Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2015 в 11:52, контрольная работа
В период Смутного времени в России сложилась следующая ситуация: период правления Василия Шуйского большая группа дворян выехала в Польшу и договорилась о восшествии на российский престол Владислава, сына Сигизмунда. Был заключен союз с Польшей.   
 В это же время царь  Василий Шуйский заключил политический  союз со Швецией. В это время  польские  войска осаждали Смоленск, в котором было всего лишь 400 защитников против 10.000 осаждавших.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….
2
1.
ЭВОЛЮЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО СТРОЯ В XVII В.……………………...
2
2.
ЦЕРКОВНЫЙ РАСКОЛ. ………………………………
8
3.      НАРОДНЫЕ ДВИЖЕНИЯ …………………………………….
10
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ….
13
В июле 1662 г. в Москве произошло последнее городское восстание XVII в. Выпуск медных денег по цене серебряных привёл к страшной дороговизне, от которой страдали главным образом низшие слои населения.
"Медный бунт" заставил правительство отменить своё решение.
Крестьянскую войну (1670-1671 гг. возглавил донской казак Степан Тимофеевич Разин (ок. 1630-1671 гг.). В первый период (1667-1669 гг.) движение Разина характеризовалось разбойными действиями казацкой вольницы (походы на берега Каспия и Царицын).
Во втором периоде (1670-1671 гг.) казацкое движение приобретает антифеодальный характер. К восстанию примыкают широкие массы крестьянства и народы Поволжья: чуваши, мари, мордва, татары. Восставшие захватили Царицын, Астрахань, Саратов, Самару, но под Симбирском были разбиты правительственными войсками. Разина схватили на Дону и казнили 6 июня 1671 г. на Красной площади.
Война под предводительством Степана Разина обнаружила все черты, свойственные крестьянским войнам средневековья; стихийность, локальный характер, отсутствие зрелой политической программы. Призывая народ к борьбе против крепостников, Разин в то же время выступал за "хорошего царя".
В целом развитие страны после Смутного времени носило весьма противоречивый характер. С одной стороны, заметно шагнуло вперёд хозяйство, но с другой стороны, резко ухудшилось положение народа, что выразилось в многочисленных городских восстаниях и крестьянской войне 1670-1671 гг. Постоянно падала роль сословно- представительных органов и возвышалась власть царя, приобретая черты абсолютной монархии.
Церковный раскол в России 17 века произошел не сразу и не вдруг. Его можно сравнить с затянувшимся, длительным нарывом, который был вскрыт, но не смог вылечить весь организм, и пришлось прибегнуть к ампутации небольшой части, чтобы сохранить часть большую. Поэтому 13 мая 1667 года на собравшемся в Москве православном соборе были осуждены и преданы анафеме все, кто продолжал сопротивляться новым обрядам и новым богослужебным книгам. Православная вера была движущей силой русского общества в течение нескольких веков. Российский государь считался законно избранным помазанником божьим только после благословления митрополита - главы русской православной церкви. Митрополит в российской иерархии был вторым человеком в государстве. Российские государи всегда советовались со своими духовными отцами и важные, судьбоносные решения принимали только с их благословения.
Церковные каноны в русской православной церкви были незыблемы и соблюдались очень строго. Нарушить их, значило совершить самый тяжкий грех, за который полагалась смертная казнь. Церковный раскол, который произошел в 1667 году, в значительной мере повлиял на духовную жизнь всего Российского общества, затронул все его слои – и низшие, и высшие. Ведь церковь была единым составляющим для российского государства.
Церковная реформа, инициатором и ревностным исполнителем которой было принято считать митрополита Никона, расколола российское общество надвое. Одни отнеслись спокойно к церковным нововведениям и стали на сторону церковных реформаторов, тем более что к сторонникам реформы принадлежал и российский государь Алексей Михайлович Романов, помазанник божий. Так что, идти против церковной реформы, было равнозначно идти против государя. Но нашлись и такие, кто слепо и истово верил в правильность старых обрядов, икон и богослужебных книг, которыми почти шесть веков оправляли свою веру их предки. Отступление от привычных канонов казалось им богохульством, а их убеждали, что это они со своими старыми канонами еретики и богоотступники.
Русский православный народ запутался и обратился к своим духовным наставникам за разъяснениями. Священники тоже не имели единого мнения о церковных реформах. Частично это было от их неграмотности в буквальном смысле. Многие не читали тексты молитв по книгам, а произносили их наизусть, выучив устно. Кроме того, всего менее века назад, Стоглавый церковный собор, состоявшийся в 1551 году, уже закрепил двойную аллилуйю, двуперстное крестное знамение и хождение крестного хода посолонь, как единственно правильное, вроде бы тем самым, поставив точку в некотором сомнении. Теперь же оказалось, что все это было ошибкой и на эту ошибку Русской православной церкви, которая позиционировала себя с единственной и истинной ревнительницей христианской православной веры во всем мире, указали греки, которые сами являлись отступниками. Ведь это они пошли на объединение с римско-католической церковью, подписав в 1439 году Флорентийскую унию, которую Русская церковь не признала, сместив Московского митрополита Исидора, грека по происхождению, который это соглашение подписал. Поэтому большая часть священников и сами не успевали за теми требованиями, которые были полностью противоположны понятным и привычным канонам.
Книги надо было заменить на новые , отпечатанные по греческим переводам, а все привычные, веками и поколениями на моленные иконы с двуперстным крещением и привычным написанием имени Сына Божьего Иисус, церковь требовала заменить на новые. Креститься надо было тремя перстами, произносить и писать Иисус, крестный ход осуществлять против солнца. Большая часть русских православных не захотела смириться с новыми канонами и предпочла начать борьбу за старую веру, которую и считала истинной. Не согласных с церковной реформой стали называть староверами и вести с ними беспощадную борьбу. Бросали их в темницы, сжигали заживо в срубах, если не могли сломить веру. Староверы уходили в северные леса, строили там скиты и продолжали жить, не отступая от своей веры.
XVII век - это время самых разных 
по характеру, социальному составу, 
требованиям восстаний, бунтов и 
народных движений. 
  Многие из них были вызваны конкретными 
обстоятельствами, часто ошибочными действиями 
властей. 
  После Смуты правительство, испытывавшее 
финансовые трудности и нуждавшееся в 
средствах для ведения войн в целях возвращения 
потерянных в Смуту земель, помимо постоянного 
налога прибегало к чрезвычайным денежным 
сборам, косвенным налогам. В разоренной 
событиями Смутного времени стране уплата 
чрезвычайных налогов часто бывала невозможна 
из-за нищеты, неплатежеспособности населения 
России. Недоимки в казну росли. 
  В 1646 году правительство Алексея Михайловича 
вновь увеличивает косвенные налоги, подняв 
цену на соль в четыре раза. Но вместо пополнения 
казны вновь происходит сокращение доходов, 
ибо народ оказался не в состоянии покупать 
соль по новой цене. В 1647 году правительство 
налог отменяет, но решено было взыскать 
недоимки за три года любыми способами. 
  Это решение вылилось в июне 1648 года в 
открытое восстание в Москве, получившее 
название «Соляного бунта». Несколько 
дней Москва была в мятеже: жгли, убивали, 
грабили всех, кого считали виновником 
народных бед. К горожанам присоединились 
стрельцы и пушкари, часть дворян. Восстание 
удалось подавить лишь с помощью подкупленных 
стрельцов, которым увеличили жалование. 
  Восстание, испугавшее власти, во многом 
способствовало созыву в 1649 году Земского 
собора и принятию Соборного уложения - 
нового кодекса законов. 
  «Соляной бунт» в Москве не был единственным. 
В 1630 - 1650-х годах восстания произошли более 
чем в 30 русских городах: Великом Устюге, 
Воронеже, Новгороде, Пскове, Курске, Владимире, 
сибирских городах. 
  Эти восстания не облегчили положение 
народа. В середине XVII века налоговый гнет 
возрос еще более. Денег требовали войны, 
которые вела Россия со Швецией и Польшей, 
нужны были средства и на содержание государственного 
аппарата. 
  В поисках выхода из тяжелого финансового 
положения русское правительство взамен 
серебряной монеты с 1654 года по той же 
цене стало чеканить медную. Медных денег 
было выпущено так много, что они обесценились. 
Дороговизна продуктов привела к голоду. 
Доведенные до отчаяния посадские московские 
люди летом 1662 года подняли восстание. 
Оно было жестоко подавлено, но правительство 
для успокоения народа вынуждено было 
прекратить чеканку медных денег, которые 
вновь заменялись серебряными. 
  В череде этих и других выступлений особо 
выделяется движение Степана Разина, которое 
в историографии советского времени принято 
было называть «крестьянской войной». 
Но даже если отойти от классового подхода 
советского времени, все равно следует 
отметить, что восстание Разина было крупнейшим 
выступлением XVII века, с большими действиями 
двух армий, военными планами и реальной 
угрозой московскому правительству со 
стороны восставших. 
  Усиление феодальной эксплуатации, оформление 
крепостного права, рост налогового гнета 
усилили бегство крестьян на окраины страны, 
в недосягаемые для правительства районы. 
  Одним из мест, куда направлялись беглые 
крестьяне, был Дон, где они становились 
свободными людьми. В казачьих областях 
с древних пор существовал обычай не выдавать 
явившихся туда беглецов. 
  К середине 60-х годов на Дону скопилось 
большое количество беглых. 
  В отличие от старых донских казаков эти 
новоприбывшие люди (их стали называть 
«голытьбой», «голутвенными казаками») 
жалования не получали. Пахать землю на 
Дону казакам запретили, боясь, что земледелие 
превратит казаков в крестьян и приведет 
к закрепощению их Москвою. 
  «Голытьба» активно участвовала в походах 
против Крыма и Турции, дававших богатую 
добычу («походы за зипунами»). 
  В 1658 - 1660 годах турки и крымские татары 
блокировали выход в Азовское и Черное 
моря. Объектом нападения казаков все 
чаще становилось побережье Каспия. 
  В 1666 году отряд в 500 казаков под предводительством 
атамана Василия Уса предпринял поход 
с Дона через Воронеж к Туле, чтобы предложить 
правительству свои услуги в связи с войной 
России и Польши, желая получить на военной 
службе средства к существованию. В дороге 
к отряду присоединилось множество крестьян 
и посадского люда. Отряд вырос до 3 тысяч 
человек. 
  Против усовцев было собрано большое, 
хорошо вооруженное правительственное 
войско, вынудившее повстанцев отойти 
на Дон. Многие из участников похода Василия 
Уса впоследствии влились в армию Степана 
Разина. 
  В 1667 году «голутвенные казаки» отправились 
к Каспийскому морю в «поход за зипунами» 
во главе со С.Т. Разиным. Они захватили 
Яицкий городок (ныне Уральск), сделав 
его своим опорным пунктом. В 1668 - 1669 годах 
разинцы подвергли опустошительным набегам 
западное побережье Каспия, разбив флот 
иранского шаха, и с богатой добычей вернулись 
на Дон. Поход этот не выходил за рамки 
обычного казацкого похода за добычей. 
  Весной 1670 года С. Разин начал новый поход 
на Волгу, в котором приняло участие казачество, 
крестьяне, посадское население, многочисленное 
нерусское население Поволжья. 
  Основной целью похода была Москва, маршрутом 
- Волга. Среди восставших были сильны 
настроения наивного монархизма, вера 
в доброго царя. Гнев их был направлен 
против воевод, бояр, дворян, всех богатых 
людей. Восставшие пытали, жестоко казнили, 
жгли дома богачей, грабили их имущество, 
освобождая простой люд от податей и крепостной 
зависимости. 
  Восставшие захватили Царицын, Астрахань, 
Саратов и Самару. Затянулось лишь взятие 
Симбирска. Таким образом, восстание охватило 
громадную территорию от низовьев Волги 
до Нижнего Новгорода, от Украины и до 
Заволжья. 
  Лишь весной 1671 года большим напряжением 
сил 30-тысячной армии против 20-тысячного 
войска С.Т. Разина правительство смогло 
снять осаду Симбирска и разгромить восстание. 
  Сам Разин был захвачен зажиточными домовитыми 
казаками, выдан правительству и летом 
1671 года казнен. Отдельные отряды повстанцев 
сражались с царскими войсками до осени 
1671 года. 
  Анализируя причины поражения восстания, 
исследователи, прежде всего, отмечают 
невысокий уровень военной организации; разобщенность 
восставших; разнохарактерность целей 
и требований различных социальных и национальных 
слоев участников вооруженной борьбы. 
  Восстание С.Т. Разина заставило правительство 
искать пути укрепления существующего 
строя. Усиливается власть воевод на местах, 
были продолжены преобразования в армии; 
начинается переход к системе подворного 
обложения. 
  Одной из форм протеста в XVII веке стало 
движение раскольников. 
  В 1653 году по инициативе патриарха Никона 
в Русской православной церкви была проведена 
реформа, призванная ликвидировать разночтения 
в книгах и обрядах, накопившиеся за долгие 
столетия. 
  Началось исправление церковных книг 
по греческим образцам. Вместо старорусской 
была введена греческая обрядность: двоеперстие 
было заменено троеперстием, символом 
веры был объявлен четырехконечный крест 
вместо восьмиконечного. 
  Нововведения были закреплены Собором 
русского духовенства в 1654 году, и в 1655 
году одобрены константинопольским Патриархом 
от имени всех восточных православных 
церквей. 
  Однако реформа, проводимая поспешно, 
без подготовки к ней русского общества 
вызвала сильное противоборство в среде 
русского духовенства и верующих. В 1656 
году защитники старых обрядов, признанным 
лидером которых стал протопоп Аввакум, 
были отлучены от церкви. Но эта мера не 
помогла. Возникло течение старообрядцев, 
создавших свои церковные организации. 
В Русской православной церкви, таким 
образом, произошел раскол. Старообрядцы, 
спасаясь от преследования, уходили в 
далекие леса и за Волгу, где основывали 
раскольничьи общины - скиты. Ответом на 
преследования стали акции массового 
самосожжения, запощевания (голодной смерти). 
  Движение старообрядцев приобрело и социальный 
характер. Старая вера стала знамением 
в борьбе против усиления крепостничества. 
  Наиболее мощно протест против церковной 
реформы проявился в Соловецком восстании. 
Богатый и знаменитый Соловецкий монастырь 
открыто отказался признать все новшества, 
введенные Никоном, повиноваться решениям 
Собора. В Соловки было послано войско, 
но монахи затворились в монастыре, оказали 
вооруженное сопротивление. Началась 
осада монастыря, длившаяся около восьми 
лет (1668 - 1676 г.). Стояние монахов за старую 
веру послужило примером для многих. 
  После подавления Соловецкого восстания 
усилились гонения на раскольников. В 
1682 году были сожжены Аввакум и многие 
его сторонники. В 1684 году последовал указ, 
по которому староверов надлежало пытать, 
а в случае непокорения - сжечь. Однако 
и эти меры не ликвидировали движение 
сторонников старой веры 
  В конце XVII века Россию потрясли стрелецкие 
бунты. К этому времени, в связи с созданием 
полков нового строя, роль стрельцов снизилась, 
они потеряли многие привилегии. Стрельцы 
не только несли военную службу, но и активно 
занимались хозяйственной деятельностью. 
Самоуправство стрелецких полковников, 
частая задержка жалования, обязанность 
платить налоги и пошлины с промыслов, 
рост имущественного неравенства в их 
среде - все вызывало недовольство стрельцов. 
  Этим недовольством ловко воспользовалось 
боярство в борьбе за власть после смерти 
Федора Алексеевича, спровоцировав стрелецкие 
мятежи 1682, 1689 и 1696 годов. 
  Итогом мятежей, активного участия стрельцов 
в политической борьбе около трона явилось 
коренное реформирование армии, проведенное 
Петром I и приведшее к расформированию 
стрелецких войск.
Литература.
Информация о работе Эволюция государственного строя в XVII в. Церковный раскол. Народные движения