перерастание кризиса в “войну на Балканах”.............................................................................................................................................9
3. Анализ Югославского кризиса...............................................................................................................................................12
Заключение...............................................................................................................................16
Список использованной литературы......................................................................................18

Файлы: 1 файл

КОНФЛИКТЫ.doc

— 116.50 Кб (Скачать файл)

Летом 1991 г. Югославия  начала разваливаться. Из нее вышли  и провозгласили независимость  Словения, Хорватия, Босния и Герцеговина, Македония. В составе Югославии остались Сербия и Черногория. В момент отделения Хорватии, Боснии и Герцеговины жившие там сербы заявили о своем стремлении выделиться из них и присоединиться к Сербии. Конфликт принял вооруженный характер. В ходе конфликта проводились “этнические чистки”, выселение с захваченных территорий других народов. Уже к началу 1993 г. в этом конфликте погибло более 160 тысяч человек. В Европе это был первый самый кровавый конфликт после Второй мировой войны. [9, 118]

 

 

1.3. Радикализация  сепаратистского движения в Косово

В 1997г на заседании  союзного парламента СРЮ президентом  был избран Милошевич. В параллельных выборах в 1997г в Косово был  выбран “президент” Ибрагим Ругова (непризнанный), который отстаивал  мирный путь приобретения независимости. Косовары (косовские албанцы) могли выбрать до 40 парламентариев из 250 участников союзного парламента (Скупщина), но не участвовали, т.к. после ликвидации автономии взяли курс на приобретение независимости. Была образована Освободительная Армия Косово (ОАК), с ними вели борьбу вооруженные силы Югославии, начались этнические чистки. [7]

Одновременно с выборами албанцы готовились к серьезной  борьбе за независимость. Албанские  сепаратисты за годы конфликта сумели построить целую организационную  систему, состоящую из политического и военного руководства; специальных мобильных террористических групп; резервистов, которых планировалось активизировать в случае вооруженного восстания; службы разведки пропагандистского аппарата; медицинских служб; системы банков; складов с боеприпасами и амуницией. У финансирования сепаратистского движение есть два источника: ежемесячные 3% отчисления в специальный фонд всех работающих этнических албанцев и поступления от албанской диаспоры за рубежом, насчитывающей более 400 тысяч человек.

В сепаратистском движении в Косово, радикализация которого началась в 1998 г., можно отметить три течения:

Первое – политическое, которое действует через Демократическую  лигу Косово во главе с Ибрагимом  Руговой. Он выступает за получение  независимости Косово политическими средствами.

Второе – связано  с деятельностью “правительства в подполье” и именем Буяра  Бухоши. Штаб квартира правительства  находится недалеко от Бонна в  Германии. Бухоши имеет большое влияние  на албанцев, находящихся в эмиграции  или на работе за границей. Через его руки проходят деньги, которые попадают в Косово из-за границы.

Третье – экстремистское, действующее террористическими  методами в рамках Освободительной  армии Косово. Цели экстремистского  крыла сепаратистов заключаются  в следующем: вызвать путем провокаций войну в крае, расширить ”свободную территорию”, где действуют ОАК, добиться признания своей борьбы как национально-освободительной и, наконец, отделившись от Югославии, объединить территории Косово, Черногории, Македонии и другие земли, населенные албанцами. Политическое крыло ОАК представляет бывший председатель Комитета защиты прав косовских албанцев Адем Демачи. Он получил мощную поддержку своих планов со стороны Албании. Диссидент со стажем, проведший в тюрьмах Югославии более 25 лет, он является самым непримиримым критиком политики Ибрагима Руговы. [4]

К 1998 г. среди косовского руководства стал заметен раскол, который обозначил тенденцию  усиления позиций радикалов, готовых  к военным действиям. Началась новая  фаза обострения конфликта. В 1998г наряду с вооруженными участниками ОАК вооруженными формированиями СРЮ были уничтожены и мирные жители села Дони-Обринье. Происходят постоянные вооруженные столкновения албанцев с сербской полицией, взрывы в македонских городах, убийства мирных жителей по этническому признаку. Ответные меры сербской полиции вызывали новые волны террора. Поток оружия и подготовленных на территории Албании боевиков увеличивался, что свидетельствовало о подготовке широкомасштабных военных действий. Столкновения вооруженных албанцев с полицией уже напоминали военные действия. ОАК пыталась расширить зону влияния, а правительственные армейские подразделения и полиция не только пытались помешать им, но и активно уничтожали склады оружия, опорные пункты, продвигаясь к границе с Албанией. К осени 1998 г. вооруженные формирования албанцев почти полностью были оттеснены к границе.

Ситуация по сути напоминала полицейский режим, что неизбежно  влечет за собой репрессии и нарушение  прав человека. Полиция арестовывала членов нелегальных организаций, освобождала блокированные села, вводила свой контроль над освобожденной территорией. Все это вызывало ожесточенное сопротивление, в результате чего гибли мирные жители, разрушались села, нарастал поток албанских беженцев.

 

 

2. Перерастание кризиса в “войну на Балканах”

 

Мировое сообщество с  тревогой наблюдало за развитием  конфликта в Югославии. ООН, ОБСЕ, Контактная группа отмечали нарушение  прав человека на территории Косово. Самую  активную позицию заняло НАТО, получившее в предшествующие годы в Боснии и Герцеговине карт-бланш на самостоятельную миротворческую деятельность. Западные СМИ говорили о “движении за автономию Косово” и многочисленные нарушения прав человека, но не о сепаратизме косовских албанцев и террористических действиях ОАК. Укоренялась точка зрения о виновности только Белграда и необходимости применения военной силы. Тем более, что попытки разрешить кризис мирным путем через переговоры, челночную дипломатию и даже угрозы применения санкций и воздушных ударов НАТО по Сербии ни к чему не привели. Размещение сухопутных сил НАТО в Македонии на границе с Сербией свидетельствовали о серьезности намерений.

Хронологически можно  проследить как нарастал кризис:

март 1998 — СБ ООН принимает  резолюцию об оружейном эмбарго  в отношении Союзной Республики Югославии,

апрель 1998 — Республика Сербия высказывается на референдуме  против международного посредничества в урегулировании косовского кризиса,

май 1998 — президент  СРЮ Милошевич и Ругова договариваются о еженедельных встречах делегаций,

июнь 1998 — косовские  албанцы отказываются от диалога  с Сербией (они будут бойкотировать  встречи еще 12 раз),

август 1998 — НАТО одобрило три варианта военного урегулирования косовского кризиса,

23 сентября 1998 СБ ООН  принимает резолюцию, предписывающую Белграду прекращение боевых действий, отвод спецподразделений из Косово. Начало диалога с косовскими албанцами и обеспечение условий для возвращения беженцев,

13 октября НАТО отдает  приказ об ускорении подготовки  операции на территории Косово  и дает Югославии 4 дня (ультиматум будет продлен до 27 октября) для выполнения всех требований мирового сообщества. Милошевич подписал договор об отводе сербских войск из Косово, размещение 2000 наблюдателей из ОБСЕ и контроле авиации НАТО воздушного пространства Косово,

24 октября СБ ООН  принимает резолюцию, предписывающую  Белграду выполнить все требования  ООН,

30 октября НАТО начинает  контрольные полеты над Косово

13 ноября НАТО принимает  решение о развертывании 1700 военных  в Македонии с целью оказания  помощи, в случае необходимости наблюдателям ОБСЕ в Косово,

1999 год

15 марта обнаружены  тела 45 албанцев в Рачаке. Белград  говорит об убийстве в ходе  боевых действий террористов  из ОАК, эксперты заявляют о  “преступлении против человечности”,

29 января Контактная группа выступает с жестким требованием к Белграду и Приштине начать мирные переговоры не позднее 6 февраля. В качестве основы предлагают 10 принципов, среди которых – уважение территориальной целостности Сербии и Югославии и выделение краю Косово существенной автономии,

7-23 февраля переговоры  в Рамбуйе между делегациями  правительства Сербии и косовских  албанцев об урегулировании на  мирной основе. На последнем этапе  США передают переговаривающимся  сторонам дополнительные документы  ( предусматривающие ввод войск НАТО), которые официально не обсуждались Контактной группой. США, поддержанные всеми членами Контактной группы кроме России требуют подписания всего пакета документов,

с 15 марта проходит второй раунд переговоров в Париже по урегулированию в Косово. Переговоры закончились ничем, подписала документы только албанская сторона.

24 марта блок НАТО  начал первую фазу союзнической  операции “Союзная сила”, началась  бомбардировка целей в Сербии  и Черногории. Белград объявил  о разрыве дипломатических отношений  с четырьмя ключевыми странами НАТО – США, Великобританией, Германией и Францией.

16 апреля заявление  Совета по внешней и оборонной  политике России, в котором бомбардировки  Югославии расценивались как  агрессия НАТО против суверенного  государства. В нем говориться о том, что “если Россия втянется в конфликт, вероятна и самая опасная эскалация – на уровень глобального конфликта”. Это был один из многочисленных документов осуждающих агрессию, принятых в России.

23 апреля исполняется  месяц со дня начала операции “Союзническая сила”, которая не увенчалась успехом. На территорию Югославии сброшено 5 тысяч тонн бомб, выпущено 1500 крылатых ракет, убито около 500 гражданских лиц, около 4 тысяч получили ранения. В Вашингтоне открывается юбилейный саммит НАТО, приуроченный к 50-летию организации и посвященная новой концепции НАТО, предусматривающей самостоятельность военных действий альянса на Европейском континенте. Еврокомиссия утверждает запрет на поставку нефтепродуктов в СРЮ.

27 апреля в Москве  проходят российско-американские консультации по Югославии, при участии заместителя госсекретаря США Тэлботта и спецпредставителя президента РФ по Югославии Черномырдина. НАТО продолжает настаивать на выводе из Косово всех войск и полиции СРЮ и вводе 30 тысячного натовского контингента. Президент США объявляет о призыве на службу резервистов. НАТО заявляет об увеличении воинского контингента в пограничных районах до 55 тысяч.

6 мая проходит совещание министров иностранных дел “большой восьмерки” в Бонне - по развертыванию в Косово международных сил, по обеспечению безопасности под эгидой ООН. Официально объявлено семь принципов, с которыми согласилась и Россия и страны НАТО.

7 мая ракеты НАТО  попадают в здание посольства  Китая в Белграде (3 китайских  журналиста погибли, 20 граждан КНР ранены). Пекин требует расследования и официального извинения.

10 мая в Гааге начинается  слушание по иску Белграда  к 10 странам НАТО, участвующим  в бомбардировках Югославии. Представитель  СРЮ в Международном суде заявляет, что за время бомбардировок погибло 1,2 тысячи мирных жителей, более 4,5 тысяч получили ранения

середина мая –  проработка планов наземной операции НАТО против Югославии

2 июня Международный  суд ООН в Гааге отклонил  иск Белграда к странам НАТО, обвиненным СРЮ в нарушении  международного права. По результатам длительных переговоров Черномырдин и Ахтисаари вылетают в Белград, где представили Милошевичу последний вариант “мирного плана”, фактически повторяющего условия НАТО.

3 июня парламент Сербии  одобрил “мирный план” Черномырдин  - Ахтисаари, основанный на натовской трактовке принципов “восьмерки”: вывод войск и полицейских СРЮ, международное присутствие со значительным участием НАТО под единым командованием. Российские военные жестко заявляют о несогласии с тем, что российские миротворцы будут находиться под командованием НАТО, отношения с которым у России “заморожены”.

7 июня срыв переговоров  между югославскими властями  и НАТО, сербы прекратили диалог  в знак несогласия с требованием  вывести военный контингент в  течение недели, а не 14 дней как предусмотрено планом, а также не согласились подписать не только военное, но и политическое соглашение с НАТО

8 июня главы МИД  “восьмерки” на экстренном заседании  согласовывали текст проекта  резолюции СБ ООН. Принято решение  “о размещении в Косово под эгидой ООН гражданского присутствия и присутствия по обеспечению безопасности”. Формулировка о военном присутствии НАТО не включена в текст резолюции, хотя упоминание о нем есть в приложении к резолюции, а именно в плане Черномырдина - Ахтисаари

9 июня подписано соглашение между сербскими и натовскими военными на границе Югославии и Македонии

10 июня начался вывод  военных и полицейских из Косово. Генсек НАТО Солана отдает  приказ о приостановке бомбардировок.  СБ ООН принимает резолюцию  о развертывании в Косово гражданского контингента и обеспечении международного присутствия по безопасности в Косово. Представители ОАК заявили, что не сложат оружие в тех местах, где будут находиться российские миротворцы. Начинаются переговоры российских и американских военных о развертывании миротворческих сил в Косово, о синхронном вводе российских и американских войск.

11 июня представитель  НАТО заявляет, что согласно заверениям  Москвы, российские миротворцы не  войдут в Косово первыми. Британский  контингент, приведенный в состояние повышенной готовности для ввода в Косово после этого отводится на исходные позиции. Переговоры российских и американских военных приостанавливаются. Россию не устраивает предложение разместить ее контингент в американском секторе Косово и что “они должны дислоцироваться в северных районах Косово для защиты проживающих там сербов”

12 июня ночью рота  российских десантников входит  в Приштину и занимает аэропорт  Слатина. Утром британские вертолеты  с десантниками пересекают границу,  вводится британский и французский контингент и контингент США. Представитель НАТО заявляет, что “ не испытывают беспокойства по поводу прибытия в Приштину российских миротворцев”. Венгрия отказывается предоставить России воздушный коридор для переброски ее миротворцев. Позднее откажут Румыния и Болгария.

19 июня РФ и США  на переговорах согласовали вопрос  о роли России в миротворческой  операции в Косово. Российские  миротворцы будут иметь зоны  своей ответственности в американском, французском и немецком секторах, а также в районе Косово Поля. Аэродром Слатина будет находиться под совместным контролем

20 июня Клинтон и  Ельцин на встрече в Кельне  официально объявили о решении  вопроса о роли России в  урегулировании конфликта в Косово. Генсек НАТО Солана сообщил  о формальном прекращении операции “Союзническая сила” против Югославии.

Информация о работе Югославский кризис 1990-2000 г.г