Этнического самосознания греков в поэмах Гомера «Илиада», «Одиссея

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 00:44, реферат

Описание работы

Национальная психология представляет собой особый феномен общественной жизни, точнее, социальной психологии и включает в себя «психологические черты и свойства, совокупность которых обозначается понятиями психического склада нации или национального характера».
Национально-психологические особенности отражают динамическую черту национальной психологии.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………….… 3 стр.
Глава 1. Этническое самосознание современных греков. Поэмы Гомера как фактор духовного и культурного единения народа………………4 стр.
§ 1.1. Этническое самосознание современных греков ………………..... 4 стр.
§ 1.2. Культура Греции. Поэмы Гомера «Илиада», «Одиссея»…………. 5 стр.
Глава 2. Национальные черты греков в образах героев «Илиады» и «Одиссеи»………………………………………………………………….. 8 стр.
§ 2.1. Темперамент и система ценностей греков………………….…….. 8 стр.
§ 2.2. Основные поведенческие черты греков………………………..….10 стр.
Заключение……………………………………………………………….. 12 стр.
Список используемой литературы…………………………………….. 13 стр.
Список используемых источников……………………………………. 13 стр.

Файлы: 1 файл

Этническое самосознание греков.doc

— 75.00 Кб (Скачать файл)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«БЕЛГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(НИУ «БелГУ»)

 

ИСТОРИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

 

 

 

ЭТНИЧЕСКОЕ САМОЗНАНИЕ ГРЕКОВ В ПОЭМАХ ГОМЕРА

«ИЛИАДА»,  «ОДИССЕЯ»

реферат

студентки заочного отделения 5 курса группы 070851

специальность 050401.65 «История»

Гончаровой Юлии Александровны

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

БЕЛГОРОД 2013

Содержание

Введение………………………………………………………………….… 3 стр.

Глава 1. Этническое самосознание современных греков. Поэмы Гомера как фактор духовного и культурного единения народа………………4 стр.

§ 1.1. Этническое самосознание  современных греков ………………..... 4 стр.

§ 1.2. Культура Греции. Поэмы Гомера «Илиада», «Одиссея»…………. 5 стр.

Глава 2. Национальные черты греков в образах героев «Илиады» и «Одиссеи»………………………………………………………………….. 8 стр.

§ 2.1.  Темперамент и система ценностей греков………………….…….. 8 стр.

§  2.2.  Основные поведенческие черты греков………………………..….10 стр.

Заключение……………………………………………………………….. 12 стр.

Список используемой литературы…………………………………….. 13 стр.

Список используемых источников……………………………………. 13 стр.

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Национальная психология представляет собой особый феномен общественной жизни, точнее, социальной психологии и включает в себя «психологические черты и свойства, совокупность которых обозначается понятиями психического склада нации или национального характера». 
Национально-психологические особенности отражают динамическую черту национальной психологии. Поэтому изучение их приобретает важное значение для организации практической деятельности в социальной и политической сферах при решении собственно национальных и общих проблем взаимодействия разных групп населения в обществе, а также в разработке теоретических проблем наций и национальных отношений. 
Различие национальных особенностей раскрывается в их «действительном функционировании. 
      Население Греции имеет ряд общих национальных, психологических, закрепленных в формах поведения, бытовых и других черт и особенностей, истоки которых коренятся в далеком прошлом и являются результатом исторического развития страны.

Цель работы: проследить основные черты этнического самосознания греков в поэмах Гомера «Илиада», «Одиссея».

Задачи:

    • изучить национальное самосознание современных греков;
    • рассмотреть современную культуру Греции  и основные исторические факты о поэмах Гомера «Илиада», «Одиссея»;
    • рассмотреть черты темперамента и системы ценностей греков в образах основных героев поэм Гомера «Илиада», «Одиссея»;
    • рассмотреть основные поведенческие черты греков в образах основных героев поэм Гомера «Илиада», «Одиссея».

 

Глава 1. Этническое самосознание современных греков. Поэмы Гомера как фактор духовного и культурного единения народа.

§ 1.1. Этническое самосознание современных греков

Представители этой нации инициативны  и деловиты. Они стараются решить проблему сразу, без лишних согласований. Греки трудолюбивы. Грекам свойственны  мужество и стойкость. Высокий героизм  проявляли греки когда боролись против турецкого господства и против гитлеровских оккупантов в годы Второй мировой войны. В этом проявилось свободолюбие греческого народа. Греческий народ очень изобретателен, обладающий пытливым умом и творческим талантом. Греция дала человечеству всемирноизвестных ученых, философов, ученых, мыслителей, писателей, поэтов, художников, скульпторов, архитекторов, таких как Гомер, Сократ, Платон, Пифагор, Гиппократ, Софокл, Геродот, Аристотель и многих других.  Интеллектуальная работа есть предмет преклонения.

Добросовестность грек компенсирует изобретательностью, находя окольные пути для достижения успеха.

Греки умеют наслаждаться жизнью в  полной мере. Они желают приятно  проводить время и жить в свое удовольствие здесь и сейчас! Грек может растратить месячное жалование на одну  единственную пирушку и провести оставшееся до получки время без гроша в кармане, но зато с довольной ухмылкой на лице.

Греки умудряются получать удовольствие даже в таких ситуациях, которые  повергают другие народы в глубокое уныние. Греки – жизнерадостный народ. Они любят шутки, меткое слово. Ни один воскресный день или праздник не обходится без музыки и танцев.

Индивидуализм – главная черта, характеризующая греков, что делает невозможной любую попытку рассортировать их по полочкам и навесить ярлычок  на греков как нацию.

«Я» - любимое слово греков. Когда  грек задает риторический вопрос «А ты знаешь, кто я?», он явно считает себя центром вселенной. Как объяснял один старичок из Дельф, все очень  просто: «Земля -центр Вселенной, Греция - сердце Земли, Дельфы - центр Греции и, следовательно, пуп Земли, я - глава Дельф, следовательно, я - центр Вселенной».

Греки также обнаруживают чрезвычайную страсть к свободе выбора –  что делает их абсолютно невосприимчивыми к пониманию слов «дисциплина», «координация»  или «система».

Среднестатистический грек имеет свои собственные определенные взгляды на все – от полетов в космос до цен на помидоры. Ему также нравится философствовать на тему жизни и природы вообще, с использованием банальных афоризмов – занятие, которое получило название «винной философии», поскольку напоминает праздную болтовню пьяных бездельников.

§ 1.2. Культура Греции. Поэмы Гомера «Илиада», «Одиссея»

В сравнении с классической, современная  греческая культура – всего лишь короткая патетическая сноска в монументальном фолианте. Однако если судить о ней как таковой, без бремени классического наследия, она не так уж и незначительна.

Греческие писатели и поэты (среди которых есть два  нобелевских лауреата) создали и  продолжают создавать произведения, которые могли бы оказать значительное влияние на мировую литературу, если были бы написаны на языке, который понимал хоть кто-нибудь, кроме греков. Композиторы, артисты и художники чаще получают международное признание за свои произведения. Фактически обычно они сначала получают признание за рубежом, и лишь потом уже рукоплескания соотечественников. Но, как известно, так было не всегда.

Начиная с X в. до н.э. у древних греков закрепилось самосознание себя как единой народности. С этого времени они начинают называть себя эллинами, а общую совокупность всех заселенных ими мест и образованных там полисов — Элладой. Важным фактором их культурного, духовного единения были общая мифология с единым пантеоном олимпийских богов и одинаково чтимый всеми греками гомеровский эпос -поэмы «Илиада» и «Одиссея».

Произведения  Гомера, поэмы "Илиада" и "Одиссея", являются первыми по времени известными нам памятниками древнегреческой  литературы и вместе с тем вообще первыми памятниками литературы в Европе. Содержа в себе огромное количество разного рода сказаний и будучи весьма значительными по размеру, эти поэмы не могли появиться внезапно, в виде произведения только одного гениального писателя. Если даже они и составлены одним поэтом, то составлены на основе многовекового народного творчества, в котором современная наука устанавливает отражение самых разнообразных периодов исторического развития греков. Записаны были эти произведения впервые только во второй половине VI в. до н.э.     Следовательно, народные материалы для этих поэм создавались еще раньше, по крайней мере, за два или за три века до этой первой записи.                         
Сюжетом гомеровских поэм являются разные эпизоды троянской войны. Греки в течение многих веков вели войны в Малой Азии. Однако именно война с Троей особенно запечатлелась в памяти древних греков, и ей было посвящено много разных литературных произведений.                            
      Долгое время события, описываемые в поэмах Гомера, считались вымыслом, красивыми легендами, облеченными в прекрасные стихи, не имеющие под собой никакой реальной основы. Однако археологу любителю Генриху Шлиману посчастливилось после многих неудач раскрыть напластования древних городов на холме Гиссарлык в Малой Азии (на территории современной Турции), где некогда стояла "Священная Троя" Гомера. После этого успеха Шлиман приступил к раскопкам Микен и Тиринфа, древних городов, упоминавшихся в поэмах Гомера. Он открыл множество исключительных по своему историческому значению памятников, и его открытия положили начало изучению микенского периода истории Греции. 
      Усилиями археологов, историков и филологов была воссоздана широкая картина жизни древнегреческих племен в догомеровскую и гомеровскую эпохах. Однако в поэмах Гомера встречаются упоминания о железном оружии, которого микенская эпоха еще не знала. По видимому героический эпос древних греков складывался постепенно на основе исторической реальности нескольких эпох и окончательно оформился в VIII веке до н.э. Но среди многочисленных литературных произведений древности, дошедших до нашего времени, ни одно из них не оказало такого сильного влияния на дальнейшее развитие общечеловеческой культуры, как "Илиада" и "Одиссея".

 

 

 

 

Глава 2. Национальные черты греков в образах героев «Илиады» и «Одиссеи»

«Илиада» принадлежит к тем  сочинениям, на которых строится исходное самосознание этноса. С «Илиады» и «Одиссеи», второй поэмы Гомера, в европейской культурной традиции начинается собственно литература (Библия всегда будет пониматься прежде всего как богоданное священное писание). Объем поэм, их состав и, прежде всего, те глубинные смыслы, которые автор сумел вложить в свои образы, дают зарождающейся европейской культуре столь мощный импульс, по сравнению с которым все последующее литературное творчество не раз представлялось интеллектуалам неизбежным регрессом.

§ 2.1. Темперамент и система ценностей греков

Самоконтроль хоть и был изобретен  древними спартанцами, не только неизвестен современным грекам, но и абсолютно  непонятен. Они все делают со страстью - веселятся и печалятся. Они кричат, вопят, разражаются напыщенными тирадами, неистово проклинают судьбу одинаково по поводу важных и не очень важных обстоятельств. Ни одно чувство не считается слишком личным, чтобы остаться невыраженным. Их страсти не знают границ. Такая бьющая ключом несдержанность часто выливается в жгучую потребность выразить себя в какой-нибудь физической форме.

С раскаленностью греческого темперамента органично сочетается лед общеизвестного безразличия греков ко всему, что  связано с улучшением общественной жизни или к любому достойному делу.

Согласно международному исследованию, греки самая неуверенная в  себе нация в мире. Они боятся видеть себя такими, какие они есть на самом деле, они страшатся ответственности  за свои действия - и потому не способны посмеяться над собой. Прячась за фасадом внешнего достоинства, они пытаются скрыть свои сомнения, свою неуверенность любыми способами. Они боятся, что их посчитают недостаточно серьезными, и чем больше недостатков они у себя находят, тем более помпезными и серьезными стараются казаться. Две трети греческого общества преследуемы мыслью «А что скажут другие?» и прячут свою истинную сущность.

Так например, главный герой «Илиады» Ахилл, юный фессалийский герой, сын  Целея и морской богини Фетиды яркий образец мощного и противоречивого греческого темперамента. Образ Ахилла носит типичные черты мифологического эпического героя, мужественного, храброго и отважного воителя, для которого самое главное - воинская честь. Гордый, вспыльчивый и самолюбивый, он участвует в войне не столько ради того, чтобы вернуть царю Спарты Менелаю его жену Елену, похищенную Парисом, сколько ради прославления своего имени. Ахилл имеет бушующий темперамент, который дополняется желанием отстаивать справедливость. Гнев его проявляется в самых бурных формах. Мстя троянцам за Патрокла, он заваливает их трупами русло реки Ксанфай бьется с самим богом этой реки (XXI, 1-327). Но этот же необузданный герой обладает благородным и даже нежным сердцем. Он защищает народ от возможных обид со стороны сильных (I, 85-91). Он проявляет трогательную заботу о Патрокле. Наконец, полный гнева воитель смягчается, видя перед собой слезы и ужасную мольбу отца, пришедшего к нему за телом убитого им сына и напомнившего так живо о его собственном отце.

Другой главный герой "Илиады" - Агамемнон - тоже не так прост, как  его обычно представляли. Он деспотичен и даже бесчеловечен, жаден и труслив, но он от души скорбит по поводу поражения  своего войска, сам бросается в  бой и получает ранение, а, в конце  концов, бесславно гибнет от руки собственной жены; но и ему не чужды нежные чувства.

Самоуважение Philotimo – чувство собственного достоинства – та ценность, которую греки тщательно берегут и ставят выше всего другого. Оно подразумевает самоуважение, честь, совесть, уважение к другим, честную игру и долг. Обычно, взывая к чувству собственного достоинства, можно заставить грека подняться над обстоятельствами.

В данном случае можно привести в  пример троянского воителя Гектора, который выступает противником  Ахилла в поэме. Гомер изображает его с большой симпатией. Гектор является вождем троянского войска, и на него ложится вся тяжесть войны. В трудные минуты он всегда впереди всех и подвергается наибольшей опасности. Он обладает высоким чувством чести и пользуется общим уважением и любовью. "Радостью был он великой и граду всему, и народу" (XXIV, 706), - говорит про него вещая Кассандра.

§  2.2. Основные поведенческие черты греков

Греческие семейные узы настолько  крепки, что часто можно встретить  три или даже четыре поколения, живущих в одном доме или по крайней мере достаточно близко, чтобы можно было в буквальном смысле докричаться друг до друга. Старшее поколение пользуется в семье традиционным уважением, даже если уже прошло время, когда они держали в руках бразды правления и когда дети выполняли все их прихоти.

Греки обожают своих детей и  безгранично заботятся о них, пока те не найдут себе хорошую стабильную работу или не женятся. Отношения  с родителями редко прерываются, что бы ни случилось, и уж во всяком случае не деградируют до уровня вежливого знакомства, такого обычного для остального западного мира.

Моральные качества Одиссея во всей полноте раскрытые в "Одиссее" являются ярким примером вышеуказанных черт. В отличие от Ахилла и Гектора, Одиссей изображен немного в другом плане. Он тоже храбрый воин, но не это является определяющим в его характере. Не случайно его называют хитрым, умным, ловким, находчивым и изворотливым. Ведь именно ему принадлежит план с данайским конем, который помог окончательно подчинить Трою. И все-таки главная его черта - любовь к родной земле, его острову Итака, жене Пенелопе и сыну Телемаку. Ради этого он даже отказывается от возможности стать бессмертным, обещанной ему нимфой Калипсо (V, 209; VII, 256 - 258).

Так же стоит отметить персонажа "Одиссеи" и "Илиады" - Нестора. В поэмах Нестор предстает как умудренный годами старец, чья основная задача - помогать советами более молодым героям. Во время битвы он не раз ободряет греческих героев, взывая к их воинской чести; он подсказывает вождям идею вылазки в троянский лагерь, которую совершают Одиссей и Диомед. Нестор стар и почти не может сражаться. Зато он постоянно берет слово в совете вождей, с ним первым в трудную минуту советуется Агамемнон. В поэме "Илиада" Нестор становится своего рода персонифицированным авторитетом, воплощением традиции. Сходную роль играет и в "Одиссее", где к нему в поисках отца приходит сын Одиссея Телемах. Здесь Нестор опять-таки формально предстает как носитель прошлого знания, рассказывая Телемаху о войне и о возвращении героев. Приход Телемаха к Нестору осмысляется как приобщение юноши к героической традиции, воплощением которой является Нестор.

Информация о работе Этнического самосознания греков в поэмах Гомера «Илиада», «Одиссея