Этногенез грузинского народа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 00:34, доклад

Описание работы

Процесс формирование грузинского народа насчитывает многовековую историю. Процесс этот был многогранен и неоднозначен. Из грузинских хроник видно, что на грузинский этнос отложили отпечаток как родственные ,так и неродственные племена, и территория его в дальнейшем расширилась за счет других народностей. Но в этих хрониках информация весьма скудна, и таким образом в основном приходится полагаться на записи уже более позднего периода.

Файлы: 1 файл

Димов Т.Т. 2009-3.doc

— 72.50 Кб (Скачать файл)

Введение.

 

Процесс  формирование грузинского народа насчитывает  многовековую историю. Процесс этот был многогранен и неоднозначен. Из грузинских хроник видно, что на грузинский этнос  отложили отпечаток  как родственные ,так и неродственные  племена, и территория его в дальнейшем расширилась за счет других народностей.  Но в этих хрониках информация весьма скудна, и таким образом в основном приходится полагаться на записи уже более позднего периода.

При исследовании проблемы этногенеза большое значение имеют археологические, этнографические и лингвистические данные и другие материалы. Анализ и сопоставление существующих источников не всегда приводят к однозначному заключению. Вопрос о происхождении грузин всегда был дискуссионным, он и сейчас не до конца установлен, так как не существует единого мнения и общепризнанной теории по этой проблеме.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. История грузин в древних источниках.

 К самому раннему писсменному источнику о едином происхождении кавказских народов следует отнеети этногенетическую концепцию Леонтия Мровели (XI в. н.э.), вотедшую в древнегрузинские хроники Картлис цховреба(Житие Картли~) и восходящую к библейским версиям о происхождении разлычных народов древнего мира.Выдвигая проблему этногенеза грузинского народа, в основу своей этногенетической концепции, рассмотренной на фоне глобальных мировоззрении своей эпохи, Леонти Мровели положил идею об общем происхождении насельников Кавказа . 
Согласно этой концепции, сюжетная линия "Жития Картли" в общих чертах сводится к следующему: Кавказские народы – армяне, картлийцы, раны, товаканы, эры, мегрелы, леки и Кавкасианы происходят от потомка легендарного Ноя, внука Иафета – Таргамоса. Прежде всего упомянем, что у армян и картлийцев, ранов и моваканов, эров и леков, Мегрелов и кавкасионов – у вех (этих народов) был единый отец по имени Таргамос. Сей Таргамос был сыном Таршиса, внуком Иафета – сына Ноева, - писал Летописец. По библейской версии "Жития Картли" общий предок народов Грузии и Кавказа после неудачной попытки воздвигнуть Вавилонскую башню, в сопровождении со всем племенем своим ушел к северу и обосновался в межгорях Арарата и и Масиса. И было племя его велико и бесчисленно, обзавелся он многодетным потомством, детьми и внуками сыновей и дочерей своих, ибо жил он шестьсот лет. По сведениям летописца, его многочисленных потомков не вмещали земли Арарата и Масиса. Таргамос имел 8 сыновей. Это Гаос, Картлос, Бардос, Мовакан, Эрос, Лек, Кавкас и Эгрос. И были эти братья героями, имена которых являются этнархами, положившими основу происхождения вышеназванных народов – армен, картлиицев, ранов, моваканов, леков, эров,кавкасианов и мегрелов и связанных наиболее важными этнополитическими регионами древнего Кавказа. Леонти Мровели исходит также из библейских версий о происхождении грузин – картлосианцев. Картлос пришел первоначально в место, где Арагви впадает в Куру и взошел на ту гору, что именуется Армази. И первые создал на ней крепости и воздвиг на ней себе дом и дал той горе – Картли. Жил он долгие горы, и преумножилось племя его. Среды сыновей же его выделилось пятеро, имена которых: первого – Мухетос, второго – Гардабос, третьего – Кахос, чертветого – Кухос, пятого - Гачиос. Примечательно, что и эти имена, аналогично с этнархами сыновей Таргамоса, связяны с важнейшими историко-географическими регионами древней Грузии – Мцхета, Гардабани, Кахети, Кухети, Гачиани. Такова основа генеалогического древа Кавказцев, сконструированного автором хроники по образцу известных до него аналогичных этногенетических схем различных народов мира.Леонти мровели не случайно увязывал генеалогию кавказских народов с библейским сюжетом `бытия~. Создатели древнееврейского письменного источника XI в. до н.э., сами интересовались расселением народов мира после всемирного потопа. Согласно утвердившимся в научной литературе традициям, библейская генеалогия о происхождении народов связана с тремя сыновьями Ноя – Семом, Камом и Иафетом считающимися родоначальниками Семитов, Камитов и Иафетидов и положившими начало их расселению. Естественно, с точки зрения генеалогии народов Кавказа в центре внимания Летописца стояла проблема Иафета и Иафетидов, ш.е. древних насельников Кавказа.Вместе с другими сыновьями Иафета, названными в библии Тобал, Мушех, Тирсен и Иованн считаются непосредственными предками Иберов, Месхов, Этрусков и Иониицев. И, хотя в отношении Тобал-Тубал-Иберов и Мушех-Муски-Месхи, в течение двух последних столетий в науке высказывались неоднозначные взгляды , в итоге первоначальная интерпретация об их адекватности оказалась более реальной и устойчивой . Тем более, что проблема идентичности Тобал-Тубал-Ибер помимо лингвистических обоснований имеет и историческую основу. Не исключено, что сведения известного еврейского писателя II в. н.э. Иосифа Фловия об иберах (народ ранее называемый Тобалами в настоящее же время именуется иберами) были известны грузинскому летописцу.

 

Сведения о происхождении  грузин находим и в иностранных  источниках. Греческий историк V в. до н. э. Геродот утверждал, что колхи  являются потомками египтян. Это  утверждение ничего не имеет общего с реальной действительностью. Что касается населения Картли, или Иберии, как ее называли греки, то их, по мнению греков, из западной Иберии, или Испании на Кавказ переселил вавилонский царь Навуходоносор. Греки Иберией называли и Пиренейский полуостров. Предполагается, что это соображение основывалось на идентичности названий этих двух географических регионов. По-видимому, такая точка зрения была распространена и среди грузин.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Научные теории об этногенезе грузин.

 

Грузинский историк Иванэ Джавахишвили выдвинул идею о родстве грузинского народа с кавказскими народами, так как считал, что картвельские языки (грузинский, мегрело-занский, сванский) генетически связаны с другими кавказскими языками (абхазско-адыгейские и вейнахо-дагестанские). Эта точка зрения общепринята и широко распространена. Картвельские и кавказские языки составляют одну группу иберийско-кавказских языков. Иванэ Джавахишвили считал, что грузинские и другие кавказские племена шли с юга и заселяли Кавказ поэтапно. Это переселение началось в XIV веке до н. э. Последняя волна грузинских племен прибыла на Кавказ в VII веке до нашей эры. Однако после проведения новых археологических раскопок и получения новых материалов, данная гипотеза утратила свою актуальность.

По вопросу этногенеза грузин, грузинский ученый Симон Джанашиа высказывает другую точку зрения. По его мнению, 5-6 тысяч лет назад  большая часть Передней Азии, Северная Африка и Южная Европа (Пиренейский, Апенинский и Балканский полуостровы) были заселены родственными народами. Затем в Европу пришли индоевропейцы, которые подверглись влиянию этих древнейших народов: басков – на Пиренеях, этруссков – на Апенинах, пелазгов – на Балканах, хеттов и субаров – в Передней Азии. Субары занимали территорию от Месопотамии до Кавкасиони. Хетты и субары были предками грузин. В XIII веке до нашей эры население Хета-Субарети рассеялось в разных направлениях. Из них самыми сильными племенами были мушки и тубалы. Позднее, в XI-VIII веках до нашей эры племена хеттов-субаров образовали государство Урарту.После падения в VI веке до нашей эры Урарту на территории нынешней Грузии образовалось большое государственное образование – Иберия и еще более усилилось – Колха.Симон Джанашиа ничего не сообщает о переселении племен с юга, но указывает на перемещение государственного и культурного центра с юга на север. Все это происходило на большой территории, заселенной народом единого происхождения. Гипотеза о родстве грузин и басков имеет своих сторонников и противников. Не до конца выяснено и родство грузинских племен с хеттами и хуритами.

 

В решении проблемы этногенеза грузин в первую очередь большая  роль принадлежит археологическим  материалам, на основе которых прослеживается непрерывный исторический процесс  развития грузинских племен, живших на территории Кавказа с древнейших времен.

Некоторые аспекты языковых и этнических процессов грузинского  народа, территория исторического проживания.

Грузинский народ, прошел очень  длительный период своего развития и  является одним из древнейших народов существующих в современное время, распространенный с древности на обширной территории Кавказа.

В современной науке, начиная с  С.Н. Джанашиа и Б.А. Куфтина, как было указано, отвергнуто широко распространенное раньше мнение, будто предки грузинских, так же как и других кавказских народов, пришли на Кавказ с юга, из Малой Азии лишь в первой половине I тыс. до н.э. Изучение древнегрузинских наименований растений, животных и т.д. эпохи существования общекартвельского языка основы (III тыс. до н.э.) или грузино-занского (мегрело-чанского) единства (ІІ тыс. до н.э.) указывает на то, что грузинские племена уже в эту эпоху жили на территории Кавказа, в частности в его горной полосе.

В III тыс. до н.э., предполагается существование языка-основы картвельских языков, так же как языка-основы других групп кавказских языков (востночнокавказские, т.е. нахско-дагестанские, и западнокавказские, или абхазо-адыгские, языки). Некоторые  исследователи полагают, что эти группы кавказских языков находятся в родстве между собой, происходят от одного предка – общего языка-основы, откуда произошел путем языковой дифференциации и ряд древних (ныне мертвых) переднеазиатских языков (шумерский, протохетский, хурритский, урартский, эламский), а также нынешний баскский язык, однако эта гипотеза в настоящее время вызывает весьма скептическое отношение к себе со стороны многих ученых и не имеет строго научного обоснования.

Исследователи начало распада  единого языка-основы картвельских языков датируют началом II тыс. до н.э. В это время получило первые импульсы выделение сванского, существующее же долго и после этого картско-занское (мегрело-чанское) языковое единство распалось, по видимому, в VIII в. до н.э.

Следует отметить, что многие лексические инновации картского (грузинского) и мегрело-чанского, которыми они совместно отличаются от сванского, могли возникнуть лишь в эпоху после середины II тыс. до н.э. Речь идет об обозначении технических и культурных достижений, с которыми эти племена ознакомились лишь в означенный период, а также лексических явлениях, появившихся вследствие контакта южным хетто-хурритским миром.

Поскольку у картско-занской  группы картвельских племен наблюдаются  контакты с южным переднеазиатским миром (хетты, хурри-урартийцы), она, видимо, занимала сравнительно южные области нынешней Грузии и частично территории, находившиеся еще южнее (в частности в северо-восточной Малой Азии, где впоследствии мы также находим картвельские племена). Что касается сванской группировки, ее уже во II тыс. до н.э. следует локализовать в северной части распространения грузинских племен, хотя в это время, так же как и в I тыс. до н.э., они, видимо были широко распространены не только в горной, но и низменной частях Западной Грузии. К такому выводу приводит нас, в частности изучение древней топонимики данного края. Например, даже название «Ланчхути» считается сванским. Сванскую этимологию находят в наименовании крупных центров – Сухуми (груз. Цхуми – ср. сванск. Цхум – рцхила). К выводу о широком распространении сванского населения на территории Западной Грузии приводит также анализ сведений античных писателей; выясняется, в частности, что сванский элемент подразумевается, в основном, в часто упоминаемых в древности в Западной Грузии племенах гениохов.

По вопросу распространения  грузинских племен в южном направлении  нельзя не привлечь материал о малоазийских мушках и табалах. Их, как известно, часто упоминают в первую очередь  ассирийские надписи VIII-VII вв. до н.э. В этих племенах мы можем усмотреть распространившиеся далеко на юго-запад отдельные грузинские племена. В значительной степени хеттизировавшись, в дальнейшем они (в частности мушки) сыграли определенную роль в возникновении восточногрузинской государственности.

В настоящее время  у грузин, как и многих других народов, существуют субэтнографические группы, в частности существуют такие  как: мегрелы, картлийцы, кахетинцы, хевсуры, пшавы, тушины, мтиулы, мохевцы, джавахи, месхи, имеретинцы, рачинцы, лечхумцы, сваны, гурийцы, аджарцы, ингилойцы, таойцы, шавшетцы, пархальцы, имерхевцы и др.

Указанные наименования грузин, фактически, связаны и происходят от названия той или иной местности  их исторического проживания на территории Грузии (См. Приложенную «Карту основных исторических провинций Грузии»).

Следует заметить, что  такие субэтнографические группы грузин, как сваны и мегрелы, владея общегосударственным  и общенациональным грузинским языком, используют также мегрельский и  сванский языки, составляющие бесценное  языковое и культурное богатство всего грузинского народа.

Грузины распространенны  с древности, как в пределах современных  границ Грузии, так и на более  обширной территории границ исторической Грузии.

В частности, и сейчас, этнические грузины (пархальцы, таойцы, шавшетцы, имерхевцы, аджарцы и др.) проживают, уже в значительно сокращенном числе, на территориях «Тао-Кларджети» в исторической части Юго-Западной Грузии. Данные обширные территории Грузии с грузинским населением, вошли в пределы государственных границ современной Республики Турция.

Кроме этого, грузинские племена с глубокой древности (в  частности, халибы, о которых есть упоминание в Библии, как о создателях металлургической культуры) проживали  по направлению Восточной части  Анатолии, в северо-восточной Малой Азии, охватывая Понтийские горы и близлежащие территории, что в современной Республике Турция.

На этой территории проживают  потомки грузинских племен, которыми являются нынешние лазы (чаны), распространенные вдоль побережья Черного моря в его юго-восточной части, говорящие (как и грузины мегрелы) на родственном грузинскому мегрело-лазском (мегрело-чанском) языке, и являющиеся носителями картвельской культуры.

Так называемые «ингилойцы», сравнительно уже небольшая, этническая группа восточных грузин проживает на территории исторической части Восточной Грузии (Эрети), в нынешней Республике Азербайджан (совр. Закатальский район).

Грузины, как свидетельствуют  и армянские исторические хроники (Фавстос Бузанд, Ованес Драсханакертци и др.), следы материальной культуры, были распространены и на исконных грузинских территориях в Южной части Грузии (Квемо-Картли), в районах Лоре и Ташири, которые теперь составляют северную часть Республики Армения. 

В настоящее время, значительное количество этнических грузин, проживает в Иране, в ряде его провинций Фейредан, Мазендаран, Гилян и др., насильно переселенные туда из Восточной части Грузии (Кахети-Эрети) в начале 17 века иранским шахом Абассом I. Указанная группа грузин, несмотря на то, что находится длительное время (около 400 лет), далеко от исторической Родины, и в современное время, сохраняет свое этническое самосознание, грузинский язык и культуру.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

 

В настоящее время  общая численность грузин составляет около 4 млн. чел.не смотря на долгую историю грузинского народа,  Процесс национальной консолидации грузинской нации еще далек от завершения: под общим названием объединено около 20 субэтносов, причем проживающие в Западной Грузии сваны и мегрелы настолько отличаются в языковом и культурном плане от остального грузинского населения, что правильнее было бы рассматривать их как отдельные народы. Поэтому является вполне обоснованным мнение тех ученых (Дж. Хьюитт и др.), которые предлагают использовать для обозначения формирующейся грузинской нации не термин "грузины" , а самоназвание "картвелы", которое включает в себя говорящих на языках картвельской группы (но не взаимопонятных между собой) грузин, мегрелов и сванов.

Не высокий уровень  консолидации грузинской нации объясняется  тем обстоятельством, что как справедливо констатирует историк и видный политический деятель постсоветской Грузии Г. Мамулия, она начала зарождаться совсем недавно: лишь в XVIII в., после того, как находившаяся в течение нескольких столетий (с ХIII в.) в тупике социального развития Грузия была включена в пределы Российской империи (165, с.153-155). Формирование грузинской нации имело многочисленные и специфические особенности, которые оказали самое непосредственное влияние на современный грузино-абхазский конфликт и на происходящие в постсоветской Грузии общественно-политические процессы.

К моменту включения  в состав Российской империи население  современной Грузии отличалось чрезвычайной дробностью. Историческая Восточная  Грузия была населена многочисленными  субэтническими группами (картлийцы, кахетинцы, мохевцы, мтиулы, пшавы, тушины, хевсуры и др.), в основном говорившими на взаимопонятных диалектах грузинского языка.

Информация о работе Этногенез грузинского народа