Этнические аспекты топонимии Черноморского казачьего войска

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2013 в 15:22, реферат

Описание работы

Находясь на стыке лингвистики, географии, истории, топонимика позволяет решать особые задачи, недоступные для решения методами только одной из вышеперечисленных наук. Невозможно дать правильную этимологию географического названия, только лишь переведя его с того или иного языка (задача лингвиста). Необходимо при этом учитывать привязку географического объекта к местности (задача географа), а также те исторические условия, в каких данный объект был наименован и переименован (задача историка).

Файлы: 1 файл

Этнические аспекты топонимии Черноморского казачьего войска.docx

— 22.51 Кб (Скачать файл)

 

 

Этнические аспекты топонимии  Черноморского казачьего войска

 

Топонимика (от греч. topos – место и onima – имя, название) – раздел языкознания, изучающий географические названия (топонимы), их значение и происхождение, ареал распространения, развитие и изменение во времени. Совокупность топонимов на какой-либо территории называется топонимией.

Находясь на стыке лингвистики, географии, истории, топонимика позволяет  решать особые задачи, недоступные  для решения методами только одной  из вышеперечисленных наук. Невозможно дать правильную этимологию географического  названия, только лишь переведя его  с того или иного языка (задача лингвиста). Необходимо при этом учитывать  привязку географического объекта  к местности (задача географа), а  также те исторические условия, в  каких данный объект был наименован и переименован (задача историка). Кроме  того, при изучении топонимии широко используются фактические данные и  методологический аппарат целого ряда других наук – этнографии, демографии, статистики, археологии, даже биологии (например, выявляется ареал распространения  растения, название которого легло  в основу топонима). Таким образом, топонимическое исследование есть всегда исследование комплексное с привлечением сведений из самых разных областей знания.

Ни одно мало-мальски серьезное  историческое исследование, от краеведческого очерка до научных монографий, не может  обойтись без использования топонимических сведений.

Кубань (как и вообще Северо-Западный Кавказ) издревле была местом расселения многих и многих народов. Проходили  века, тысячелетия, эпохи, одни народы сменяли другие. Какие-то из этих этносов  исчезли, растворились в соседних этносах, ассимилировались, или же переселились на другие земли. Потомки иных и поныне проживают здесь, на территории современных  Краснодарского и Ставропольского  краев, республик Адыгеи и Карачаево-Черкессии. "Молчат гробницы, мумии и кости, лишь слову жизнь дана…" писал Иван Бунин. Слово, увековеченное в топониме, доносит до нас историю далеких эпох и тех народов, которые дали жизнь слову.

Рамки настоящей лекции, к сожалению, не позволяют охватить весь топонимический спектр нашего региона за без малого три тысячелетия, где первые кубанские  топонимы встречаются уже в античных письменных источниках. Предлагаю посмотреть на топонимию Краснодарского края глазами  современного русскоязычного его жителя. Т.е. речь пойдет о славянской и, прежде всего, казачьей топонимии Кубани и об иноязычном влиянии на нее.

Топонимия казаков-некрасовцев.

После подавления восстания Кондратия  Булавина часть казаков-старообрядцев, участвовавших в восстании, переселилась с Дона на Кубань, где уже с  конца XVII века имелись старообрядческие поселения. По имени их предводителя булавинского полковника Игната Некрасова эти казаки стали называться некрасовскими казаками и составили особую субэтническую единицу. Известны названия основанных ими городков: Блудиловский, Голубинский, Чирянский (Чирский) – и слобод: Ирла, Зольник и др. В 70-е годы XVIII века, теснимые русским правительством, некрасовские казаки переселяются в Турцию. Их поселения просуществовали около 90 лет, не оказав заметного влияния на формирование топонимии Кубани. При заселении Кубани черноморскими казаками в конце XVIII века одно из казачьих селений, основанное в низовьях Кубани на месте бывшего некрасовского городка, и было названо Некрасовским. В 1843 году на реке Лабе была основана станица, названная Некрасовской. По легенде здесь также находился городок некрасовских казаков. После Октябрьской революции часть некрасовцев вернулась из Турции на Кубань, где ими в Приморско-Ахтарском районе было основано два хутора – Новонекрасовский и Новопокровский.

Топонимия черноморских казаков. Украинский след в кубанской  топонимии.

Итак, перейдем к рассмотрению топонимии  Черноморского казачьего войска.

В 1775 году по приказу Екатерины II генерал-поручик  П.А.Текели разрушает Запорожскую  Сечь. Запорожское войско было расформировано. Попытки образовать из бывших запорожцев пикинерские полки лишь только подстегнули исход казаков за Дунай, в турецкие владения. Но начавшаяся в 1787 году очередная русско-турецкая война вынудила русское правительство вновь обратиться к боевому опыту запорожских казаков. В 1787-1788 годах из бывших запорожцев формировались волонтерские команды, которые постепенно оформились в новое казачье войско. “Сначало войско, в отличие от неверных запорожских казаков, принявших покровительство Турции, было названо просто “Войском верных казаков”, а позже оно переименовано было в “Черноморское войско” по месту своих военных действий и жительства”. Первоначально черноморские казаки были поселены за Бугом. Затем по жалованной грамоте Екатерины II от 30 июня 1792 года они получают “в вечное владение состоящий в области Таврической остров Фанагорию со всей землею, лежащею на правой стороне реки Кубани от устья ее к Усть-Лабинскому редуту, так, чтобы с одной стороны река Кубань, с другой же - Азовское море служили границею войсковой земли”.

Область расселения черноморских казаков  на Кубани стала называться Черноморией. Наиболее значительное влияние на формирование славянской ойконимии (т.е. названия населенных пунктов) Черномории оказали названия запорожских куреней, в основном сложившиеся задолго до переселения черноморских казаков на Кубань. Большинство куренных названий возникло в XVII-XVIII веках. В Запорожском войске, согласно Реестру 1756 года, было 38 куреней. Вот их названия в современной русской транскрипции: Батуринский (Батуринськый), Брюховецкий (Брюховецькый), Васюринский (Васюринськый), Медведовский (Ведмедивськый), Величковский (Величкивськый), Вышестеблиевский (Вышестеблиевськый), Деревянковский (Деревянкивськый), Джерелиевский (Джереливськый), Динской (Донськый), Дядьковский (Дядькивськый), Ивановский (Иванивськый), Ирклиевский (Ирклиевськый), Калниболотский (Калниботськый), Каневской (Канивськый), Кисляковский (Кислякивськый), Конеловский (Конеливськый), Кореновский (Коренивськый), Крыловской (Крыливськый), Корсунский (Корсунськый), Кущевский (Кущивськый), Леушковский (Левушкивськый), Минской (Минськый), Мышастовский (Мышастовськый), Незамаевский (Незамаивськый), Нижнестеблиевский (Ныжчестеблиевськый), Пашковский (Пашкивськый), Переяславский (Переяславськый), Пластуновский (Пластунивськый), Полтавский (Полтавськый), Поповичский (Поповичивськый), Роговской (Рогивськый), Сергиевский (Сергийивськый), Тимошевский (Тымошивськый), Титаровский (Тытаривськый), Шкуринский (Шкуриньськый), Щербиновский (Щербынивськый), Уманский (Уманськый).

Эти куренные названия по своему происхождению  можно условно разделить на две  группы:

1. Название куреня – производное  от названий некоторых населенных  пунктов. Принято считать, что  каждый курень основывался выходцами  из той или ной местности,  откуда и получал свое название. Об этом пишет Д.И.Эварницкий: “Оставаясь на Низу, они (казаки - С.С.) мало-по-малу складывались в отдельные и небольшие группы, общины или курени, представлявшие на первых порах своего рода землячества: курень Батуринский, т.е. община земляков, вышедших из Батурина; курень Каневский, т.е. община земляков, вышедших из Канева; то же нужно сказать о куренях Крыловском, Переяславском, Полтавском, Уманском, Корсунском, Калниболотском, Стеблиивском, Донском и других”.

2. Некоторые курени получили  название по имени личности  – чаще всего основателя куреня  или атамана. Здесь представлена  целая галерея выдающихся деятелей  Сечи: Брюховецкий курень назван по имени Ивана Мартыновича Брюховецкого, избранного в 1663 году на “Черной раде” в Нежине гетманом; Поповичевский курень назван в честь гетмана Ивана Самойловича, которого называли гетманом-поповичем, так “Иван Самойлович был сыном священника западной стороны Днепра из села Красного”; Роговской курень - между ноябрем 1664 и февралем 1665 года “козаки... выбрали в кошевые Ивана Ждана или Рога”; Шкуринский курень назван в честь кошевого атамана Леско Шкуры . В конце 1664 - начале 1665 года был смещен “за то, что он знался с московскими воеводами Хитрово и Косаговым и не позволял козакам громить калмыков”. Его преемником становится атаман Рог.

Особо можно выделить Пластуновский  курень. Пластунами назывались казачьи  пехотинцы-разведчики. “По роду их деятельности, в дозоре или в тылу противника, им приходилось нередко  часами, не шелохнувшись, лежать пластом  на земле, слившись с окружающей местностью и вести наблюдение. Отсюда и название “пластуны”. Один из 38 куреней Запорожья  имел, по-видимому, наибольшее число  таких “охотников”, почему и получил  название Пластуновского”. Так пишет  краснодарский историк В.Н.Ратушняк. По мнению Л.И.Лаврова, известного советского этнографа и историка, название куреня могло происходить от фамилии: “В 1649 году в четырех разных полках армии Богдана Хмельницкого служили казаки по фамилии Пластун. Казаки Пластун и Пластуновский известны в Запорожье в 1773 г.”. На наш взгляд точка зрения Л.И.Лаврова выглядит более убедительно - название Пластуновского куреня также можно отнести к “именным названиям”.

По приходу на Кубань черноморские казаки (бывшие запорожские) сохранили  свои прежние сечевые названия куреней, прибавив к ним два новых. “Тридцать восемь куреней были тех же самых названий, какие существовали в Запорожском войске, - писал П.П.Короленко, - а два добавлены вновь, первый Екатериновский - в честь Императрицы Екатерины, а последний Березанский - в воспоминание взятия черноморцами турецкой крепости Березани”.

В марте 1794 года по жребию курени получают места для поселений. Первоначально  эти поселения так и назывались куренями, или куренными селениями, а с 1842 года согласно новому “Положению о Черноморском казачьем войске”  они стали называться станицами, так же как и в других казачьих войсках России. Куренные селения  получали названия от названий соответствующих  куреней, казаками которых заселялись.

Однако, первыми топонимами черноморских казаков на Кубани были не курени (куренные селения) и вероятно даже не войсковой  град Екатеринодар, а стихийно создаваемые слободки. В дореволюционной историографии Кубани на процесс возникновения казачьих слобод существует три основных точки зрения.

Е.Д.Фелицын считал, что “на вновь пожалованной земле семейные черноморцы остановились таборами и образовали сперва восемь временных селений: Захаровку, Тимофеевку, Андреевку, Константиновку, Антоновку, Стояновку, Онуфриевку и Алексеевку”.

Ф.А.Щербина указывает, что первоначально  “войсковые правители приурочили местожительство  населения... к 24 кордонам” и перечисляет  эти кордоны: Александровский, Елинский, Ольгинский, Славянский, Протоцкий, Копыльский, Петровский, Андреевский, Фанагорийский, при Сладком лимане, у колодцев р.Сасык, в устье Куго-Еи, Константиновский, Александрин, Павловский, Марьянский, Григорьевский, Платоногорский, у Бурлацкого брода, Воронежский, Великомарьевский, Екатеринодарский, Елизаветинский, Новоекатерининский. Но поскольку казачьенаселение, считает Ф.А.Щербина, искони привыкло к хуторским заимкам, то оно уходило в глубь степей, подальше от Кубани, и образовывало там хутора и мелкие селения. “Возникли разного рода Андреевки, Константиновки, Стояновки, Алексеевки, Захарьевки, Онуфриевки, Тимофеевки, Антоновки и другия, названия которых утратились потом бесследно”. Следует, однако, заметить, что далеко не все из названных слободок находились в “глубине степей подальше от Кубани и черкесов”. Захарьевка была основана на берегу Большого Карасуна, на месте будущего Пашковского куреня.

По мнению П.П.Короленко заселение  пограничья проводилось войсковым  правительством принудительным путем. “Прибывающие к Кубани переселенцы  смешанных куреней становились  таборами при кордонных постах, для  лучшего обеспечения на случай набегов  закубанских горцев... Вскоре таких таборов набралось десять. Кошевое управление назвало их селениями с наименованием: Онуфриевка, Константиновка, Стояновка, Киргизовка, Большая Киргизовка, Захарьевка, Тимофеевка, Чернолесска и Антоновка; для лучшего в них порядка, кошевой приказал жителям избрать в каждом селении атамана и писаря”.

Архивные изыскания современных  исследователей позволили выделить еще несколько подобных поселений. Б.Е.Фролов называет слободки: Журавлевка, Ангелинка, Видная, Малая Андреевка, Верхняя, Терновка, Шелестовка, Чернобровка, слобода “Бурлацкого броду”, слобода Васюринская и Некрасовское селение. Б.Е.Фролов отмечает также наличие целой группы частных слободок, появившихся в это время в Черномории, например, слободы атамана Захария Чепеги. В.А.Соловьев к первым черноморским слободкам относит основанную в 1793 году Ейскую слободку, а В.И.Шкуро упоминает о временном Чернобродском селении при реке Ее, где проживали семейные казаки разных куреней.

Когда в марте 1794 года состоялось распределение  мест под 40 куренных селений, то некоторым  из них достались для расселения места бывших казачьих слободок. Так, куреню Роговскому определили место в слободе Видной, Некрасовское селение Фанагорийской округи “назначили куреню Титаровскому”, Полтавское куренное селение в 1795 году было переселено в Андреевку, Пашковское - в Захаровку. Слобода Онофриевка, по документам 1794 года, стала называться Васюринской. По Б.Е.Фролову Васюринскому куреню в 1795 году “достались” также слободы Верхняя и Шелестевк.

Б.Е.Фролов считает, что “создание  куренных селений не привело к  ликвидации всех первых казачьих слобод, часть из них продолжала существовать еще несколько лет. В 1799 году войсковой  атаман Черноморского казачьего  войска Т.Т.Котляревский санкционировал создание близ Темрюкского гирла такого рода поселение. Место для поселения он счел весьма удобным и поэтому рекомендовал привлечь к заселению нового населенного пункта казаков Фанагорийского округа “кроме куренных селений во оном состоящих”. Название Т.Т.Котляревский предложил - селение Павловское, в честь царствующего в то время император.

Согласно архивным сведениям, найденым В.А.Соловьевым, селение Захарьевка (Захаровка) получило свое наименование в честь кошевого атамана Захария Алексеевича Чепеги. По аналогии можно сделать предположение, что селения Антоновка, Тимофеевка и Константиновка были названы соответственно по имени Антона Головатого, Тимофея Котляревского и Константина Кордовского. В основе большинства остальных названий слободок также лежит чье-нибудь имя. Здесь возможны два пути происхождения топонима: 1) название слободки имеет мемориальный характер, т.е. здесь увековечиваются имена ряда черноморских старшин и казаков в знак уважения; 2) название слободки имеет посессивный (владельческий) характер, т.е. здесь увековечиваются имена старшин и казаков именно как землевладельцев. Возможно, что во втором случае речь идет о частных слободках, упоминаемых Б.Е.Фроловым.

Интересны для исследований и запутаны дороги топонимики.


Информация о работе Этнические аспекты топонимии Черноморского казачьего войска